Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 0
При движении автомобиля по поперечному уклону потеря устойчивости может произойти в результате действия поперечной составляющей силы тяжести автомобиля, равной Gsin р (рис. 81, б). Составим уравнение моментов всех спл относительно оси, проходящей через центры контактов шин наружных колес с доро гой:
|
ZBB -j- G sin р//ц== G cos p 0,5#. |
(230) |
|||
В момент начала опрокидывания реакция ZB = |
0. Таким об |
||||
разом, критический угол |
косогора |
по условиям |
опрокидывания |
||
|
Po = arctg y |
y . |
(231) |
||
Критический угол косогора по условиям заноса определим, |
|||||
спроектировав все силы на плоскость дороги: |
|
||||
|
Gsinp = y n + y„. |
(232) |
|||
Вместе с тем по условиям сцепления шин с дорогой сумма |
|||||
поперечных реакций в момент начала заноса |
|
||||
|
Ув + |
Уи = |
сруG cos р. |
(233) |
|
Следовательно, критический |
угол косогора по условиям заноса |
||||
|
Рз = aret" сру. |
(234) |
|||
Выше |
указывалось,что |
потерю |
устойчивости |
автомобиля |
|
вызывает |
закруглениедороги илп ее поперечный |
наклон. Оба |
фактора могут также действовать п одновременно. На рис, 82 показан автомобиль В, который движется по внутреннему краю дороги, и автомобиль А, движущийся по внешнему ее краю. Разложилс силу тяжести автомобиля G на силу Gz, перпенди кулярную дороге, и силу Gy, параллельную ей. Поперечную сос тавляющую P v центробежной силы разложим по тем же направле ниям па силы Р уг и P yY. У автомобиля /1 силы Gy и Р у склады ваются, так как они направлены в одну и ту же сторону. Сила Pyz направлена в сторону, противоположную силе Gz, что умепьшает силу сцепления шин с дорогой. Вероятность потери устойчивости
у автомобиля А больше, чем у автомобиля Б, |
у которого силы Gy |
и Руу вычитаются, так как они направлены |
в разные стороны, |
а силы Gz и P yz, наоборот, складываются вследствие того, что они направлены в одну и ту же сторону. Поэтому на дорогах с двух скатной проезжей частью при правостороннем движении наиболее опасен левый поворот автомобиля.
Для обеспечения безопасности движения на кривых малых радиусов устраивают односкатный поперечный профиль (вираж), на котором проезжая часть и обочины имеют поперечный уклон к центру кривой. Если дорога имеет вираж, т'о независимо от
направления движения составляющие |
GtJ и РуУ вычитаются, |
а составляющие Gz и Pyz складываются, |
что улучшает поперечную |
194
устойчивость автомобиля. При уменьшении радиуса кривой уклон виража увеличивают.
Поперечная устойчивость автомобиля выше рассматривалась в предположении, что при заносе обе оси начинают скользить в по перечном направлении одновременно. Па самом деле такое явле ние наблюдается сравнительно редко. Обычно начинают скользить колеса одной оси, вследствие чего приходится рассматривать устойчивость не всего автомобиля в целом, а одной из его осей.
Рнс. 82. Движение автомобилей при правом и левом поворотах
Согласно формуле (92), для качения колеса без скольжения должно быть соблюдено условие
У < К ф 22 2- Х 2. |
(235) |
Таким образом, поперечная сила, которую можно приложить к колесу, не вызывая его скольжения, тем больше, чем больше сила сцепления и чем меньше касательная реакция дороги. Наи более устойчиво в поперечном направлении ведомое колесо, у ко торого касательная реакция, представляющая собой силу сопро тивления качению, невелика сравнительно с силой cpZ. Крлесо, нагруженное тяговой или тормозной силой, хуже противостоит заносу, чем ведомое колесо. Если касательная реакция достигла значения силы сцепления, то для того, чтобы произошло боковое скольжение, достаточно приложить к колесу небольшую попереч ную силу.
На рис. 83, а показан автомобиль, у которого передние колеса движутся поступательно со скоростью vlt а задняя ось, двигаясь
со скоростью vlf скользит со скоростью |
вследствие заноса в по |
перечном направлении. В результате |
задняя ось перемещается |
со скоростью ия, что вызывает поворот автомобиля вокруг центра 0. Поперечная составляющая возникающей при этом центробежной
7* |
195 |
силы Рц действует в направлении скольжения задней оси и, сле довательно, увеличивает занос. Увеличение заноса вызывает дальнейшее возрастание центробежной силы, в результате чего занос прогрессирует. Поэтому занос задней оси опаснее заноса передней оси (рис. 83, б), при котором поперечная составляющая силы Рп.направлена в сторону, противоположную скорости боко вого скольжения к2. В результате скольжение передних колес автоматически прекращается, и автомобиль не теряет устойчивости. Однако даже непродолжительное боковое скольжение передних колес может привести к потере управляемости (см. гл. XIV).
а —задней; б —передней; в —гашение заноса
Для гашения заноса задней оси необходимо уменьшить каса тельную реакцию на ведущих колесах, прекратив торможение или прикрыв дроссельную заслонку, и повернуть передние колеса в сторону начавшегося заноса. Если во время заноса передние колеса занимали нейтральное положение, а центр поворота нахо дился в точке 0 (рис. 83, в), то после поворота передних колес он сместится в точку 01. Радиус поворота при этом увеличится, что уменьшит величину центробежной силы.
