Файл: Баясанов, Д. Б. Автоматизированные системы управления трубопроводными объектами коммунального хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бот по объектам трубопроводов и на специальную технику;

сведения об аварийных ситуациях на трубопроводах и их

объектах.

ЦДП через РДП осуществляет управление сетью трубо­ проводов и их объектами в соответствии с выданными АСУ

критериями оптимизации, требованиями и ограничениями на технико-экономические показатели.

Конечно, на всех уровнях иерархии технологических комплексов коммунальных хозяйств объемы информацион­

ного и математического обеспечений различны. Поэтому

Рис. 4. Примерная иерархическая струк­ турная схема связей между информацион­ но - вычислительными центрами АСУ трубо­ проводным хозяйст­ вом города

должно быть конкретизировано и их содержание в зависи­

мости от задач данного уровня управления и характера

комплекса. Однако эти изменения объемов и содержания задач не должны затрагивать принципиальных основ обес­ печения единства функционирования АСУ. Также единой должна быть и техническая база АСУ, построенная по иерар­

хическому принципу (см. рис. 4). Эта база для трубопровод­

ного хозяйства сосредотачивается в главном информацион­ но-вычислительном центре (ГИВЦ), для технологических

комплексов — в РИВЦ, для предприятий и отдельных объек­

тов — в информационно-вычислительных центрах пред­ приятий (ИВЦП).

Применение системного метода в разработке рациональ­ ной организации управления комплексами коммунальных хозяйств и принципа оптимизации при синтезе и выборе ре­

шений позволяет построить достаточно логичную управ­

ляющую структуру, основанную на использовании эконо­

мико-математических моделей, математического модели­

рования, электронно-вычислительной техники, современных средств и устройств автоматизации. В этой связи необходи­ ма научная разработка организационных принципов по­

строения и функционирования АСУ, ее состава и структу­

24

ры. АСУ должна состоять из комплекса органически свя­

занных подсистем, которые в зависимости от характера ос­

новных решаемых задач будут относиться к управляющим,

функциональным и обслуживающим. Система делится на подсистемы по организационно-функциональному призна­

ку. Управляющие подсистемы реализуют задачи планиро­

вания и управления во времени, направляют и регламенти­

руют деятельность всех видов производств и технологи­

ческих процессов, входящих в систему, а также функцио­

нальных и обслуживающих подсистем на всех уровнях уп­

равления. В этой связи возникает необходимость научной

разработки комплекса основных задач, решаемых подсисте­

мами АСУ, а также вопросов, связанных с информацион­

ным, математическим и техническим обеспечениями систе­

мы в целом.

Еще раз надо отметить, что АСУ объектами коммуналь­

ных хозяйств необходимо разрабатывать как одну из основ­

ных частей единой общегосударственной автоматизирован­

ной системы сбора и обработки информации и она должна

иметь рациональные внешние связи с АСУ смежных отрас­

лей народного хозяйства (Госплан, Госснаб, ЦСУ СССР)

(рис. 5). Поэтому в начале разработки АСУ необходимо изда­

ние двух основополагающих документов: основных поло­

жений по разработке и внедрению АСУ и координационного

плана по разработке и внедрению АСУ. В этих документах должны быть отражены все указанные выше моменты; они

должны быть согласованы с соответствующими организа­ циями и ведомствами. Особое внимание в них следует уде­ лить моментам рациональной взаимосвязи на уровне пред­ приятий подсистем АСУП и АСУТП в общей АСУ, регламен­ тирующей обмен информации и исключающей параллелизм и дублирование функций.

Характерной особенностью АСУП и ее ролью в общем

плане функционирования АСУ является то, что она призвана

решать задачи оптимального управления и планирования

административно-хозяйственными и производственными комплексами коммунальных хозяйств. АСУТП решает за­ дачу оптимального автоматизированного управления и ре­

гулирования технологическими процессами в системе. Кри­

терии оптимизации в АСУТП должны поступать из АСУП,

а первичная информация о ходе технологических процессов будет направляться, наоборот, из АСУТП в АСУП.

Существенную помощь в реализации вышеуказанных

задач должны оказать методы математического моделирова-

25


ния, разработка электродинамических моделей автомати­ зированных систем управления. Разработка таких моделей

представляет интерес по четырем соображениям.

