Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
возрастает число поворотов рулевого колеса, приходящихся на 1 км пути, и их амплитуды.
У легковых автомобилей ухудшение управляемости может быть вызвано остаточной деформацией пружин передней подвески. В результате их осадки рычаги подвески перемещаются, что изме няет углы развала колес и поперечного наклона шкворней. Если осадку получила одна из пружин, то углы |3Ши ар изменятся лишь с одной стороны автомобиля. В этом случае стабилизирующие моменты на правом и левом управляемых колесах при прямоли нейном движении взаимно не уравновешиваются, и автомобиль начинает «уводить» в сторону.
Стабилизация управляемых колес может также ухудшиться вследствие неправильной регулировки рулевого управления. Чрезмерная затяжка пружин в сочленениях продольной рулевой тягп, конических подшипников червяка п рабочей пары рулевого механизма увеличивает момент трения Л/Ру, что препятствует возвращению колес в нейтральное положение и затрудняет управ ление автомобилем.
Г л а в а X V
ПРОХОДИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
§ I. ПОНЯТИЕ О ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Автомобили работают не только па ровных дорогах с твердым покрытием, но и на грунтовых дорогах, а также в условиях бездорожья, поэтому они должны иметь достаточную проходи мость .
Проходимость автомобилей должна Соответствовать тем усло виям работы, для которых они в основном предназначены. Так, например, междугородные автобусы и легковые автомобили выс шего класса предназначены для работы на ровных дорогах с твер дым покрытием, и требования к ним с точки зрения проходпмостп минимальные. Грузовые автомобили и большинство легковых автомобилей, а также автобусы малой вместимости работают не только в городах и сельской местности на дорогах с твердым и мягким покрытиями, которые могут быть в хорошем и плохом состоянии, но и в условиях бездорожья. В особо тяжелых дорож ных условиях работают грузовые автомобили, используемые для вывозки урйжая сельскохозяйственных культур, а также на строи тельстве и в лесном хозяйстве. Поэтому проходимость таких авто мобилей должна быть значительно вьппе и должна являться одним из основных их эксплуатационных свойств. При движении по плохим дорогам и бездорожью автомобилю приходится преодоле вать различные препятствия и дополнительные сопротивления: крутые подъемы и спуски, мягкие и сыпучие грунты, сосредото ченные препятствия (камни, пни, ямы, канавы), водные преграды, скользкие дороги и др.
Единого критерия, позволяющего достаточно полно оценить проходимость автомобиля, до сих пор еще не существует. Уста новлено, что проходимость зависит от многих факторов, основ ными из которых являются опорно-тяговые свойства и геометри ческие параметры автомобиля, а также конструкция отдельных агрегатов трансмиссии (дифференциала, коробки передач и др.). Кроме того, на проходимость оказывают определенное влияние и такие эксплуатационные свойства автомобиля, как устойчи вость и маневренность.
Следует также отметить, что на проходимость существенно влияет качество вождения автомобиля. Очевидно, что более ква лифицированный водитель при всех прочих равных условиях
8* |
227 |
обеспечит лучшую проходимость автомобиля, чем менее квали фицированный.
В зависимости от проходимости автомобили условно делят на три группы. В основу классификации положено соотношение между общим числом колес автомобиля и числом его ведущих колес, которое выражают так называемой «колесной формулой». Эта формула состоит из двух цифр: первая цифра представляет собой общее число колес автомобиля, а вторая — число ведущих колес. Так, например, колесная формула автомобиля ЗИЛ-130
имеет |
вид 4x2, автомобиля |
ГАЗ-66 |
4x4, автомобиля ЗИЛ-131 |
||
6 x 6 |
н т. д. |
|
|
|
|
К первой группе относят автомобили ограниченной (нормаль |
|||||
ной) проходимости типов 4 x 2 |
и 6 x 2 |
, |
ко второй — автомобили |
||
повышенной проходимостью типов 4 x 4 , |
6 x 4 и 6x6; |
к третьей |
|||
группе относят автомобили |
высокой |
проходимости |
типа 8 x 8 , |
||
имеющие специальную компоновку. |
|
|
|
§ 2. ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ НА ПРОХОДИМОСТЬ
Автомобили, предназначенные для испытаний на проходимость, должны быть технически исправными. Испытания автомобилей проводят с полной нагрузкой, установленной для данных дорож ных условий, причем нагрузка должна быть распределена таким образом, чтобы «осевые веса», т. е. вертикальные нагрузки, вос принимаемые осями, были номинальными. Перед началом испыта ний агрегаты автомобиля должны быть прогреты до нормальпой температуры. Агрегаты прогревают при движении автомобиля по дороге. Во время испытания давление воздуха в шинах поддер живают в соответствии с нормами. Автомобили, оборудованные централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, испытывают при различных значениях этого давления.
