Файл: Баясанов, Д. Б. Автоматизированные системы управления трубопроводными объектами коммунального хозяйства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
рактер. Такая реальная экономико-техническая основа и является фундаментом АСУП, поскольку результаты функ ционирования каждого отдельного производства или объекта в системе будут в значительной мере зависеть от централизо
ванного управления административно-хозяйственной дея
тельностью всего комплекса.
Создание и внедрение АСУП должно повлечь за собой
коренное преобразование форм и методов управления ком
мунальными хозяйствами. Это достигается созданием ра
циональных связей между информационно-вычислитель
ными центрами и диспетчерскими пунктами, а также руко
водством на всех уровнях иерархии функционирования
АСУП. При этом формируются и рациональные внешние
связи с системами смежных отраслей и производств, а также
общегосударственными системами планирования, учета и уп
равления (Госплан, Госснаб, ЦСУ СССР и др.). Поэтому
при создании АСУП необходимо в каждой конкретной отрасли коммунального хозяйства тщательно рассмотреть
ипроанализировать состав предприятий, включаемых в си
стему управления, наметить мероприятия по развитию и
углублению специализации и централизации функций.
Несмотря на сложность реализации АСУГ1, эту систему следует рассматривать как динамически развивающуюся вместе с управляемым хозяйством,- Рост управляемых объек
тов и производств, создание новых подразделений комму нальных хозяйств все время корректирует характер, формы
иметоды управления в АСУП. Постепенно намечается пере ход от руководства многочисленными мелкими коммуналь ными и промышленными предприятиями ж управлению небольшим количеством крупных комплексов, которые мо гут самостоятельно решать сложные технические и эконо мические проблемы коммунальных хозяйств, имеют разви тые широкие связи, наделяются широкими правами по опе
ративному, текущему и перспективному управлению про
изводством. Постепенно и в АСУП вопросы управления административно-хозяйственной деятельностью будут укрупняться и превращаться в кардинальные задачи работы
руководимых ею предприятий. Таких, как вопросы пер
спективного планирования развития и размещения отраслей
коммунальных хозяйств, техническая политика в АСУ,
повышение эффективности капитальных затрат и вложений, оптимизация выполнения планов и т. п. Управление в этих
условиях постепенно будет направлено в -сторону воздейст^ вия на подразделения нижнего уровня с помощью текущих
38
и перспективных планов, нормативной базы длительного действия, лимитов на капиталовложения и затраты, системы цен и т. п. Особую роль здесь будет занимать единая техни ческая политика в АСУ, которая в первую"очередь должна включать вопросы обеспечения правильных направлений и пропорций развития отраслей коммунальных хозяйств, размещения производства, углубления специализации,
организации рациональных внутрисистемных и внешних
связей.
АСУП предполагает целенаправленное, научно обосно
ванное руководство деятельностью людей, их коллективов,
занятых в общественном производстве коммунальных хо
зяйств, с целью повышения его эффективности, более эко
номного расходования материально-технических ресурсов
при рациональном решении производственных и техноло гических проблем, решение задач оптимизации при текущем
иперспективном планировании и т. д. Более конкретно ре
шаемые задачи по различным частям подсистем АСУП мож
но сформулировать таким образом.
По части оперативного управления: автоматизированный
сбор, учет, обработка, анализ и выдача оперативной инфор
мации; оперативно-календарное планирование и прогнози
рование выполнения месячных планов, оптимизация этих планов и выдача рекомендаций; автоматизированный анализ причин отклонения и нарушений хода производств; выра
ботка рекомендаций по управляющим воздействиям и пе редача принятых решений.
По части текущего планирования: автоматизированный
сбор, учет и обработка отчетной и плановой информации для плановых расчетов; автоматизированный расчет и оп
тимизация текущих планов производства на год, по кварта
лам и на месяц; оценка выполнения квартальных, годовых
имесячных планов с использованием машинных методов анализа; оптимизация планов оргтехмероприятий.
По части перспективного планирования: автоматизиро ванный сбор, накопление, обработка и выдача специальной
информации для задач перспективного планирования; оп
тимизация перспективных планов развития и размещения
той или иной отрасли коммунального хозяйства с примене
нием средств вычислительной техники; автоматизированный
анализ тенденций развития коммунальных хозяйств и про
гнозирование этих тенденций.
