Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ла и соответственно меньше размер каждой поставки. Время же между двумя поставками зависит, во-первых, от минимального размера изготовляемой партии, допус­ каемого заводом-изготовителем, и, во-вторых, от мини­ мального размера партии, принимаемой к отгрузке транспортными организациями. Число поставок в тече­ ние планируемого периода времени определяется отно­ шением общего количества материала, потребного на этот период, к величине отгружаемых партий. Таким об­ разом, вопрос о размерах и частоте поставок подлежит согласованию между заинтересованными сторонами: за­ водом-получателем, заводом-изготовителем и транспорт­ ной организацией.

Для бесперебойной работы производства одного толь­ ко текущего запаса недостаточно, так как возможны за­ держки в сроках поступления материалов вследствие временных затруднений на транспорте или по другим причинам.

В связи с этим необходимо иметь еще страховой (га­ рантийный) запас в размере потребности производства во время возможного опоздания поставки. Время опоз­ дания можно определить как среднюю величину исходя из фактических отклонений от нормальных сроков поста­ вок, имевших место за предшествующий год. Общий за­ пас материала, включая средний текущий и страховой запас, определяется по следующей формуле:

йТп

(7-2)

Зобщ —" ~— ьатоа,

где Зобщ— общий запас материала; d — среднесуточное потребление материала; Тц— нормальный интервал вре­ мени между двумя очередными поставками, дн.; Топ— среднее время опоздания очередной поставки, дн.

Нормативы производственных запасов устанавлива­ ются обычно в днях по отношению к среднесуточному по­ треблению. Если, например, установленный норматив 40 дней, а среднесуточное потребление данного материа­ ла составляет 3 т, то запас не должен превышать 120 г. При одном и том же нормативе в днях абсолютная вели­ чина запасов по различным материалам колеблется в зависимости от среднесуточного потребления их.

164

Превышение установленных нормативов производст­ венных запасов означает омертвление материальных ре­ сурсов, чем наносится урон народному хозяйству.

Нормирование расхода материалов и производствен­ ных запасов материальных ресурсов является необходи­ мой предпосылкой для планирования>материально-тех­ нического снабжения предприятия. Материальный баланс предприятия формируется по следующей схеме:

а) потребность (годовая) в материалах для выполне­ ния заданного плана по производству, исчисляемая по

расходным нормам;

 

 

б)

потребность в производственных запасах по уста­

новленным нормативам;

 

 

в)

общая (годовая) потребность в материалах (а +

+ б );

ожидаемый остаток материалов на предприятии к

г)

началу планируемого года

(засчитывается

за счет по­

крытия годовой потребности);

предприятию

д)

материальные фонды,

выделяемые

для покрытия его годовой потребности (в—г).

В разработке плана снабжения предприятия разли­ чают два этапа. На первом этапе за несколько месяцев до наступления планируемого года составляется в укруп­ ненном ассортименте предварительная заявка на мате­ риалы по первым наметкам годового плана по производ­ ству (по выпуску продукции). На втором этапе после установления плана по выпуску продукции и получения извещения о выделенных фондах составляется оконча­ тельный план, специфицированный по ассортименту, ко­ торым предприятие руководствуется в работе по мате­ риально-техническому снабжению.

Основные материалы и покупные полуфабрикаты, ра­ диоузлы и детали общего применения, необходимые для выпуска продукции, рассчитываются по технически обо­

снованным нормам.

В плане снабжения радиозавода учитываются и ос­ тальные затраты: на прирост незавершенного производ­ ства (если это предусмотрено планом), на изготовление опытных образцов, а также на экспериментальные и дру­ гие работы по освоению новой техники. В процессе созда­ ния новых радиоизделий обычно применяется макетиро-

вание, для которого трудно предусмотреть точные нормы расхода материалов и поэтому можно руководствовать­ ся укрупненными нормами.

165


План материально-технического снабжения является одним из разделов заводского плана (техпромфинплана)

итесно связан с другими его разделами. Разработка пла­ на снабжения не только в количественном, но и в стоимо­ стном (денежном) выражении позволяет увязать показа­ тели его с другими показателями техпромфинплана. На­ пример, ожидаема’я экономия в материальных затратах на производство продукции в результате внедрения орга­ низационно-технических мероприятий должна найти от­ ражение как в плане снабжения, так и в плане снижения себестоимости продукции; мобилизация излишних про­ изводственных запасов учитывается одновременно и з материальном балансе предприятия, и в плане потреб­ ных оборотных средств. Аналогичные связи существуют

ипо другим показателям плана материально-техническо­ го снабжения.

Основной формой планирования материально-техни­ ческого снабжения предприятий является разработка го­ довых планов. В пределах годовых планов снабжения разрабатываются квартальные и месячные оперативные планы, цель которых состоит главным образом в уста­ новлении на материалы и покупные полуфабрикаты те­ кущего поступления подробных спецификаций по ассор­ тименту, размерам и другим признакам. При наличии таких спецификаций, заранее согласованных с поставщи­ ками, устраняются расхождения между поступлением и

потребностью предприятия и вызываемые этим перебои в работе производства.

