Файл: Бубличенко, Н. Л. В поисках горных богатств рудного Алтая.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

положен точно в центре круга, а линия 90 —90 (гори­ зонтальная)— параллельно длинной стороне дощечки. При измерениях транспортир надо прикладывать длин­ ной стороной дощечки к измеряемой плоскости. Надо следить при этом, чтобы дощечка при измерениях была вертикальна, а отвес-грузик свободно качался. Если транспортир прикрепляется к дощечке-компасу, то ничего магнитного здесь не должно оыть; если отвес

Рис. 37. Горный компас.

/ — корпус компаса; 2 — магнитная стрелка — южный конец; 3 — планка для отсчета азимута угла направ­ ления (по странам света); 4 — за­ жим для магнитной стрелки; 5 — от­ вес; 6 — планка для отсчета угла наклона; 7 — зажим для отвеса

Г------------------- ---------- "\

Рис. 38. Уровень самодельный.

1 — школьный транспортир, неподвижно прикрепленный к металлической или деревянной дощечке строго четырехугольной формы; 2 — стержень, на котором свободно вращается отвес (5)

Рис. 39. Способ измерения азимутов простирания и падения пласта.

П р — линия

простирания — горизонтальная

линия, находящаяся

в плоскости

наслоения;

она может быть только одна;

П а — линия падения,

перпендику­

лярная линии простирания и находящаяся в плоскости наслоения; она может быть тоже только одна. Слева (а) показано положение компаса при измерении угла падения по отвесу; дощечка компаса должна быть строго вертикальна. Справа (б) показано положение компаса при измерении азимута угла паде­ ния; северный конец компаса-дощечки должен быть обращен в сторону от обнажения; короткая сторона дощечки должна быть приложена к линии простирания; дощечка должна быть строго горизонтальна и приложена к плоскости наслоения своей короткой стороной, южной. Отсчет азимута угла падения ведется по северному (темному) концу стрелки; для получения ази­ мута угла падения к полученной цифре прибавляется или убавляется (без­ различно) 90®

делается отдельно, то магнитность его, конечно, никако­ го значения не имеет.

П л а н ш е т к у для глазомерной съемки можно сде­ лать из прямоугольного куска фанеры размером 20X30 сантиметров. Должна быть еще простая буссоль или в крайнем случае компас, транспортир и треугольник. Кусок ватмана прикрепляется к планшетке (можно при­ клеить), параллельно длинной стороне планшетки прочерчивается линия севера — юга. Сама планшетка ориентируется при помощи компаса по этой линии и на бумаге отмечается карандашом точка стояния про­ изводящего съемку. Теперь можно производить съемку так, как это делается обычно. Для съемки отдельных участков чаще всего выбирают крупные масштабы (на­

пример,

1:10 000),

для маршрутной

съемки — более

мелкие

(1:50 000,

1:25 000) или иные

в зависимости

от обстоятельств.

Необходимо иметь з а п и с н у ю к н и жк у , жела­ тельно в твердом переплете. На первой странице надо написать имя, отчество и фамилию владельца, его адрес, год, число и месяц начала и окончания записей в книж­ ке. Каждую новую запись следует начинать с даты; обя­ зательно указывается место, где начат маршрут, напри­ мер: «Правый берег реки Ульбы, в 0,5 километра ниже устья реки Бобровки». Следует отметить порядковый номер обнажения, точки наблюдения или взятого образ­ ца горной породы, ее название. Если из одного и того же обнажения взято несколько образцов, то они обозна­ чаются разными буквами, нацример: 12а, 126, 12в и т. д. Далее подробно записывается местонахождение обнаже­ ния, отмечаются встреченные горные породы, дается их описание; записываются замеры сланцеватости, слоисто­ сти. Очень хорошо на левой стороне записной книжки делать зарисовки. Если обнажение состоит из осадочных пород, то необходимо записать мощность каждого пла­ ста; если это изверженная жильная порода, то надо измерить толщину (мощность) жил; в гранитах отмеча­ ется крупность зерен, их минеральный состав. Найденные окаменелости надо собрать. Особое внимание следует обращать на признаки полезных ископаемых. Хорошо сделать общие выводы — сравнение с предыдущими об­ нажениями, необходимость детального изучения и т. д. Записи надо делать только на правой стороне книжки.

