Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ства на строительство, поскольку отпадают расходы, связанные с освоением новой строительной площадки, строительством коммуникаций и др.

Политика партии в этом вопросе нашла отражение в Отчетном докладе Центрального Комитета XXIV съезду КПСС, где сказано: «Опыт показывает, что, как правило, экономически выгодней обеспечить прирост продукции путем реконструкции и технической модернизации пред­ приятий. Но все еще слишком большая доля средств на­ правляется на новое строительство и явно недостаточ­ ная — на модернизацию производства, обновление обо­ рудования, в результате реконструкция многих заводов недопустимо затягивается. В новой пятилетке должен быть сделан большой упор на расширение и реконструк­ цию действующих предприятий» *.

Новое строительство может возникнуть только при ос­ воении производства в новых районах и в тех случаях, когда действующее предприятие ограничено в своем рас­ ширении и не может обеспечить требуемого выпуска продукции.

До экономической реформы источником финансирова­ ния капитальных вложений служили преимущественно

ассигнования из бюджета, которые выдавались по су­ ществу безвозвратно. В дальнейшем предприятия без­ возмездно пользовались вновь созданными основными фондами. Это приводило к тому, что предприятия стре­ мились получить от государства' больше средств на ка­ питальные вложения, не заботясь в то же время об их эффективном использовании.

Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС разрешил вопрос о финансировании капитальных вложений за счет введения следующих источников:

во-первых, за счет образования на предприятиях фон­ да развития производства, предназначенного для финан­ сирования капитальных вложений на внедрение новой техники, механизацию и автоматизацию, модернизацию оборудования, обновление основных фондов и др.;

во-вторых, за счет установления долгосрочного бан­ ковского кредитования капитального строительства, в

первую очередь на действующих предприятиях и на стройках, имеющих сравнительно короткие сроки окупа­ емости (до 5 лет).1

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 63.

150

Фонд развития производства образуется за счет: час­ ти амортизационных отчислений (см. § 6-2), предназна­ ченных для полного восстановления основных фондов (которые раньше целиком вносились в бюджет), отчис­ лений от прибыли предприятий, выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества, числящегося в соста­ ве основных фондов. Норматив отчислений в фонд раз­ вития производства от амортизации, предназначенной для полного восстановления основных фондов, установ­ лен для предприятий Министерства радиопромышленно­ сти в размере 40% от этой части амортизации. Нормати­ вы отчислений от прибыли в фонд развития производст­ ва устанавливаются министерствами по согласованию с междуведомственной комиссией при Госплане СССР. При этом нормативы устанавливаются в процентах к стоимости основных производственных фондов за каж­ дый процент увеличения объема реализации продукции по сравнению с предыдущим годом и за каждый процент расчетной рентабельности по примеру отчислений в фонд материального поощрения (см. § 8-5).

Если для осуществления мероприятий предприятию не хватает своих средств из фонда развития производст­ ва, то Госбанк СССР и Стройбанк СССР предоставляют ему кредиты (сроком до 6 лет со дня выдачи первой ссу­ ды). Эти кредиты идут на внедрение новой техники, ме­ ханизацию и улучшение технологии производства, обнов­ ление оборудования, автоматизацию производственных процессов, модернизацию оборудования и другие меро­ приятия по техническому совершенствованию и улучше­ нию организации производства, по научной организации труда, а также на расширение организации производст­ ва товаров народного потребления и улучшение их ка­ чества.

При решении вопроса о выдаче кредита банки учиты­ вают срок окупаемости капитальных вложений (см. § 10-2) за счет ожидаемой прибыли (экономии) от кре­ дитуемых мероприятий, а по кредитам на увеличение производства товаров народного потребления также и за счет 50% налога с оборота от реализации этих товаров.

Капитальные вложения по централизованному плану на реконструкцию и расширение действующих предпри­ ятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, осуществляются за счет собственных средств, а в недостающей части, непокры­

151


ваемой этими средствами, — за счет кредита Стройбанка

СССР. Реконструкция действующих предприятий за счет ассигнований из государственного бюджета допускается только с разрешения Совета Министров СССР.

В процессе планирования капитального строительст­ ва возникает ряд важных вопросов, требующих правиль­ ного решения.

