Файл: Баясанов, Д. Б. Автоматизированные системы управления трубопроводными объектами коммунального хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рактер. Такая реальная экономико-техническая основа и является фундаментом АСУП, поскольку результаты функ­ ционирования каждого отдельного производства или объекта в системе будут в значительной мере зависеть от централизо­

ванного управления административно-хозяйственной дея­

тельностью всего комплекса.

Создание и внедрение АСУП должно повлечь за собой

коренное преобразование форм и методов управления ком­

мунальными хозяйствами. Это достигается созданием ра­

циональных связей между информационно-вычислитель­

ными центрами и диспетчерскими пунктами, а также руко­

водством на всех уровнях иерархии функционирования

АСУП. При этом формируются и рациональные внешние

связи с системами смежных отраслей и производств, а также

общегосударственными системами планирования, учета и уп­

равления (Госплан, Госснаб, ЦСУ СССР и др.). Поэтому

при создании АСУП необходимо в каждой конкретной отрасли коммунального хозяйства тщательно рассмотреть

ипроанализировать состав предприятий, включаемых в си­

стему управления, наметить мероприятия по развитию и

углублению специализации и централизации функций.

Несмотря на сложность реализации АСУГ1, эту систему следует рассматривать как динамически развивающуюся вместе с управляемым хозяйством,- Рост управляемых объек­

тов и производств, создание новых подразделений комму­ нальных хозяйств все время корректирует характер, формы

иметоды управления в АСУП. Постепенно намечается пере­ ход от руководства многочисленными мелкими коммуналь­ ными и промышленными предприятиями ж управлению небольшим количеством крупных комплексов, которые мо­ гут самостоятельно решать сложные технические и эконо­ мические проблемы коммунальных хозяйств, имеют разви­ тые широкие связи, наделяются широкими правами по опе­

ративному, текущему и перспективному управлению про­

изводством. Постепенно и в АСУП вопросы управления административно-хозяйственной деятельностью будут укрупняться и превращаться в кардинальные задачи работы

руководимых ею предприятий. Таких, как вопросы пер­

спективного планирования развития и размещения отраслей

коммунальных хозяйств, техническая политика в АСУ,

повышение эффективности капитальных затрат и вложений, оптимизация выполнения планов и т. п. Управление в этих

условиях постепенно будет направлено в -сторону воздейст^ вия на подразделения нижнего уровня с помощью текущих

38


и перспективных планов, нормативной базы длительного действия, лимитов на капиталовложения и затраты, системы цен и т. п. Особую роль здесь будет занимать единая техни­ ческая политика в АСУ, которая в первую"очередь должна включать вопросы обеспечения правильных направлений и пропорций развития отраслей коммунальных хозяйств, размещения производства, углубления специализации,

организации рациональных внутрисистемных и внешних

связей.

АСУП предполагает целенаправленное, научно обосно­

ванное руководство деятельностью людей, их коллективов,

занятых в общественном производстве коммунальных хо­

зяйств, с целью повышения его эффективности, более эко­

номного расходования материально-технических ресурсов

при рациональном решении производственных и техноло­ гических проблем, решение задач оптимизации при текущем

иперспективном планировании и т. д. Более конкретно ре­

шаемые задачи по различным частям подсистем АСУП мож­

но сформулировать таким образом.

По части оперативного управления: автоматизированный

сбор, учет, обработка, анализ и выдача оперативной инфор­

мации; оперативно-календарное планирование и прогнози­

рование выполнения месячных планов, оптимизация этих планов и выдача рекомендаций; автоматизированный анализ причин отклонения и нарушений хода производств; выра­

ботка рекомендаций по управляющим воздействиям и пе­ редача принятых решений.

По части текущего планирования: автоматизированный

сбор, учет и обработка отчетной и плановой информации для плановых расчетов; автоматизированный расчет и оп­

тимизация текущих планов производства на год, по кварта­

лам и на месяц; оценка выполнения квартальных, годовых

имесячных планов с использованием машинных методов анализа; оптимизация планов оргтехмероприятий.

По части перспективного планирования: автоматизиро­ ванный сбор, накопление, обработка и выдача специальной

информации для задач перспективного планирования; оп­

тимизация перспективных планов развития и размещения

той или иной отрасли коммунального хозяйства с примене­

нием средств вычислительной техники; автоматизированный

анализ тенденций развития коммунальных хозяйств и про­

гнозирование этих тенденций.

