Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
ла и соответственно меньше размер каждой поставки. Время же между двумя поставками зависит, во-первых, от минимального размера изготовляемой партии, допус каемого заводом-изготовителем, и, во-вторых, от мини мального размера партии, принимаемой к отгрузке транспортными организациями. Число поставок в тече ние планируемого периода времени определяется отно шением общего количества материала, потребного на этот период, к величине отгружаемых партий. Таким об разом, вопрос о размерах и частоте поставок подлежит согласованию между заинтересованными сторонами: за водом-получателем, заводом-изготовителем и транспорт ной организацией.
Для бесперебойной работы производства одного толь ко текущего запаса недостаточно, так как возможны за держки в сроках поступления материалов вследствие временных затруднений на транспорте или по другим причинам.
В связи с этим необходимо иметь еще страховой (га рантийный) запас в размере потребности производства во время возможного опоздания поставки. Время опоз дания можно определить как среднюю величину исходя из фактических отклонений от нормальных сроков поста вок, имевших место за предшествующий год. Общий за пас материала, включая средний текущий и страховой запас, определяется по следующей формуле:
йТп |
(7-2) |
Зобщ —" ~— ьатоа, |
где Зобщ— общий запас материала; d — среднесуточное потребление материала; Тц— нормальный интервал вре мени между двумя очередными поставками, дн.; Топ— среднее время опоздания очередной поставки, дн.
Нормативы производственных запасов устанавлива ются обычно в днях по отношению к среднесуточному по треблению. Если, например, установленный норматив 40 дней, а среднесуточное потребление данного материа ла составляет 3 т, то запас не должен превышать 120 г. При одном и том же нормативе в днях абсолютная вели чина запасов по различным материалам колеблется в зависимости от среднесуточного потребления их.
164
Превышение установленных нормативов производст венных запасов означает омертвление материальных ре сурсов, чем наносится урон народному хозяйству.
Нормирование расхода материалов и производствен ных запасов материальных ресурсов является необходи мой предпосылкой для планирования>материально-тех нического снабжения предприятия. Материальный баланс предприятия формируется по следующей схеме:
а) потребность (годовая) в материалах для выполне ния заданного плана по производству, исчисляемая по
расходным нормам; |
|
|
|
б) |
потребность в производственных запасах по уста |
||
новленным нормативам; |
|
|
|
в) |
общая (годовая) потребность в материалах (а + |
||
+ б ); |
ожидаемый остаток материалов на предприятии к |
||
г) |
|||
началу планируемого года |
(засчитывается |
за счет по |
|
крытия годовой потребности); |
предприятию |
||
д) |
материальные фонды, |
выделяемые |
для покрытия его годовой потребности (в—г).
В разработке плана снабжения предприятия разли чают два этапа. На первом этапе за несколько месяцев до наступления планируемого года составляется в укруп ненном ассортименте предварительная заявка на мате риалы по первым наметкам годового плана по производ ству (по выпуску продукции). На втором этапе после установления плана по выпуску продукции и получения извещения о выделенных фондах составляется оконча тельный план, специфицированный по ассортименту, ко торым предприятие руководствуется в работе по мате риально-техническому снабжению.
Основные материалы и покупные полуфабрикаты, ра диоузлы и детали общего применения, необходимые для выпуска продукции, рассчитываются по технически обо
снованным нормам.
В плане снабжения радиозавода учитываются и ос тальные затраты: на прирост незавершенного производ ства (если это предусмотрено планом), на изготовление опытных образцов, а также на экспериментальные и дру гие работы по освоению новой техники. В процессе созда ния новых радиоизделий обычно применяется макетиро-
•вание, для которого трудно предусмотреть точные нормы расхода материалов и поэтому можно руководствовать ся укрупненными нормами.
165
План материально-технического снабжения является одним из разделов заводского плана (техпромфинплана)
итесно связан с другими его разделами. Разработка пла на снабжения не только в количественном, но и в стоимо стном (денежном) выражении позволяет увязать показа тели его с другими показателями техпромфинплана. На пример, ожидаема’я экономия в материальных затратах на производство продукции в результате внедрения орга низационно-технических мероприятий должна найти от ражение как в плане снабжения, так и в плане снижения себестоимости продукции; мобилизация излишних про изводственных запасов учитывается одновременно и з материальном балансе предприятия, и в плане потреб ных оборотных средств. Аналогичные связи существуют
ипо другим показателям плана материально-техническо го снабжения.
Основной формой планирования материально-техни ческого снабжения предприятий является разработка го довых планов. В пределах годовых планов снабжения разрабатываются квартальные и месячные оперативные планы, цель которых состоит главным образом в уста новлении на материалы и покупные полуфабрикаты те кущего поступления подробных спецификаций по ассор тименту, размерам и другим признакам. При наличии таких спецификаций, заранее согласованных с поставщи ками, устраняются расхождения между поступлением и
потребностью предприятия и вызываемые этим перебои в работе производства.