1. Посредством капитального строительства воспол­ няется недостающая мощность — разница между мощно­ стью, потребной для выполнения производственного за­ дания, и наличной (располагаемой) мощностью. Величи­ на этого разрыва в значительной мере зависит от того, какие нормы приняты в основу расчетов. Из приведен­ ных ранее расчетных формул (6-5)(6-8) видно, что съем продукции зависит от норм времени на операции и уровня выполнения их. В расчетах по строительству но­ вых мощностей должны быть приняты максимально про­ грессивные нормы с учетом достижений науки, передово-^ го опыта производства и возможности освоения его на вновь строящихся объектах. Практически в качестве та­ ких норм принимаются нормы, прочно освоенные наибо­ лее передовыми группами рабочих. Применение в расче­ тах. заниженных норм совершенно недопустимо, так как это приводит к искусственному увеличению объема ка­ питального строительства и ненужным затратам госу­ дарственных средств.

2. Правильное соотношение между заканчиваемым и вновь начинаемым строительством. Для непрерывного наращивания производственных мощностей нельзя до­ пускать распыления средств, отпущенных на капиталь­ ное строительство, по многим объектам без ввода в дей­ ствие новых мощностей, что равносильно омертвлению этих средств.

Поэтому в планировании капитальных работ необхо­ димо добиться концентрации фронта строительства, со­ средоточения финансовых, материальных и других ресур­ сов на первоочередных объектах с целью ускорения вво­ да их в действие.

3. Важное значение имеет план ввода в действие но­ вых, а также реконструируемых и расширяемых объек­ тов. От этого зависит реальный прирост производствен­ ных мощностей, который учитывается при назначении плана по выпуску продукции. Во избежание разрыва необходимо сроки ввода в действие объектов строитель-

152


ства планировать в соответствии с требованиями произ­ водства. Для сдачи в срок пусковые объекты должны быть обеспечены в первоочередном порядке финансиро­ ванием, материальным снабжением, оборудованием, ра­ бочей силой.

4. Не меньшее значение имеет также вопрос очеред­ ности сдаваемых производственных мощностей. Напри­ мер, ввод в действие дополнительной мощности сбороч­ ных цехов действующего радиозавода без предваритель­ ной подготовки мощности заготовительных цехов не мо­ жет дать увеличения выпуска продукции. Опережение в пуске заготовительных и инструментального цехов по­ зволит создать необходимый запас полуфабрикатов, уз­ лов, деталей, инструмента для бесперебойного снабжения сборочных цехов в последующий период.

5. Объем капитальных работ в денежном выражении определяется на основании сметных расчетов, фактиче­ ское же финансирование строительства осуществляется с учетом заданного по плану снижения сметной стоимос­ ти работ. Следовательно, при невыполнении плана по снижению стоимости отпущенные средства не обеспечи­ вают выполнения всего объема работ. Во избежание это­ го необходимо своевременно мобилизовать резервы со­ кращения трудоемкости и снижения стоимости работ,

основными из которых являются: внедрение крупноблоч­ ного и крупнопанельного строительства с применением стандартных деталей, блоков и других конструктивных элементов, изготовленных на специализированных заво­ дах; комплексная механизация трудоемких процессов; внедрение поточных методов работы; использование местных строительных материалов и др.

6. В плане капитального строительства должно быть установлено строгое соответствие между отпущенными финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами. При материально-технической необеспеченно­ сти строительства отпущенные средства остаются неис­ пользованными, начатые объекты не заканчиваются и в результате этого задерживается выполнение плана по вводу в действие новых мощностей.

Основным рабочим документом, в котором конкрети­

зируется план

капитального строительства, является

т и т у л ь н ы й

с писок . В титульных списках перечисля­

ются все объекты строительства с указанием по каждому из них следующих данных: начало строительства, смет-

153

/


пая стоимость, затраты на работы, произведенные за предшествующий период, объем работ на планируемый период, срок ввода в действие, показатели вводимых производственных мощностей.

Планирование, финансирование и производство ка­ питальных работ базируются полностью на проектно­ сметной документации, разрабатываемой и утверждае­ мой в установленном порядке. По ранее действовавшим правилам различали три стадии проектирования промыш­ ленных предприятий: 1) проектное задание, 2) техниче­ ский проект, 3) рабочие чертежи.

По получении планового задания (заказа) вышестоя­ щей организации начинается разработка проектного за­ дания, в котором дается экономическое обоснование вы­ бора района и пункта строительства, источников мате­ риально-технического снабжения, электроснабжения, водоснабжения и других коммуникаций. Кроме этого, в проектном задании определяются общие размеры пред­ приятия, состав цехов и ориентировочная стоимость стро­ ительства по укрупненным нормативам.

