Файл: Бубличенко, Н. Л. В поисках горных богатств рудного Алтая.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

времени и Миклашевский, давая научное описание Вто­ рого Заводинского рудника, не мог не коснуться и этого больного вопроса.

К- Гривнак в 1875 году писал, что Заводинское ме­ сторождение «представляет громадный интерес в силу своего единственного состава не только на Алтае но и вообше на Европейском материке» (находка теллуристо­ го серебра) Богатое по тем временам месторождение проведенными в советское время разведочными работа­ ми признано не заслуживающим внимания.

Пользу от приискателей из простолюдинов учитыва­ ло и царское правительство. Вот что писал другой гор­ ный деятель прошлого века майор Кулибин12, приводя выписку из «Учреждения об управлении Колывано-Вос- кресенских заводов» 1828 года: «Приискателю руд золо­ тосодержащих, вольному или отряженному от Горного Правления, выдается в награждение за каждый фунт выплавленного из оных чистого золота по 2 р. 50 к. ассигнациями дотоле, пока весь рудник не будет выра­ ботан. или пока проплавка и промывка руд не будет за­ водам в убыток».

К концу XVIII века Колывано-Воскресенские горные предприятия достигли своей наибольшей производитель­ ности. но и расходы по заводам повысились более чем в 10 раз. превысив 600 000 рублей в год.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года освобо­ дила население от крепостного труда, что потребовало перехода на новые формы организации промышленных предприятий. Однако царское правительство не сумело этого сделать и горная промышленность Алтая стала замирать — ведь дешевый подневольный обязательный труд исчез, рудники перестали давать доход. С 1869 го­

да

добыча

металла стала неуклонно снижаться; в

1881

году горные предприятия дали убыток 170 000 руб­

лей.

Наряду

с бесхозяйственностью, общей косностью

всего уклада, истощением запасов легко добываемых руд, трудностью и даже невозможностью в то время раздельно получать металлы из сложных алтайских руд, не малую роль играло и казнокрадство, процветавшее в «Кабинете». Вот что писал горный инженер С. Войслав:

1 <гГорный

журнал»,

1875,

т.

II,

стр.

290.

2 «■Горный

журнал»,

1836,

т.

II,

кн.

IV, ст,р. 148.

10


«Признаюсь, что после обследования рудников я не ви­ дел ни одной казенной лошади на Николаевском и Таловском рудниках, между тем как на содержание лоша­ дей для водослива Таловского рудника расходуется по ведомостям 1881 года 928 рублей 42 копейки11».

Убыточность все возрастала. В 1898 году заводы Змеиногорский, Локтевский и другие были закрыты. К концу XIX века горная промышленность Рудного Ал­ тая пришла почти в полный упадок. Новый ее расцвет наступил уже в советское время.

11 мая 1918 года В. И. Ленин подписал постановле­ ние о национализации всех предприятий Риддерского общества (рис. 2). Риддерский рудник (ныне Лениногорский) был изъят из рук иностранных концессионеров и передан в руки народа. Полным хозяином стал на Алтае советский человек.

Английский капиталист Л. Уркварт, бывший владелец Риддера, писал, обращаясь к советским властям: «Вам самим не управиться. Добыча руд и обогащение на Риддере настолько сложны, что большевикам это окажется не по силам». Это «не управиться» выразилось в том, что по сравнению с 1913 годом производство металла увеличилось во многие десятки раз. 7 октября 1922 года Совнарком РСФСР принял решение об отказе Уркварту

вконцессии-.

Всоветское время возобновились работы на тех

месторождениях, где были известны хоть сколь-нибудь значительные запасы (Зыряновское, Лениногорское). Кропотливым упорным трудом геологов эти запасы уве­ личивались иногда во много раз; разведывались давно известные, но заброшенные месторождения, где руда считалась уже вынутой. Однако при проверке нередко получалось, что месторождение, первоначально считав­ шееся очень небольшим или выработанным, после тща­ тельного изучения оказывалось пригодным для промыш­ ленной разработки. Открыты были и новые, ранее неизвестные месторождения. Таким открытиям всегда предшествует долгий, упорный, подчас многолетний труд обычно большого коллектива геологов различных спе­ циальностей.

