Файл: Макарычева Надежда Николаевна, старший методист Заведующий Афанасьева Л. А. Зам. Зав по увр Адиярова И. М. Воспитатель первой квалификационной категории Мощинская А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Макарычева Надежда Николаевна, старший методист

Заведующий: Афанасьева Л.А.

Зам. Зав по УВР: Адиярова И.М.

Воспитатель первой квалификационной категории: Мощинская А.А.

МБДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида»

Гатчинский район, г. Коммунар

Проектная деятельность по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста «Сбережём нашу планету»

Одним из направлений дошкольной педагогики является экологическое воспитание. В период дошкольного детства у детей формируются начала экологической культуры – осознанное, правильное отношение к объектам живой и неживой природы, к каким-либо природным явлениям, которые окружают детей в этот период жизни. В дошкольном периоде закладывается первоначальное понимание взаимодействия человека с природой: человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу по мере возможности.

Одной из самых острых проблем нашей планеты является ухудшение экологии. Последствия от развития производства - печальны. Необходимо обратить внимание людей на то, какой вклад сегодня мы вносим в окружающую нас экологию. Почему, например, всё чаще возникает вопрос о раздельном сборе мусора? А готово ли человечество подчиняться этим правилам?!

В наших руках будущее, которое мы создаём, и это будущее - наши дети!!! Отсюда вытекает вопрос: «А с какого же возраста следует начинать экологическое образование ребёнка?» Матвей Александрович Шаргаев считал, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с  его утробного развития… детей надо учить, начиная… даже не с грудного возраста, а намного раньше». Роза Евгеньевна Левина отмечала, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение», т.е. с 2-3 лет. В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это с раннего детства.


[Л.Г. Нисканен «Теория и методика экологического образования детей 2011г. с.5]

Наиболее благоприятным периодом экологического воспитания является дошкольный возраст, когда ребёнок с удовольствием, с открытой душой и сердцем познаёт окружающий мир. К сожалению, не все дети проявляют доброжелательное отношение к природе.

В связи с этим возникает вопрос: «Как же приучить ребёнка беречь и охранять природу? Экологическое воспитание должно начинаться в семье, затем дополняться и закрепляться в детском саду и школе. Очень важен личный пример родителей, они должны быть примером ребёнку. Так же важно учитывать интерес и возрастные особенности детей. Педагог должен преподносить комплекс экологических знаний в доступной и увлекательной форме.

По ФГОС, в соответствии с которыми работает наше дошкольное образовательное учреждение, экологическое образование официально признано сегодня, как одно из приоритетных направлений. [ФГОС ДО п.2.6] В настоящее время экология является основой формирования нового образа жизни.

Задачи, которые поставлены перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной духовно-нравственной личности. А экологическое воспитание является одной из важных сторон этого процесса. Только искренне любящий свою землю, свой родной край человек может вырасти настоящим патриотом своей Родины.

К сожалению, человек очень долгое время относился к своему единственному месту жительства Земля так, что планета уже не может самостоятельно бороться за своё планетарное здоровье и только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь спасти её. В связи с этим наш детский сад определил особое место направлению по экологическому воспитанию дошкольников. Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе изучил ряд острых проблем в данном направлении. Вместе с заведующим детского сада и творческой группой было принято решение об участии дошкольного учреждения в социальном экологическом проекте «Крышки доброты» в рамках экологического движения «ЭКО-КОММУНАР».

Ежедневно человек может заботиться о природе, собирая всё что угодно, почему же мы решили собирать именно крышечки? Это:

- Безопасность: крышки - это один из самых безопасных пластиков, который не выделяет токсичных химических веществ. Они в отличии от бутылок не содержат жидкости, а значит минимальна возможность возникновения плесени и процессов брожения. Крышечки совершенно безопасны для детей, так как они не имеют острых краев, в отличие от металлических и стеклянных предметов.

 

- Познавательность: участники проекта узнают много нового: о видах пластика, о процессе переработки, экологии. 

-Компактность: крышки не требуют прессовки. Их удобно собирать и перевозить.

- Яркость: ёмкость с разноцветными крышечками выглядит привлекательно, вызывает интерес. 

- Увлекательность: собирать разноцветные крышечки увлекательно детям и взрослым любого возраста. Как в квесте: нужно выяснить, подходит ли именно эта крышечка, чистая ли она или нужно вымыть, привлечь друзей и родителей, довезти собранные крышечки до детского сада.

- Творчество: крышечки могут служить универсальным материалом с безграничными возможностями для творчества. Они позволяют проявить фантазию и ребенку, и опытному мастеру. Из крышечек можно сделать, например, забавные фигурки, простые украшения или симпатичные магнитики.

Данный проект – это огромная коллективная работа над очень важным делом, которая формирует социальные навыки.

В наше время ребёнок стоит перед выбором – будет ли он жить только ради себя или всё-таки он будет помнить о других и помогать им насколько это возможно.