7-3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

Организация материально-технического снабжения промышленности в настоящее время коренным образом отличается от организации, существовавшей до пере­ стройки управления промышленностью и строительством в 1957 г. Основное отличие состоит в децентрализации оперативных функций по снабжению и в создании воз­ можности широкого маневрирования материально-техни­

ческими ресурсами.

До указанного времени организация материально-тех­ нического снабжения носила ведомственный хдрактер.

166

В рамках каждого ведомства — промышленного мини­ стерства были созданы в различных районах страны мно­ гочисленные звенья в виде контор, баз и складов, пред­ назначенных для обслуживания только своих подчинен­ ных предприятий. Это приводило к распылению ма­ териальных ресурсов, имеющихся в народном хозяйстве,

иневозможности гибкого маневрирования ими.

Впериод управления промышленностью через сов­ нархозы существовавшая ранее снабженческая сеть была упразднена и вместо нее были созданы органы снабже­ ния и сбыта по территориальному принципу, предназна­ ченные для обслуживания всех предприятий каждого данного района независимо от их отраслевой принад­ лежности. Это внесло известное улучшение в систему

снабжения в смысле концентрации материальных запа­ сов в районном и межотраслевом масштабе и свободного маневрирования ими. Территориальные органы мате­ риально-технического снабжения продолжают действо­ вать и в настоящее время, осуществляя вместе с главснабсбытами реализацию выделенных материальных фондов.

По решению сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС создана единая система материально-техни­ ческого снабжения, возглавляемая вновь образованным

Государственным комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению. На Комитет воз­ ложены следующие функции:

реализация планов материально-технического снаб­ жения и обеспечение межотраслевых кооперированных поставок;

распределение по потребителям продукции, не рас­ пределяемой Госпланом СССР, план производства кото­ рой утверждается соответствующими министерствами; контроль за своевременным выполнением министер­ ствами, ведомствами и предприятиями-поставщиками

планов поставки продукции; разработка и осуществление мероприятий по совер­

шенствованию системы и органов материально-техниче­ ского снабжения.

Распоряжения Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабже­ нию по вопросам, входящим в его компетенцию, являют­ ся обязательными для исполнения министерствами и другими организациями.

167


Руководство материально-техническим снабжением в отраслевом масштабе осуществляет министерство, ко­ торое по действующему Общему положению о мини­ стерствах СССР выполняет следующие основные функ­ ции:

1. Определяет потребность предприятий, организа­ ций и учреждений системы министерства в сырье, топли­ ве, оборудовании и других материальных ресурсах, рас­ поряжается материальными ресурсами, выделяемыми министерству, и несет ответственность за материальнотехническое снабжение этих предприятий, организаций

иучреждений.

2.Распределяет выделенные министерству фонды на сырье, топливо, оборудование и другие материальные ресурсы между подведомственными предприятиями, ор' ганизациями и учреждениями, а также перераспределяет

внеобходимых случаях указанные фонды с учетом вы­ полнения и перевыполнения производственной програм­ мы и плана капитального строительства.

3.Разрабатывает и утверждает планы внутриотрас­ левых кооперированных поставок продукции с учетом обеспечения поставки продукции потребителям других отраслей.

4.Осуществляет контроль за реализацией фондов на сырье, топливо, оборудование и другие материальные ре­ сурсы, а также за своевременным заключением предпри­ ятиями, организациями и учреждениями системы минис­ терства договоров на поставку продукции и выполнение договорных обязательств.

5.Обеспечивает правильное хранение и использова­ ние предприятиями, организациями и учреждениями сис­ темы министерства сырья, топлива, оборудования и дру­ гих материальных ресурсов и принимает меры к реали­ зации излишних и неиспользуемых материальных

ресурсов.

6. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по экономному расходованию материалов, сырья и топлива, сокращению потерь в производстве, использованию про­ изводственных отходов и вторичного сырья и другие ме­ роприятия, направленные на эффективное использование материальных ресурсов.

Централизованное планирование снабжения осущест­ вляется Госпланом СССР по видам продукции, имеющим наиболее важное народнохозяйственное значение. Фон­

168

ды на эту

продукцию выделяются

Госпланом СССР в

распоряжение министерств СССР,

которые выступают

в качестве

фондодержателей и в

своюочередь рас­

пределяют ресурсы по подведомственным предприя­ тиям.

Из централизованно планируемых ресурсов радио­ промышленность получает: черные металлы, цветные металлы, твердое топливо, нефтепродукты, химикаты, ре­ зинотехнические изделия, бумагу и изделия из нее, лесо­ материалы, основные строительные материалы, оборудо­ вание и др.

Выделенные по годовому плану фонды на материаль­ ные ресурсы детализируются в квартальных планах по ассортименту, типоразмерам и другим признакам, и с учетом этого производится размещение заказов. На ос-' новании заказов заводов-потребителей центральные сбытовые органы выдают соответствующие наряды-зака­ зы заводам-поставщикам об отгрузке продукции. Сбы­ товые органы прикрепляют потребителей к поставщикам с учетом следующих важных экономических требований: во-первых, устранить дальние и встречные перевозки; во-вторых, распределить заказы между заводами-постав- щиками в соответствии с их специализацией и возмож­ ностью лучшего использования производственных мощ­ ностей.

