Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
ства на строительство, поскольку отпадают расходы, связанные с освоением новой строительной площадки, строительством коммуникаций и др.
Политика партии в этом вопросе нашла отражение в Отчетном докладе Центрального Комитета XXIV съезду КПСС, где сказано: «Опыт показывает, что, как правило, экономически выгодней обеспечить прирост продукции путем реконструкции и технической модернизации пред приятий. Но все еще слишком большая доля средств на правляется на новое строительство и явно недостаточ ная — на модернизацию производства, обновление обо рудования, в результате реконструкция многих заводов недопустимо затягивается. В новой пятилетке должен быть сделан большой упор на расширение и реконструк цию действующих предприятий» *.
Новое строительство может возникнуть только при ос воении производства в новых районах и в тех случаях, когда действующее предприятие ограничено в своем рас ширении и не может обеспечить требуемого выпуска продукции.
До экономической реформы источником финансирова ния капитальных вложений служили преимущественно
ассигнования из бюджета, которые выдавались по су ществу безвозвратно. В дальнейшем предприятия без возмездно пользовались вновь созданными основными фондами. Это приводило к тому, что предприятия стре мились получить от государства' больше средств на ка питальные вложения, не заботясь в то же время об их эффективном использовании.
Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС разрешил вопрос о финансировании капитальных вложений за счет введения следующих источников:
во-первых, за счет образования на предприятиях фон да развития производства, предназначенного для финан сирования капитальных вложений на внедрение новой техники, механизацию и автоматизацию, модернизацию оборудования, обновление основных фондов и др.;
во-вторых, за счет установления долгосрочного бан ковского кредитования капитального строительства, в
первую очередь на действующих предприятиях и на стройках, имеющих сравнительно короткие сроки окупа емости (до 5 лет).1
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 63.
150
Фонд развития производства образуется за счет: час ти амортизационных отчислений (см. § 6-2), предназна ченных для полного восстановления основных фондов (которые раньше целиком вносились в бюджет), отчис лений от прибыли предприятий, выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества, числящегося в соста ве основных фондов. Норматив отчислений в фонд раз вития производства от амортизации, предназначенной для полного восстановления основных фондов, установ лен для предприятий Министерства радиопромышленно сти в размере 40% от этой части амортизации. Нормати вы отчислений от прибыли в фонд развития производст ва устанавливаются министерствами по согласованию с междуведомственной комиссией при Госплане СССР. При этом нормативы устанавливаются в процентах к стоимости основных производственных фондов за каж дый процент увеличения объема реализации продукции по сравнению с предыдущим годом и за каждый процент расчетной рентабельности по примеру отчислений в фонд материального поощрения (см. § 8-5).
Если для осуществления мероприятий предприятию не хватает своих средств из фонда развития производст ва, то Госбанк СССР и Стройбанк СССР предоставляют ему кредиты (сроком до 6 лет со дня выдачи первой ссу ды). Эти кредиты идут на внедрение новой техники, ме ханизацию и улучшение технологии производства, обнов ление оборудования, автоматизацию производственных процессов, модернизацию оборудования и другие меро приятия по техническому совершенствованию и улучше нию организации производства, по научной организации труда, а также на расширение организации производст ва товаров народного потребления и улучшение их ка чества.
При решении вопроса о выдаче кредита банки учиты вают срок окупаемости капитальных вложений (см. § 10-2) за счет ожидаемой прибыли (экономии) от кре дитуемых мероприятий, а по кредитам на увеличение производства товаров народного потребления также и за счет 50% налога с оборота от реализации этих товаров.
Капитальные вложения по централизованному плану на реконструкцию и расширение действующих предпри ятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, осуществляются за счет собственных средств, а в недостающей части, непокры
151
ваемой этими средствами, — за счет кредита Стройбанка
СССР. Реконструкция действующих предприятий за счет ассигнований из государственного бюджета допускается только с разрешения Совета Министров СССР.
В процессе планирования капитального строительст ва возникает ряд важных вопросов, требующих правиль ного решения.