После утверждения проектного задания начинается вторая стадия проектирования — разработка техническо­ го проекта^ в котором показатели проектного задания конкретизируются и уточняются. В состав технического проекта входят: генеральный план размещения объектов на площадке, проекты по технологической части и строи­ тельной части в окончательном виде, подробная специ­ фикация оборудования, необходимая для размещения заказов, генеральная смета стоимости строительства, экономическая часть с обоснованием всего проекта и проектной себестоимости продукции строящегося пред­ приятия. На последней, третьей, стадии проектирования разрабатываются рабочие чертежи, необходимые для производства строительно-монтажных работ.

В практике строительства последних лет применяют

двухстадийное проектирование, при котором технический проект объединен с проектным заданием и отдельно не составляется. При планировании производства и в рас­ четах за выполненные капитальные работы руководст­ вуются сметами на отдельные объекты, составленными по рабочим чертежам. Общая стоимость строительства определяется по сводной смете.

В области проектирования строительства .предъявля­ ются важные требования.

154

Основные задачи проектирования следующие:

а) обеспечение высокого технико-экономического уровня вновь строящихся предприятий с учетом рацио­ нальной специализации и кооперирования их, внедрение новейших достижений науки и техники и требований научной организации труда;

б) снижение стоимости строительства за счет устра­ нения излишеств в проектах, применения наиболее эко­ номичных типовых'проектов;

в) сокращение сроков проектирования путем внедре- ,ния комплексно-параллельного метода, при котором в работу по проектированию одновременно включаются участники всех специальностей (технологи, строители, сантехники, электрики и др.);

г) своевременная выдача рабочих чертежей в комп­ лектном виде для производства строительно-монтажных работ.

С развитием капитального строительства связаны и его организационные формы. Существуют два способа ведения работ:

а) хозяйственный способ, при котором работы ведут­ ся силами самого предприятия, организующего для это­ го собственное строительное хозяйство.

Применение хозяйственного способа целесообразно лишь при реконструкции предприятий и при небольшом объеме строительства;

б) подрядный способ, когда работы сдаются по дого­ вору специализированной строительной организации и предприятие только наблюдает за ходом выполнения ра­ бот.

По мере развития строительной индустрии в СССР

удельный вес работ, выполняемых подрядным способом, непрерывно увеличивается и в настоящее время достига­ ет 85% всех строительно-монтажных работ. Современ­ ные подрядные организации представляют собой круп­ ные постоянно действующие предприятия, располагаю­ щие мощным парком строймеханизмов и транспортных средств, подсобными предприятиями, подготовленными квалифицированными кадрами и способные вести капи­ тальные работы широким фронтом. Поэтому строитель­ ство новых крупных объектов, допускающее ведение ра­ бот широким фронтом и применение мощной строитель­ ной техники, ведется, как правило, подрядным способом. При этом основная строительная организация выступает

155


вкачестве генерального подрядчика и несет по договору

сзаказчиком ответственность за весь объем строительно­ монтажных работ по данному объекту. Для отдельных видов работ (сантехнических, электротехнических и др.) генеральный подрядчик привлекает специальные под­ рядные организации на правах субподрядчиков.

Вдокладе А. Н. Косыгина на сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС говорится, что «коренное улучшение капитального строительства требует проведения многих мероприятий в области финансирования, улучшения хоз­ расчетных взаимоотношений между подрядными органи­

зациями и заказчиками, улучшения проектно-сметного дела и самого строительства»

Уже в настоящее время изменен сам принцип оценки деятельности строительных организаций не по количест­ ву затраченных средств (по промежуточным актам-про­ центовкам), а по фактически введенным в действие мощ­ ностям. Это мероприятие, взятое вкупе с другими, долж­ но повысить ответственность строительных организаций за своевременный ввод в действие новых мощностей.

Действующее Общее положение о министерствах

СССР закрепляет руководящую роль министерства в осуществлении капитального строительства отрасли на всех его стадиях, начиная с выбора направлений капи­ тальных вложений и кончая приемкой законченных объ­ ектов. Основные функции, выполняемые министерством в этой части, сводятся к следующему:

эффективное использование капитальных вложений, первоочередное направление их на техническое перево­ оружение действующих предприятий, улучшение межот­ раслевых и внутриотраслевых пропорций; ■

установление оптимальной мощности вновь строящих­ ся, реконструируемых и расширяемых предприятий и ут­ верждение соответствующих заданий на проектирование; разработка и утверждение титульных списков строек

в установленном порядке; контроль за ходом проектирования, обеспечение свое­

временной разработки, сроков утверждения и выдачи стройкам необходимой проектной и сметной документа­ ции;1

1 Косыгин А. Н. Об улучшении управления промышленностью,

совершенствовании планирования и усилении экономического стиму­ лирования промышленного производства. М., 1965, с. 12.

156