Файл: Производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 267
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основываясь на результатах выполнения заданий, выделяют группу риска: тех детей, у которых могут возникнуть сложности на начальных этапах обучения. Это дети, получившие по одной или нескольким методикам наиболее низкие баллы. Этот способ оценки помогает достаточно надежно выявить детей, которые могут в дальнейшем испытывать трудности в обучении и в адаптации к школе.
В качестве условной границы удобно использовать 10-процентный критерий: ребенок относится к группе риска, если по какой-либо из методик он оказался одним из 10 % самых «слабых». Например, если в классе 30 детей, то по каждой методике выявится 3 таких ученика. Суммарное же количество учеников, попавших в группу риска, может быть различным. Не исключен вариант, что по всем 4 методикам это окажутся одни и те же три ученика. Более вероятно, что «перекрытие» окажется только частичным. Совсем редко встречаются случаи, когда «перекрытия» нет совсем: по каждой из методик выявляется своя тройка наиболее «слабых», так что всего в группе риска оказывается 12 детей.
Дети, относящиеся к группе риска, нуждаются в особом внимании учителя. При этом важно учесть, по какой именно методике ребенок продемонстрировал низкий результат.
Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-либо указания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему.
С такими детьми полезно проводить групповые игры, специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия.
Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.п.).
Методика «Первая буква» выявляет готовность к овладению грамотой. Особо низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха.
Низкие результаты по методике «Рисунок человека», «Беседа о школе» говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) ребенка. У него может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить такого ребенка в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).
Если результаты низки по нескольким методикам, то желательно, чтобы школьный психолог провел детальное индивидуальное обследование ребенка и дал рекомендации учителю или наметил программу коррекционной работы.
22. Составление психолого-педагогической характеристики первоклассника.
Иргалиев Максим до поступления в школу не посещал дошкольное учреждение. 1.09.2022 года был зачислен в первый класс МБОУ Мендюкинская СОШ в возрасте 6 лет 11 месяцев и обучался по программе «Школа России» (традиционная общеобразовательная программа). На психолого – медико-педагогическую комиссию ученик направлен по решению педагогического совета. Заключение педагогического совета: «Недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала общеобразовательной программы». Семья ребёнка состоит из четырех человек. Мать – Игралиева Дарья Игоревна, окончила Профессиональное училище, работает продавцом. Отец – Иргалиев Сергей Анатольевич, работает грузчиком. Сестра- Игралиева Ирина Сергеевна, 8 лет, обучается во 2 классе МБОУ Мендюкинская СОШ. Семья проживает в частном доме, социально-бытовые условия удовлетворительные, материальное положение среднее. Режим дня школьника не соблюдается. Пропуски учебных занятий по неуважительным причинам отсутствуют. Вопросам воспитания и развития ребёнка в семье уделяется мало времени. В период обучения в 1 классе по учебно-воспитательному процессу было выявлено, что у Иргалиева Максима недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала. Внешний вид у школьника неопрятный, неухоженный. Со сверстниками общителен, предпочитает активные игры. Контактен с взрослыми, относится к ним уважительно; спокойно и внимательно воспринимает замечания учителя. Общая мотивация социальная, основанная на понимании общественной необходимости учения, «внешняя», по отношению к учёбе, - подчинение требованиям взрослых, учебно-познавательная мотивация развита недостаточно. В меру переживает за свои поступки, поведение; на критические замечания реагирует адекватно, старается исправиться. Двигательные функции сформированы соответственно возрасту (походка
устойчивая, координация не нарушена, ловкость движений в норме). Слабо развита мелкая моторика рук, точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев ещё не совершенны. Ведущая рука правая. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны хорошо. У Иргалиева Максима недостаточно полный объём знаний и представлений об окружающем мире. В игровой деятельности нарушений нет, ребёнок умеет подчиняться общим правилам игры. Учебная деятельность на низком уровне. Школьник знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Испытывает сложности при овладении программного материала, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по обучению грамоте, математике, азбуке. У школьника преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое развито ещё не в полной мере. Ребёнок испытывает трудности в дифференциации общего и различного, осуществляя умственные операции сравнения, обобщения, классификации. При назывании четвёртого лишнего предмета ученик не может правильно определить признак обобщения (например, «Лишняя на картинке «лошадь», потому что остальное – это всё паровоз, истребитель, корабль»), долго размышляет. Максиму требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Максим самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, но не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Мальчик не принимает активное участие в ходе урока, так как неуверен в правильности своих ответов. У Максима лучше развита зрительная память. Прочность запоминания словесного материала, цифр, букв низкая. Воспроизведение учебной информации (правил, текстов, содержания задач) часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не может. Объём оперативной и долговременной памяти не соответствует в полной мере возрастным нормам. Доминирует непроизвольное запоминание. Общий темп деятельности медленный. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – спокойный, уравновешенный. Способность к волевому усилию несколько снижена, так как часто не доводит начатое дело до конца.
Уровень развития речи ребёнка не соответствует возрастной норме
Анализ собственной деятельности в период практики, систематизация и обобщение результатов, написание отчета
В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.
Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учете их возрастных и индивидуальных особенностей, – необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.
Содержание педагогической практики:
Производственная практика проводится в форме профессиональной работы студентов в школах разного типа.
Я проходила свою педагогическую практику в МБОУ «Мендюкинская СШ» Московская область Зарайский район д. Журавна. В течение недели я ходила на уроки к этому классу, из классного журнала я узнала о успеваемости каждого из учеников.
За время практики я ознакомилась с деятельностью учителя начальных классов, Елена Николаевна давала мне советы по проведению уроков, в свою очередь я к ней прислушивалась.
В первые дни практики было трудно страшно давать уроки, но после проведения первого урока на уроки ходила с радостью. Учитель старался оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка, литературы, математики. Работа с этим учителем многому научила меня. Я старалась также быть полезной ей.
В этой школе педагогический коллектив дружный, развито сотрудничество и взаимопомощь. Еще раз я убедилась в том, что учитель должен придерживаться правильным манерам общения, быть уважительным не только со своими коллегами, но и с детьми.
Необходимо отметить и то, что дети, если можно так сказать, помогли мне пройти эту практику на отлично, хорошо вели себя на уроках, обращались на «ВЫ», одним словом, воспринимали как учителей.
К каждому уроку я тщательно готовилась. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них.
В рамках уроков я часто использовала творческие задания, чему учащиеся были всегда очень рады. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.
На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру.
По собственной инициативе я стала посещать уроки параллельного класса.
За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива.
За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.
1