Файл: Бубличенко, Н. Л. В поисках горных богатств рудного Алтая.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
положен точно в центре круга, а линия 90 —90 (гори зонтальная)— параллельно длинной стороне дощечки. При измерениях транспортир надо прикладывать длин ной стороной дощечки к измеряемой плоскости. Надо следить при этом, чтобы дощечка при измерениях была вертикальна, а отвес-грузик свободно качался. Если транспортир прикрепляется к дощечке-компасу, то ничего магнитного здесь не должно оыть; если отвес
Рис. 37. Горный компас.
/ — корпус компаса; 2 — магнитная стрелка — южный конец; 3 — планка для отсчета азимута угла направ ления (по странам света); 4 — за жим для магнитной стрелки; 5 — от вес; 6 — планка для отсчета угла наклона; 7 — зажим для отвеса
Г------------------- ---------- "\
Рис. 38. Уровень самодельный.
1 — школьный транспортир, неподвижно прикрепленный к металлической или деревянной дощечке строго четырехугольной формы; 2 — стержень, на котором свободно вращается отвес (5)
Рис. 39. Способ измерения азимутов простирания и падения пласта.
П р — линия |
простирания — горизонтальная |
линия, находящаяся |
в плоскости |
наслоения; |
она может быть только одна; |
П а — линия падения, |
перпендику |
лярная линии простирания и находящаяся в плоскости наслоения; она может быть тоже только одна. Слева (а) показано положение компаса при измерении угла падения по отвесу; дощечка компаса должна быть строго вертикальна. Справа (б) показано положение компаса при измерении азимута угла паде ния; северный конец компаса-дощечки должен быть обращен в сторону от обнажения; короткая сторона дощечки должна быть приложена к линии простирания; дощечка должна быть строго горизонтальна и приложена к плоскости наслоения своей короткой стороной, южной. Отсчет азимута угла падения ведется по северному (темному) концу стрелки; для получения ази мута угла падения к полученной цифре прибавляется или убавляется (без различно) 90®
делается отдельно, то магнитность его, конечно, никако го значения не имеет.
П л а н ш е т к у для глазомерной съемки можно сде лать из прямоугольного куска фанеры размером 20X30 сантиметров. Должна быть еще простая буссоль или в крайнем случае компас, транспортир и треугольник. Кусок ватмана прикрепляется к планшетке (можно при клеить), параллельно длинной стороне планшетки прочерчивается линия севера — юга. Сама планшетка ориентируется при помощи компаса по этой линии и на бумаге отмечается карандашом точка стояния про изводящего съемку. Теперь можно производить съемку так, как это делается обычно. Для съемки отдельных участков чаще всего выбирают крупные масштабы (на
пример, |
1:10 000), |
для маршрутной |
съемки — более |
мелкие |
(1:50 000, |
1:25 000) или иные |
в зависимости |
от обстоятельств.
Необходимо иметь з а п и с н у ю к н и жк у , жела тельно в твердом переплете. На первой странице надо написать имя, отчество и фамилию владельца, его адрес, год, число и месяц начала и окончания записей в книж ке. Каждую новую запись следует начинать с даты; обя зательно указывается место, где начат маршрут, напри мер: «Правый берег реки Ульбы, в 0,5 километра ниже устья реки Бобровки». Следует отметить порядковый номер обнажения, точки наблюдения или взятого образ ца горной породы, ее название. Если из одного и того же обнажения взято несколько образцов, то они обозна чаются разными буквами, нацример: 12а, 126, 12в и т. д. Далее подробно записывается местонахождение обнаже ния, отмечаются встреченные горные породы, дается их описание; записываются замеры сланцеватости, слоисто сти. Очень хорошо на левой стороне записной книжки делать зарисовки. Если обнажение состоит из осадочных пород, то необходимо записать мощность каждого пла ста; если это изверженная жильная порода, то надо измерить толщину (мощность) жил; в гранитах отмеча ется крупность зерен, их минеральный состав. Найденные окаменелости надо собрать. Особое внимание следует обращать на признаки полезных ископаемых. Хорошо сделать общие выводы — сравнение с предыдущими об нажениями, необходимость детального изучения и т. д. Записи надо делать только на правой стороне книжки.