107


Желательно иметь л о т о к для промывки шлихов. Нго несложно сделать из круглого листа ковкого железа; лоток — это вогнутая чаша диаметром 50—80 сантимет­ ров и глубиной 10—15 сантиметров. Для промывки шли­ ха можно использовать и простой таз, но он значительно хуже: слишком глубок, а резкий перегиб от плоского дна к бокам очень мешает правильной отмывке. В лоток кладут примерно два килограмма пробы (песок, гра­ вий), вручную отбирают крупные куски, затем, погрузив лоток полностью в воду, легкими круговыми покачива­ ниями смывают легкие минералы: кварц, полевой шпат, слюду. Постепенно на дне скопляется остаток, делаю­ щийся все более черным; когда шлих сделается почти черным, промывку можно закончить. Шлих обычно со­ держит магнетит; ценные же минералы (вольфрамит, касситерит и другие) может различить только специа­ лист. Золото на Алтае в россыпях встречается редко, но в шлихах его заметить легко по блеску. Неплохо шлих посмотреть затем под лупой.

Т о п о г р а ф и ч е с к и е и г е о л о г и ч е с к и е к а р- т ы необходимы для любого похода. В продаже можно достать топографическую карту масштаба 1:2500000. Если ее все же не удастся купить, то в библиотеке или

вдругом месте можно снять копию. Геологических карт

впродаже практически нет, они издаются небольшим тиражом, обычно это приложения к книгам, и быстро

раскупаются. Все же надо принять все меры, чтобы в руках участников похода был в каждой группе хотя бы один экземпляр — копия геологической карты района ис­ следований.

Ф о т о а п п а р а т ы должны быть небольшими по размерам и легкие. Пленки лучше применять низкой чувствительности. Необходимо вести запись снимаемых объектов и по возможности делать параллельные зари­ совки. Проявлять пленки можно во время похода, печа­ тание снимков трудно организовать в походных усло­ виях.

К о л л е к ц и и можно собирать для двух целей: вопервых, для школы или для себя. В этом случае соби­ раются хорошие образцы, которые характерны для Ал­ тая, для данного района. Хорошо иметь коллекцию, которая представляла бы все типы пород, развитых на Алтае. Образцы должны быть прямоугольными, разме­

108

ром приблизительно 10x15 сантиметров и толщиной около 5 сантиметров; поверхности образца должны быть свежими, не выветрелыми, очищенными от моха и гря­ зи. На образце должен стоять тот же номер, что и в записной книжке-дневнике. Во время маршрута номер на образце можно проставить простым карандашом, а после возвращения из маршрута необходимо обвести его тушью или чернильным карандашом; дома на образце следует сделать белой эмалевой краской четырехуголь­ ную площадку и на ней написать номер образца и год сбора. Каждый образец лучше завернуть в оберточную бумагу, вложив туда же в несколько раз свернутый не­ большой листок бумаги — этикетку — с указанием даты сбора, номера образца, места сбора, определение об­ разца, фамилии взявшего образец.

Во-вторых, коллекции собираются для практических целей. Отбираются образцы, которые должны быть по­ казаны специалистам для установления того, являются ли они полезными ископаемыми или указывают на веро­ ятность их присутствия; часть этих образцов возмож­ но пойдет для необходимых анализов. Обычно такие образцы берутся значительного веса — около 2—5 ки­ лограммов и даже больше. Рассыпающиеся породы должны быть положены в небольшие мешочки из ма­ терии. Места взятия образцов этой категории должны быть указаны особенно точно и обстоятельно. Желатель­ на при этом более детальная, чем обычно, геологическая характеристика участка местонахождения; лучше при этом сделать более детальную съемку. Размер участка съемки изменяется в зависимости от обстоятельств: от нескольких десятков квадратных метров до километра, редко больше.

Коллекции следует складывать в деревянные ящики, если нет бумаги перекладывать образцы можно соло­ мой или ветками. В мешках держать коллекции не сле­ дует. Коллекции можно отсылать почтой.

От ч е т н о с т ь . После окончания геологического по­ хода, когда образцы будут просмотрены специалиста­ ми, надо составить небольшой отчет; его следует сде­ лать коллективно, поручив 1—2 участникам определен­ ную главу. Отчет должен содержать следующие главы.

I

— введение. В

этой главе

указывается

когда, ке

и каким

учреждением

проводился

геологический

поход,

109



кто руководил походом, из кого состояли отряды, кто и

какие нес обязанности, как

они выполнялись.

Надо

указать

время похода, какие

места были

осмотрены,

описать,

как был организован

поход — был

ли

транс­

порт и какой, где доставали продовольствие, как пита­ лись, как проводились геологические маршруты, чем занимались в свободное время. Следует отметить, что было в походе хорошо, что плохо, что надо сделать, чтобы другие походы проходили лучше;

II — геологические наблюдения. Дается краткое гео­ логическое описание маршрутов, по которым проходил поход, преимущественно это долины речек или гребни гор. Например, дается геологическое описание тех гор­ ных пород, которые были встречены, начиная от устья реки Пихтовки до села Медведки. Это описание состав­ ляют несколько участников, так как каждый из них осматривал только один какой-либо участок. Описание надо давать последовательно, например от устья реки Пихтовки до села Медведки или наоборот. Основой для подобного описания маршрута должны служить те еже­ дневные записи, которые велись в течение похода, и собранные коллекции;

III — геологические результаты. В этой главе ука­ зывается, сколько было собрано образцов, куда они переданы, кто из специалистов их просматривал. Жела­ тельно указать, какие образцы переданы в школьный музей, какие — на анализ; указать результаты послед­ него. Необходимо перечислить и дать конкретное опи­ сание тех полезных ископаемых, которые были встрече­ ны; при этом особо надо отметить те, которые были встречены впервые.