1 «Отчет о поездке на Алтай летом 1882 года» Спб, 1882, стр. 37.

11

Случайных открытий никто не ждет: «Шел-шел и на­ шел». Нет, так сейчас не бывает. То, что одна из буро­ вых скважин на Тишинском месторождении обнаружила под почти стометровым слоем наносов руду, должно бы­ ло случиться обязательно; не эта, так другая скважина все равно наткнулась бы на руду, геологи ведь давно считали этот район перспективным, давно велись здесь исследования, составлялись геологические карты, закла­ дывались шурфы, производилось бурение. К сожалению, такие удачи не часто сопутствуют геологам, нередко многолетние усилия заканчиваются ничем или откры­ тием бедных месторождений с небольшими запасами. Отчего это происходит? Ошибки геологов и неправильная методика (обычно обусловленные недостаточной изучен­ ностью района) имеют существенное значение.

Для промышленной концентрации руд необходимо сочетание ряда благоприятных условий; часто геологи наблюдают их не все, но все же рискуют затратить большие средства и много времени на поиски—это об­ основанный риск, иногда он приносит хорошие резуль­ таты, иногда — нет. Геологоразведочные работы всегда представляют определенный риск, но риск обоснован­ ный, без которого никакие поиски полезных ископаемых невозможны. От знания и умения геологов зависит, что­ бы затраты сил и средств на поиски были как можно меньше. В Рудном Алтае стоимость поисков и разведок составляла в разные годы приблизительно от 2 до 4% общей стоимости разведанной руды. Ориентировочно можно считать, что на добычу и разведку приходится около 50% стоимости металла, на обогащение — 25% и на металлургические процессы — 25%.

Какой же путь приводит к открытию месторождений? Он никогда не бывает легким и коротким и состоит, как правило, из нескольких этапов. Вначале составляются геологические карты, начиная с менее детальных и кон­ чая очень детальными; одновременно обстоятельно изу­ чаются отдельные рудопроявления. После составления геологической карты предположительно намечаются ме­ ста, где могут оказаться месторождения. Наступает от­ ветственный этап поисково-разведочных работ, обычно наиболее дорогостоящий и подчас очень длительный: проходятся глубокие буровые скважины, составляются точные геологические карты, осуществляются специали­

13


зированные геофизические и геохимические исследова­ ния и многие другие.

Но вот установлено, что месторождение можно раз­ рабатывать, что руда в нем содержится в нужном коли­ честве и нужного качества. Необходимо закладывать рудник, и тут геологи должны указать точно: где и ка­ кие по качеству залегают руды, как велики их запасы, где достать воду для технических надобностей и для на­ селения нового рудничного городка; надо указать место для его постройки, ведь под ним не должно оказаться руды. На все эти вопросы геологи обязаны дать опреде­ ленные ответы и только после этого можно начать за­ кладывать рудник, проводить дороги, строить руднич­ ный городок. На это требуется несравненно больше средств, чем на поиски и разведку месторождений и со­ ставление геологических карт.

Но вот рудник действует, руда поступает на-гора, однако работа геолога еще не заканчивается: составля­ ются рудничные геологические карты с точным нанесе­ нием различных горных пород, количества и качества руды; геологи должны следить за тем, чтобы ежедневно по графику на обогатительную фабрику поступала руда с определенным содержанием металлов, в определенном количестве, чтобы режим работы фабрики не нарушал­ ся. Даже тогда, когда рудник уже действует, необходи­ мо уточнять запасы руд, находить новые рудные залежи. Как правило, после первоначального определения запа­ сы увеличиваются в несколько раз в результате допол­ нительных разведочных работ.

