Файл: Баясанов, Д. Б. Автоматизированные системы управления трубопроводными объектами коммунального хозяйства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
бот по объектам трубопроводов и на специальную технику;
сведения об аварийных ситуациях на трубопроводах и их
объектах.
ЦДП через РДП осуществляет управление сетью трубо проводов и их объектами в соответствии с выданными АСУ
критериями оптимизации, требованиями и ограничениями на технико-экономические показатели.
Конечно, на всех уровнях иерархии технологических комплексов коммунальных хозяйств объемы информацион
ного и математического обеспечений различны. Поэтому
Рис. 4. Примерная иерархическая струк турная схема связей между информацион но - вычислительными центрами АСУ трубо проводным хозяйст вом города
должно быть конкретизировано и их содержание в зависи
мости от задач данного уровня управления и характера
комплекса. Однако эти изменения объемов и содержания задач не должны затрагивать принципиальных основ обес печения единства функционирования АСУ. Также единой должна быть и техническая база АСУ, построенная по иерар
хическому принципу (см. рис. 4). Эта база для трубопровод
ного хозяйства сосредотачивается в главном информацион но-вычислительном центре (ГИВЦ), для технологических
комплексов — в РИВЦ, для предприятий и отдельных объек
тов — в информационно-вычислительных центрах пред приятий (ИВЦП).
Применение системного метода в разработке рациональ ной организации управления комплексами коммунальных хозяйств и принципа оптимизации при синтезе и выборе ре
шений позволяет построить достаточно логичную управ
ляющую структуру, основанную на использовании эконо
мико-математических моделей, математического модели
рования, электронно-вычислительной техники, современных средств и устройств автоматизации. В этой связи необходи ма научная разработка организационных принципов по
строения и функционирования АСУ, ее состава и структу
24
ры. АСУ должна состоять из комплекса органически свя
занных подсистем, которые в зависимости от характера ос
новных решаемых задач будут относиться к управляющим,
функциональным и обслуживающим. Система делится на подсистемы по организационно-функциональному призна
ку. Управляющие подсистемы реализуют задачи планиро
вания и управления во времени, направляют и регламенти
руют деятельность всех видов производств и технологи
ческих процессов, входящих в систему, а также функцио
нальных и обслуживающих подсистем на всех уровнях уп
равления. В этой связи возникает необходимость научной
разработки комплекса основных задач, решаемых подсисте
мами АСУ, а также вопросов, связанных с информацион
ным, математическим и техническим обеспечениями систе
мы в целом.
Еще раз надо отметить, что АСУ объектами коммуналь
ных хозяйств необходимо разрабатывать как одну из основ
ных частей единой общегосударственной автоматизирован
ной системы сбора и обработки информации и она должна
иметь рациональные внешние связи с АСУ смежных отрас
лей народного хозяйства (Госплан, Госснаб, ЦСУ СССР)
(рис. 5). Поэтому в начале разработки АСУ необходимо изда
ние двух основополагающих документов: основных поло
жений по разработке и внедрению АСУ и координационного
плана по разработке и внедрению АСУ. В этих документах должны быть отражены все указанные выше моменты; они
должны быть согласованы с соответствующими организа циями и ведомствами. Особое внимание в них следует уде лить моментам рациональной взаимосвязи на уровне пред приятий подсистем АСУП и АСУТП в общей АСУ, регламен тирующей обмен информации и исключающей параллелизм и дублирование функций.
Характерной особенностью АСУП и ее ролью в общем
плане функционирования АСУ является то, что она призвана
решать задачи оптимального управления и планирования
административно-хозяйственными и производственными комплексами коммунальных хозяйств. АСУТП решает за дачу оптимального автоматизированного управления и ре
гулирования технологическими процессами в системе. Кри
терии оптимизации в АСУТП должны поступать из АСУП,
а первичная информация о ходе технологических процессов будет направляться, наоборот, из АСУТП в АСУП.
Существенную помощь в реализации вышеуказанных
задач должны оказать методы математического моделирова-
25
ния, разработка электродинамических моделей автомати зированных систем управления. Разработка таких моделей
представляет интерес по четырем соображениям.