1. Электромодель позволяет довольно быстро и отно­

сительно точно получить результаты по тем или иным техно­

логическим режимам, которые реализовать расчетным пу­

тем или с помощью дискретных цифровых вычислительных

Рис. 5. Примерная структурная схема информационных связей ав­ томатизированных систем управлений

машин значительно труднее. Внедрение электромоделей мо­

жет расширить рамки и повысить гибкость работы АСУ.

|2 . С помощью электромоделей можно быстро проверить

правильность результатов, найденных расчетным путем

или с помощью дискретных цифровых вычислительных

машин.

3. На базе электромодели можно очень просто осущест­

вить полезный «динамический советчик» для диспетчерских

пунктов АСУ, с помощью которого удастся быстро прове­

рить не только статическое влияние, но и динамические

26

воздействия тех или иных факторов на управляемую систе­

му.

4.Параллельная работа электромоделей и серийных ЭВМ

вАСУ может принести неоценимый результат при решении

задач управления системой.

При разработке электромоделей возникает необходимость обоснования их оптимальных решений, анализа погреш­

ностей, которые позволят подвести базу для использования

средств вычислительной техники в АСУ объектами комму­

нальных хозяйств.

Рассмотрим на примере системы газоснабжения комму­

нального хозяйства города организационные основы по­

строения диспетчерской службы, на базе которой и должна

создаваться АСУ. В настоящее время органом, в котором

сосредоточены оперативное руководство и контроль за па­

раметрами объектов сети газоснабжения, является ЦДП.

Основная задача диспетчерской службы — обеспечение наи­ более целесообразных режимов в газораспределительной

сети, которые необходимы для максимального удовлетво­

рения потребителей горючим газом. В соответствии с этой

задачей диспетчерская служба оперативно руководит рабо­

той отдельных объектов городского газового хозяйства; осуществляет бесперебойную подачу потребителям газа

соответствующего качества; ведет контроль за своевремен­

ной подачей газа организациями, занятыми плановой пода­

чей газа в городской газовый коллектор; проводит работы, связанные с восстановлением нормальных режимов сети при авариях; осуществляет постоянный контроль за состоянием и работой технологического оборудования, включая сред­ ства автоматики и телемеханики. Анализируя режимы рабо­ ты газовой сети, диспетчерская служба периодически вносит

поправки в графики и планы подачи газа потребителям.

На основе этих графиков и планов вырабатывают планы работы установок подачи газа и источников газоснабжения

(газгольдерные и газорегуляторные станции магистральных

газопроводов, подземные хранилища газа, газовые заводы,

промыслы и т. п.).

Анализ суточных, месячных и годовых графиков позво­

ляет заблаговременно менятьтакже режимы газоснабже­

ния контролируемых районов и отдельных промышленных

объектов. Благодаря повседневному контролю за состоя­ нием газораспределительной сети диспетчерская служба

быстро обнаруживает и локализует возникающие утечки

газа. Работники этой службы участвуют в анализе аварий

27


и разработке мероприятий по повышению надежности ра­ боты системы и ее отдельных узлов.

Диспетчерская служба проводит планово-предупреди­ тельные осмотры и, в случае необходимости, осуществляет

ремонт контрольно-измерительной аппаратуры, представ­

ляет ее для периодической государственной поверки. Она

следит также за техническим состоянием газооборудования

на объектах контроля. Диспетчерская служба организует

в составе управления газового хозяйства самостоятельный

отдел, который включает группы сменных диспетчеров и

операторов, режимов, наладчиков контрольно-измеритель­

ных приборов и аппаратуры автоматики и телемеханики,

а также аварийная группа и группа техников по газо­ оборудованию.

В административном отношении диспетчерская служба подчиняется непосредственно главному инженеру управле­ ния газового хозяйства. Сменные диспетчеры и операторы дежурят в три смены. Во время дежурства сменному диспет­

черу подчинен весь аппарат диспетчерской службы. В ве­

чернюю и ночную смены помимо сменных диспетчеров и опе­

раторов на диспетчерском пункте должны дежурить налад­

чик и работники аварийной службы (2—3 человека). Все

распоряжения сменного диспетчера являются обязатель­

ными. Средства телемеханики и связи позволяют диспетчеру

быстро получить точную информацию о выполнении этих

требований и распоряжений. В своих действиях дежурный диспетчер подчинен лишь главному диспетчеру и главному

инженеру управления газового хозяйства.

