Файл: Актуальность темы курсовой работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

Поскольку мена, как и купля-продажа, опосредует отношения по возмездному отчуждению имущества, п. 2 ст. 255 ГК РСФСР традиционно предусматривал применение к мене правил о купли-продаже. Однако, в отличие от ГК РСФСР 1922 года, законодателем четко определен перечень норм, применимых к мене. Согласно п. 2 ст. 255 ГК РСФСР 1964 года к договору мены применяются правила статей 237-239.1 и 241-251 ГК РСФСР. Таким образом, законодателем учтена специфика мены, отличие ее от договора купли - продажи, и исключена возможность применения правил о цене товара в договоре купли-продажи (ст. 240), о продаже товаров в кредит (ст. 252), правил о договоре купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания (ст. ст. 253, 254 ГК).

ГК РСФСР 1964 г. закрепил возможность участия государственных организаций в договоре мены только в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР (п. 3 ст. 255). Как отмечал О. С. Иоффе, «прямой продуктообмен между организациями запрещен как не соответствующий современному этапу развития нашего общества, экономические закономерности которого требуют учета результата хозяйственной деятельности в деньгах. Поэтому в отношениях между организациями договор мены допустим только в случаях, специально предусмотренных законом (ч. 3 ст. 255 ГК), и может встретиться лишь в виде редкого исключения, к которому иногда приходится прибегать по соображениям хозяйственной целесообразности»1. Следует отметить, что ранее этот вопрос решался также на уровне нормативных актов, однако общего правила об условиях участия государственных организаций в Гражданском Кодексе РСФСР установлено не было.

Совершенствование современного правового регулирования привело к тому, что ГК РФ 1996 года, действующий в настоящее время, устранил ряд недостатков предыдущего законодательного закрепления договора мены. Так, в легальной формулировке появилось указание, что договор мены предполагает не просто обмен одного товара на другой, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 567 ГК РФ).
1.2 Понятие и существенные условия договора мены
В соответствии с пунктом 1 статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой1.

Исходя из этого, договор мены, определение которого дано в п. 1 статьи 567 ГК РФ, используется для регулирования отношений товарного обращения, эквивалентно-возмездного перехода имущества от одного собственника к другому. Он направлен на возмездную реализацию имущества. По экономическому содержанию и правовой характеристике договор мены весьма близок к договору купли-продажи и исторически предшествовал ему. Поэтому при регулировании отношений по договору мены ГК РФ в п. 2 статьи 567 ГК РФ отсылает и к нормам, регламентирующим отношения по договору купли-продажи (гл. 30 ГК РФ). Однако они применимы, если это не противоречит правилам комментируемой главы и существу договора мены.


Вместе с тем договор мены - самостоятельный договор, обладающий отличительными признаками, и поэтому в некоторых случаях применяется отдельное правовое регулирование, нормы которого сосредоточены в гл. 31 ГК РФ.

Первый отличительный признак договора мены состоит в том, что каждый из контрагентов выступает в договоре мены и в качестве продавца, и в качестве покупателя. При этом специальные названия для сторон договора отсутствуют. Например, каждая из сторон отвечает за качество вещи, соответствие передаваемой им вещи требованиям договора.

Вторая и наиболее важная специфическая черта договора мены заключается в том, что каждая из сторон получает в качестве эквивалента за передаваемую вещь не деньги, а другую вещь. При этом предметом договора не могут быть имущественные права, в том числе права требования, а также услуги.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 N 69 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены"1 было отмечено следующее. "Двусторонние сделки, предусматривающие обмен товаров на эквивалентные по стоимости услуги, к договору мены не относятся.

При невозможности определить по договору мены наименование или количество товара, подлежащего передаче одной из сторон, договор считается незаключенным.

Как следует из статьи 567 ГК РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

В соответствии со статьей 454 Кодекса положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30, применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.

Указанная статья не распространяется автоматически на те случаи, когда предметом договора мены являются имущественные права.

Уступка права требования не может быть предметом договора мены, поскольку в этом случае невозможен переход права собственности, как того требует данный договор, и не может быть соблюдено его условие о передаче одного товара в обмен на другой.

Кроме того, сторона, передавшая право требования, отвечает только за действительность этого требования, а не за его исполнение должником".

В силу того, что к договору мены применяются общие правила о купле-продаже, существенными условиями договора мены являются условия о наименовании и количестве товара (п. 3 ст. 455 ГК).

Предмет мены в ГК РФ определен как товар. В действующем законодательстве не существует легального определения понятия «товар». В юридической литературе под ним понимают и не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты), и объект гражданских прав, и продукт деятельности, и любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации

1. Мы полагаем, что под «товаром» применительно к договору мены следует понимать вещи. Это подтверждается судебной практикой: если заключенная сторонами сделка предусматривает обмен товаров на услуги, то отношения между сторонами не подпадают под нормы, регулирующие договор мены2.