Таким образом, решается одна из целей воспитательной системы ДОУ - это формирование человека гуманного, творческого, толерантного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества; использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Эта цель достигается через проведение благотворительных акций, в которых активно участвуют дети, родители и педагоги.

Курировали проект сотрудники благотворительного фонда «Солнце» и волонтёры проекта «Крышечки ДоброТы» МОО «Мусора.Больше.Нет»

Были определены следующие задачи проекта:

  1. Познакомить детей с причинами появления мусора и вторичном использовании твёрдых бытовых отходов, а также познакомить с процессом вторичной переработки сырья.

  2. Способствовать формированию представления об окружающей нас среде, желания стать другом природы, беречь и охранять ее.

  3. Вовлечь родителей воспитанников в проектную деятельность.


Участниками проекта стали: дети 3-7 лет, посещающие МБДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида», воспитатели, родители.

Срок реализации проекта с октября 2020 года и по настоящее время.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

- Изучение литературы по теме проекта;

- Подбор информации о проекте, изучение ранее реализованных проектов по данной теме;

- Составление плана работы. Приложение 1;

- Подбор художественной литературы по данной теме;

- Постановка проблемной ситуации: «Что будет с окружающим миром, если мусор не убирать?»




  1. Основной этап.

Работа с детьми:

- Беседы по теме проекта: «Что такое мусор?», «Как мы сможем помочь природе, собирая крышечки?»

- Чтение литературы по теме проекта. Экологические сказки о мусоре: «Нет места мусору», «Сказка про Хламище-окаянище». Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист».

- Слушание и разучивание стихов о природе и экологии: М. Львовский «Земля, моя планета голубая», Я. Аким «Наша планета», В. Орлов «Живой букварь», В. Чижов «В природе столько красоты», М. Дудин «Берегите землю», Е. Смирнова «Давайте вместе землю украшать», Л. Фадеева «О загрязнении».

- Сортировка крышечек по цвету

- Волонтёрская деятельность ( продвижение и рекламирование проекта с помощью расклеивания листовок. Листовки проектируются и создаются участниками проекта)

- Образовательная деятельность по познавательному развитию «День Земли» Приложение 2

Работа с семьёй:

- Привлечение к работе родителей воспитанников

- Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»

- Оформление уголка для сбора крышечек

III. Итоговый этап.

Подведение промежуточных итогов реализации проекта.

Вручение благодарности за участие и второе место в третьей экологической акции «Крышечки доброты»
С того момента, как наш детский сад стал участником проекта «Крышечки ДоброТЫ», воспитанники нашего сада и их родители собрали уже не один килограмм крышек. Собранные средства с этого проекта пойдут на ДОБРЫЕ ДЕЛА, будет оказана помощь тем, кто в ней нуждается. Участвуя в проекте, мы так же вносим свой хоть и небольшой вклад в экологию России. В настоящее время наш детский сад продолжает сотрудничать с
благотворительным фондом «Солнце» и волонтёрами проекта «Крышечки ДоброТы» МОО «Мусора. Больше. Нет». В этом учебном году к участию в акции подключились воспитанники младших групп и их родители.

Участие детского сада в данной акции способствовало укреплению взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Наше дошкольное учреждение стало источником донесения (оповещения) актуальной информации о возможности участия в экологическом проекте «Крышечки ДоброТЫ», помощником в реализации задуманного, а также непосредственным участником данной акции.

Приложение 1

План работы по реализации проекта «Крышечки ДоброТЫ»


Работа с детьми

Работа с семьёй

Волонтёрская деятельность

Сроки

Беседа по теме проекта: «Что такое мусор?»,

Привлечение к работе родителей воспитанников


Продвижение проекта за рамки образовательного учреждения (поиск единомышленников)

октябрь

Сбор крышечек

Чтение литературы по теме проекта:

Экологическая сказка о мусоре: «Нет места мусору»

Оформление уголка для сбора крышечек

Сбор крышечек


ноябрь

Беседа «Как мы сможем помочь природе, собирая крышечки?»

Сбор крышечек


Сбор крышечек

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»

Волонтёрская деятельность

декабрь

Чтение литературы по теме проекта:

Экологические сказки о мусоре: «Сказка про Хламище-окаянище».

Сортировка крышечек.


Организация отправки собранного материала в пункт сбора

Сбор крышечек


январь

Чтение литературы: Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется»,

Сбор крышечек


Волонтёрская деятельность

Сбор крышечек


февраль

Сбор крышечек

Чтение литературы:

А. Кедрин «Последний турист».

Сбор крышечек
Сортировка крышечек

Организация отправки собранного материала в пункт сбора

Сбор крышечек


март

Сбор крышечек
Образовательная деятельность по познавательному развитию «День Земли»

Волонтёрская деятельность

Сбор крышечек


апрель

Сбор и сортировка крышечек


Волонтёрская деятельность

Организация отправки собранного материала в пункт сбора

Сбор крышечек






май

Сбор и сортировка крышечек


Волонтёрская деятельность

Организация отправки собранного материала в пункт сбора Сбор крышечек






июнь-август