ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 0
По способу изготовления различают сборные, моно литные и сборно-монолитные конструкции.
В монолитном железобетоне все операции по изготов лению конструкций выполняются на месте возведения зданий.
При сборном железобетоне элементы конструкций зда ний изготовляются на заводах железобетонных изделий с применением обычной гибкой и напрягаемой арматуры.
По характеру армирования железобетон подразделя ется на конструкции с обычной (гибкой), несущей (же сткой) и предварительно-напряженной арматурой. Обыч ное армирование, включая и косвенное армирование, является основным видом армирования железобетонных элементов. Несущая арматура в виде прокатных профилей пр,и возведении конструкций под значительные нагрузки и при бетонировании железобетона без лесов ввиду вы сокой стоимости не получила значительного распростра нения. Применение предварительно-напряженной высоко прочной арматуры является наиболее эффективным спо собом совершенствования железобетонных конструкций в современном строительстве.
Условия совместной, работы бетона и арматуры в со четании с физико-механическими характеристиками бе тона и арматуры являются дополнительными факторами, в значительной мере определяющими свойства железобе тонных конструкций.
Сцепление арматуры с бетоном. Совместная работа бетона с арматурой обеспечивается силами сцепления, возникающими в результате непрерывной связи по по верхности их контакта. Сила сцепления зависит в основ ном от трех факторов:
1)механического зацепления, являющегося наиболее основным фактором и возникающего благодаря наличию неровностей и выступов на поверхности арматуры;
2)трения, возникающего по поверхности арматуры при ее обжатии вследствие усадки бетона;
3)склеивания арматуры с. бетоном вследствие клея щей способности гелевой структурной составляющей це ментного камня бетона.
Очень часто все три фактора действуют совместно. Для гладкой арматуры сцепление определяется двумя
последними факторами, а для арматуры периодического профиля основным является механическое зацепление,
70
при котором максимально используется сопротивление бетона срезу.
Величина сил сцепления устанавливается по резуль татам испытания выдергиванием арматурных стержней, заделанных в бетон. Напряжения сцепления х с ц распре деляются неравномерно по длине заделанного стержня и имеют наибольшую величину ближе к началу заделки и затухают на некотором расстоянии. Поэтому требуемая величина заделки арматуры в бетон ограничена и опреде ляется эпюрой касательных напряжений (рис. I . 23). Среднее значение напряжения сцепления определяется по формуле
где Р — усилие в загруженном сечении стержня; d—средний диаметр арматуры;
4 — длина забетонированной части стержня (длина заделки).
г—
О . 0 |
о |
о * о » о . о . о . о |
• О |
'0 |
|
о • о *о |
р |
|
• о • о* |
||
о - • о |
0 * 0 * 0 * о о « о |
• о * о •
# • О О • О сэ о "
S3
е
о
Сжатие
Начальное]
сцепление
I Растяжение
6 |
~6а |
Рис. I. 23. Сцепление арматуры с бетоном.
71
Сцепление возрастает |
с повышением марки цемента |
и бетона, с увеличением |
плотности и возраста бетона. |
Существенное влияние на величину напряжений сцеп ления оказывает вид напряженного состояния железобе тонного элемента. Из-за сопротивления арматуры и бето на поперечным деформациям при вдавливании стержня в бетон силы сцепления больше, чем при его выдергива нии. Поэтому если арматура находится в растянутом бе
тоне, сцепление меньше и наоборот. Арматура |
периодиче |
|||
ского профиля имеет сцепление с |
бетоном |
в 2—3 |
раза |
|
большее, чем гладкая, для которой |
тС ц изменяется |
от 20 |
||
до 40 кг/см2. |
Сцепление растянутых |
стержней тем |
боль |
|
ше, чем меньше их диаметр, что дает возможность |
при |
|||
менять высокопрочную проволоку малых диаметров |
без |
|||
специальных |
анкерных устройств. |
|
|
|
Наименьшую длину заделки круглого стержня можно приближенно определить из условия равнопрочности со противлению выдернутого забетонированного арматурно
го стержня и достижения им предела |
текучести |
ат |
или |
|||||
временного сопротивления растяжению^ а , |
т. е. |
|
|
|
||||
И ш |
ltd2 о. = |
|
|
|
|
|
|
|
|
xcPurfZ3t |
|
|
|
(1.63) |
|||
откуда длина заделки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
'з = |
~ |
сц |
|
|
|
(1-64) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На практике |
величина |
заделки |
Ц |
(15 |
20) d |
для |
||
арматуры периодического |
профиля |
и |
/ 3 < ; (30 |
40) d, |
||||
где d—диаметр |
продольной |
арматуры. |
|
|
|
|
||
До образования трещин в загруженной железобетон |
||||||||
ной конструкции |
арматура |
и |
бетон |
деформируются |
со |
|||
вместно, и отношение усилий, |
развивающихся |
в них, |
за |
висит от рабочих сечений и модулей упругости этих мате риалов.