107
Желательно иметь л о т о к для промывки шлихов. Нго несложно сделать из круглого листа ковкого железа; лоток — это вогнутая чаша диаметром 50—80 сантимет ров и глубиной 10—15 сантиметров. Для промывки шли ха можно использовать и простой таз, но он значительно хуже: слишком глубок, а резкий перегиб от плоского дна к бокам очень мешает правильной отмывке. В лоток кладут примерно два килограмма пробы (песок, гра вий), вручную отбирают крупные куски, затем, погрузив лоток полностью в воду, легкими круговыми покачива ниями смывают легкие минералы: кварц, полевой шпат, слюду. Постепенно на дне скопляется остаток, делаю щийся все более черным; когда шлих сделается почти черным, промывку можно закончить. Шлих обычно со держит магнетит; ценные же минералы (вольфрамит, касситерит и другие) может различить только специа лист. Золото на Алтае в россыпях встречается редко, но в шлихах его заметить легко по блеску. Неплохо шлих посмотреть затем под лупой.
Т о п о г р а ф и ч е с к и е и г е о л о г и ч е с к и е к а р- т ы необходимы для любого похода. В продаже можно достать топографическую карту масштаба 1:2500000. Если ее все же не удастся купить, то в библиотеке или
вдругом месте можно снять копию. Геологических карт
впродаже практически нет, они издаются небольшим тиражом, обычно это приложения к книгам, и быстро
раскупаются. Все же надо принять все меры, чтобы в руках участников похода был в каждой группе хотя бы один экземпляр — копия геологической карты района ис следований.
Ф о т о а п п а р а т ы должны быть небольшими по размерам и легкие. Пленки лучше применять низкой чувствительности. Необходимо вести запись снимаемых объектов и по возможности делать параллельные зари совки. Проявлять пленки можно во время похода, печа тание снимков трудно организовать в походных усло виях.
К о л л е к ц и и можно собирать для двух целей: вопервых, для школы или для себя. В этом случае соби раются хорошие образцы, которые характерны для Ал тая, для данного района. Хорошо иметь коллекцию, которая представляла бы все типы пород, развитых на Алтае. Образцы должны быть прямоугольными, разме
108
ром приблизительно 10x15 сантиметров и толщиной около 5 сантиметров; поверхности образца должны быть свежими, не выветрелыми, очищенными от моха и гря зи. На образце должен стоять тот же номер, что и в записной книжке-дневнике. Во время маршрута номер на образце можно проставить простым карандашом, а после возвращения из маршрута необходимо обвести его тушью или чернильным карандашом; дома на образце следует сделать белой эмалевой краской четырехуголь ную площадку и на ней написать номер образца и год сбора. Каждый образец лучше завернуть в оберточную бумагу, вложив туда же в несколько раз свернутый не большой листок бумаги — этикетку — с указанием даты сбора, номера образца, места сбора, определение об разца, фамилии взявшего образец.
Во-вторых, коллекции собираются для практических целей. Отбираются образцы, которые должны быть по казаны специалистам для установления того, являются ли они полезными ископаемыми или указывают на веро ятность их присутствия; часть этих образцов возмож но пойдет для необходимых анализов. Обычно такие образцы берутся значительного веса — около 2—5 ки лограммов и даже больше. Рассыпающиеся породы должны быть положены в небольшие мешочки из ма терии. Места взятия образцов этой категории должны быть указаны особенно точно и обстоятельно. Желатель на при этом более детальная, чем обычно, геологическая характеристика участка местонахождения; лучше при этом сделать более детальную съемку. Размер участка съемки изменяется в зависимости от обстоятельств: от нескольких десятков квадратных метров до километра, редко больше.
Коллекции следует складывать в деревянные ящики, если нет бумаги перекладывать образцы можно соло мой или ветками. В мешках держать коллекции не сле дует. Коллекции можно отсылать почтой.
От ч е т н о с т ь . После окончания геологического по хода, когда образцы будут просмотрены специалиста ми, надо составить небольшой отчет; его следует сде лать коллективно, поручив 1—2 участникам определен ную главу. Отчет должен содержать следующие главы.
I |
— введение. В |
этой главе |
указывается |
когда, ке |
и каким |
учреждением |
проводился |
геологический |
поход, |
109
кто руководил походом, из кого состояли отряды, кто и
какие нес обязанности, как |
они выполнялись. |
Надо |
||
указать |
время похода, какие |
места были |
осмотрены, |
|
описать, |
как был организован |
поход — был |
ли |
транс |
порт и какой, где доставали продовольствие, как пита лись, как проводились геологические маршруты, чем занимались в свободное время. Следует отметить, что было в походе хорошо, что плохо, что надо сделать, чтобы другие походы проходили лучше;
II — геологические наблюдения. Дается краткое гео логическое описание маршрутов, по которым проходил поход, преимущественно это долины речек или гребни гор. Например, дается геологическое описание тех гор ных пород, которые были встречены, начиная от устья реки Пихтовки до села Медведки. Это описание состав ляют несколько участников, так как каждый из них осматривал только один какой-либо участок. Описание надо давать последовательно, например от устья реки Пихтовки до села Медведки или наоборот. Основой для подобного описания маршрута должны служить те еже дневные записи, которые велись в течение похода, и собранные коллекции;
III — геологические результаты. В этой главе ука зывается, сколько было собрано образцов, куда они переданы, кто из специалистов их просматривал. Жела тельно указать, какие образцы переданы в школьный музей, какие — на анализ; указать результаты послед него. Необходимо перечислить и дать конкретное опи сание тех полезных ископаемых, которые были встрече ны; при этом особо надо отметить те, которые были встречены впервые.