1. Электромодель позволяет довольно быстро и отно
сительно точно получить результаты по тем или иным техно
логическим режимам, которые реализовать расчетным пу
тем или с помощью дискретных цифровых вычислительных
Рис. 5. Примерная структурная схема информационных связей ав томатизированных систем управлений
машин значительно труднее. Внедрение электромоделей мо
жет расширить рамки и повысить гибкость работы АСУ.
|2 . С помощью электромоделей можно быстро проверить
правильность результатов, найденных расчетным путем
или с помощью дискретных цифровых вычислительных
машин.
3. На базе электромодели можно очень просто осущест
вить полезный «динамический советчик» для диспетчерских
пунктов АСУ, с помощью которого удастся быстро прове
рить не только статическое влияние, но и динамические
26
воздействия тех или иных факторов на управляемую систе
му.
4.Параллельная работа электромоделей и серийных ЭВМ
вАСУ может принести неоценимый результат при решении
задач управления системой.
При разработке электромоделей возникает необходимость обоснования их оптимальных решений, анализа погреш
ностей, которые позволят подвести базу для использования
средств вычислительной техники в АСУ объектами комму
нальных хозяйств.
Рассмотрим на примере системы газоснабжения комму
нального хозяйства города организационные основы по
строения диспетчерской службы, на базе которой и должна
создаваться АСУ. В настоящее время органом, в котором
сосредоточены оперативное руководство и контроль за па
раметрами объектов сети газоснабжения, является ЦДП.
Основная задача диспетчерской службы — обеспечение наи более целесообразных режимов в газораспределительной
сети, которые необходимы для максимального удовлетво
рения потребителей горючим газом. В соответствии с этой
задачей диспетчерская служба оперативно руководит рабо
той отдельных объектов городского газового хозяйства; осуществляет бесперебойную подачу потребителям газа
соответствующего качества; ведет контроль за своевремен
ной подачей газа организациями, занятыми плановой пода
чей газа в городской газовый коллектор; проводит работы, связанные с восстановлением нормальных режимов сети при авариях; осуществляет постоянный контроль за состоянием и работой технологического оборудования, включая сред ства автоматики и телемеханики. Анализируя режимы рабо ты газовой сети, диспетчерская служба периодически вносит
поправки в графики и планы подачи газа потребителям.
На основе этих графиков и планов вырабатывают планы работы установок подачи газа и источников газоснабжения
(газгольдерные и газорегуляторные станции магистральных
газопроводов, подземные хранилища газа, газовые заводы,
промыслы и т. п.).
Анализ суточных, месячных и годовых графиков позво
ляет заблаговременно менятьтакже режимы газоснабже
ния контролируемых районов и отдельных промышленных
объектов. Благодаря повседневному контролю за состоя нием газораспределительной сети диспетчерская служба
быстро обнаруживает и локализует возникающие утечки
газа. Работники этой службы участвуют в анализе аварий
27
и разработке мероприятий по повышению надежности ра боты системы и ее отдельных узлов.
Диспетчерская служба проводит планово-предупреди тельные осмотры и, в случае необходимости, осуществляет
ремонт контрольно-измерительной аппаратуры, представ
ляет ее для периодической государственной поверки. Она
следит также за техническим состоянием газооборудования
на объектах контроля. Диспетчерская служба организует
в составе управления газового хозяйства самостоятельный
отдел, который включает группы сменных диспетчеров и
операторов, режимов, наладчиков контрольно-измеритель
ных приборов и аппаратуры автоматики и телемеханики,
а также аварийная группа и группа техников по газо оборудованию.
В административном отношении диспетчерская служба подчиняется непосредственно главному инженеру управле ния газового хозяйства. Сменные диспетчеры и операторы дежурят в три смены. Во время дежурства сменному диспет
черу подчинен весь аппарат диспетчерской службы. В ве
чернюю и ночную смены помимо сменных диспетчеров и опе
раторов на диспетчерском пункте должны дежурить налад
чик и работники аварийной службы (2—3 человека). Все
распоряжения сменного диспетчера являются обязатель
ными. Средства телемеханики и связи позволяют диспетчеру
быстро получить точную информацию о выполнении этих
требований и распоряжений. В своих действиях дежурный диспетчер подчинен лишь главному диспетчеру и главному
инженеру управления газового хозяйства.
