Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
будет изменяться также сила притяжения Земли, а также раз ность ее и силы тяги, поскольку тяга остается (по условию) постоянной. Отсюда следует, что для того, чтобы задачу рас чета полета космонавта с работающим двигателем свести к задаче расчета полета без двигателя, необходимо силу притя жения Земли, т. е. ее массу, изменять по определенному зако ну. Такая задача в принципе решается, однако здесь нет необ ходимости входить в тонкости точного расчета, а достаточно ограничиться его приближенной аналогией. В качестве допу щения можно принять, что относительное изменение высоты орбиты является небольшим и поэтому изменением силы при тяжения Земли можно пренебречь. Отсюда сразу следует вы вод: движение космонавта происходит как бы в центральном поле сил с уменьшенной массой Земли и, следовательно, орби та его движения вокруг Земли будет замкнутой кривой. А это означает, что при воздействии радиальной тяги космонавт ни когда не покинет Землю.
Необходимо оговориться, что полученный качественный вы вод справедлив только для достаточно малых тяг. Если же тяга двигателя превышает некоторую строго определенную ве личину, то космонавт навсегда покинет Землю. Эта величина тяги определяется ускорением, создаваемым двигателем. Оно должно составлять более одной восьмой от ускорения силы тя жести на данной высоте полета. В рассматриваемом нами слу чае тята двигателя должна составлять примерно 12 кг.
Определим теперь приближенную форму орбиты. До вклю чения двигателя орбита космонавта была круговой и, следова тельно, в момент включения двигателя вектор скорости его полета был направлен параллельно горизонту. Значит, в этой точке будет расположен апогей или перигей орбиты. Но так как скорость полета в этой точке для начальной массы плане ты была круговой, то для уменьшенной массы планеты она станет выше круговой. А эта точка, как известно, является пе ригеем орбиты.
Таким образом, мы приходим к следующему выводу: при радиальном воздействии тяги орбита космонавта в первом приближении описывается замкнутой кривой, целиком охва тывающей круговую орбиту. Период обращения космонавта увеличивается и поэтому в процессе полета он будет отставать от корабля-спутника. Схематически это изображено на рис. 56, а. В точке О производится включение двигателя, а точ ками 1-—1', 2—2' и т. д. обозначены соответствующие положе ния корабля и космонавта в одни и те же моменты времени на первом витке полета.
198
Рис . |
а |
б |
56. Орбиты космонавта |
и корабля: |
|
а — тяга направлена |
от центра Земли; б — тяга |
направлена к центру Земли. |
Как видим, результат воздействия постоянной радиальной тяги чем-то напоминает случай отталкивания космонавта от корабля в направлении скорости его полета, который был уже рассмотрен в предыдущей главе.
Строгий математический анализ показывает, что в действи тельности орбита космонавта не является эллипсом, а лишь в какой-то мере приближается к нему. Для радиальных тяг двигателя, соответствующих выполнению условия «меньше Vs», но близких к этой величине, движение космонавта будет происходить в плоскости орбиты корабля, а орбита его не вый дет за круг, радиус которого равен удвоенному радиусу на чальной круговой орбиты.
Пусть теперь после отделения от корабля космонавт сори ентировался так, что тяга двигателя направлена к центру Земли (космонавт обращен лицом к Земле). В этом случае аналогичным образом можно показать, что орбита его в пер вом приближении также будет являться замкнутой, но цели ком лежать внутри круговой орбиты корабля (рис. 56, б ). В точ ке включения двигателя будет расположен апогей. В процессе движения космонавт будет обгонять корабль, все время нахо дясь ниже его, и только через каждый виток выходить на рав ную с кораблем высоту.