7-3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
Организация материально-технического снабжения промышленности в настоящее время коренным образом отличается от организации, существовавшей до пере стройки управления промышленностью и строительством в 1957 г. Основное отличие состоит в децентрализации оперативных функций по снабжению и в создании воз можности широкого маневрирования материально-техни
ческими ресурсами.
До указанного времени организация материально-тех нического снабжения носила ведомственный хдрактер.
166
В рамках каждого ведомства — промышленного мини стерства были созданы в различных районах страны мно гочисленные звенья в виде контор, баз и складов, пред назначенных для обслуживания только своих подчинен ных предприятий. Это приводило к распылению ма териальных ресурсов, имеющихся в народном хозяйстве,
иневозможности гибкого маневрирования ими.
Впериод управления промышленностью через сов нархозы существовавшая ранее снабженческая сеть была упразднена и вместо нее были созданы органы снабже ния и сбыта по территориальному принципу, предназна ченные для обслуживания всех предприятий каждого данного района независимо от их отраслевой принад лежности. Это внесло известное улучшение в систему
снабжения в смысле концентрации материальных запа сов в районном и межотраслевом масштабе и свободного маневрирования ими. Территориальные органы мате риально-технического снабжения продолжают действо вать и в настоящее время, осуществляя вместе с главснабсбытами реализацию выделенных материальных фондов.
По решению сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС создана единая система материально-техни ческого снабжения, возглавляемая вновь образованным
Государственным комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению. На Комитет воз ложены следующие функции:
реализация планов материально-технического снаб жения и обеспечение межотраслевых кооперированных поставок;
распределение по потребителям продукции, не рас пределяемой Госпланом СССР, план производства кото рой утверждается соответствующими министерствами; контроль за своевременным выполнением министер ствами, ведомствами и предприятиями-поставщиками
планов поставки продукции; разработка и осуществление мероприятий по совер
шенствованию системы и органов материально-техниче ского снабжения.
Распоряжения Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабже нию по вопросам, входящим в его компетенцию, являют ся обязательными для исполнения министерствами и другими организациями.
167
Руководство материально-техническим снабжением в отраслевом масштабе осуществляет министерство, ко торое по действующему Общему положению о мини стерствах СССР выполняет следующие основные функ ции:
1. Определяет потребность предприятий, организа ций и учреждений системы министерства в сырье, топли ве, оборудовании и других материальных ресурсах, рас поряжается материальными ресурсами, выделяемыми министерству, и несет ответственность за материальнотехническое снабжение этих предприятий, организаций
иучреждений.
2.Распределяет выделенные министерству фонды на сырье, топливо, оборудование и другие материальные ресурсы между подведомственными предприятиями, ор' ганизациями и учреждениями, а также перераспределяет
внеобходимых случаях указанные фонды с учетом вы полнения и перевыполнения производственной програм мы и плана капитального строительства.
3.Разрабатывает и утверждает планы внутриотрас левых кооперированных поставок продукции с учетом обеспечения поставки продукции потребителям других отраслей.
4.Осуществляет контроль за реализацией фондов на сырье, топливо, оборудование и другие материальные ре сурсы, а также за своевременным заключением предпри ятиями, организациями и учреждениями системы минис терства договоров на поставку продукции и выполнение договорных обязательств.
5.Обеспечивает правильное хранение и использова ние предприятиями, организациями и учреждениями сис темы министерства сырья, топлива, оборудования и дру гих материальных ресурсов и принимает меры к реали зации излишних и неиспользуемых материальных
ресурсов.
6. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по экономному расходованию материалов, сырья и топлива, сокращению потерь в производстве, использованию про изводственных отходов и вторичного сырья и другие ме роприятия, направленные на эффективное использование материальных ресурсов.
Централизованное планирование снабжения осущест вляется Госпланом СССР по видам продукции, имеющим наиболее важное народнохозяйственное значение. Фон
168
ды на эту |
продукцию выделяются |
Госпланом СССР в |
распоряжение министерств СССР, |
которые выступают |
|
в качестве |
фондодержателей и в |
своюочередь рас |
пределяют ресурсы по подведомственным предприя тиям.
Из централизованно планируемых ресурсов радио промышленность получает: черные металлы, цветные металлы, твердое топливо, нефтепродукты, химикаты, ре зинотехнические изделия, бумагу и изделия из нее, лесо материалы, основные строительные материалы, оборудо вание и др.
Выделенные по годовому плану фонды на материаль ные ресурсы детализируются в квартальных планах по ассортименту, типоразмерам и другим признакам, и с учетом этого производится размещение заказов. На ос-' новании заказов заводов-потребителей центральные сбытовые органы выдают соответствующие наряды-зака зы заводам-поставщикам об отгрузке продукции. Сбы товые органы прикрепляют потребителей к поставщикам с учетом следующих важных экономических требований: во-первых, устранить дальние и встречные перевозки; во-вторых, распределить заказы между заводами-постав- щиками в соответствии с их специализацией и возмож ностью лучшего использования производственных мощ ностей.