По части капитального строительства: автоматизиро ванный расчет и оптимизация текущих планов капитально
39
го строительства предприятий коммунальных хозяйств, ввода мощностей; автоматизированные расчеты и анализ
сводных планов капиталовложений по отраслям; автомати
зированный анализ выполнения планов капитального стро
ительства и выработка рекомендаций и управляющих воз
действий.
По функциональным частям задачи можно сформули
ровать примерно так.
По части материально-технического снабжения и ком
плектации технологического и производственного оборудо
вания автоматизированные: учет и анализ движения ма териально-технических ресурсов, запасов и оборудования; расчет и оптимизация потребностей хозяйств в материалах
иоборудовании; расчеты по рациональному использованию
ираспределению материально-технических ресурсов, за пасов и оборудования, выработка рекомендаций для при
нятия решений и управляющих воздействий.
По части реализации агентов в продуктовых отраслях:
автоматизированный учет и отчетность по реализации аген
тов потребителям; оптимизация потоков агентов в трубо
проводах и их взаимосвязи с источниками подачи и по
требления.
По части бухгалтерского учета и отчетности: автомати
зированный и механизированный бухгалтерский учет и от
четность.
По части финансовой деятельности: автоматизированные
расчеты и оптимизация перспективных и текущих планов финансирования и сводных планов кредитования, выра ботка рекомендаций для принятия решений.
По части труда и заработной платы: автоматизированный анализ численности, производительностй труда, заработной платы и их соотношений и выработка рекомендаций для принятия решений.
По части подготовки и распределения научных, инженер но-технических и рабочих кадров автоматизированные:
расчеты и оптимизация планов подготовки и распределения научных, инженерно-технических и рабочих кадров; учет состава и движения кадров.
По обслуживающим частям задачи будут заключаться
в следующем. По части нормативного обслуживания, клас сификации и кодирования: автоматизированный сбор, на
копление и обновление информации о нормативах, класси фикаторах и кодах, выдача этой информации в системе* автоматизированное составление нормативной документа-
40
ции в соответствии с принятыми системами классификации и кодирования. По части информационно-справочного и па
тентного обслуживания: автоматизированный сбор, ком
плектование, хранение и выдача информационно-справоч
ных и патентных материалов.
В дальнейшем задачи, решаемые в отдельных частях
АСУП, следует корректировать и уточнять, однако они
всегда должны носить строго определенный характер. Чем
больше концентрированных производств в отраслях комму
нальных хозяйств городов и населенных пунктов, тем оп
ределеннее будет характер решаемых задач в системе АСУП. К сожалению, в настоящее время проводить такую полити
ку трудно, так как приходится руководить десятками и сот
нями разбросанных по городам в основном небольших ком
мунально-бытовых предприятий и производств, на оператив
ное управление которыми тратится основное время диспет черских служб. Задачи управления упростятся, когда будут
созданы мощные объединения на базе этих мелких пред приятий, обладающие значительной самостоятельностью и концентрированным расположением. Такую работу про
водят во многих городах страны, однако нередко ее сводят
к укрупнению небольшого количества мелких предприятий
коммунальных хозяйств, тогда как на повестке дня стоит
вопрос о создании крупных и мощных объединений. Опыт
Москвы, Ленинграда, Киева и других городов говорит о том, что этот процесс концентрации предприятий и про
изводств коммунальных хозяйств упорно завоевывает свои позиции в жизни, что приведет к более оптимальному ис пользованию АСУП, функционирование которой обеспечи вает повышение технического уровня и укрепление эконо
мической базы системы в целом.
§ 5. СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ (АСУТП)
Существенную роль в создании оптимальных условий для полного удовлетворения потребностей в продукции
каждой отрасли коммунальных хозяйств городов и населен
ных пунктов в общей системе АСУ играют вопросы автома
тизации технологических процессов с использованием средств вычислительной техники, организация и правиль
ное функционирование схемы автоматизированного управ
ления инженерными сооружениями и техникой. Как уже
41