Файл: Баясанов, Д. Б. Автоматизированные системы управления трубопроводными объектами коммунального хозяйства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Полагая, что ограничения отсутствуют, а величины Р (
фиксированы, рассмотрим условия максимизации функции
L. Векторы M i и X it максимизирующие ее, зависят от век
тора |
Pi, |
т. |
е. M i (Р) и |
X t (Р). Очевидно, если существует |
|
вектор Pi |
= |
Pf, |
такой, |
что векторы M t (Р*) и X t (Р*) при |
|
i = |
1, 2, |
3, |
....., |
п удовлетворяют уравнениям (2.1)—(2.3), |
то они тогда являются решениями задачи для этих уравне
ний. Однако такие векторы существуют не всегда. Полагая,
что векторы Р * существуют, можно избавиться от двойной
суммы в уравнении |
(2.6), |
вводя |
следующее |
обозначение: |
|
' |
*</ |
= |
2 PJ CP- |
(2-7) |
|
|
|
|
/=i |
|
|
Отсюда функция для величины L примет вид: |
|
||||
£ = |
2 |
(Л + |
Р [ * (). |
(2.8) |
|
|
i= 1 |
|
|
|
|
Очевидно, целевая подфункция каждой подсистемы i может
быть выражена формулой
J i = f i + k i |
Ti— pJ X t. |
(2.9) |
Требуемое решение состоит в том, Чтобы найти такие |
||
векторы M i (Р) и X i (Р), |
которые максимизировали |
бы |
подфункцию fi при фиксированных Р ; и %t, т. е. фиксиро ванном векторе Р = (Р 1г ..., Р п)т. Если найти значения векторов Р* и Pi, то можно решить задачу группирования путем этих решений, которые значительно проще. В де
централизованной системе нахождение параметров Р*
обычно возлагается на УЦВМ, а решение подзадач для за
данных величин Pi — на специализированные машины
РИВЦ, которые работают независимо. Так как мы исходим из предположения, что искусственно разорваны связи меж ду подсистемами в системе, то, очевидно, задача УЦВМ будет сводиться к тому, чтобы параметры Р* были выбраны
таким образом, чтобы значения переменных с обеих сторон разрыва связи в том или ином случае были равны. В интер вале итерационного процесса вычисления имеется разница
значений переменных справа и слева от места разрыва, ко торая может быть представлена в следующем виде:
П
Ei(P) = X i ( P ) - 2 CijTjlMjiP), Xj (Р), Dj (Р)]. |
(2.10) |
80
В системе управления оптимальный вариант увязывания
подсистем, очевидно, должен |
предусматривать равенство |
|
Р = Р * , |
которое наблюдается |
для каждого случая при |
Et (Р ) = |
0. Итерационный процесс вычисления необходимо |
повторять до тех пор, пока не будет выполнено последнее
условие. Очевидно, этот момент и будет моментом достиже
ния оптимального решения.
Для практической реализации описанной выше децент
рализованной системы контроля и управления коммуналь
ным хозяйством города необходимо иметь сходящийся ал
горитм, который обеспечил бы нахождение требуемых зна чений параметров Р* при помощи УЦВМ, а параметров Р — при помощи специализированных вычислительных машин РИВЦ. К таким децентрализованным системам необходим именно такой подход. Анализ таких систем позволяет отме тить следующее. Вся первичная информация, получаемая
непосредственно с объектов и предприятий коммунальных
хозяйств, передается вверх по иерархической пирамиде,
проходя фильтрацию на всех уровнях контроля и управле
ния. При этом движении информации от объектов и пред
приятий в информационно-вычислительные центры различ
ных уровней контроля и управления к первичной информа
ции на каждой ступени прибавляются обобщенные показа
тели прежних сообщений,, в результате чего и укрупняется
информация, функционирующая в системе. В децентрали зованных системах модели информационных сетей каждой
ступени иерархии связываются между собой таким образом,
чтобы в моделях более высоких ступеней в укрупненном виде были представлены возможности нижестоящих звеньев в их взаимосвязи и взаимозависимости. При этом на выше стоящих ступенях контроля и управления происходит огра ничение информации, касающейся деталей структуры ниже стоящих звеньев, и перерабатывается именно та информа
ция, которая необходима для выработки решений и управ
ляющих воздействий на соответствующей ступени. Так при мерно можно сформулировать комплекс вопросов построе
ния информационных моделей в АСУ, необходимости и спо собов оптимизации сообщений, входных и выходных показа
телей в системе.
