Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
ного на квартал фонда, а при окончательном расчете за квартал — в меру выполнения квартального плана произ водства. Выдача средств на заработную плату сверх сумм, причитающихся исходя из уровня выполнения производ ственного плана за квартал, может производиться в виде исключения учреждениями Госбанка СССР в размере не более 2% квартального фонда заработной платы по раз решениям главных управлений (управлений) министерств и при условии, что за предприятием не числится перерас хода фонда заработной платы.
Во всех других случаях выдача средств предприятиям на покрытие допущенного ими перерасхода фонда зара ботной платы производится учреждениями Госбанка
СССР только с разрешения министерств.
8-5. МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ
В решениях сентябрьского (1965 г.) Пленум ЦК КПСС об улучшении управления промышленностью, совершен ствовании планирования и экономического стимулирова ния промышленного производства вопросу повышения материальной заинтересованности работников в улучше нии итогов работы предприятий отводится одно из цент ральных мест.
Материальное поощрение работников промышленности до экономической реформы было недостаточным. Единст венным источником премирования, кроме фонда заработ ной платы, служил фонд предприятия, формировавшийся за счет отчислений от прибыли (см. § 9-5). Сумма этих отчислений (в самом лучшем случае — с учетом освоения изделий новой техники) не могла превышать 7% фонда заработной платы промышленно-производственного пер сонала. При этом только часть образовавшегося фонда могла быть израсходована на премирование работников, другая часть использовалась для усовершенствования производства. Кроме того, не все предприятия имели фонд, образуемый из прибыли, или имели фонд незначи тельных размеров. Поэтому и суммы, выделяемые для премирования работников, были недостаточны. Большей частью премии выдавались из фонда заработной платы, который являлся ограниченным* источником.
Принятые сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС меры по усилению заинтересованности рабочих и служа-*
212
щих в улучшении общих итогов работы предприятия внес ли коренные-изменения в систему материального поощ рения работников. В этой части главное значение эконо мической реформы состоит в создании на предприятиях
фонда материального поощрения и фонда социально культурных мероприятий и жилищного строительства
(фонда поощрения) за счет отчислений от прибыли. Как известно, прибыль является показателем, обобщающим все стороны деятельности предприятия, включая наращи вание объема производства, повышение использования основных производственных фондов и оборотных средств, улучшение качества продукции и'т. д. Следовательно, между деятельностью, осуществляемой коллективом пред приятия, и величиной прибыли существует прямая зави симость, которая раньше учитывалась недостаточно из-за ограниченности источников премирования.
Общий порядок образования новых фондов — фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства — одинаковый, разница между ними — в размерах отчислений от прибы ли. Для образования фондов поощрения министерством разрабатываются и утверждаются по согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР
отраслевые нормативы отчислений от прибыли и на этом основании определяются общие отраслевые размеры фон дов поощрения.
В пределах отраслевых нормативов Министерство раз рабатывает и утверждает по согласованию с ЦК проф союза групповые нормативы для предприятий с одинако выми технико-экономическими условиями, с таким, одна ко, расчетом, чтобы сумма средств фондов по всем группам предприятий соответствовала общему размеру фондов поощрения отрасли.
Отраслевые и групповые нормативы остаются стабиль ными в течение ряда лет.
Нормативы устанавливаются в процентах к годовому плановому фонду заработной платы всего персонала предприятий отдельно для образования фонда материаль ного поощрения, фонда социально-культурных мероприя тий и жилищного строительства.
Отраслевые нормативы устанавливаются:
за каждый процент увеличения объема реализации продукции, предусмотренный в плане данного года по сравнению с предыдущим годом;
213
за каждый процент роста прибыли, предусмотренный
вплане данного года, по сравнению с предыдущим годом; за каждый процент рентабельности, предусмотренный
вгодовом плане.
При расчете нормативов отчислений от прибыли за уровень рентабельности принимается утвержденная пред приятию расчетная рентабельность, исчисленная как от ношение балансовой прибыли, уменьшенной на сумму всех причитающихся платежей, к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств.
Для каждой группы предприятий, имеющих свои осо бенности, министерство устанавливает два норматива: за рост объема реализации продукции (или прибыли) и за уровень рентабельности производства в таком соотно шении, которое соответствует значению каждого из пока зателей для развития данной группы предприятий.
