Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
пение направления скорости спутника может грозить серьезной опасностью. Например, если при выведении на орбиту с высо той 200 км допущено завышение угла всего на половину гра дуса, то это приведет уже на первом витке вначале к повыше нию высоты полета до 267 км, а затем к понижению ее до 133 км. Как уже упоминалось, за счет сильного тормозяще го влияния атмосферы спутник не может продолжать полет по орбите и поэтому он упадет на Землю. Эти простые рассуж дения со всей очевидностью свидетельствуют о том, какая ис ключительно высокая точность требуется от системы управле ния выведением ракеты-носителя.
В качестве примера произведем оценку наибольшей величи ны отклонения направления скорости полета спутников Земли. 6 августа 1961 года в 9 часов по московскому времени в орби тальный полет стартовал второй космический корабль «Восток- 2» с летчиком-космонавтом Германом Степановичем Титовым. Корабль выведен на орбиту с высотой в апогее 244 км и в пе ригее 183 км.
В книге «700 000 километров в космосе» Герман Степанович Титов пишет:
«Я чувствовал отделение каждой ступени ракеты, уносив шей корабль все выше и выше к расчетной орбите. Хронометр показывал, что «Восток-2» вот-вот выйдет на нее. В этот мо мент должно возникнуть состояние невесомости, и я пригото вился к нему. Но оно возникло плавно, само собой, после от деления последней ступени ракеты».
Итак, корабль «Восток-2» вышел на орбиту. Система уп равления ракетой, конечно, не могла работать идеально и «со вершила» некоторые ошибки. Оценим порядок величины ошиб ки по выдерживанию направления скорости полета. Давайте предположим наихудший случай: корабль «Восток-2» должен быть выведен на круговую орбиту со средней высотой полета
------—------= 213 км.
Тогда на долю системы управления падает ошибка в высоте, равная 244 — 213 = 31 км. А это означает, что если вся эта ошибка возникла только за счет отклонения вектора скорости от расчетного направления, то величина угла отклонения не будет превышать 0,3 градуса. При этом необходимо подчерк нуть: всю ошибку в высоте орбиты мы отнесли целиком только к отклонению направления скорости, не учитывая влияния дру гих ошибок и возмущений. А они ведь тоже «участвовали» в искажении орбиты и поэтому ошибка ориентации вектора тяги наверняка будет меньше полученной для нее величины.
122
М о ж е т ли космический аппарат летать со скоростью самолета ТУ-104?
На первый взгляд, -вопрос наивен. Самолет ТУ-104 летает со скоростью около 900 км/час, или 250 м/сек. В то же время при одном упоминании о космосе и космических аппаратах мы сразу же начинаем оперировать скоростями 7, 8, 11 и даже 30 километров в одну секунду. Разве их можно сравнивать со скоростью полета самолета ТУ-104, ведь это, кажется, величи ны разных порядков?
Мы только что убедились в том, что одной из особенностей движения по эллиптической орбите является периодическое от витка к витку изменение величины скорости полета: в перигее скорость полета имеет наибольшее значение; по мере перемеще ния вдоль орбиты она начинает убывать, достигнет минималь ного значения в апогее, после чего начинается ее возрастание до первоначального значения. Затем эта картина повторяется. Очевидно, что чем больше эксцентриситет орбиты, т. е. чем сильнее орбита вытянута, тем меньше будет скорость в апо гее. Например, желая подняться до высоты стационарной ор биты, равной 35 809 км, при старте с круговой орбиты спутни ка высотой 200 км, мы должны в момент старта иметь скорость. 10 248 м/сек и в момент достижения стационарной орбиты бу дем лететь со скоростью 1600 м/сек. Заметим, что кру говая скорость на стационарной орбите составляет 3076 м/сек и поэтому мы не можем самопроизвольно остаться на ней. Для обеспечения последующего полета по стационарной орбите не обходимо увеличить скорость полета на 3076—4600= 1476 м/сек.
Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос: мо жет ли космический аппарат лететь со скоростью самолета ТУ-104? Может, но для этого необходимо подобрать соответст вующую эллиптическую орбиту. Расчеты показывают, что при высоте перигея 200 км (обычно с этой высоты стартуют косми ческие корабли) необходимо апогей орбиты поднять над Землей примерно на 300 000 км. Если вам удастся подняться на эту высоту на самолете ТУ-104, то через иллюминатор можно спо койно обозревать летящий рядом космический аппарат. По следующее повышение высоты апогея повлечет к отставанию космического аппарата от ТУ-104. Например, если подняться до высоты орбиты Луны, составляющей 378 000 км (конечно, Луна в это время должна быть далеко в стороне от космиче
ского аппарата, иначе она |
целиком исказит движение), то |
будем лететь со скоростью |
186 м/сек. Чтобы оказаться на ор |
бите Луны, потребуется |
увеличить скорость полета на |
816 м/сек. Значит, оказавшись в районе орбиты Луны, косми-
123.