После появления трещин в растянутой зоне сечения бетонного элемента эти отношения принимают более сложный характер.
Усадка и ползучесть в железобетоне. Наличие сталь ной арматуры в железобетонном элементе существенно
72
усложняет картину его напряженно-деформированного состояния. Сцепление арматуры с бетоном способствует уменьшению (рис. I . 24) деформаций усадки и приводит к появлению в железобетоне взаимно уравновешенных полей напряжений — растяжения в бетоне и сжатия в арматуре. При этом арматура как бы связывает свобод ные деформации бетона, что при наличии мощной арма туры может привести к значительным растягивающим на пряжениям в бетоне, при которых появляются трещины.
£i
2/0
-2-Ю
-4-10
-6-Ю
28 сут. 1г |
5лет блет |
|
возраст |
Рас. 1. 24. Усадка и разбухание:
1 — бетона; 2 — железобетона.
Следует отметить, что усадочные деформации могут проявляться неравномерно по сечению элемента, вслед ствие неравномерности высыхания бетона по глубине. Это вызывает трудности при определении усадочных напря жений. На практике для предотвращения трещинообразования в сильно армированных железобетонных конст рукциях применяется противоусадочная арматура в виде сеток.
При несимметричном расположении арматуры в сече нии железобетонного элемента в бетоне могут возникать не только растягивающие напряжения, дополнительно усиливаемые суммарным эффектом изгибающего момента и продольной силы, но и сжимающие. При продолжитель ном действии нагрузраи на железобетонный элемент вслед ствие ползучести бетона происходит постепенное перерас пределение напряжений с бетона на арматуру. Этот про цесс происходит в течение длительного времени и со вре менем постепенно затухает. Влияние усадки и ползучести бетона на напряженно-деформированное состояние рас-
73
)
тянутых и изгибаемых железобетонных элементов качест венно различны. В арматуре растянутых элементов усад ка бетона уменьшает напряжения, а ползучесть увеличи вает, в то время как в бетоне усадка их увеличивает, а ползучесть уменьшает.
В изгибаемых элементах ползучесть вызывает в бето не дополнительное напряжение, обратное по знаку напря жению, вызванному нагрузкой. Дополнительное напря жение в результате усадки бетона накладывается на на пряженное состояние нагруженного элемента. Во всех случаях ползучесть и усадка бетона, работающего совме стно с арматурой, существенно влияют на общие дефор мации железобетонных элементов (прогибы, перемеще ния, углы поворота), что приводит к изменению во време ни значений лишних неизвестных в статически неопреде лимых системах. Следовательно, значительно изменяются и силовые факторы (изгибающие моменты, нормальные и поперечные силы) во всех сечениях.
Особенно сильно сказывается влияние ползучести и усадки на работе тонкостенных железобетонных конструк ций (оболочек, сводов, резервуаров, труб и т. д.).
В настоящее время при расчете некоторых видов же лезобетонных конструкций согласно нормам требуется учитывать влияние ползучести и усадки бетона. Предстоя щее расширение этих требований вызывает необходи мость дальнейших исследований в области теории и прак тики железобетона, учета длительных процессов.
