Файл: Баясанов, Д. Б. Автоматизированные системы управления трубопроводными объектами коммунального хозяйства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Используя современные метрды, средства и устройства для достаточно глубокого анализа и синтеза производствен
но-хозяйственных, технологических и других ситуаций,
автоматизированная система управления должна обеспе чивать своевременное получение, обработку, поиск и выдачу аналитической и интегральной информации, необходимой
идостаточной для принятий оптимальных решений по уп
равлению производством, разработки оптимальных планов
ит. п. Управление в АСУ представляет собой прежде всего
процесс преобразования информации. Информация о состоя
нии объектов управления передается и воспринимается уп
равляющей системой, перерабатывается последней в соот
ветствии с заданной целью управления и в виде оформлен ных управляющих воздействий возвращается на объект, где реализуется управляющий процесс. АСУ обеспечивает руководителей отдельных служб коммунального хозяйства города своевременной, концентрированной и достоверной
информацией о состоянии производства, тенденциях его
развития, рекомендации по принятию решений для опера
тивного, текущего и перспективного управления.
Одной из предпосылок создания АСУ является прогрес
сивная база структуры управления производственными и технологическими системами коммунальных хозяйств,
основанная на |
научной организации производства, труда |
и управления. |
Поэтому при создании АСУ необходимо |
учитывать конкретные особенности объектов коммунальных хозяйств, которые отличают ее от других производств,
а именно организация хозяйства и управления, характер
основных производственных и технологических процессов, применяемая техника, оборудование и т. п. Характерной
чертой АСУ является выработка оптимальных рекомендаций
и управляющих воздействий на управляемые объекты, основанные на многовариантных расчетах на ЭВМ. При этом окончательные решения по управлению принимают соответствующие руководители.
Разумное сочетание принципов централизации и децент
рализации управления здесь весьма усложняется, когда создаются закольцованные и взаимосвязанные технологи
ческие системы, составляющие комплекс коммунальных
хозяйств. Работа этих систем весьма сложна и специфична.
Для поддержания оптимальных технологических режимов
в АСУ должны быть в первую очередь использованы район ные насосные перекачивающие станции (РНПС), газорегу
ляторные пункты (ГРП) и на уровне источников питания
19
теплоцентрали, водоочистные и водонапорные (ВНС) и га
зорегуляторные (ГРС) станции как основные звенья в систе
ме активного и эффективного управления подведомствен
ными объектами. Возникают необходимость обоснования оптимальных режимов работы технологического оборудо
вания при нестационарных процессах, а также проблемы разработки новых машинных методов расчета этих про цессов, оптимального оперативного, текущего и перспектив ного планирования и управления различными отраслями
коммунальных хозяйств, что, собственно, и обусловливает
потребность в новых исследованиях в рассматриваемой об ласти.
Большинство задач такого рода требует значительного
количества вычислений, что с усложнением объектов комму
нальных хозяйств немыслимо выполнить без машинной тех
ники. Кроме того, без последней немыслимо решить и зада
чи, связанные с анализом экономической эффективности
работы системы в целом.
Отсюда решение проблемы создания АСУ коммуналь
ными хозяйствами требует организации современных инфор
мационных схем, внедрения средств счетно-решающей тех
ники и дистанционно-программного регулирования на тех
нологических объектах. На объектах коммунальных хо
зяйств вопросы создания автоматизированных систем уп
равления в первую очередь связаны с анализом и синтезом вопросов сбора, передачи, преобразования и переработки информации об основных производственных и технологи ческих процессах. Изучение этих объектов как источников
априорной и рабочей информации является новым направ
лением анализа в этой области по сравнению с существую щими методами изучения энергетических процессов. Су щественную помощь здесь оказывают методы математиче ского моделирования с использованием аналоговых, цифроаналоговых и цифровых счетно-решающих электронных устройств.
Процесс моделирования с использованием вычислитель
ной техники охватывает две смежные задачи: моделирова ние линейной системы и системы с учетом нелинейный
зависимостей. Решение этих задач обеспечивает построе
ние электрических аналогов для визуального контроля решения задач, предварительной проверки расчетов, свя
занных с вопросами проектирования систем, а также воп
росов построения специализированных вычислительных устройств для целей диспетчеризации и управления.
20
Основное содержание научных исследований и приклад ных расчетных задач по созданию АСУ заключается в по этапном анализе объекта управления с учетом принятых критериев, определения структуры системы и функции
отдельных ее частей с разработкой конкретных алгоритмов управления и программированием задач на принятой в си
стеме вычислительной машине. Выбор ЭВМ для узла управ
ления зависит от конкретной задачи управления. Наряду
с отмеченными выше условиями, связанными с объемом вы
числительных операций, решающим в этом выборе нередко
является необходимость выполнения требований точности
и надежности устройства. Часто все определяется накопи
тельной памятью машины и ее стоимостью. Поэтому выгод
нее использовать более простые и сравнительно дешевые
специализированные устройства, однако границы их при
менения все больше сужаются,' уступая место цифровым
дискретным машинам, так как последние более гибки и дают
больше возможностей для накопления результатов. Можно
применять также комбинированные цифровые и аналоговые
непрерывные устройства.