По части капитального строительства: автоматизиро­ ванный расчет и оптимизация текущих планов капитально­

39



го строительства предприятий коммунальных хозяйств, ввода мощностей; автоматизированные расчеты и анализ

сводных планов капиталовложений по отраслям; автомати­

зированный анализ выполнения планов капитального стро­

ительства и выработка рекомендаций и управляющих воз­

действий.

По функциональным частям задачи можно сформули­

ровать примерно так.

По части материально-технического снабжения и ком­

плектации технологического и производственного оборудо­

вания автоматизированные: учет и анализ движения ма­ териально-технических ресурсов, запасов и оборудования; расчет и оптимизация потребностей хозяйств в материалах

иоборудовании; расчеты по рациональному использованию

ираспределению материально-технических ресурсов, за­ пасов и оборудования, выработка рекомендаций для при­

нятия решений и управляющих воздействий.

По части реализации агентов в продуктовых отраслях:

автоматизированный учет и отчетность по реализации аген­

тов потребителям; оптимизация потоков агентов в трубо­

проводах и их взаимосвязи с источниками подачи и по­

требления.

По части бухгалтерского учета и отчетности: автомати­

зированный и механизированный бухгалтерский учет и от­

четность.

По части финансовой деятельности: автоматизированные

расчеты и оптимизация перспективных и текущих планов финансирования и сводных планов кредитования, выра­ ботка рекомендаций для принятия решений.

По части труда и заработной платы: автоматизированный анализ численности, производительностй труда, заработной платы и их соотношений и выработка рекомендаций для принятия решений.

По части подготовки и распределения научных, инженер­ но-технических и рабочих кадров автоматизированные:

расчеты и оптимизация планов подготовки и распределения научных, инженерно-технических и рабочих кадров; учет состава и движения кадров.

По обслуживающим частям задачи будут заключаться

в следующем. По части нормативного обслуживания, клас­ сификации и кодирования: автоматизированный сбор, на­

копление и обновление информации о нормативах, класси­ фикаторах и кодах, выдача этой информации в системе* автоматизированное составление нормативной документа-

40


ции в соответствии с принятыми системами классификации и кодирования. По части информационно-справочного и па­

тентного обслуживания: автоматизированный сбор, ком­

плектование, хранение и выдача информационно-справоч­

ных и патентных материалов.

В дальнейшем задачи, решаемые в отдельных частях

АСУП, следует корректировать и уточнять, однако они

всегда должны носить строго определенный характер. Чем

больше концентрированных производств в отраслях комму­

нальных хозяйств городов и населенных пунктов, тем оп­

ределеннее будет характер решаемых задач в системе АСУП. К сожалению, в настоящее время проводить такую полити­

ку трудно, так как приходится руководить десятками и сот­

нями разбросанных по городам в основном небольших ком­

мунально-бытовых предприятий и производств, на оператив­

ное управление которыми тратится основное время диспет­ черских служб. Задачи управления упростятся, когда будут

созданы мощные объединения на базе этих мелких пред­ приятий, обладающие значительной самостоятельностью и концентрированным расположением. Такую работу про­

водят во многих городах страны, однако нередко ее сводят

к укрупнению небольшого количества мелких предприятий

коммунальных хозяйств, тогда как на повестке дня стоит

вопрос о создании крупных и мощных объединений. Опыт

Москвы, Ленинграда, Киева и других городов говорит о том, что этот процесс концентрации предприятий и про­

изводств коммунальных хозяйств упорно завоевывает свои позиции в жизни, что приведет к более оптимальному ис­ пользованию АСУП, функционирование которой обеспечи­ вает повышение технического уровня и укрепление эконо­

мической базы системы в целом.

§ 5. СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ (АСУТП)

Существенную роль в создании оптимальных условий для полного удовлетворения потребностей в продукции

каждой отрасли коммунальных хозяйств городов и населен­

ных пунктов в общей системе АСУ играют вопросы автома­

тизации технологических процессов с использованием средств вычислительной техники, организация и правиль­

ное функционирование схемы автоматизированного управ­

ления инженерными сооружениями и техникой. Как уже

41