При размещении заказов |
решается одновременно и |
|
вопрос о форме |
снабжения. |
Различаются две формы |
снабжения: а) |
т р а н з и т н а я , при которой продукция |
следует непосредственно от завода-поставщика к заводупотребителю, минуя какие-либо промежуточные инстан ции, б) с к л а д с к а я , когда завод-потребитель получает материалы с центральных складов системы снабжения или со складов сбытовых органов.
Выбор формы снабжения зависит от размеров поста вок. При размерах поставок, соответствующих установ ленным на транспорте нормам отгрузки в один адрес, целесообразно применение транзитной формы снабже ния, ускоряющей сроки доставки и удешевляющей ее. Если материалы, как, например, канифоль, материалы для серебрения и др., применяются в количествах мень ших, чем установленная на транспорте норма отгрузки, и, следовательно, транзитные отгрузки привели бы к на коплению на предприятиях излишних запасов, то такие материалы целесообразно получать с расположенных
169
поблизости центральных складов снабжения или со скла дов сбытовых органов в количествах, достаточных для удовлетворения текущей потребности.
Действующая система материально-технического снабжения обеспечивает организацию получения мате риалов на центральные базы и склады и отпуск их пред приятиям по мере надобности. Концентрация материаль ных запасов в территориальных органах материальнотехнического снабжения создала условия для лучшего маневрирования ими в пределах соответствующих райо нов и сокращения производственных запасов на пред приятиях.
Размещение заказов завершается заключением хо зяйственных договоров между потребителями и постав щиками. В хозяйственных договорах предусматривают ся: количество поставляемой продукции в сроки постав ки, технические условия на поставляемую продукцию по установленным стандартам (при отсутствии стандартов технические условия устанавливаются по согласованию
•сторон), порядок расчетов и финансовые санкции (пени, неустойка, штрафы, оплата убытков и др.) за нарушение сторонами договорных условий. Соблюдение дисципли ны хозяйственных договоров является важным условием улучшения материально-технического снабжения про мышленности, особенно в части кооперированных поста вок, получивших большое распространение в радиопро мышленности.
Все основные предприятия радиопромышленности без исключения работают на началах кооперации, а не которые из них близки по своему профилю к головным сборочным предприятиям. В этих условиях соблюдение предприятиями основного народнохозяйственного требо вания ритмичности работы оказывается зависящим не только от общеизвестных факторов организации произ водственного процесса, труда и управления, но и от на дежности хозяйственных связей между предприятиями, четкого материально-технического снабжения. Следует также учесть, что последовательное углубление процес са специализации и расширение кооперации непрерывно усиливают роль производственных связей между пред приятиями и отраслями.
Практически предприятия работают успешно тогда, когда регулярно получают комплектующие детали, узлы, изделия и др., когда хозяйственные связи устойчивы и
170
обеспечивают бесперебойное снабжение. На фоне этого безразличное отношение поставщика к интересам смеж ного предприятия-получателя, срыв кооперированных поставок являются совершенно недопустимыми и нетер пимыми. Ответственность поставщика не только закреп ляется обязательно в хозяйственных договорах, но имеет и принципиальное государственное значение.
Начиная с 1967 г. в систему материально-техническо го снабжения внесены изменения, направленные на даль нейшее ее улучшение. Совет Министров СССР принял Постановление «О мероприятиях по улучшению органи зации и планирования материально-технического снаб жения». Это постановление значительно расширило пра ва и повысило ответственность территориальных органов снабжения за своевременное обеспечение предприятий и организаций продукцией. Им предоставлено право рас пределять отдельные виды продукции, которые прежде распределялись централизованно.
Правительство обязало Государственный комитет Со
вета Министров СССР |
по материально-техническому |
снабжению организовать |
о п т о в у ю т о р г о в л ю обо |
рудованием, материалами и полуфабрикатами — и обес печить ее последовательное расширение, с тем чтобы осуществить постепенный переход к плановому распре делению материально-технических ресурсов путем опто вой торговли. Комитет определяет перечень продукции, подлежащей продаже путем оптовой торговли, и откры вает для этого магазины.
Комитету поручено также организовать к о м и с с и о н н у ю т о р г о в л ю не используемыми на предприяти ях материалами и оборудованием для вовлечения их в народнохозяйственный оборот. Для содействия этому территориальные органы материально-технического снаб жения периодически публикуют перечни, каталоги пред лагаемых к продаже излишних материалов, оборудова ния и условия приобретения их.
Предусмотрено дальнейшее расширение прямых хо зяйственных связей между предприятиями, в частности прикрепление предприятий, производящих массовую и крупносерийную продукцию, к их поставщикам на дли тельный срок.
Предусмотрены также меры по организации центра лизованной доставки грузов с территории баз и складов органов снабжения предприятиям-потребителям.
171