Регламент работы каждой смены диспетчерской службы
обусловлен соответствующими инструкциями. Ведение сменных регистрационных журналов, оформление приемо сдаточных документов и ведомостей является обязательным. В ЦДП сосредоточена и хранится вся техническая докумен тация (инструкции, схемы, паспорта и т. п.) на аппаратуру, применяемую в системе газоснабжения.
Таким образом, диспетчерская служба является строй
ной и гибкой организацией управления газового хозяйства города. Она призвана обеспечить устойчивую, бесперебой
ную и эффективную, с экономической точки зрения, работу
городского газового хозяйства. Организационная структура управления газового хозяйства показана на рис. 6, а ЦДП—
на рис. 7. Диспетчерская служба в зависимости от объема
и расположения объектов системы газоснабжения строится по одноступенчатой или двухступенчатой схеме. Одноступен
28
чатую схему применяют в городах при компактном располо жении объектов газоснабжения и удаленности отдельных
пунктов от ЦДП не более 10 км.
При растянутых системах газоснабжения для многокон
турных закольцованных сетей, объекты которых распола
гаются на расстоянии более 10 км от ЦДП, рекомендуют двухступенчатую схему диспетчеризации. В состав такой
схемы, помимо ЦДП, входят и районные диспетчерские пунк
ты. За последние годы в связи с ростом газовых хозяйств
Рис. 6. Схема организационной структуры управления газового хозяйства
и объединением ряда схем газоснабжения в единые комплек сы намечается переход к двухступенчатым схемам диспетче
ризации, а в ряде случаев (Москва, Ленинград и Киев)
и к трехступенчатым.
Характерным примером двухступенчатой службы диспет черизации является организация газового хозяйства Гер манской Демократической Республики. На юге ГДР созда на система диспетчеризации, осуществляющая управление и контроль над объектами системы газоснабжения, охваты вающей не только газораспределительные сети ряда городов
(Лейпциг, Магдебург, Галле, Цвикау, Эрфурт) и прилегаю
щие к ним районы, но и источники снабжения (газовые за воды и промыслы) и магистральные газопроводы от них
(рис. 8). Районные диспетчерские пункты созданы в городах
29
Магдебурге, Галле, Цвикау и Эрфурте. В оперативном от
ношении они подчинены ЦДП, расположенному в Лейпциге,
который в свою очередь подчинен главному диспетчеру уп
равления газового хозяйства Берлина.
Центральный диспетчерский пункт координирует рабо
ту районных диспетчерских пунктов.
Рис. 7. Схема связи центрального диспетчерского пункта с различ ными подразделениями
Оборудование и компоновка центральных диспетчерских пунктов, а также размещение аппаратуры и инвентаря долж ны предусматривать создание наиболее благоприятных
и удобных условий для работы обслуживающего персонала
диспетчерской службы. ЦДП должен иметь диспетчерский
зал, мастерскую для ремонта и наладки аппаратуры теле
30
механики и контрольно-измерительных приборов, комнаты для различных групп и подсобные помещения (аккумулятор
ная, склад приборов и запасных частей и т. п.).
Внедрение здесь автоматизированной системы управле
ния должно обусловить разумное высвобождение обслужи
вающего персонала из производственных и технологиче
ских циклов, включая и диспетчерскую службу, но отнюдь
не привести к полному исключению человека из процесса
управления. Командиром всех процессов газораспределе-
Рис. 8. Структурная схема системы диспетчеризации газораспреде ления в ГДР
ния всегда останется человек, который будет руководить техникой, где это требует обстановка, принимать те или иные решения и вмешиваться в производственный или техноло гический режим.
Внедрение автоматизированной системы управления в рассматриваемые процессы газоснабжения внешних го
родских контуров и городских газовых сетей помимо ряда
преимуществ централизации контроля и управления свя
зано с улучшением и технико-экономических показателей
системы. Описываемые системы газоснабжения городов
инаселенных пунктов, как и другие отрасли коммуналь ных хозяйств, хорошо приспособлены к требованиям АСУ
иобеспечивают, их сравнительно высокую эффективность.
Необходима отметить, что эффективность внедрения ав
томатизированных систем управления и преимущества их методов во многом зависят от очередности мероприятий по
31