В отчете желательно поместить несколько фотогра­ фий или составить отдельно полный альбом фотографий. При этом для каждой фотографии должно быть написа­ но пояснение.

Эта книжка написана для тех, кто интересуется гео­ логией Алтая, его горными богатствами. В летнюю пору хорошо побродить по алтайской тайге, взобраться на высокую гору, провести ночь в палатке на берегу говор­ ливого ручейка, наконец просто узнать, какие же гор­ ные породы имеются на твоей родной земле. Можно просто побродить или пособирать ягоды, набрать букет цветов, но можно сделать это и с пользой для людей, для своего родного края. В этой книге рассказывается о геологическом строении Рудного Алтая, о том, какие горные породы и полезные ископаемые здесь встречают­ ся, о самых простых геологических изысканиях, о том, как с помощью простого молотка, компаса и прежде всего желания и усердия можно помочь геологам в их трудных поисках. Но тем, кто не любит ходить пешком, кто боится хлесткого летнего дождичка или жаркого солнца, кто не сумеет развести вечерний костер и рано встать на прохладной заре — тому геологией лучше не заниматься.


ЗАДАЧИ ПО ГЕОЛОГИИ

Рекомендуется сначала прочесть вопрос, дать само­ му на него ответ и лишь потом сверить его правиль­ ность с ответом, который дается ниже.

Вопросы по рис. 12: «Схема геологического строения участка земной коры».

1. Из каких горных пород сложены три самых древ­

них и три самых молодых пласта,

смятые в

складки?

2. В синклинали слева имеются конгломераты; опре­

делите— моложе они или древнее

песчаников,

видных

на поперечном разрезе в правом верхнем углу?

 

3.Сколько жил изображено на схеме?

4.Почему в жилах образуется кварцевый порфир (не полностью раскристаллизовавшаяся изверженная

горная порода), а не гранит (полностью раскристаллизованная горная порода)?

5.Правая часть блока изображена приподнятой по отношению к левой; подтверждается ли это геологиче­ ски и почему?

6.В левой части блока изображена речная долина, выполненная разнообразными горными породами (га­ лечниками, песками, глинами); каким образом она об­ разовалась?

7. Почему речная терраса (т) образовалась только

внижнем течении реки?

8.На схеме изображено три типа рельефа, объясни­ те почему они получились именно такими: м — рельеф

иг

Мелкбсопочника в области развития гранитов; В — гря­ довый рельеф в области развития складок; р — равнин­ ный рельеф, развитый по долине реки.

9. Где наиболее вероятно можно найти руды свин­ ца, меди, цинка и других цветных металлов?

10.Где можно встретить пласты каменных углей и торфа, где россыпи золота, вольфрамита и др.?

11.Где имеются наиболее благоприятные условия для выхода минеральных и термальных (горячих) вод?

12.Где можно найти сырье для производства кир­

пичей?

13. Можно ли встретить мраморы на изображенном

участке земной коры?

Вопросы по рис. 32: «Схема геологического развития Рудного Алтая».

1.Сколько, какие и на каких рисунках показаны стратиграфические несогласия?

2.Начиная с фиг. 5 б и выше показаны справа и слева разрывные нарушения, разделяющие рисунки на три части. Какие горные породы преобладают в этих трех частях?

3.Какие горные породы преобладают в девоне в

средней части профиля (между надвиговыми зонами)

икакие в карбоне?

4.На фиг. 4 б изображен в силуре риф (известняко­ вый выступ, в левой части рисунка, ближе к середине); на каких рисунках изображены рифы в девоне?

5.Какой был первоначальный состав горных пород

позднего палеозоя (фиг. 8 б) и как они образовались? 6. На фиг. 5 б справа изображены два подводных вулкана: один основной и другой паразитирующий; на

каких рисунках они еще изображены?

7.На фиг. 5 б, 6 б и 7 б изображены наземные вул­ каны. Где будут выпадать на землю крупные вулкани­ ческие выбросы и где мелкие, в том числе и вулканиче­ ский пепел?

8.На фиг. 5 б изображено три действующих вулкана (один из них паразитирующий — правый); когда они прекратили свою деятельность?

9.На каком рисунке видно, что лавы через жерло внедряются вдоль разрыва?

10.На каком рисунке показано, что средняя часть

Рудного Алтая, приблизительно соответствующая Алей-

113