Испытания следует проводить на ровных участках, длиной не менее 50 м. Влажность, прочность, плотность и толщипа разрых ленного слоя грунта должны быть одинаковыми по всему участку. Перед началом испытаний для каждого участка определяют ха рактеристику грунта. В проведении испытаний автомобиля на проходимость обязательно должен участвовать специалист-до рожник .
Автомобили ограниченной проходимости (общего назначе ния) испытывают на боронованной пашне при глубине вспашки 15—20 см, на влажном песке, снежной целине при глубине снежного покрова 20—25 см и на плотной грунтовой дороге.
Автомобили повышенной проходимости испытывают на боро нованной пашне с глубиной вспашки 20—25 см и влажностью 50—60%, на сухом сыпучем песке с глубиной разрыхленного слоя 30—40 см, на заболоченных участках с несущей способностью (удельным сопротивлением грунта вертикальной нагрузке) 0,09— 0,11 МН/м2, на снежной целине с зернистым сыпучим снегом при
228
глубине снежного покрова 30—40 см и на размокшей грунтовой дороге со слоем грязи 10—15 см. ■
Автомобили высокой проходимости испытывают в еще более тяжелых условиях: иа сильно размокшей пашне при глубине вспашки 25—30 см и влажности 70%, на сухом песке с глубиной разрыхленного сыпучего слоя 40—50 см, иа заболоченных участ ках с несущей способностью 0,05—0,07 МИ/м2, а также на снежной целине с зернистым сыпучим снегом нрн глубине снежного покрова 50—60 см и на сильно размокшей грунтовой дороге со слоем скольз кой грязи 25—30 см.
При испытаниях автомобиля определяют геометрические и опорно-тяговые пЬказатели проходимости.
Рис. 101. Геометрические показатели проходимости автомобиля
Чтобы установить опорно-тяговые показатели проходимости автомобиля, определяют коэффициенты сопротивления качению и сцепления, а также удельную силу тяги на крюке, т. е. отношение наибольшей силы тяги, развиваемой на крюке автомобиля до начала буксования колес пли остановки двигателя, к полному весу авто мобиля. Эти показатели определяют с помощью динамометров путем буксировки автомобиля или посредством тензометрических датчиков для регистрации крутящих моментов и реакций на коле сах испытываемого автомобиля.
Автомобили, оборудованные централизованной системой регу лирования давления воздуха в шинах, испытывают при давлении, соответствующем минимальным потерям иа сопротивление каче нию.
Чтобы установить показатели геометрической проходимости автомобиля, определяют дорожные просветы h (рис. 101), перед ний аи и задний |3П углы проходимости, радиусы продольной рпр и поперечной рпоп проходимости и др.
Обычно, для того чтобы дать оценку проходимости автомобиля, наблюдают за его движением по плохим дорогам. При этом подсчи тывают число застреваний автомобиля по разным причинам (из-за недостаточной силы тяги, буксования, задевания за препятствия низко расположенных частей и др.). Одновременно фиксируют ско рость автомобиля и расход топлива прп различных нагрузках.