Автоматизированное управление объектами коммуналь ных хозяйств развивается поэтапно. По мере развития систем автоматизированного управления в описываемой области функции их будут непрерывно усложняться, а относитель ный потенциал и значимость в общем производственном цик
ле — возрастать.
Внедрение АСУ позволит повысить эффективность функ
ционирования всей системы в целом и улучшить ее технико экономические показатели на основе: использования науч
ных, строго расчетных методов управления всей системой
в целом, отдельными производственно-технологическими комплексами и предприятиями; повышения оперативности управления и научной обоснованности планирования, воз можности использования принципа многовариантных рас четов; оптимизации режимов работы оборудования и тех нологических процессов. Основным при этом является обес печение условий оптимизации принимаемых решений за
счет своевременной обработки и выдачи минимально необ ходимой, но достаточно полной и достоверной информации, ее анализа и разработки рекомендаций с использованием
экономико-математических методов и ЭВМ. Экспериментальная и аналитическая неизученность
трубопроводных объектов коммунальных хозяйств не дает пока в полной мере грамотно завершить разработку общих
21
алгоритмов управления для этих систем, что в какой-то мере тормозит внедрение АСУ с использованием машинной
техники. Поэтому необходимо наметить классы задач и их типовые решения для обширной области систем подобного
рода — объектов с распределенными параметрами. Большой
интерес представляют вопросы изучения работы АСУТП
объектами с одиночными и параллельно работающими ре
гуляторами. В известной литературе параллельная работа
автоматизированных установок мало освещена, и изучение
этого вопроса в общем комплексе АСУ представляет несом
ненный интерес. Для практики весьма существенно реше
ние указанных выше задач как для симметричных, так и для
несимметричных трубопроводных систем коммунальных хозяйств.
Развитие научно-исследовательских работ по созданию
теоретических основ оптимального автоматизированного
управления производственными и технологическими про
цессами с помощью АСУ в коммунальных хозяйствах с реализацией на вычислительных и моделирующих устрой
ствах должно опережать работы по созданию и выпуску
специальной аппаратуры и средств технической кибернети
ки, необходимых для комплексной автоматизации этих
объектов. Правомерность этого положения подтверждается
тем фактом, что при наличии разработанной теоретической
базы и гибкой комбинированной модели имеется возмож ность отработки и глубокого анализа общих и локальных критериев управления, что, в конечном итоге, позволит сформулировать четкую техническую политику в создании
АСУ коммунальными хозяйствами. Технические условия
и требования на средства автоматизации и счетно-решающие устройства при этом будут более полными и проверенными.' На основе накопленного опыта алгоритмизации и посте пенного внедрения в практику все более сложных алго ритмов управления можно будет проверить и возможности (статические и динамические) серийных средств автомати
ки и вычислительной техники применительно к законам
управления и замкнутым системам АСУ в рассматриваемой области.
22
§ 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АСУ
ИМЕТОДОЛОГИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ
Всвязи с большими задачами, стоящими перед ис
следователями и разработчиками в деле проектирования
и внедрения АСУ, изучение объектов коммунальных хо
зяйств в целом и по отраслям как больших технико-эконо
мических систем, а также критический анализ их особен
ностей становятся весьма актуальными. Эти особенности
необходимо строго учитывать при комплексном подходе
и в разработке АСУ трубопроводных объектов коммуналь
ных хозяйств страны. Поэтому и возникает задача формули
рования общих требований к АСУ и методологических основ
еесоздания.
Основой успешного функционирования любой АСУ
является эффективное и разумное решение комплекса воп
росов, связанных с информационным, математическим, тех
ническим обеспечениями системы. Принципиальным поло
жением при создании АСУ объектами коммунальных хо
зяйств является организация единой схемы разработок этих
обеспечений для производственных и технологических ком
плексов на всех уровнях управления. Иначе говоря, все системы управления единого комплекса следует создавать
по единым принципам и схемам сбора, обработки, хранения и выдачи информации, ее анализа и выработки управляю
щих решений с использованием методов математического
моделирования и ЭВМ. Иерархия системы строится так.
В системе АСУ трубопроводным хозяйством города должно
быть предусмотрено создание: районных диспетчерских пунктов (РДП) с районными информационно-вычислитель ными центрами (РИВЦ) на уровне районных управлений раз личными службами (теплоснабжение, газоснабжение и водо снабжение); центрального диспетчерского пункта (ЦДП) с главным информационно-вычислительным центром на
уровне территориального управления, осуществляющего
управление работой РДП и РИВЦ (рис. 4).
С районных диспетчерских пунктов на ЦДП передается следующая основная информация, характеризующая дея тельность РДП и выполнение ими заданий за отчетный пе
риод: общие объемы агентов, поданных потребителям; заяв
ки на производство ремонтных работ по объектам трубопро
водов, на материально-техническое снабжение, на транс порт, на производство капитальных -и строймонтажных ра
23