1. Посредством капитального строительства воспол няется недостающая мощность — разница между мощно стью, потребной для выполнения производственного за дания, и наличной (располагаемой) мощностью. Величи на этого разрыва в значительной мере зависит от того, какие нормы приняты в основу расчетов. Из приведен ных ранее расчетных формул (6-5) — (6-8) видно, что съем продукции зависит от норм времени на операции и уровня выполнения их. В расчетах по строительству но вых мощностей должны быть приняты максимально про грессивные нормы с учетом достижений науки, передово-^ го опыта производства и возможности освоения его на вновь строящихся объектах. Практически в качестве та ких норм принимаются нормы, прочно освоенные наибо лее передовыми группами рабочих. Применение в расче тах. заниженных норм совершенно недопустимо, так как это приводит к искусственному увеличению объема ка питального строительства и ненужным затратам госу дарственных средств.
2. Правильное соотношение между заканчиваемым и вновь начинаемым строительством. Для непрерывного наращивания производственных мощностей нельзя до пускать распыления средств, отпущенных на капиталь ное строительство, по многим объектам без ввода в дей ствие новых мощностей, что равносильно омертвлению этих средств.
Поэтому в планировании капитальных работ необхо димо добиться концентрации фронта строительства, со средоточения финансовых, материальных и других ресур сов на первоочередных объектах с целью ускорения вво да их в действие.
3. Важное значение имеет план ввода в действие но вых, а также реконструируемых и расширяемых объек тов. От этого зависит реальный прирост производствен ных мощностей, который учитывается при назначении плана по выпуску продукции. Во избежание разрыва необходимо сроки ввода в действие объектов строитель-
152
ства планировать в соответствии с требованиями произ водства. Для сдачи в срок пусковые объекты должны быть обеспечены в первоочередном порядке финансиро ванием, материальным снабжением, оборудованием, ра бочей силой.
4. Не меньшее значение имеет также вопрос очеред ности сдаваемых производственных мощностей. Напри мер, ввод в действие дополнительной мощности сбороч ных цехов действующего радиозавода без предваритель ной подготовки мощности заготовительных цехов не мо жет дать увеличения выпуска продукции. Опережение в пуске заготовительных и инструментального цехов по зволит создать необходимый запас полуфабрикатов, уз лов, деталей, инструмента для бесперебойного снабжения сборочных цехов в последующий период.
5. Объем капитальных работ в денежном выражении определяется на основании сметных расчетов, фактиче ское же финансирование строительства осуществляется с учетом заданного по плану снижения сметной стоимос ти работ. Следовательно, при невыполнении плана по снижению стоимости отпущенные средства не обеспечи вают выполнения всего объема работ. Во избежание это го необходимо своевременно мобилизовать резервы со кращения трудоемкости и снижения стоимости работ,
основными из которых являются: внедрение крупноблоч ного и крупнопанельного строительства с применением стандартных деталей, блоков и других конструктивных элементов, изготовленных на специализированных заво дах; комплексная механизация трудоемких процессов; внедрение поточных методов работы; использование местных строительных материалов и др.
6. В плане капитального строительства должно быть установлено строгое соответствие между отпущенными финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами. При материально-технической необеспеченно сти строительства отпущенные средства остаются неис пользованными, начатые объекты не заканчиваются и в результате этого задерживается выполнение плана по вводу в действие новых мощностей.
Основным рабочим документом, в котором конкрети
зируется план |
капитального строительства, является |
т и т у л ь н ы й |
с писок . В титульных списках перечисля |
ются все объекты строительства с указанием по каждому из них следующих данных: начало строительства, смет-
153
/
пая стоимость, затраты на работы, произведенные за предшествующий период, объем работ на планируемый период, срок ввода в действие, показатели вводимых производственных мощностей.
Планирование, финансирование и производство ка питальных работ базируются полностью на проектно сметной документации, разрабатываемой и утверждае мой в установленном порядке. По ранее действовавшим правилам различали три стадии проектирования промыш ленных предприятий: 1) проектное задание, 2) техниче ский проект, 3) рабочие чертежи.
По получении планового задания (заказа) вышестоя щей организации начинается разработка проектного за дания, в котором дается экономическое обоснование вы бора района и пункта строительства, источников мате риально-технического снабжения, электроснабжения, водоснабжения и других коммуникаций. Кроме этого, в проектном задании определяются общие размеры пред приятия, состав цехов и ориентировочная стоимость стро ительства по укрупненным нормативам.