ческий аппарат просто так, без дополнительного увеличения скорости не может остаться на этой орбите.
Еще большее увеличение высоты апогея приведет к даль нейшему уменьшению скорости. При высоте апогея 960 тыс. км, т. е. на границе сферы действия Земли, скорость полета будет составлять всего 78 м/сек.
Необходимо отметить, что величина скорости полета на границе сферы действия Земли носит чисто условный характер, поскольку, удалившись на такое расстояние от Земли, косми ческий аппарат сойдет со своей эллиптической орбиты. Даль нейший характер движения будет зависеть от взаимного поло жения его относительно Земли и Солнца. Когда аппарат, уда ляясь от Земли, будет одновременно приближаться к Солнцу, то сила солнечного притяжения, постепенно искажая орбиту аппарата, оторвет его от Земли и превратит в собственный -спутник. Если же аппарат отлетит от Земли в сторону, проти воположную Солнцу, то совместное притяжение Земли и Солн ца вернет его к Земле, но по несколько искаженной орбите.
Но это не все. Если при полете в сфере действия где-то на пути космического аппарата поблизости окажется Луна, то ее притяжение может самым неожиданным образом исказить по следующее движение, когда вообще не будет смысла говорить об апогее отлетной орбиты.
Эллиптические орбиты с высоким апогеем имеют большую чувствительность и к изменению величины скорости в перигее. Например, при старте с круговой орбиты спутника Земли с высотой 200 км для достижения орбиты Луны необходима ско
рость 10 925 м/сек, а сферы действия |
Земли — |
10 982 м/сек. |
Значит, для изменения высоты полета |
почти на |
580 тыс. км |
потребуется увеличить скорость полета лишь на 57 м/сек. Грубо говоря, на этих высотах изменение скорости полета в перигее только на 1 м/сек приведет к повышению или пони жению высоты апогея на 1000 км. Эти цифры со всей очевид ностью свидетельствуют о необходимой точности работы си стемы управления двигателем ракеты, чтобы обеспечить вы ход к Луне.
Вторая космическая скорость
Первая космическая скорость обеспечивает выход космиче ского аппарата на круговую орбиту спутника планеты. В ре зультате далее незначительного увеличения первой космиче ской скорости происходит преобразование круговой орбиты в эллиптическую. Продолжая увеличение скорости полета в пе
124
ригее, будем получать все более вытянутые эллиптические ор биты. Высота апогея будет также непрерывно возрастать, а эксцентриситет приближаться к единице. Можно, наконец, достичь такой скорости, когда большая полуось эллипса устре мится в бесконечность, а эксцентриситет станет равным точно ■единице. Математический анализ показывает, что в этом пре дельном случае эллиптическая орбита превращается в парабо лическую и, начав движение по ней, космический аппарат ни когда не вернется к Земле. Соответствующая этой орбите ско рость носит название второй космической скорости. Величина второй космической скорости определяется по следующей фор муле:
Ѵ = \ Г 2 ~ Ѵ кр,
где Ѵ„р — скорость полета по круговой орбите. Вторая косми ческая скорость примерно на 40% выше первой. Величина ско рости, так же, как и в случае кругового движения, зависит or высоты вершины параболы над поверхностью планеты. У по верхности Земли она составляет 11 189 м/сек, а на высоте 200 км понижается до 11018 м/сек.
Вторая космическая скорость, как и первая, имеет строго определенное значение для заданной высоты полета. Реализо вать ее в конкретных пусках из-за воздействия различного ро да возмущений практически невозможно. Малейшее снижение скорости превращает орбиту в сильно вытянутый эллипс, а повышение — в гиперболу (рис. 20). Поэтому отлет от Земли к планетам Солнечной системы производится по гиперболическим орбитам. Кроме того, гиперболическая орбита обладает еще одним преимуществом по сравнению с параболической. Оно за ключается в следующем.
Когда космический аппарат, стартуя с Земли, начинает по лет по параболической орбите, то скорость полета его по мере удаления от Земли станет уменьшаться. На высоте 1000 км
она снизится до |
10 403 |
м/сек, на |
высоте 10 000 |
км ■— до |
6980 м/сек, а на |
высоте |
100 000 км |
скорость ракеты |
составит |
всего 2740 м/сек. В конце концов, удаляясь по параболической орбите, скорость космического аппарата будет стремиться к нулю, исчерпав весь запас кинетической энергии. Значит, до стигнув второй космической скорости, аппарат преодолеет си лу земного притяжения, так сказать, на пределе своих возмож ностей. Покинув сферу действия Земли, космический аппарат не возвратится к Земле, но и не удалится от ее орбиты, совер шая вместе с нею по одинаковой или почти одинаковой орбите полет вокруг Солнца. Значит, покидая Землю с параболиче
125