§ 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ КАК СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Анализ процесса функционирования информационной
модели АСУ является одним из главных элементов в ее создании, так как он, с одной стороны, определяет исход
ные требования к элементам поиска, сбора, передачи и об
работки информации, выбору и обоснованию технических
средств, а с другой — устанавливает необходимость и ха
рактер управляющих воздействий на систему. Весьма ин
тересным в этой связи является изучение поведения инфор
мационной модели АСУ как системы массового обслужива
ния. Известно, что анализ процесса функционирования АСУ
и ее информационной модели представляет собой творческий
акт, комплекс исследований, логических действий и мате
матических расчетов с использованием различных приклад ных методов.для оценки процессов информационного ха
рактера при выработке и принятии решений или управля
ющих воздействий на систему. Поэтому иприменение различ
ных положений теории массового обслуживания при анали
зе процессов функционирования информационной модели
АСУ является вполне закономерным и естественным.
Особенно положительные результаты получаются при
анализе различных критических ситуаций, которые могут
возникнуть в АСУ (например, выход из строя одного или нескольких РИВЦ в системе). Анализ поведения системы при помощи элементов теории массового обслуживания в случае аварийных режимов в АСУ является наиболее пол ным, глубоким и всесторонним. Здесь следует отметить, что для анализа различных сторон функционирования АСУ и ее информационной модели могут быть использованы
и другие методы и способы, поэтому подход к решению этой
задачи не может быть всегда стандартным и одинаковым. Однако имеется и ряд общих вопросов и задач, которые мо гут быть объединены в группу. Анализ этой группы можно с успехом проводить при помощи методов теории массового обслуживания.
В качестве примера вначале целесообразно рассмотреть
не всю систему, а ее отдельные элементы, обладающие при
знаками объектов массового обслуживания. Таким элемен
том может быть процесс обслуживания заявок, приходящих с информационной модели АСУ в ГИВЦ. Анализ этого про
цесса слагается из комплекса специальных операций и ре
82
зультатов сопоставлений и обобщений с применением поло жений теории случайных процессов и вероятностных оце нок. Методика и содержание этих операций и их видов со ставляет обширную часть теории массового обслуживания.
Известно, что автоматизированные системы управле
ния производственными и технологическими процессами
представляют собой сложный комплекс производственных,
технологических, экономико-математических и организа
ционных задач, связанных в информационной модели систе
мы потоками информации, передача, прием и обработка
которых обычно автоматизированы. Причем если характер поступления некоторых данных (заявок) строго определен
Рис. 15. Схема центра лизованной системы АСУ
(по длительности времени и объему этих заявок), то кон
кретные часы поступления подавляющей части данных в си
стеме обычно носят случайный характер. В этой связи рас смотрим схему сбора информации на ГИВЦ, получающего
данные от районных информационно-вычислительных цент
ров. Как уже отмечалось, на ГИВЦ поступают в АСУ как
регулярные, так и нерегулярные сообщения.
Иногда считают, что оборудование ГИВЦ должно иметь такую производительность, чтобы обеспечить обслуживание заявок в момент пиковой загрузки, т. е. в момент наиболь шей интенсивности поступления регулярных и нерегуляр ных сообщений. Не вызывает сомнения, что ориентировка на такую стратегию приводит к большим капитальным за
тратам и нерациональному использованию оборудования. Кроме того, надежность работы такой системы, очевидно, весьма мала и при отказе ГИВЦ ее функционирование ста
новится невозможным. Принципиальная схема такой цент рализованной системы приведена на рис. 15. Очевидно, для
удовлетворительного решения вопросов надежности функ
ционирования АСУ и стоимости системы необходима реали
зация иной структурной схемы информационной модели.
83
Одним из таких вариантов и является схема, реализующая централизованный и децентрализованный принцип обра
ботки информации (рис. 16). При такой схеме отказ ГИВЦ
не способствует выходу из строя всей системы АСУ, так как
некоторые функции ГИВЦ в этом случае автоматически вос-
Рис. 16. Схема, реализующая централизованный и де централизованный принцип обработки информации в^АСУ
принимаются рядом мощных РИВЦ, одной из функций которых является именно аварийная замена ГИВЦ при ре
шении определенных задач, а иногда и всех задач в полном
объеме. Резервирование функций ГИВЦ районными ин-
Рис. 17. Схема разгрузки РИВЦ в системе управ ления
формационно-вычислительными центрами в системе может обеспечить и передачу (разгрузку) некоторых задач РИВЦ
при пиковых загрузках ГИВЦ. Последний вариант инфор
мационной модели можно построить по схеме рис. 17. Мо
дель этой системы с точки зрения положений массового об служивания может иметь вид, приведенный на рис. 18. Эта
модель содержит в себе элементы массового обслуживания
и состоит из пуассоновского потока X (t) 1, обеспечивае
84