Сумму отчислений в фонд материального поощрения
на планируемый год можно рассчитать |
по следующей |
формуле: |
|
Ч Л Ъ Л |
(8-5) |
100
где См — фонд материального поощрения по плану; т]п — прирост объема реализации продукции или прибыли, %; Л'п— норматив отчислений от прибыли за каждый про цент прироста реализации продукции или увеличения прибыли; т]р — уровень расчетной рентабельности; ЛД— норматив отчислений за каждый процент рентабель ности; С3 — фонд заработной платы всего персонала на планируемый год.
Министерство может дифференцировать нормативы
.образования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства как по группам предприятий, так и по предприятиям в зависимости от того, насколько население данного района обеспечено жилплощадью, культурно-бытовыми учреждениями.
Анализируя порядок образования фондов поощрения, можно прийти к выводу, что основная задача при пост роении новой системы поощрения состоит в правильном учете не только отраслевых особенностей радиопромыш ленности, но и родственных групп предприятий (подот раслей) и даже отдельных предприятий. К. числу особен ностей, которые должны быть учтены в данном случае, относятся условия ценообразования и прибыли, резервы
214
наращивания объема реализуемой продукции, состав основных производственных фондов, оборотных средств и возможности использования их и др.
Например, радиозаводы, выпускающие в значитель ном количестве радиовещательную аппаратуру, освоен ную в производстве и имеющую постоянный спрос, быст рее могут наращивать объем реализуемой продукции, чем радиозаводы, производящие мелкие серии изделий новой техники специального назначения, имеющие огра ниченный спрос. Если в первом случае образование фон дов поощрения зависит от увеличения объема реализуе мой продукции по сравнению с предшествующим перио дом, то во втором — целесообразно поставить это в зависимость от роста прибыли, открывая тем самым путь к дальнейшему усовершенствованию производства.
Определенные различия вызывает также и ценообра зование. Цены должны во 1все большей степени отражать общественно необходимые затраты на производство про дукции. Иначе возникают неоправданные различия в рентабельности, которые ставят предприятия в неравные условия, в частности, при образовании фондов поощре ния. С этой точки зрения оптовые цены на продукцию тя желой промышленности, машиностроения и других отрас лей производства, введенные в действие с 1 июля 1967 г., в большей степени, чем прежние цены, отражают общест венно необходимые затраты труда и должны внести зна чительное улучшение в систему экономического стимули рования.
Вторым нормативом, по которому формируются фон ды поощрения, является рост рентабельности производ ства. Как уже ранее указывалось, расчетная рентабель ность представляет собой отношение балансовой прибыли (за вычетом причитающихся платежей) к стоимости ос новных производственных фондов и оборотных1средств. К числу платежей относится прежде всего плата за ос новные производственные фонды и оборотные средства. Поэтому для увеличения средств фондов поощрения не достаточно одного только увеличения прибыли. Необходи мо добиться также максимально эффективного исполь зования основных производственных фондов и оборотных средств. Их прирост без достаточных оснований теперь не может быть допущен. При новой системе планирования и материального стимулирования действует такой эконо мический механизм, который объединяет интересы госу
215
дарства, предприятия, коллектива и каждого отдельного работника в деле повышения использования производст венных фондов.
Фонд материального поощрения расходуется:
на премирование рабочих, руководящих и инженернотехнических работников, служащих и других категорий работников по действующей премиальной системе;
для единовременного поощрения рабочих, руководя щих и инженерно-технических работников, служащих и других работников предприятия, отличившихся при вы полнении особо важных производственных заданий;
на выплату вознаграждения рабочим, руководящим и инженерно-техническим работникам, служащим и другим работникам за общие годовые итоги работы предприятия; на выплату премий коллективам и отдельным работ никам— победителям во внутризаводском социалистиче
ском соревновании; на оказание единовременной помощи работникам
предприятия.
Распределение фонда материалыного поощрения по указанным направлениям, а также утверждение смет расходования этого фонда и определение размеров пре мий и других выплат работникам из этого фонда произ водится руководителем предприятия совместно с проф союзной организацией.
В пределах перечисленных общих направлений расхо дование фонда материального поощрения конкретизиру ется на предприятиях исходя из типовых премиальных положений. Для полного использования возможностей, представляемых новой системой материального поощре ния работников, (важное значение имеет выбор таких кон кретных факторов премирования, которые дают наиболь ший экономический эффект и влияют на конечные резуль таты производства.