После утверждения проектного задания начинается вторая стадия проектирования — разработка техническо го проекта^ в котором показатели проектного задания конкретизируются и уточняются. В состав технического проекта входят: генеральный план размещения объектов на площадке, проекты по технологической части и строи тельной части в окончательном виде, подробная специ фикация оборудования, необходимая для размещения заказов, генеральная смета стоимости строительства, экономическая часть с обоснованием всего проекта и проектной себестоимости продукции строящегося пред приятия. На последней, третьей, стадии проектирования разрабатываются рабочие чертежи, необходимые для производства строительно-монтажных работ.
В практике строительства последних лет применяют
двухстадийное проектирование, при котором технический проект объединен с проектным заданием и отдельно не составляется. При планировании производства и в рас четах за выполненные капитальные работы руководст вуются сметами на отдельные объекты, составленными по рабочим чертежам. Общая стоимость строительства определяется по сводной смете.
В области проектирования строительства .предъявля ются важные требования.
154
Основные задачи проектирования следующие:
а) обеспечение высокого технико-экономического уровня вновь строящихся предприятий с учетом рацио нальной специализации и кооперирования их, внедрение новейших достижений науки и техники и требований научной организации труда;
б) снижение стоимости строительства за счет устра нения излишеств в проектах, применения наиболее эко номичных типовых'проектов;
в) сокращение сроков проектирования путем внедре- ,ния комплексно-параллельного метода, при котором в работу по проектированию одновременно включаются участники всех специальностей (технологи, строители, сантехники, электрики и др.);
г) своевременная выдача рабочих чертежей в комп лектном виде для производства строительно-монтажных работ.
С развитием капитального строительства связаны и его организационные формы. Существуют два способа ведения работ:
а) хозяйственный способ, при котором работы ведут ся силами самого предприятия, организующего для это го собственное строительное хозяйство.
Применение хозяйственного способа целесообразно лишь при реконструкции предприятий и при небольшом объеме строительства;
б) подрядный способ, когда работы сдаются по дого вору специализированной строительной организации и предприятие только наблюдает за ходом выполнения ра бот.
По мере развития строительной индустрии в СССР
удельный вес работ, выполняемых подрядным способом, непрерывно увеличивается и в настоящее время достига ет 85% всех строительно-монтажных работ. Современ ные подрядные организации представляют собой круп ные постоянно действующие предприятия, располагаю щие мощным парком строймеханизмов и транспортных средств, подсобными предприятиями, подготовленными квалифицированными кадрами и способные вести капи тальные работы широким фронтом. Поэтому строитель ство новых крупных объектов, допускающее ведение ра бот широким фронтом и применение мощной строитель ной техники, ведется, как правило, подрядным способом. При этом основная строительная организация выступает
155
вкачестве генерального подрядчика и несет по договору
сзаказчиком ответственность за весь объем строительно монтажных работ по данному объекту. Для отдельных видов работ (сантехнических, электротехнических и др.) генеральный подрядчик привлекает специальные под рядные организации на правах субподрядчиков.
Вдокладе А. Н. Косыгина на сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС говорится, что «коренное улучшение капитального строительства требует проведения многих мероприятий в области финансирования, улучшения хоз расчетных взаимоотношений между подрядными органи
зациями и заказчиками, улучшения проектно-сметного дела и самого строительства»
Уже в настоящее время изменен сам принцип оценки деятельности строительных организаций не по количест ву затраченных средств (по промежуточным актам-про центовкам), а по фактически введенным в действие мощ ностям. Это мероприятие, взятое вкупе с другими, долж но повысить ответственность строительных организаций за своевременный ввод в действие новых мощностей.
Действующее Общее положение о министерствах
СССР закрепляет руководящую роль министерства в осуществлении капитального строительства отрасли на всех его стадиях, начиная с выбора направлений капи тальных вложений и кончая приемкой законченных объ ектов. Основные функции, выполняемые министерством в этой части, сводятся к следующему:
эффективное использование капитальных вложений, первоочередное направление их на техническое перево оружение действующих предприятий, улучшение межот раслевых и внутриотраслевых пропорций; ■
установление оптимальной мощности вновь строящих ся, реконструируемых и расширяемых предприятий и ут верждение соответствующих заданий на проектирование; разработка и утверждение титульных списков строек
в установленном порядке; контроль за ходом проектирования, обеспечение свое
временной разработки, сроков утверждения и выдачи стройкам необходимой проектной и сметной документа ции;1
1 Косыгин А. Н. Об улучшении управления промышленностью,
совершенствовании планирования и усилении экономического стиму лирования промышленного производства. М., 1965, с. 12.
156