Файл: Захват заложников уголовноправовая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с ч. 3 ст. 206 УК РФ к ответственности привлекаются лица, которые совершили противоправное деяние организованной группой или повлекли по неосторожности смерть человека, а также иные тяжкие последствия.

По ч. 4 ст. 206 УК РФ квалифицируются деяния, если они повлекли умышленное причинение смерти человека.

Также в ст. 206 УК РФ содержится примечание в соответствии с которым лицо освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления и он добровольно освободил заложника или по требованию врачей.

Проблемным является отсутствие Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о захвате заложника» или включении положений в уже существующее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»2.

В принятом Постановлении или во внесённых изменениях следует отметить то, что понимается под захватом и удержанием:

«Захват заложника - спонтанное, противоправное, насильственное ограничение свободы хотя бы одного человека, которое совершено тайно или открыто».

Помимо этого следует определить понятие заложника:

«Заложником является физическое лицо, которое захвачено и (или) насильственно удерживается для удовлетворения требований, которые предъявляются со стороны виновного лица».

Примечание ст. 206 УК РФ следует несколько доработать. Так, представляется целесообразным установить временной период, в соответствии с которым лицо будет освобождаться от ответственности за добровольное или по требованию властей освобождение заложника. Данная мера является целесообразной, поскольку захват заложника может быть длящимся, в соответствии с чем, абсолютно нелогичным является освобождение от ответственности в любом случае.

Так, следует установить в положениях примечания ст. 206 УК РФ следующее:

«Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, удерживаемого менее 24 часов, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Приговором Хабаровского краевого суда от 30 апреля 2013 г. по делу № 2-53/2013, Ш. совершил удержание двух лиц в качестве заложников в целях понуждения государства совершить действия, как условие освобождения заложников с применением предмета, который используется в качестве оружия.


Из материалов дела следовало, что Ш. совершил удержание заложников с целью понуждения Управления МВД по Хабаровскому краю вызвать к нему оперуполномоченного отделения уголовного розыска из отдела полиции, а также бойцов ОМОН как условия освобождения заложников. В частности, он запер входную дверь изнутри, сообщил о том, что удерживает заложников и будет их удерживать до тех пор, пока их не освободят сотрудники ОМОНа1.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. по делу № 201-АПУ15-18, приговор суда был оставлен без изменения и апелляционная жалоба без удовлетворения.

Из материалов дела следовало, что В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 206 УК РФ за удержание лица в качестве заложника в целях понуждения государства в лице представителей власти определённые действия как условие освобождение заложника, с применением предмета, которые используется в качестве оружия. В свою очередь, адвокаты настаивали на том, что данное преступление было имитацией захвата заложника, однако, выводы суда первой инстанции были поддержаны Верховным Судом Российской Федерации2.

Таким образом, обобщив изложенное, следует отметить, что, несмотря на достаточно чёткую регламентацию статьи, существует достаточно много вопросов, которые позволило бы разрешить принятие Постановления Пленума, а также установления положения в примечании к ст. 206 УК РФ.
1.2. Субъект и субъективная сторона
Субъектом захвата заложника может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. При этом, не имеет значения, кто совершает захват заложника: гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Важным является наличие критериев субъекта преступления: вменяемости и возраста ответственности.

Вменяемость субъекта не отличается от общих положений, которые содержатся в положениях ст. 21 УК РФ. Ограниченная вменяемость также не может являться препятствием для привлечения к уголовной ответственности, несмотря на то, что влияет на определение ответственности.

Возраст лица также является достаточно важным критерием, в соответствии с которым лицо привлекается к уголовной ответственности. В соответствии с положениями ст. 20 УК РФ возрастом уголовной ответственности является 14 лет, что вполне целесообразно.



Среди лиц, которые совершают такое преступление, примерно 96% составляют мужчины. Несмотря на то, что данные лица совершают преступления, они характеризуются достаточно высоким уровнем образования, в соответствии с иными лицами, совершающими преступления. Для лиц, которые совершают преступления, характерно то, что они ищут проблемы во внешней среде. При этом, они готовы к обороне, являются эгоистичными и агрессивно-настроенными по отношению к другим.

Как указывает Скобина Е.А., Степченко К.А., лица, совершающие захват заложника совершается неустойчивым или злостным типом преступника. Неустойчивый тип преступника следует определять как лицо, которое совершает аморальные поступки в обществе, при этом, противоправное деяние совершается данным лицом впервые. Под злостным типом преступника понимается лицо, которое неоднократно совершало противоправные деяния1.

Огромное значение при предотвращении данного преступления имеет посредничество в переговорах, в соответствии с чем, третья сторона выступает в качестве регулятора конфликтной ситуации2.

В числе особенностей переговоров в части захвата заложника можно выделить следующие:

1. Стороны должны быть согласны на заключение соглашения.

2. Переговоры могут быть проведены и без острой необходимости, однако, тогда они будут неэффективными.

3. Каждая сторона имеет свой интерес.