Влияние температур на железобетон При действии повышенных температур на железобетонные конструкции значительно снижается их несущая способность и увели чивается деформативность, что должно учитываться при расчете влияния температурного фактора на физико-ме ханические свойства бетона и арматуры.
При рассмотрении этой проблемы остро чувствуется недостаточность теоретических и экспериментальных раз работок как у нас в стране, так и за рубежом. Изменение структурных особенностей цементного камня под дейст вием химических и физико-механических аспектов влия ния температуры, различие температурных деформаций цементного камня и заполнителя, влияние температуры на упруго-пластические свойства арматуры и ее сцепле ние с бетоном обусловливают применение обычного бето на до температур 350—400 °С при различном характере
74
их воздействий. При более высоких температурах приме няются специальные жаростойкие бетоны.
Экспериментальные исследования показали снижение прочности образцов при воздействии повышенной темпе ратуры на 15—20% по сравнению с ненагревавшимися. Это объясняется дополнительными внутренними напря жениями, возникающими вследствие различных значений коэффициентов линейного температурного расширения а для цементного камня и заполнителя, а также процессами дегидратации минералов цементного камня, проявляю щимися уже при температурах выше 200°С. Кроме того, значительное влияние при нагревании имеет адсорбцион ный эффект, при котором вода в бетоне, глубже проникая в щели и микротрещины, облегчает их дальнейшее обра зование и развитие, вследствие снижения поверхностной энергии молекул и кристаллов цементного камня. Этим же объясняется тот факт, что с повышением В/Ц при наг реве прочность бетона снижается. Большую роль при этом играет длительность изотермического нагревания до приложения и во время действия нагрузки на бетон. При циклическом нагревании наблюдается снижение прочно сти бетона на 10—15%, причем с увеличением циклов это снижение затухает и прекращается за пределами 50— 70 циклов.
Аналогичную тенденцию испытывают и упругие дефор мации бетона при нагреве, когда общее снижение модуля упругости составляет 25—30% при нагреве до 100°С и 31—60% —при нагреве до 300—350°С. . .
Максимальное снижение значения модуля упругости бетона при циклическом нагреве от 20 до 300° состав ляет 60—70% от контрольных значений. Такое изменение упругих свойств бетона объясняется тем, что вначале -снижение модуля упругости происходит за счет уменьше ния вязкости гидросиликатной фазы цементного камня и адсорбционных явлений, а при дальнейшем температур ном воздействии изменяется напряженное состояние в зо не контакта крупного заполнителя с бетоном, вследствие чего и появляются деструктивные изменения.
Температура существенно влияет и на неупругие деформации. Следует отметить, что уже при нагреве бетона до 100°С деформации ползучести и усадки увеличиваются в 3—3,5 раза. Значительно изменяется и работа стальной арматуры под нагрузкой при нагреве.
75
когда в металле происходит изменение первоначальной устойчивой структуры. При нагреве арматурных углеро
дистых сталей класса A - I и A - I I до 250—300°С |
понижа |
||
ется их предел прочности, твердость и хрупкость. |
|||
|
Предел текучести этих сталей с повышением |
темпера |
|
туры снижается, однако для низколегированных |
сталей |
||
это |
снижение меньше. Модули упругости |
арматурных |
|
сталей независимо от их марки с повышением |
температу |
||
ры |
снижаются. |
|
|
|
Применение предварительно-напряженных |
железобе |
тонных конструкций из обычного бетона при температу рах свыше 200 °С не допускается. Максимально допусти мая стационарная температура нагрева для сталей клас сов А-Пв и А-Шв, а также для высокопрочной гладкой и периодического профиля арматурной проволоки, прядей и канатов не должна превышать 150 °С, для класса A - IV — не более 250°С. При цикличном нагреве арматуры эти ве личины уменьшаются ,на 50°С.
Сцепление гладкой арматуры с повышением темпера туры увеличивается ввиду большего расширения армату ры и увеличения сил трения, однако при первом же ох лаждении вследствие остаточных напряжений в бетоне сцепление нарушается. Сцепление бетона с арматурой пе риодического профиля снижается, так как механическое зацепление ее выступов за бетон зависит от прочности бетона.