Обычно срок действия горных предприятий рассчи­ тывается на 25—30 лет, но в действительности они су­ ществуют значительно дольше. От геологов зависит мно­ гое: будет найдена руда — будет действовать и горное предприятие. Велика ответственность геолога, но увле­ кательна и его работа, начиная с поисков в горах и сте­ пях с молотком в руках и кончая подсчетами, определе­ нием запасов полезных ископаемых.

СОВЕТСКИЕ ГЕОЛОГИ

НАЧАЛИ РАБОТУ...

Приведя себя в порядок после утомительного одинна­ дцатидневного пути из Ленинграда на Алтай (быстрее поезда в 1923 году не ходили), шесть начинающих геологов, а пока геологов-студентов явились, как полагалось, к председателю Уисполкома 1 в Рубцовке.

«Мы посланы Геологическим Комитетом изучать гео­ логию и рудники» — разъяснили прибывшие. «Какие же есть руды на Алтае, где их добывать?» — спросили нас. Помялись немного, так как и сами не знали еще толком ничего. Наиболее находчивый сказал, что следом едет И. Ф. Григорьев: «Он все расскажет!». И. Ф, Григорьев, окончивший Горный институт, долго работал в архиве бывшего Алтайского горного округа в городе Барнауле, кропотливо собирал все имеющиеся за прежние годы сведения о месторождениях, делал выписки, заметки, изучал данные о количестве и качестве добытой руды, снимал копии с геологических карт месторождений, на­ носил последние на общую карту. Это было дело необ­ ходимое, но трудное и неточное: расположение место­ рождений раньше указывалось очень приближенно, а удовлетворительных топографических карт не было. Все же задание было выполнено, составлена карта располо­ жения месторождений в масштабе 20 верст в одном дюйме.

1 В то время этот уездный исполком ведал всем севером Руд­ ного Алтая.


Много позднее, уже в 1927 году, была издана карта главнейших месторождений с указанием, какие это руды и сколько их. Геологических данных на этой карте почти не было, поэтому советским геологам на Алтае сразу пришлось заняться геологической картой, составление которой было начато уже в 1918 году. Работа над ней и была основной задачей приехавших геологов; почти все они в дальнейшем посвятили свою деятельность Алтаю и сыграли большую роль в истории его геологи­ ческого изучения. Н. А. Елисеев изучал преимуществен­ но изверженные горные породы; именно он разделил граниты на змеиногорский и калбинский комплексы, с которыми связаны различные руды. В. П. Нехорошев, всю свою жизнь отдавший Алтаю, установил «поясовое» расположение оруденения Юго-Западного Алтая и, в ча­ стности, безрудность Горного Алтая.

Н. Н. Курек и П. П. Буров много лет изучали, а так­ же разведывали Лениногорское месторождение после «хозяйской» деятельности концессионеров ’. Они выясни­ ли закономерности распространения руд, во много раз увеличили их запасы, установили приуроченность оруде­ нения к куполам (купольная структура). Это явилось основой необычайного роста запасов руд Лениногорска. Эстафета была передана Ф. С. Толчинской, которая не один десяток лет руководила здесь разведкой. С ней ра­ ботали Б. Г. Башкиров, Л. П. Брызгалов, М. А. Логино­ ва, В. В. Попов и многие другие.

Но вернемся к нашим шести геологам, приехавшим на Алтай. Немного они знали о нем, еще меньше знали другие. И все же знали. Урал — Каменный пояс, воспе­ тый еще Маминым-Сибиряком, далее Алтай, а между ними почти неизведанные, бескрайние равнины и мелкосопочник «Киргизских степей» — ныне страна крупных рудников и благоустроенных городов. Алтай, где бес­ славно закончил свою деятельность «Кабинет его импе­ раторского величества», где руда считалась вынутой или непригодной для выплавки, а где и имелась — сдавалась иностранцам в концессию. Старший геолог Геологиче­ ского Комитета, почти единственного тогда геологиче­ ского учреждения в Союзе, В. К. Котульский верил в бу-1

1 Одна из улиц города Усть-Каменогорска носит название «Улица Бурова», а другая, в городе Лениногорске —<гУлица Курека».