4. Интерес выражается в потребности каждой стороны иметь что-либо.

5. Стороны должны согласиться с кандидатурой посредника и доверять ему.

Относительно субъективной стороны захвата заложника, следует отметить, что она представлена виной в форме прямого умысла. При совершении данного преступления захваты заложников характеризуются разнообразием мотивации, которая связана с личностными мотивами, а также в выдвижением политических требований.

Главным признаком захвата заложника является наличие специальной цели, которая заключается в принуждении государства, организации, гражданина в совершении какого-либо действия или воздержания от совершения какого-либо действия, что является условием освобождения заложника. Иными словами, виновный осознаёт, что осуществляет захват, удержание человека в качестве заложника, преследуя цель понудить государство, организацию или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

Умыслом виновного охватываются все действия, захват и последующее удержание заложника.

По своей сущности, захват заложника может быть как обдуманным, так и внезапно возникшими. Те мотивы, в соответствии с которыми происходит совершение противоправного деяния никаким образом не оказывают влияние на квалификацию содеянного.


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКА
2.1. Особенности квалификации захвата заложников и отграничения от смежных составов
Ответственность за похищение человека предусмотрена положениями ст. 126 УК РФ. Так, диспозиция ч. 1 ст. 126 УК РФ не раскрывает, что относится к похищению человека, но указывает, что похищение человека является наказуемым.

В свою очередь, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми»1 определено, что под похищением человека следует понимать незаконный захват, перемещение, последующее удержание в целях совершения другого преступления, либо по другим мотивам, которые не оказывают какого-либо влияния на квалификацию деяния.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие действия:

1) захват;

2) перемещение;

3) удержание.

Именно данные действия образуют объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 126 УК РФ.

Похищение человека может быть сопряжено с применением угроз, насилия, а также с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Помимо этого, похищение человека может быть путём обмана и злоупотребления доверием в целях перемещения, захвата и удержания лица.

Похищение человека считается оконченным с того момента, как происходит захват и перемещение лица, вне зависимости от его последующего удержания.

Одним из основных критериев отграничения состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ и ст. 206 УК РФ является объект преступного посягательства, который является разным в данных преступлениях. К тому же, данные преступления находятся в различных главах.

Непосредственным объектом похищения человека является личная физическая свобода, а непосредственным объектом захвата заложника является общественная безопасность.

Ещё одним критерием, в соответствии с которым происходит отграничение деяний, предусмотренных ст. 126 и ст. 206 УК РФ являются требования. Так, положения ст. 206 УК РФ указывают на то, что требования носят публичный характер и требование выдвигается неопределённой группе лиц. В свою очередь, при похищении человека, требования могут не выдвигаться вовсе или выдвигаться только похищенному или определённой группой лиц.


Безусловно, из смысла ст. 126 УК РФ не следует этого, однако в соответствии с анализом можно сделать вывод о том, что требования носят частно-правовой характер.

По мнению Л.А. Копенкиной, лица, которые осуществляют захват заложника действуют максимально открыто и не скрывают того, что они осуществляют противоправные действия. Также, своими действиями данные лица вызывают общественный резонанс, активно сотрудничают со СМИ, высказывают ультиматумы1.

При похищении человека в своём большинстве, всё происходит тайно. Преступники руководствуются личными целями и интересами, в соответствии с чем, не осуществляют никакой публичной деятельности.

Покрашенко И.В. указывает, что захват заложника осуществляется тайно, к примеру, в том случае, если в заложники берут близкого родственника, в целях использования его положения для влияния на принятие, к примеру, конкретного нормативного правового акта, или принятия какого-либо решения, отказа от него. В данном случае захватчика не выгодно, чтобы о захвате знали иные лица, однако, такое деяние является не похищением, а захватом заложника1.

Совпадение данных составов преступлений проявляется в том, что оба деяния совершаются с прямым умыслом, в качестве цели имеют понуждение к совершению каких-либо действий, которые возникают в соответствии с корыстными побуждениями.

Случается ситуация, когда похищение человека может перерасти в захват заложника. Так, изначально предъявляются одни требования, а впоследствии другие требования, которые попадают под деяние, предусмотренное составом ст. 206 УК РФ.

Возраст субъекта и в одном и в другом случае установлен - 14 лет.

В своём большинстве захват заложника осуществляется именно в общественных местах, тогда как похищение человека, в основном осуществляется в наиболее скрытых местах, однако, может быть и в общественных местах.

В соответствии с приговором Ленинского районного суда г. Тюмени от 29 сентября 2017 г. по делу № 1-863/2017, С. похитила человека заведомо несовершеннолетнего. Так, С. находясь в состоянии алкогольного опьянения увидела детскую коляску, в которой находилась несовершеннолетняя П. и убедившись в том, что рядом отсутствуют родители ребенка, решила похитить П.с целью наказания матери ребенка за то, что оставила ребёнка без присмотра в общественном месте. Реализуя преступный умысел С.из личных неприязненных отношений