При размещении заказов

решается одновременно и

вопрос о форме

снабжения.

Различаются две формы

снабжения: а)

т р а н з и т н а я , при которой продукция

следует непосредственно от завода-поставщика к заводупотребителю, минуя какие-либо промежуточные инстан­ ции, б) с к л а д с к а я , когда завод-потребитель получает материалы с центральных складов системы снабжения или со складов сбытовых органов.

Выбор формы снабжения зависит от размеров поста­ вок. При размерах поставок, соответствующих установ­ ленным на транспорте нормам отгрузки в один адрес, целесообразно применение транзитной формы снабже­ ния, ускоряющей сроки доставки и удешевляющей ее. Если материалы, как, например, канифоль, материалы для серебрения и др., применяются в количествах мень­ ших, чем установленная на транспорте норма отгрузки, и, следовательно, транзитные отгрузки привели бы к на­ коплению на предприятиях излишних запасов, то такие материалы целесообразно получать с расположенных

169



поблизости центральных складов снабжения или со скла­ дов сбытовых органов в количествах, достаточных для удовлетворения текущей потребности.

Действующая система материально-технического снабжения обеспечивает организацию получения мате­ риалов на центральные базы и склады и отпуск их пред­ приятиям по мере надобности. Концентрация материаль­ ных запасов в территориальных органах материальнотехнического снабжения создала условия для лучшего маневрирования ими в пределах соответствующих райо­ нов и сокращения производственных запасов на пред­ приятиях.

Размещение заказов завершается заключением хо­ зяйственных договоров между потребителями и постав­ щиками. В хозяйственных договорах предусматривают­ ся: количество поставляемой продукции в сроки постав­ ки, технические условия на поставляемую продукцию по установленным стандартам (при отсутствии стандартов технические условия устанавливаются по согласованию

сторон), порядок расчетов и финансовые санкции (пени, неустойка, штрафы, оплата убытков и др.) за нарушение сторонами договорных условий. Соблюдение дисципли­ ны хозяйственных договоров является важным условием улучшения материально-технического снабжения про­ мышленности, особенно в части кооперированных поста­ вок, получивших большое распространение в радиопро­ мышленности.

Все основные предприятия радиопромышленности без исключения работают на началах кооперации, а не­ которые из них близки по своему профилю к головным сборочным предприятиям. В этих условиях соблюдение предприятиями основного народнохозяйственного требо­ вания ритмичности работы оказывается зависящим не только от общеизвестных факторов организации произ­ водственного процесса, труда и управления, но и от на­ дежности хозяйственных связей между предприятиями, четкого материально-технического снабжения. Следует также учесть, что последовательное углубление процес­ са специализации и расширение кооперации непрерывно усиливают роль производственных связей между пред­ приятиями и отраслями.

Практически предприятия работают успешно тогда, когда регулярно получают комплектующие детали, узлы, изделия и др., когда хозяйственные связи устойчивы и

170

обеспечивают бесперебойное снабжение. На фоне этого безразличное отношение поставщика к интересам смеж­ ного предприятия-получателя, срыв кооперированных поставок являются совершенно недопустимыми и нетер­ пимыми. Ответственность поставщика не только закреп­ ляется обязательно в хозяйственных договорах, но имеет и принципиальное государственное значение.

Начиная с 1967 г. в систему материально-техническо­ го снабжения внесены изменения, направленные на даль­ нейшее ее улучшение. Совет Министров СССР принял Постановление «О мероприятиях по улучшению органи­ зации и планирования материально-технического снаб­ жения». Это постановление значительно расширило пра­ ва и повысило ответственность территориальных органов снабжения за своевременное обеспечение предприятий и организаций продукцией. Им предоставлено право рас­ пределять отдельные виды продукции, которые прежде распределялись централизованно.

Правительство обязало Государственный комитет Со­

вета Министров СССР

по материально-техническому

снабжению организовать

о п т о в у ю т о р г о в л ю обо­

рудованием, материалами и полуфабрикатами — и обес­ печить ее последовательное расширение, с тем чтобы осуществить постепенный переход к плановому распре­ делению материально-технических ресурсов путем опто­ вой торговли. Комитет определяет перечень продукции, подлежащей продаже путем оптовой торговли, и откры­ вает для этого магазины.

Комитету поручено также организовать к о м и с с и ­ о н н у ю т о р г о в л ю не используемыми на предприяти­ ях материалами и оборудованием для вовлечения их в народнохозяйственный оборот. Для содействия этому территориальные органы материально-технического снаб­ жения периодически публикуют перечни, каталоги пред­ лагаемых к продаже излишних материалов, оборудова­ ния и условия приобретения их.

Предусмотрено дальнейшее расширение прямых хо­ зяйственных связей между предприятиями, в частности прикрепление предприятий, производящих массовую и крупносерийную продукцию, к их поставщикам на дли­ тельный срок.

Предусмотрены также меры по организации центра­ лизованной доставки грузов с территории баз и складов органов снабжения предприятиям-потребителям.

171