229
Сравнительную оценку проходимости автомобилей можно произвести при помощи показателя проходимости автомобиля
•Ьр) который представляет собой определяемое опытным путем отношение максимальной производительности автомобиля при дви жении по плохой дороге к его производительности при движении по дороге с хорошим (асфальтовым) покрытием:
Цпр — Grn^n Grx^'x ’
где Grn, va — действительная нагрузка и средняя скорость авто мобиля в плохих дорожных условиях (по данной местности);
Grx, — номинальная нагрузка и средняя скорость авто мобиля в хороших дорожных условиях.
§ 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
Динамический фактор автомобилей должен быть достаточным для преодоления повышенного сопротивления движению. Для увели чения силы тяги необходимо, чтобы все или большее число колес автомобиля былп ведущими, а воспринимаемая ими вертикальная нагрузка распределялась приблизительно поровну. Устранить пли ограничить в необходимых пределах буксование колес, при котором обеспечивается наилучшее сцепление их с грунтом, можно путем установки в трансмиссии элементов особой конструкции и подбора рисунка протектора шин.
Давление колес на дорогу должно обеспечивать проходимость автомобиля по грунтам с малой несущей способностью. Во время движения автомобиля следует регулировать это давление в опре деленных пределах. Величины дорожных просветов и других гео метрических показателей проходимости пе должны ограничивать движение автомобиля на неровных дорогах и преодоление сосредо точенных препятствий.
Для движения автомобиля ио узким проездам и дорогам управ ляемые колеса автомобиля должны поворачиваться на возможно большие углы. Конструкция подвески должна допускать значи тельные перекосы осей при движении автомобиля по неровным дорогам, чтобы обеспечить хорошую приспособляемость колес к неровностям. Двигатель, агрегаты трансмиссии и узлы ходовой части и органов управления требуется надежно защищать от про никновения в них воды, грязи и пыли.
На автомобиле должны быть установлены приспособления, повышающие его проходимость: лебедка, цепи противоскольжения.
Для уменьшения утомляемости водителя, особенно при движе нии по тяжелым дорогам, управление автомобилем необходимо максимально облегчить.
230
§ 4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОХОДИМОСТИ
Просвет — это расстояние h между одной из низших точек авто мобиля и плоскостью дороги (см. рис. :Ю1), которое характери зует возможность движения автомобиля без задевания сосредото ченных препятствий (камней, пней и т. п.). Значения просвета h для автомобилей различных типов приведены в приложении III.
Передний ап и задний |3П углы проходимости характеризуют проходимость автомобиля по неровным дорогам при въезде на препятствие или съезде с него, например, в случаях наезда на бугор, переезда через канавы и т. и. Для определения углов ап и |5Ппро водят прямые линии, касательные к внешним окружностям шин передних и задних колес и к наиболее удаленным точкам передпей
Рис. 102. Параметры маневренности:
а — одипочпого автомобиля; б — тягача с прицепом; » — тягача с полупри цепом
и задней частей автомобиля. Значенпя углов цп и |3Пдля отечест венных автомобилей приведены в приложении III.
■Радиусы продольной рпр и поперечной рпоп проходимости
(см. рис. 101) определяют очертания препятствия, которое, не задевая, может, преодолеть автомобиль. Радиусы проходимости определяют на вычерченном в масштабе эскизе автомобиля по ра диусам соответствующих окружностей, проведенных касательно к внешним окружностям шин и наиболее низкой точке автомобиля, в пределах базы ( рпр) пли колеи ( рпоп)• Чем меньше радиусы продольной и поперечной проходимости, тем лучше проходимость автомобиля. Уменьшая, например, базу автомобиля, можно умень шить радиус рпр. Ниже приведены значения радиуса рпр продоль ной проходимости (в м) для некоторых автомобилей.
Легковые тппа 4 x 2 ........................................................................... |
|
3,2—8,3 |
||
Грузовые тппа |
4 x 2 ........................................................................... |
6 x 4 н 6 x 3 |
- |
2,7—5,5 |
Грузовые тппа |
4X4, ............................... .............. |
1,9—3,6 |
Маневренностью называют свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади. Минималъный радиус■поворота наруж ного переднего колеса Rn (рис. 102, а), ширина полосы движения А,
231