При повороте передних колес в сторону заноса на угол, при котором векторы скоростей задней и передней осей параллельны,' автомобиль перестанет поворачиваться и начнет двигаться посту пательно в направлении этих векторов. Наконец, при повороте
.передних колес на больший угол центр поворота окажется распо ложенным с противоположной стороны автомобиля. Поперечная составляющая центробежной силы в этом случае будет направлена в сторону, противоположную заносу, вследствие чего он прекра тится.
196
При движении автомобиля по скользкой дороге занос может произойти весьма быстро, что потребует от водителя принятия экстренных мер. Поэтому гашение заноса связано с резким пово ротом рулевого колеса. Угловая скорость поворота передних колес при этом может быть в несколько раз больше эксплуатаци онной. В этих условиях резко возрастает вторая составляющая центробежной силы (сила Р'у), вызванная изменением кривизны траектории. Поворот передних колес на чрезмерно большой угол может вызвать скольжение задних колес в обратную сторону и движение автомобиля в направлении, соответствующем новому положению управляемых колес. Поэтому сразу же после прекра щения заноса их следует вернуть в нейтральное положение.
Чтобы избежать потери устойчивости автомобиля и тем самым обеспечить безопасность его движения, необходимо уменьшать скорость до начала поворота, в особенности ыа влажной и скользкой дороге.
§ 2. ПОПЕРЕЧНЫЙ КРЕН КУЗОВА
При определении показателей устойчивости было принято, что автомобиль представляет собой твердое тело, все точки которого движутся с одинаковыми скоростями. В действительности автомо биль представляет собой сложную систему масс, соединенных между собой шарнирно или при помощи упругих элементов. Можно выделить две основные группы масс: подрессоренные части (кузов), вес которых воспринимает подвеска, и иеподрессорепиые части (колеса, оси), вес которых воспринимают шины. Центр тяжести С подрессоренных масс расположен на расстоянии ак от передней оси (рис. 84), на расстоянии Ьк от задней и на вы соте hKот поверхности дороги. Ои не совпадает с центром тяжести Сх автомобиля. Точка С расположена несколько выше точки Сг и поэтому hK> hlv Масса неподрессоренных частей передней оси обычно несколько меньше массы неподрессоренных частей задней оси, вследствие чего точка С\ смещена относительно точки С на зад (Ь < Ь К).
Под действием поперечной силы шины и упругие элементы подвески с одной стороны автомобиля разгружаются, а с другой — нагружаются. В результате кузов автомобиля наклоняется и пово рачивается в поперечном направлении.
Центром крена (передним или задним) называют точку,.отно сительно которой перемещается поперечное сечение автомобиля, проходящее через переднюю или заднюю ось.
Осью крена называют прямую линию ММ, относительно кото рой поворачивается кузов при его поперечном наклоне. Ось крена проходит через центры крена передней и задней частей кузова.
Найдем положение центра крена при рычажной подвеске. Для этого рассмотрим схему, показанную на рис. 85, а. При непо движном кузове вертикальные колебания правого колеса вызы
197
вают перемещения точек А и Б (концов верхнего и нижнего рыча гов) в направлениях, перпендикулярных к рычагам. Мгновенный центр скоростей колеса расположен в точке К пересечения линий, которые являются продолжениями рычагов. Точка В колеса, в которой оно соприкасалось с дорогой, перемещается при этом перпендикулярно линии KL.
Если колесо не перемещается, а наклоняется кузов, то центр его крена также находится на линии KL. Правая и левая поло вины подвески симметричны относительно вертикальной плоско
сти ГГ, следовательно, центр крена М находится на пересечении линий KL и ON, т. е. в плоскости ГГ. В рассматриваемом случае он расположен несколько ниже поверхности дороги.
Подвеску, обеспечивающую параллельное перемещение колеса, можно рассматривать как рычажную подвеску, имеющую беско нечно длинные рычаги. Центр крена при такой подвеске находится на поверхности дороги. Если на автомобиль установлены нераз резная ось и подвеска с продольными листовыми рессорами, то центр крена находится в плоскости DD, проходящей через ушки рессор (рис. 85, б).
У легковых автомобилей с передней независимой и задней зависимой (рессорной) подвесками ось крена наклонена к дороге
198
(см. pnc.v84, а). У грузовых автомобилей п автобусов, имеющих обе зависимые подвески, ось крена расположена параллельно дороге приблизительно на высоте, равной радиусу колеса (см. рис. 84, б), и hx да }ц.
Поперечная сила Р„,„ приложенная к центру тяжести кузова, действует относительно оси крена на плече крепа Лкр и создает
момент, вызывающий поперечный наклон кузова. |
; |
|
Плечо крена (см. рис. 84) |
|
|
h,P = K |
- |
(236) |
где Л-j и }ц — соответственно |
расстояния от поверхности |
дороги |
до переднего и заднего центров крена в м. |
|
Рпс. 85. Определение центра крена при подвесках различных типов:
а —рычажной; 6 —рессорной
Определим величину угла крена т|5Кр при повороте автомобиля на горизонтальной дороге (рис. 86). К центру тяжести подрессо ренных масс приложены сила тяжести <?к и центробежная сила Р ку. Точка приложения силы тяжести GHи центробежной силы Р щ, неподрессоренных масс расположена на высоте, равной йриблизительно радиусу колеса. Под действием силы Р Щ1 кузов повора чивается относительно оси крена на угол г|)кр, а точка С смещается в точку С . Иа колеса внутренней стороны автомобиля действуют реакции дороги ZB и Y B, а на колеса внешней стороны — реакции Za и Ун. Угол ipKp обычно не превышает 102, поэтому можно счи тать hR« const.
199