Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
щиков, рабочих-повременщиков, инженерно-технических работников и служащих, обратив особое внимание на внедрение в производство технически обоснованных норм времени, нормативов численности и норм обслуживания; до введения новых условий оплаты труда пересмот реть все действующие на предприятиях нормы труда, за менив опытные нормы технически обоснованными, рас считанными на основе отраслевых и межотраслевых нор
мативов по труду; в дальнейшем вести регулярный пересмотр норм по
мере внедрения организационно-технических мероприя тий, — а также систематически пересматривать устарев шие и заниженные нормы;
организовать систематическое повышение квалифика ции рабочих и создать необходимые условия для выпол нения норм выработки всеми рабочими;
усилить материальную и моральную заинтересован ность во внедрении технически обоснованных норм вы работки и норм обслуживания;
повысить роль и ответственность мастеров, технологов, начальников участков и цехов во внедрении технически обоснованных норм выработки;
широко привлекать к участию в работе по совершен ствованию нормирования труда передовиков и новаторов производства..
Для введения новых условий оплаты труда руководя щих, инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала необходимо при вести должностные наименования этих кадров в соот ветствие с утвержденной номенклатурой должностей.
Существенное повышение уровня заработной платы в текущей пятилетке вызвано другим важным мероприя тием.
Для ряда отдаленных развивающихся районов с целью обеспечения их кадрами введена повышенная оплата. В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1971—1975 гг. указано: «В целях лучшего обеспечения кадрами перспективных в экономическом отношении районов повысить оплату тру да путем введения коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций, распо ложенных в Западной Сибири, на Урале, в отдельных районах Казахстана и Средней Азии, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, а так-
206
же повысить действующие коэффициенты к заработной плате работников некоторых отраслей в ряде районов Дальнего Востока, Восточной Сибири и расширить льго ты для работающих в некоторых районах Европейского Севера»
8-4. ФОНД ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Заработная плата является составной частью затрат на производство. В зависимости от ее удельного веса в общей сумме затрат оценивается степень трудоемкости изготавливаемой продукции. В такой же мере заработная плата участвует в образовании себестоимости продукции. На предприятиях радиопромышленности трудоемкость продукции и удельный вес заработной платы определя ются, помимо других факторов, еще и тем, насколько производство является замкнутым или, наоборот, коопе рированным с другими предприятиями. Кооперирование уменьшает трудоемкость продукции и удельный вес за работной платы на головных предприятиях, выпускаю щих конечную продукцию.
Фонд заработной платы является основным и единст венным показателем по труду, утверждаемым сверху.
Под общим фондом заработной платы имеется в виду сумма заработной платы, выплачиваемая всем работни кам предприятия за определенный период (год, квартал, месяц).
Планирование фонда заработной платы и контроль за его расходованием составляют неотъемлемую функцию всех звеньев управления промышленностью. XXIV.съезд КПСС указал на необходимость улучшения планирова ния фондов заработной платы и усиления контроля за их расходованием, повышения ответственности руководите лей предприятий, объединений и организаций за правиль ное расходование фонда заработной платы.
В плане отрасли, предприятия, цеха и участка фонд заработной платы тесно связан с другими плановыми показателями: с производственной программой, уровнем производительности труда, численностью и составом ра ботающих и др. В народнохозяйственном и отраслевом плане фонд заработной платы определяется общей сум-1
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 273.
207
мой без распределения по категориям работающих. При планировании фонда заработной платы на предприятиях учитываются следующие расчетные показатели: плани руемый объем производства, динамика роста производи тельности труда и средней заработной платы, а также средний уровень квалификации выполняемых работ. При разработке техпромфинплана предприятиями фонд зара ботной платы определяется отдельно по категориям ра ботающих: рабочие, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал.
Различают плановый фонд заработной платы и фак тический, т. е. израсходованный за отчетный период. В плане не предусматривается оплата за простои, за ис правление бракованной продукции, за сверхурочные рабо ты, доплаты за отступления от нормальных условий вы полнения работы. В отчетный же фонд заработной платы входят все без исключения выплаты.
При расчете планового фонда заработной платы и учете фактического расхода выплаты группируются по определенным признакам. В связи с этим различают фонд заработной платы прямой, часовой, дневной, месяч ный (годовой).
Фонд прямой заработной платы состоит из оплаты,
причитающейся рабочим-сделыцикам за выработанное количество по установленным сдельным расценкам и ра- бочим-повременщикам за отработанное количество часов по тарифным ставкам.
Фонд прямой заработной платы основных производст венных рабочих-сдельщиков рассчитывается исходя из заданной производственной программы по изделиям и сдельных расценок на каждую операцию. Сложением расценок по всем операциям, применяемым при изготов лении данного изделия, получается прямая заработная плата на единицу изделия, а путем помножения на коли чество изделий по программе — заработная плата на весь выпуск. Суммируя прямую заработную плату, приходя щуюся на выпуск всех изделий, молено определить фонд прямой заработной платы основных производственных рабочих-сдельщиков.
Таким же способом определяется и фонд прямой за работной платы вспомогательных рабочих-сдельщиков с той только разницей, что в этом случае за основу расчета берется запланированный объем работы по каждой вспо могательной функции.
208
Фонд прямой заработной платы рабочих, оплачивае мых повременно, рассчитывается на основании выявлен ного по плану количества часов по каждой работе и часо вой тарифной ставки по присвоенному разряду.