ГЛАВА II
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА И КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
§ 1 0 П Р Е Д Е Л Ь Н Ы Х с о с т о я н и я х К О Н С Т Р У К Ц И Й
В железобетонных изгибаемых элементах при дейст вии на них постепенно возрастающих нагрузок наблюда ются характерные стадии напряженно-деформированного состояния. В начале загружения зависимость между де формациями и напряжениями почти линейная и эпюры напряжения можно считать треугольными. Это напря женное состояние называется стадией I . При увеличении нагрузки эпюры напряжений принимают криволинейное очертание и напряжение в бетоне достигает предела проч ности на растяжение, т. е. ag = R*. Это напряженное
состояние носит название стадии 1а и берется в основу расчета на появление трещины. С дальнейшим увеличе нием нагрузки и появлением трещин, в растянутой зоне бетон выключается из работы, и растягивающие напря жения в местах, где образовались трещины, воспринима ются только арматурой. Эпюра напряжений в сжатой зоне бетона становится криволинейной. Эта, так называ емая стадия I I , была принята в основу расчета по до пускаемым напряжениям. При дальнейшем увеличении нагрузки трещины в растянутой зоне бетона раскрыва ются, напряжение возрастает и наступает разрушение элемента, т. е. стадия I I I . Эта стадия напряженно-дефор мированного состояния положена в основу расчета желе зобетонных конструкций по разрушающим нагрузкам и предельным состояниям.
Основное отличие метода расчета по предельным со стояниям от метода расчета по разрушающим нагрузкам заключается в том, что устанавливаются четкие границы
77
предельных состояний, гарантирующие в конструкциях эксплуатационные качества при самых неблагоприятных сочетаниях нагрузок г .
Предельным состоянием называется такое состояние конструкции, при котором она теряет способность сопро тивляться [Внешним воздействиям «ли же дальнейшая нормальная эксплуатация ее становится невозможной.
Согласно СН и П П-В. 1-62 * расчет железобетонных конструкций должен производиться:
1)по несущей способности (первое предельное состоя ние) на прочность с учетом продольного изгиба и провер кой устойчивости формы конструкции и на выносливость для конструкций, находящихся под воздействием много кратно повторяющейся подвижной или пульсирующей нагрузки, вызывающей значительный перепад напряжений
вбетоне или в растянутой арматуре;
2)по деформациям (второе предельное состояние) для конструкций, величина деформаций (перемещений) которых может ограничить возможность их эксплуатации;
3)по образованию или по раскрытию трещин (третье предельное состояние)—для конструкций, в которых по
условиям эксплуатации не допускается образование тре щин, или раскрытие их должно быть ограничено.
Кроме того, в необходимых случаях должна быть про верена общая устойчивость конструкции на опрокидыва
ние и скольжение |
(подпорные стены, внецентренно нагру |
||
женные высокие |
фундаменты) или на |
всплывание |
(за |
глубленные или |
подземные резервуары, |
насосные |
стан |
ции и т. д.). |
|
|
|
Для бетонных конструкций напряжения при расчетных нагрузках не должны превышать соответствующих рас четных сопротивлений бетона. Бетонными конструкция ми называются конструкции, прочность, трещиноетойкость
и |
жесткость которых |
обеспечивается |
в условиях |
эксп- |
|||
|
1 Как известно, на |
основе этого метода |
были |
разработаны и |
|||
введены в 1955 г. „Нормы |
и технические условия |
по проектиро |
|||||
ванию |
бетонных и железобетонных конструкций'(Н |
и ТУ 123—55)* |
|||||
В |
1962 |
г. эти нормы после |
соответствующих |
корректировок |
изда |
ны вновь (СНиП Н-В.1-62).
* В главе СН и П П-В. 1-62* „Бетонные и железобетонные конструкции. Нормы проектирования" учтены ранее внесенные
дополнения |
и поправки, опубликованные в нормах 1966 |
и 1970 гг. |
В настоящее |
время разрабатывается проект главы СН |
и П „Бе |
тонные и железобетонные конструкции. Нормы проектирования'.
78