16

дущий расцвет горной промышленности Алтая, был ини­ циатором и душой его изучения в советское время, ему принадлежит крылатое название — «Рудный Алтай»! Он много ездит по Алтаю, посылает других, создает самую многочисленную группу геологов в Геологическом Коми­ тете, изучает месторождения. И вот намечаются перспек­ тивнейшие из них: Риддерское, Зыряновское, Белоусовское, а затем Змеиногорское, Лазурские, Чагырские и многие другие. Средства изучения простые: геологиче­

ский молоток, горный компас, хорошие

голова

и ноги.

К этому времени страна перешла на

мирные

рельсы:

банды колчаковцев, антоновцев уничтожены, кольцо интервентов разорвано и стране остро нужны стали цветные металлы.

Геологов уже не шестеро — больше! Полным ходом идет составление геологической карты, возникают раз­ личные вопросы, высказываются разные предположе­ ния, а работы вести надо. И вот в 1930 году в живопис­ ных долинах левых притоков реки Чарыш собрались ал­ тайские геологи, чтобы решить спорные вопросы: куда же направлены плоскости надвигов, где они, горизон­ тальные они или вертикальные? Все это очень волнова­ ло геологов — ведь строение Алтая раскрывалось впер­ вые. Геологическую карту надо было составить почти на белом месте. Ведь предыдущая геологическая карта охватывала лишь небольшую часть Рудного Алтая, да и относилась она еще к началу нашего столетия. Сос­ тавлялась эта карта энтузиастом изучения Алтая, про­ фессором Петербургского университета Г. Г. Петцем. Но ведь он был один на весь Рудный Алтай!

Оставим ненадолго путешествовать наших встретив­ шихся геологов по притокам реки Чарыша, в предгорь­ ях Тигирекского хребта.

Таежный Горный Алтай — вьючные тропы, дождь, снег, сильный ветер — и небольшой отряд из четырех че­ ловек не смог преодолеть перевал к реке Красноярке. Надо было возвращаться, а позади в обычное время ласковая, мирно журчащая речушка Каир-Кум (правый

приток реки

Коксу)

сейчас стремительно

несла

свои мутные,

бурные воды — дожди сделали свое дело!.

Проводник советовал

ждать, но долго ли?

Ведь

другой берег так близко... Решили переправляться, по­

следним едет

Г. Г. Петц. Низкорослая с мохнатой гри-

 

 

г

--------------------- “ -----

 

 

!

Гос. публичная

 

 

!

научно-техническая

 

 

I

?У,6ли0тена СССР

 

 

J

ЭКЗЕМПЛЯР


вой бывалая алтайская лошадка уже почти посредине бурлящего потока, осторожно выбирает копытом надежное место среди скользких огромных валунов. Кружится голова, вода приковывает, завораживает, бур­ лит... Г. Г. Петца нашли в 200 метрах ниже по течению; его ружье с вмятиной, а остановившиеся часы точно указали время гибели — 6 часов 30 минут вечера. Мно­ гое бы сделал Г. Г. Петц на Алтае, но смерть его 5 июля 1908 года помешала этому.

Но вернемся к нашим геологам — они ппродолжали свой путь к Тигирекскому хребту. Жаркий летний алтай­ ский день в предгорьях хребта сменился беспросветным холодным дождем. Устали. Ночевка запланирована в селе Тигирек, но до него еще далеко. Промокли. Изму­ ченные лошади с трудом месят размокшую дорогу; во­ круг тайга, высокие стройные пихты, может быть еще кто-то или что-то, в темноте ие видно.