Показатели премирования выбираются с учетом осо бенностей производства. Премии назначаются за количе ственные и качественные достижения. В число последних входит и непосредственно качество самой выпускаемой продукции, к которой в радиопромышленности предъяв ляются исключительно жесткие требования надежности и др. Поощряя повышение качества радиоаппаратуры, можно добиться не только увеличения объема реализации продукции, но и повышения цены как за продукцию выс шего качества.
216
При установлении показателей Премирования, так же как при организации заработной платы, нужно учесть, что конечные результаты производства нельзя оценить простым сложением усилий каждого исполнителя. Речь идет об объединенных усилиях всех исполнителей данно го производства (участка, цеха, предприятия), которые обеспечивают конечный успех. Для правильного сочета ния материальной заинтересованности каждого отдельно го работника и коллектива в целом наряду с индивиду альным премированием непрерывно усиливается коллек тивная форма премирования. Показательным в этом отношении является выплата вознаграждения всем ра ботникам ( рабочим, руководящим и инженерно-техничес ким работникам, служащим и. другим работникам) за общие годовые результаты работы предприятия.
Выплата работникам вознаграждения за общие ре зультаты работы предприятия по итогам за год произво дится в соответствии с полученной ими заработной пла той, с учетом продолжительности непрерывного стажа работы на данном предприятии. Руководителям пред приятий предоставляется право по согласованию с профсоюзной организацией увеличивать или уменьшать работникам размеры этого вознаграждения в зависи мости от результатов их работы.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ ного строительства образуется на тех же основаниях, что и фонд материального поощрения, но по другим нормати вам, и рассматривается как самостоятельный фонд с оп ределенным назначением.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ ного строительства расходуется на следующие цели:
на улучшение культурно-бытового и медицинского обслуживания рабочих, инженерно-технических работни ков и служащих предприятий, приобретение медикамен тов для врачебно-санитарных учреждений предприятий, путевок в дома отдыха и санатории, на обслуживание столовых и буфетов, домов отдыха, санаториев, клубов, детских учреждений и приобретение для них транспорт ных средств и инвентаря; на физкультурные мероприятия, усиление питания детей, находящихся в детских садах, яслях, пионерских лагёрях, и на другие культурно-быто вые нужды;
на строительство, расширение и капитальный ремонт жилых домов,- клубов, домов отдыха, санаториев, профи-
217
лакториев, пионерских лагерей, детских садов и яслей, столовых и буфетов, спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового назначения.
Предприятие может использовать средства фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства для долевого участия в совместном строительст ве жилых домов и учреждений культурно-бытового на значения.
Вся жилая площадь, построенная за счет средств фон да социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, заселяется лицами по списку, утвержден ному совместным решением администрации предприятия и профсоюзной организации.
Распределение фонда социально-культурных меропри ятий и жилищного строительства по указанным направ лениям и утверждение ометы расходов производится ад министрацией предприятия совместно с профсоюзной ор ганизацией.
Из сказанного о назначении и использовании фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства можно заключить что он является дополнитель ным источником материального стимулирования всего коллектива.
/
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ РАДИОПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЦЕНЫ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
9-1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
Экономия общественного труда является основным руководящим принципом ведения социалистического хо зяйства. От этой экономии зависит увеличение общест венного продукта, а следовательно, повышение матери ального благосостояния трудящихся и дальнейшее рас ширение общественного производства.
Затраты на создание общественного продукта находят отражение в себестоимости продукции, прибыли и цене.
Себестоимость продукции включает все затраты пред приятия на производство и реализацию продукции , ис численные в денежном выражении. При этом сумма за работной платы соответствует той части общественного продукта, которая выделяется в фонд потребления.
Прибыль от производства измеряется разницей меж ду суммой, выручаемой предприятием от реализации про дукции, и денежными затратами на ее производство и реализацию. Эта разница обусловливается тем, что про дукция реализуется по установленным оптовым ценам предприятия, а цены включают, кроме себестоимости, еще и прибыль, которую должно получить каждое предпри ятие.
Зависимость между себестоимостью продукции, при былью и оптовой ценой можно показать на цифровом примере (табл. 9-1), в котором условно принят замкнутый цикл изготовления продукции с участием четырех пред приятий, выполняющих последовательные стадии произ водства от добычи сырья до выпуска готовой продукции. В таблицу условно не включены материальные затраты на добычу сырья.
Для упрощения расчетов цифры приняты в условных единицах, под которыми можно подразумевать любую
219