В отчете желательно поместить несколько фотогра фий или составить отдельно полный альбом фотографий. При этом для каждой фотографии должно быть написа но пояснение.
Эта книжка написана для тех, кто интересуется гео логией Алтая, его горными богатствами. В летнюю пору хорошо побродить по алтайской тайге, взобраться на высокую гору, провести ночь в палатке на берегу говор ливого ручейка, наконец просто узнать, какие же гор ные породы имеются на твоей родной земле. Можно просто побродить или пособирать ягоды, набрать букет цветов, но можно сделать это и с пользой для людей, для своего родного края. В этой книге рассказывается о геологическом строении Рудного Алтая, о том, какие горные породы и полезные ископаемые здесь встречают ся, о самых простых геологических изысканиях, о том, как с помощью простого молотка, компаса и прежде всего желания и усердия можно помочь геологам в их трудных поисках. Но тем, кто не любит ходить пешком, кто боится хлесткого летнего дождичка или жаркого солнца, кто не сумеет развести вечерний костер и рано встать на прохладной заре — тому геологией лучше не заниматься.
ЗАДАЧИ ПО ГЕОЛОГИИ
Рекомендуется сначала прочесть вопрос, дать само му на него ответ и лишь потом сверить его правиль ность с ответом, который дается ниже.
Вопросы по рис. 12: «Схема геологического строения участка земной коры».
1. Из каких горных пород сложены три самых древ
них и три самых молодых пласта, |
смятые в |
складки? |
2. В синклинали слева имеются конгломераты; опре |
||
делите— моложе они или древнее |
песчаников, |
видных |
на поперечном разрезе в правом верхнем углу? |
|
3.Сколько жил изображено на схеме?
4.Почему в жилах образуется кварцевый порфир (не полностью раскристаллизовавшаяся изверженная
горная порода), а не гранит (полностью раскристаллизованная горная порода)?
5.Правая часть блока изображена приподнятой по отношению к левой; подтверждается ли это геологиче ски и почему?
6.В левой части блока изображена речная долина, выполненная разнообразными горными породами (га лечниками, песками, глинами); каким образом она об разовалась?
7. Почему речная терраса (т) образовалась только
внижнем течении реки?
8.На схеме изображено три типа рельефа, объясни те почему они получились именно такими: м — рельеф
иг
Мелкбсопочника в области развития гранитов; В — гря довый рельеф в области развития складок; р — равнин ный рельеф, развитый по долине реки.
9. Где наиболее вероятно можно найти руды свин ца, меди, цинка и других цветных металлов?
10.Где можно встретить пласты каменных углей и торфа, где россыпи золота, вольфрамита и др.?
11.Где имеются наиболее благоприятные условия для выхода минеральных и термальных (горячих) вод?
12.Где можно найти сырье для производства кир
пичей?
13. Можно ли встретить мраморы на изображенном
участке земной коры?
Вопросы по рис. 32: «Схема геологического развития Рудного Алтая».
1.Сколько, какие и на каких рисунках показаны стратиграфические несогласия?
2.Начиная с фиг. 5 б и выше показаны справа и слева разрывные нарушения, разделяющие рисунки на три части. Какие горные породы преобладают в этих трех частях?
3.Какие горные породы преобладают в девоне в
средней части профиля (между надвиговыми зонами)
икакие в карбоне?
4.На фиг. 4 б изображен в силуре риф (известняко вый выступ, в левой части рисунка, ближе к середине); на каких рисунках изображены рифы в девоне?
5.Какой был первоначальный состав горных пород
позднего палеозоя (фиг. 8 б) и как они образовались? 6. На фиг. 5 б справа изображены два подводных вулкана: один основной и другой паразитирующий; на
каких рисунках они еще изображены?
7.На фиг. 5 б, 6 б и 7 б изображены наземные вул каны. Где будут выпадать на землю крупные вулкани ческие выбросы и где мелкие, в том числе и вулканиче ский пепел?
8.На фиг. 5 б изображено три действующих вулкана (один из них паразитирующий — правый); когда они прекратили свою деятельность?
9.На каком рисунке видно, что лавы через жерло внедряются вдоль разрыва?
10.На каком рисунке показано, что средняя часть
Рудного Алтая, приблизительно соответствующая Алей-
113