Фонд часовой заработной платы представляет собой все выплаты рабочим за фактически отработанные чело веко-часы. Он состоит из фонда прямой заработной платы, доплат по сдельно-прогрессивной и премиальной системам, надбавки за руководство бригадой не освобож денным бригадирам и доплат за обучение учеников.
Фонд дневной заработной платы включает все выпла ты рабочим за фактически отработанные человеко-дни. Он состоит из фонда часовой заработной платы и доплат за сокращенный рабочий день подросткам и кормящим матерям.
В плановый фонд дневной заработной платы не вклю чаются какие-либо выплаты за внутрисменныепростои, сверхурочные работы и др. В отчетный фонд дневной за работной платы все эти выплаты входят.
Фонд месячной (годовой) заработной платы включает все выплаты рабочим, в том числе оплату очередного отпуска, за выслугу лет, за время выполнения государст венных обязанностей и т. д.
Фонд заработной платы руководящих и инженернотехнических работников, служащих и других определяет ся исходя из штатного расписания и установленных ме сячных должностных окладов. Суммируя месячные долж ностные оклады по всем штатным единицам, а затем за все месяцы, можно найти годовой фонд заработной платы указанных работников.
Рассчитанный по плану годовой фонд заработной платы всех работников предприятия .не должен превы шать лимита общего фонда заработной платы, утверж денного министерством.
В случае расхождения необходимо провести дополни тельные расчеты, чтобы привести план в соответствие с утвержденным лимитом.
Установленные фонды заработной платы для каждой категории работающих являются основанием для плани рования их средней заработной платы. В соответствии с приведенным разделением фондов для рабочих определя ется среднечасовая, среднедневная и среднемесячная
(годовая) заработная плата путем деления на отработан ное количество человеко-часов, человеко-дней и средне
209
списочное число рабочих. Последний расчет применяется и для определения среднемесячной заработной платы всех других категорий работающих.
При планировании заработной платы требуется тща тельный анализ:
динамики производительности труда и заработной платы за предшествующие периоды;
изменений в квалификационном составе и численности рабочих;
изменений в расчетных условиях (тарифной -сетки, та рифных ставок, норм времени и сдельных расценок).
При одинаковых расчетных условиях средняя зара ботная плата может измениться по другим причинам: вследствие роста производительности труда, изменения квалификации рабочих и количества отработанных чело веко-часов в планируемом периоде по сравнению с отчет ным периодом.
Основная задача, которая должна быть разрешена при планировании уровня средней заработной платы, со стоит в том, чтобы рост производительности труда опере жал рост заработной платы.
В народнохозяйственном плане фонд заработной пла ты увязывается с товарно-денежными показателями и в первую очередь с товарооборотом, т. е. с теми товарными фондами, которые выделяются для населения.
Перерасход фондов заработной платы должен привес ти неизбежно к нарушению установленных плановых про порций. Поэтому должно быть строгое соблюдение госу дарственной дисциплины в расходовании средств, отпу щенных на заработную плату. Постоянный контроль за расходованием фонда заработной платы осуществляется учреждениями Государственного банка. В этой связи осо бое значение имеет анализ использования фонда заработ ной платы, установленного -по плану. Дело в том, что по существующим правилам Госбанк СССР отпускает пред приятиям средства на выдачу заработной платы в преде лах установленного фонда заработной платы с учетом вы полнения плана по выпуску валовой продукции 1 или вы
полнения плана по объему реализации |
продукции21. В |
связи с этим различают абсолютную и |
относительную |
экономию (или перерасход) фонда заработной платы. |
|
1 При длительности производственного цикла более двух месяцев. |
|
2 При длительности производственного цикла |
менее двух ме |
сяцев. |
|
210
Под абсолютной экономией (или перерасходом) фонда заработной платы имеется в виду разница между плано вым и фактически израсходованным фондом заработной платы независимо от выполнения плана по выпуску вало вой продукции или по объему реализации продукции.
Под относительной экономией (или перерасходом)
фонда заработной платы имеется в виду разница между плановым фондом заработной платы, пересчитанным на процент выполнения плана по валовой продукции или по объему реализации продукции, и фактически израсходо ванным фондом заработной платы.
В зависимости от отрасли промышленности за каждый процент перевыполнения плана по выпуску валовой про дукции или плана реализации продукции средства на за работную плату промышленным предприятиям выдаются сверх планового фонда заработной платы промышленнопроизводственного персонала с поправочным коэффици ентом от 0,6 до 0,9. Для радиопромышленности установ лен коэффициент 0,6К
Например, если допустить, что по плану был установ лен фонд заработной платы в сумме 400 тыс. руб., а план по выпуску валовой продукции выполнен на 110%, то скорректированный фонд заработной платы (с учетом отраслевого коэффициента 0,6) составит
400-106
424 тыс. руб.
Гоо”
Фактически на выдачу заработной платы израсходо вано 410 тыс. руб. Следовательно, в рассматриваемом случае допущен перерасход фонда заработной платы в сумме 10 тыс. руб. (410 тыс. руб. — 400 тыс. руб.). В то
же время |
получена относительная экономия в сумме |
14 тыс. руб. |
(424 тыс. руб.— 410 тыс. руб.). |
При осуществлении контроля за расходованием фон |
дов заработной платы Госбанк СССР выдает промышлен ным предприятиям, переведенным на новую систему пла нирования и экономического стимулирования, средства на заработную плату за первые 2,5 месяца квартала в фактически начисленной сумме, но не свыше утвержден-1
1 Предприятиям, переведенным на новую систему планирования и экономического стимулирования, при невыполнении плана фонд заработной платы соответственно уменьшается с применением того же поправочного коэффициента 0,6.
211