Файл: Баясанов, Д. Б. Автоматизированные системы управления трубопроводными объектами коммунального хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полагая, что ограничения отсутствуют, а величины Р (

фиксированы, рассмотрим условия максимизации функции

L. Векторы M i и X it максимизирующие ее, зависят от век­

тора

Pi,

т.

е. M i (Р) и

X t (Р). Очевидно, если существует

вектор Pi

=

Pf,

такой,

что векторы M t (Р*) и X t (Р*) при

i =

1, 2,

3,

.....,

п удовлетворяют уравнениям (2.1)—(2.3),

то они тогда являются решениями задачи для этих уравне­

ний. Однако такие векторы существуют не всегда. Полагая,

что векторы Р * существуют, можно избавиться от двойной

суммы в уравнении

(2.6),

вводя

следующее

обозначение:

'

*</

=

2 PJ CP-

(2-7)

 

 

 

/=i

 

 

Отсюда функция для величины L примет вид:

 

£ =

2

(Л +

Р [ * ().

(2.8)

 

i= 1

 

 

 

 

Очевидно, целевая подфункция каждой подсистемы i может

быть выражена формулой

J i = f i + k i

Ti— pJ X t.

(2.9)

Требуемое решение состоит в том, Чтобы найти такие

векторы M i (Р) и X i (Р),

которые максимизировали

бы

подфункцию fi при фиксированных Р ; и %t, т. е. фиксиро­ ванном векторе Р = (Р 1г ..., Р п)т. Если найти значения векторов Р* и Pi, то можно решить задачу группирования путем этих решений, которые значительно проще. В де­

централизованной системе нахождение параметров Р*

обычно возлагается на УЦВМ, а решение подзадач для за­

данных величин Pi — на специализированные машины

РИВЦ, которые работают независимо. Так как мы исходим из предположения, что искусственно разорваны связи меж­ ду подсистемами в системе, то, очевидно, задача УЦВМ будет сводиться к тому, чтобы параметры Р* были выбраны

таким образом, чтобы значения переменных с обеих сторон разрыва связи в том или ином случае были равны. В интер­ вале итерационного процесса вычисления имеется разница

значений переменных справа и слева от места разрыва, ко­ торая может быть представлена в следующем виде:

П

Ei(P) = X i ( P ) - 2 CijTjlMjiP), Xj (Р), Dj (Р)].

(2.10)

80


В системе управления оптимальный вариант увязывания

подсистем, очевидно, должен

предусматривать равенство

Р = Р * ,

которое наблюдается

для каждого случая при

Et (Р ) =

0. Итерационный процесс вычисления необходимо

повторять до тех пор, пока не будет выполнено последнее

условие. Очевидно, этот момент и будет моментом достиже­

ния оптимального решения.

Для практической реализации описанной выше децент­

рализованной системы контроля и управления коммуналь­

ным хозяйством города необходимо иметь сходящийся ал­

горитм, который обеспечил бы нахождение требуемых зна­ чений параметров Р* при помощи УЦВМ, а параметров Р — при помощи специализированных вычислительных машин РИВЦ. К таким децентрализованным системам необходим именно такой подход. Анализ таких систем позволяет отме­ тить следующее. Вся первичная информация, получаемая

непосредственно с объектов и предприятий коммунальных

хозяйств, передается вверх по иерархической пирамиде,

проходя фильтрацию на всех уровнях контроля и управле­

ния. При этом движении информации от объектов и пред­

приятий в информационно-вычислительные центры различ­

ных уровней контроля и управления к первичной информа­

ции на каждой ступени прибавляются обобщенные показа­

тели прежних сообщений,, в результате чего и укрупняется

информация, функционирующая в системе. В децентрали­ зованных системах модели информационных сетей каждой

ступени иерархии связываются между собой таким образом,

чтобы в моделях более высоких ступеней в укрупненном виде были представлены возможности нижестоящих звеньев в их взаимосвязи и взаимозависимости. При этом на выше­ стоящих ступенях контроля и управления происходит огра­ ничение информации, касающейся деталей структуры ниже­ стоящих звеньев, и перерабатывается именно та информа­

ция, которая необходима для выработки решений и управ­

ляющих воздействий на соответствующей ступени. Так при­ мерно можно сформулировать комплекс вопросов построе­

ния информационных моделей в АСУ, необходимости и спо­ собов оптимизации сообщений, входных и выходных показа­

телей в системе.


