Файл: Вопросы по теории государств и права Юриспруденция понятие и система. Место юриспруденции в системе гуманитарных наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.
Признаки механизма государства:
1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;
2) сложная структура;
3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;
4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
– органы представительной власти;
– органы исполнительной власти;
– судебные органы;
– контрольно-надзорные органы;
2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:
1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;
2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;
3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;
4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;
2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;
3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.
Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.
Признаки:
1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.
2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации.
3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.
4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.
Структура госаппарата может быть представлена следующими основными видами органов:
1) органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;
2) органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);
3) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).
Представленные выше понятия двух категорий дают возможность разобраться в сути их взаимосвязи. Тот факт, что государственный аппарат и механизм не являются идентичными, не оставляет сомнений. Однако многим людям непонятно, на основе чего представленные категории между собой разнятся. Необходимо начать с того, что механизм государства – это система официальных органов и учреждений. В данном случае говорится обо всех без исключения субъектах управленческого процесса. Государственный аппарат несколько отличается. Данная категория характеризует исключительно органы, которые хоть и наделены уникальными полномочиями, но значимых для страны решений не принимают, а сфера их деятельности ограничена рамками отраслевых нормативных актов. Иными словами, государственный аппарат – это часть механизма страны. Но дабы более детально разобраться в сути этих своеобразных категорий, нужно проанализировать их признаки.
Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства:
органы государственной власти (законодательные);
органы государственного управления (исполнительные);
органы суда и Прокуратура, призванные рассматривать и разрешать юридические дела и осуществлять правосудие;
Вооруженные Силы, ФСБ и МВД (силовые структуры);
дипломатические органы (посольства и консульства).
По такому критерию, как источник их легитимности, они подразделяются на:
органы, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства, они называются первичными (Президент, Федеральное собрание, Правительство, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);
органы, учреждаемые в установленном законом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного ранее вида государственных органов (администрация, аппараты), они называются вторичными.
На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные. По действию в пространстве государственные органы делятся на федеральные органы и органы субъектов Федерации. По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные.
К законодательным органам относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), областные думы, в местном самоуправлении - городские советы.
К исполнительным органам - Правительство, соответствующие министерства и ведомства, правительства и администрации субъектов РФ, в местном самоуправлении - городские и районные администрации;
К судебным органам - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, областные суды, районные суды и арбитражные суды субъектов РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.
7.Понятие, сущность и социальное назначение права. Основные концепции правопонимания.
Право – это система общеобязательных, формально определенных, установленных либо санкционированных и обеспечиваемых государством правил поведения (норм), выражающих общую волю и являющихся регулятором общественных отношений.
Признаки права:
Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:
1. Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
2. Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);
3. Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);
4. Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);
5. Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);
6. Системность (право является системой, состоящей из взаимосвязанных элементов).
7. Регулятивность (право является государственным регулятором общественных отношений)
Сущность права. По своей сущности право есть выраженная в законе или иных признаваемых государством источниках общая воля, содержание которой выделять две классификации:
а) общесоциальную: в праве выражена воля общества или большей его части.
б) узкосоциальную: в праве выражена воля определенных социальных групп.
В сущности права каждого государства выражены обе эти стороны в определенном соотношении.
Социальное назначение права состоит в упорядочении общественных отношений в целях обеспечения существования и развития общества.
Правопонимание – это мыслительный процесс, направленный на то, чтобы познать право и осуществить его оценку.
Субъектом правопонимания всегда будет выступать конкретное лицо, в силу этого правопонимание всегда будет субъективным. Объектом правопонимания выступает право, а содержанием выступает знание лица о его правах и обязанностях.
Все учения, которые существуют о праве, в той или иной степени формируют правопонимание.
Существуют следующие концепции правопонимания:
1) Естественная концепция говорит о том, что наряду с право, установленным государством, есть и те права, которые предоставлены человеку независимо от его государственной принадлежности. Поэтому, если законы государства противоречат естественному праву, то они должны быть изменены подобающим образом.