В юридической литературе остается дискуссионным вопрос о том, могут ли предметом договора меня выступать имущественные права. Одни авторы отрицают возможность рассмотрения имущественных прав как предмета мены3, другие, ссылаясь на п. 2 ст. 567 ГК РФ, согласно которой к мене применяются правила о купле-продаже, допускают возможность мены любых имущественных прав4. Третьи считают, что характер и содержание тех или иных имущественных прав влияют на возможность выступления их в качестве товара5. Последняя точка зрения вполне оправдана. Так, уступка права требования не может быть предметом договора мены, поскольку в этом случае невозможен переход права собственности, как того требует договор мены, и не может быть соблюдено его условие о передаче одного товара в обмен на другой (п. 69 Информационного письма Президиума ВАС от 24.09.2002 № 69). Однако доли участия (паи) в коммерческих корпорациях вполне могут быть предметом мены. Если доля может быть предметом купли-продажи, на что прямо указано в законе, то, применяя к мене нормы о купле-продаже, надлежит сделать вывод о допустимости договора мены доли1. Представляется, это не будет противоречить правилам, содержащимся в ст. ст. 567-571 ГК РФ, и существу мены.

В последние годы вошло в широкое употребление понятие «бартерная сделка», не предусмотренное ГК. Когда говорят о бартерной сделке, или бартере, имеют в виду разного рода сделки, которые объединяет то, что по ним не производится денежная оплата, а осуществляется своеобразный обмен (в бытовом смысле) товарами, работами, услугами. Причем при употреблении понятие «бартер» часто отождествляется с понятием «договор мены». Если это происходит в бытовых отношениях, то данное обстоятельство не порождает никаких особых проблем, поскольку в правоприменительной практике всегда можно обеспечить верную юридическую квалификацию соответствующих правоотношений. Беда в том, что отождествление понятий «бартерная сделка» и «договор мены» нередко имеет место и в различных нормативных правовых актах.

Для того что бы разобраться в соотношении мены и бартера, необходимо для начала проанализировать два этих термина.


В лексическом значении между словами «мена» и «бартер» можно провести тождество (бартер - от англ. «barter», что означает менять, обменивать).

Этимология слова "бартер" позволяет считать данный термин эквивалентным термину "мена", "обмен". В практике прилагательное "бартерный" употребляется, как правило, в скобках наряду с прилагательным "товарообменный", следовательно, они рассматриваются как синонимы1.

Термин «бартер» традиционно в течение многих лет используется для обозначения внешнеторговых операций. Распространено мнение, что бартерные сделки в современном мире не применяются, но это далеко не так. Растет интерес к бартеру, начиная с сентября 2008 г. - как раз с момента вступления кризиса в активную фазу в Российской Федерации. В 2012 г. указ о регулировании бартерных сделок был отменен, теперь эта операция называется смешанным договором, так как в нем присутствуют элементы договора купли-продажи и договора мены. Но, не смотря на это большинство населения, используют термин бартер и бартерная сделка для совершения внешнеторгового обмена. Динамика свидетельствует об увеличении интереса к бартерным сделкам за последние полгода. Сегодня примерно 10000 человек ежемесячно интересуются бартером и бартерными операциями в РФ2.

В широком смысле под внешнеторговым бартером понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

К бартерным не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств, т. е. механизма валютно-финансовых расчетов.

Договор мены и бартерной сделки является двусторонним, возмездным, консенсуальным, заключается в простой письменной форме. Заключение договор мены возможно в устной форме, если он не превышает МРОТ.

В соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом к договору мены применяются правила о купле-продаже (глава 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При совершении договора мены и бартерной сделки каждая из сторон одновременно признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Если законом не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами
1.

В сравнении с договором мены можно выделить следующие особенности внешнеторгового бартера. Во-первых, что следует из самого названия, бартер является внешнеэкономической сделкой, где одной из сторон договора выступает субъект предпринимательской деятельности Российской Федерации, а в качестве другой стороны - субъект предпринимательской деятельности иностранного государства.

Во-вторых, для внешнеторгового бартера предусмотрен только эквивалентный по стоимости обмен (даже без частичного использования платежных средств для компенсации возможной разницы цен). В случае изменения условий договора в сторону возможности осуществления расчетов платежными средствами данное соглашение перестает считаться бартерной сделкой, а за оборотом платежных средств предусмотрен строгий административный контроль.

В-третьих, при совершении бартерных сделок в качестве предмета могут использоваться не только вещи в форме товара, но также работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности.

Гражданским законодательством (ГК РФ и иными законодательными документами) не раскрывается, что такое товарообменные (бартерные) операции. В то же время глава 31 ГК РФ посвящена договорам мены. Рассмотрим подробнее, какие общие и отличительные черты имеют эти понятия.

Как видно из приведенных положений, договора мены как раз и являются бартерными операциями в части обмена товарами. Однако при этом необходимо учитывать, что сами термины «бартер» и «мена» не совсем идентичны, несмотря на то, что бартерные сделки, как правило, заключаются именно в форме договора мены.

Таким образом, в отличие от договора мены, предметом бартерной операции может быть как обмен товарами, так и результатами работ, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. При этом право на результаты работ возникает у заказчика с момента их передачи; а услуга непосредственно потребляется ее заказчиком.

Ст. 568 ГК РФ предусматривается, что товары, подлежащие обмену по договору мены, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. В тоже время, законодательством предусмотрено, что в том случае, когда договором обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.