Но вот послышался далекий лай неугомонных собак, лошадки сразу прибавили шаг. Тигирек! А вдруг нет? Неважно — сибирское гостеприимство известно! Уда­ ч а — баня еще не остыла! Горячие камни гонят клубы пара к черному потолку, а веники гуляют по ожившему, согревшемуся телу. Мирная беседа за сытным ужином. Кто, откуда, много ль золота в наших горах, в таких — да чтоб не быть золоту! Помолчали... «А на вас ведь за­ саду устроили, — раздался голос из полутьмы. — Ланись пацаны, перепугавшись, прибежали, сказывают банди­ ты рыскают!» — «Экая чушь придет в голову»,-—не вы­ держал не очень вежливо Н. А. Елисеев. Н. Н. Курек, как всегда, молчал. «Так мы, мужики, и собрали, что у кого было, да и засели, где дорога поуже, у кого ружья наготове, у кого колья. Глядим едут, темно, но все же разглядели: паршивой берданки ни у кого нет, а винтов­ ки аль обреза и подавно! Какие лее это бандиты?!.Будь у вас хоть одно ружье — постреляли бы!» Все молчали, дородная хозяйка налила каждому доверху добротной алтайской медовухи.

Геологических молотков, горных компасов и шести геологов сразу же оказалось на Алтае мало. Необходи­ мы горные работы, сначала хотя бы легкого типа, самое главное бурение, но еще больше нужны были люди. Че­ тыре месяца в году мало для разведчиков, требовалась круглогодичная работа; появились геологоразведочные

18

партии, работавшие на Алтае и зимой. Встал вопрос — где зимовать: в Семипалатинске — тогдашней конечной станции железной дороги — или в далеком Усть-Каме­ ногорске? Понемногу геологической «столицей» стал по­ следний. Первоначально геологоразведочное дело воз­ главил П. П. Буров с неизменной трубкой во рту; мед­ лительность его, казалось, была прямо пропорциональна той бурной деятельности, которую он развивал. Людей все время не хватало: «Шлите геологов, техников, рабо­ чих», — просил Алтай!

Геологическое строение Алтая все время уточнялось, росли запасы на месторождениях. В это время геологиразведчики о своих работах и достижениях в газетах, журналах и книгах печатали обычно очень мало, почти ничего. Заброшенные часто в «медвежьи» уголки, они обычно являлись и первыми носителями культуры, с их помощью поднималось народное хозяйство Алтая. А. И. Духовской, многие годы работавший на Зыряновском месторождении, говорил на конференции 1947 года: «В шесть раз можно увеличить запасы Зыряновска».

— «Ну уж хватил!» — говорили неверующие о нем, од­

нако

впоследствии Зыряновка перешагнула прогнозы

A. И.

Духовского. Нельзя не вспомнить работавших на

Зыряновке П. Г. Нечуятова, А. М. Ракитина, М. А. Кузьменко. -

Все считали, что Белоусовка — месторождение пер­ спективное, но где руда, сколько ее? Реальность запасов доказал С. В. Константов, ленинградец, так и закончив­ ший свои дни на Алтае и не увидевший расцвета своего детища, но заложивший основы его благополучия. Ни-

колаевка! — ее второе

рождение связано

с именами

С.

Г.

Анкиновича,

Ф.

И. Вьюнова, М. И.

Казанцева,

B.

Н.

Смирнякова;

запасы месторождения были выявле­

ны В. Ф. Масленниковым и Э. Н. Шпигель. Вторично была открыта Золотушка. Только ли тут надо упомя­ нуть неугомонного Н. Д. Довгаля, начавшего здесь разведку по следам старых «кабинетских» разра­ боток? А как забыть А. Г. Посысаева и Е. И. Камаеву, которые устанавливали здесь запасы в течение многих лет?

Охота за «невидимками» — редкими и рассеянными элементами! Какая она! Ведь их ищут не только геоло­ ги, но и горняки, и металлурги. Химические анализы

19