§ 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ КАК СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Анализ процесса функционирования информационной

модели АСУ является одним из главных элементов в ее создании, так как он, с одной стороны, определяет исход­

ные требования к элементам поиска, сбора, передачи и об­

работки информации, выбору и обоснованию технических

средств, а с другой — устанавливает необходимость и ха­

рактер управляющих воздействий на систему. Весьма ин­

тересным в этой связи является изучение поведения инфор­

мационной модели АСУ как системы массового обслужива­

ния. Известно, что анализ процесса функционирования АСУ

и ее информационной модели представляет собой творческий

акт, комплекс исследований, логических действий и мате­

матических расчетов с использованием различных приклад­ ных методов.для оценки процессов информационного ха­

рактера при выработке и принятии решений или управля­

ющих воздействий на систему. Поэтому иприменение различ­

ных положений теории массового обслуживания при анали­

зе процессов функционирования информационной модели

АСУ является вполне закономерным и естественным.

Особенно положительные результаты получаются при

анализе различных критических ситуаций, которые могут

возникнуть в АСУ (например, выход из строя одного или нескольких РИВЦ в системе). Анализ поведения системы при помощи элементов теории массового обслуживания в случае аварийных режимов в АСУ является наиболее пол­ ным, глубоким и всесторонним. Здесь следует отметить, что для анализа различных сторон функционирования АСУ и ее информационной модели могут быть использованы

и другие методы и способы, поэтому подход к решению этой

задачи не может быть всегда стандартным и одинаковым. Однако имеется и ряд общих вопросов и задач, которые мо­ гут быть объединены в группу. Анализ этой группы можно с успехом проводить при помощи методов теории массового обслуживания.

В качестве примера вначале целесообразно рассмотреть

не всю систему, а ее отдельные элементы, обладающие при­

знаками объектов массового обслуживания. Таким элемен­

том может быть процесс обслуживания заявок, приходящих с информационной модели АСУ в ГИВЦ. Анализ этого про­

цесса слагается из комплекса специальных операций и ре­

82


зультатов сопоставлений и обобщений с применением поло­ жений теории случайных процессов и вероятностных оце­ нок. Методика и содержание этих операций и их видов со­ ставляет обширную часть теории массового обслуживания.

Известно, что автоматизированные системы управле­

ния производственными и технологическими процессами

представляют собой сложный комплекс производственных,

технологических, экономико-математических и организа­

ционных задач, связанных в информационной модели систе­

мы потоками информации, передача, прием и обработка

которых обычно автоматизированы. Причем если характер поступления некоторых данных (заявок) строго определен

Рис. 15. Схема центра­ лизованной системы АСУ

(по длительности времени и объему этих заявок), то кон­

кретные часы поступления подавляющей части данных в си­

стеме обычно носят случайный характер. В этой связи рас­ смотрим схему сбора информации на ГИВЦ, получающего

данные от районных информационно-вычислительных цент­

ров. Как уже отмечалось, на ГИВЦ поступают в АСУ как

регулярные, так и нерегулярные сообщения.

Иногда считают, что оборудование ГИВЦ должно иметь такую производительность, чтобы обеспечить обслуживание заявок в момент пиковой загрузки, т. е. в момент наиболь­ шей интенсивности поступления регулярных и нерегуляр­ ных сообщений. Не вызывает сомнения, что ориентировка на такую стратегию приводит к большим капитальным за­

тратам и нерациональному использованию оборудования. Кроме того, надежность работы такой системы, очевидно, весьма мала и при отказе ГИВЦ ее функционирование ста­

новится невозможным. Принципиальная схема такой цент­ рализованной системы приведена на рис. 15. Очевидно, для

удовлетворительного решения вопросов надежности функ­

ционирования АСУ и стоимости системы необходима реали­

зация иной структурной схемы информационной модели.

83

Одним из таких вариантов и является схема, реализующая централизованный и децентрализованный принцип обра­

ботки информации (рис. 16). При такой схеме отказ ГИВЦ

не способствует выходу из строя всей системы АСУ, так как

некоторые функции ГИВЦ в этом случае автоматически вос-

Рис. 16. Схема, реализующая централизованный и де­ централизованный принцип обработки информации в^АСУ

принимаются рядом мощных РИВЦ, одной из функций которых является именно аварийная замена ГИВЦ при ре­

шении определенных задач, а иногда и всех задач в полном

объеме. Резервирование функций ГИВЦ районными ин-

Рис. 17. Схема разгрузки РИВЦ в системе управ­ ления

формационно-вычислительными центрами в системе может обеспечить и передачу (разгрузку) некоторых задач РИВЦ

при пиковых загрузках ГИВЦ. Последний вариант инфор­

мационной модели можно построить по схеме рис. 17. Мо­

дель этой системы с точки зрения положений массового об­ служивания может иметь вид, приведенный на рис. 18. Эта

модель содержит в себе элементы массового обслуживания

и состоит из пуассоновского потока X (t) 1, обеспечивае­

84