Регламент работы каждой смены диспетчерской службы

обусловлен соответствующими инструкциями. Ведение сменных регистрационных журналов, оформление приемо­ сдаточных документов и ведомостей является обязательным. В ЦДП сосредоточена и хранится вся техническая докумен­ тация (инструкции, схемы, паспорта и т. п.) на аппаратуру, применяемую в системе газоснабжения.

Таким образом, диспетчерская служба является строй­

ной и гибкой организацией управления газового хозяйства города. Она призвана обеспечить устойчивую, бесперебой­

ную и эффективную, с экономической точки зрения, работу

городского газового хозяйства. Организационная структура управления газового хозяйства показана на рис. 6, а ЦДП—

на рис. 7. Диспетчерская служба в зависимости от объема

и расположения объектов системы газоснабжения строится по одноступенчатой или двухступенчатой схеме. Одноступен­

28


чатую схему применяют в городах при компактном располо­ жении объектов газоснабжения и удаленности отдельных

пунктов от ЦДП не более 10 км.

При растянутых системах газоснабжения для многокон­

турных закольцованных сетей, объекты которых распола­

гаются на расстоянии более 10 км от ЦДП, рекомендуют двухступенчатую схему диспетчеризации. В состав такой

схемы, помимо ЦДП, входят и районные диспетчерские пунк­

ты. За последние годы в связи с ростом газовых хозяйств

Рис. 6. Схема организационной структуры управления газового хозяйства

и объединением ряда схем газоснабжения в единые комплек­ сы намечается переход к двухступенчатым схемам диспетче­

ризации, а в ряде случаев (Москва, Ленинград и Киев)

и к трехступенчатым.

Характерным примером двухступенчатой службы диспет­ черизации является организация газового хозяйства Гер­ манской Демократической Республики. На юге ГДР созда­ на система диспетчеризации, осуществляющая управление и контроль над объектами системы газоснабжения, охваты­ вающей не только газораспределительные сети ряда городов

(Лейпциг, Магдебург, Галле, Цвикау, Эрфурт) и прилегаю­

щие к ним районы, но и источники снабжения (газовые за­ воды и промыслы) и магистральные газопроводы от них

(рис. 8). Районные диспетчерские пункты созданы в городах

29


Магдебурге, Галле, Цвикау и Эрфурте. В оперативном от­

ношении они подчинены ЦДП, расположенному в Лейпциге,

который в свою очередь подчинен главному диспетчеру уп­

равления газового хозяйства Берлина.

Центральный диспетчерский пункт координирует рабо­

ту районных диспетчерских пунктов.

Рис. 7. Схема связи центрального диспетчерского пункта с различ­ ными подразделениями

Оборудование и компоновка центральных диспетчерских пунктов, а также размещение аппаратуры и инвентаря долж­ ны предусматривать создание наиболее благоприятных

и удобных условий для работы обслуживающего персонала

диспетчерской службы. ЦДП должен иметь диспетчерский

зал, мастерскую для ремонта и наладки аппаратуры теле­

30

механики и контрольно-измерительных приборов, комнаты для различных групп и подсобные помещения (аккумулятор­

ная, склад приборов и запасных частей и т. п.).

Внедрение здесь автоматизированной системы управле­

ния должно обусловить разумное высвобождение обслужи­

вающего персонала из производственных и технологиче­

ских циклов, включая и диспетчерскую службу, но отнюдь

не привести к полному исключению человека из процесса

управления. Командиром всех процессов газораспределе-

Рис. 8. Структурная схема системы диспетчеризации газораспреде­ ления в ГДР

ния всегда останется человек, который будет руководить техникой, где это требует обстановка, принимать те или иные решения и вмешиваться в производственный или техноло­ гический режим.

Внедрение автоматизированной системы управления в рассматриваемые процессы газоснабжения внешних го­

родских контуров и городских газовых сетей помимо ряда

преимуществ централизации контроля и управления свя­

зано с улучшением и технико-экономических показателей

системы. Описываемые системы газоснабжения городов

инаселенных пунктов, как и другие отрасли коммуналь­ ных хозяйств, хорошо приспособлены к требованиям АСУ

иобеспечивают, их сравнительно высокую эффективность.

Необходима отметить, что эффективность внедрения ав­

томатизированных систем управления и преимущества их методов во многом зависят от очередности мероприятий по

31