Определив характер орбитального движения космонавта, теперь можно легко представить траекторию движения космо навта относительно корабля. Такие траектории показаны на рис. 57. Если тяга двигателя направлена от Земли (рис. 57), то траекторию движения, по аналогии с нашими «земными»
199
Рис. |
57. Траектория движения |
космонавта относитель |
|||||
но |
корабля |
при направлении |
тяги |
двигателя |
вверх |
||
|
|
|
и |
вниз: |
|
|
|
1 |
— корабль; |
2 — скорость |
корабля |
относительно |
Земли; |
||
3 — |
орбита |
корабля; aq — расстояние, на которое удаляется |
|||||
|
|
космонавт от корабля |
за один виток. |
|
представлениями, можно изобразить следующим образом: кос монавт как бы становится на орбиту (головой вверх) лицом в сторону движения корабля и затем «подпрыгивает», отталки ваясь от орбиты вверх и назад. После такого «прыжка» космо навт будет подниматься вначале вверх и одновременно отста вать от корабля. Спустя половину периода обращения (в на шем случае через 45 минут) он поднимется на наибольшую высоту, равную 14 км, а затем, ровно через виток после начала прыжка (т. е. спустя 90 минут), «опустится» на начальную ор биту позади корабля на расстоянии 91 км. Такой высоте «прыжка» мог позавидовать даже Валерий Брумель.
Если же тяга двигателя направлена к центру Земли (рис. 57), то космонавт «становится» на орбиту спиной к на правлению движения и «подпрыгивает» к Земле и вперед.
Вэтом случае он уже обгоняет корабль.
Сизменением величины тяги пропорционально увеличива ются или уменьшаются высота и дальность «прыжка». Так, ес ли тяга двигателя уменьшатся до 10 г (против 100 г), то высо та станет равной 1,4 км и удаление за один виток — 9,1 км. Из этих примеров отчетливо видно, что даже небольшие силы, действующие непрерывно на космонавта, могут привести к су щественному изменению его положения относительно кораб ля. В этом смысле космический пешеход действительно нахо дится в значительно лучших условиях, чем пешеход на Земле..
Траектории движения космонавта можно дать простую гео метрическую интерпретацию. Это движение по эллипсу, касаю
200
щемуся орбиты корабля, центр |
г |
||||||
которого смещается вдоль орби |
|
||||||
ты |
с |
|
постоянной |
скоростью |
|
||
(рис. |
58). В |
рассматриваемом |
|
||||
случае полуоси эллипса равны: |
|
||||||
малая — 7 км, |
большая — 45,5 км. |
|
|||||
Скорость |
смещения |
(дрейф) |
|
||||
центра |
|
эллипса |
составляет |
Рис . 58. Геометрическая ин |
|||
17 |
місек. |
Если |
тяга |
действует |
терпретация траектории относи |
||
вверх, |
то |
эллипс |
целиком распо |
тельного движения космонавта: |
|||
ложен снаружи орбиты и «сколь |
/ — орбита корабля-спутника; 2 — |
||||||
эллипс; 3 — скорость смещения эл |
|||||||
зит» |
по |
орбите в |
сторону, |
липса. |
|||
|
противоположную полету корабля-спутника. Точка С соответ ствует моменту отделения космонавта от корабля и включения двигателя.
Таким образом, мы познакомились еще с одной «необычно стью» движения космического пешехода. Парадоксальность его движения состоит в том, что в процессе работы двигателя суммарное смещение космонавта от витка к витку происходит в сторону, перпендикулярную направлению действия тяги. С те чением времени космонавт все дальше и дальше будет уходить от корабля, но через каждый виток возвращаться на началь ную высоту.
Космонавт движется в направлении, противоположном действию тяги
Теперь рассмотрим второй случай движения космонавта при непрерывно работающем двигателе, когда тяга его на правлена вдоль скорости полета корабля-спутника.
Мы уже неоднократно убеждались, что давать качествен ный прогноз движения космонавта относительно корабля не столь простое дело, как это может показаться с первого взгля да. Однако на этот раз мы будем довольно близки к истине, если скажем: в процессе работы двигателя космонавт все дальше и дальше будет удаляться от корабля.
Но... Это «но» сразу же настораживает: значит, и здесь все же имеются «аномалии» ожидаемого движения. Космический пешеход опять не желает подчиняться нашим привычным представлениям о движении. Давайте разберемся в этом.
Воздействие постоянной тяги на космонавта можно прибли женно заменить непрерывно следующими друг за другом ма лыми по величине отдельными «толчками» (импульсами), на правленными также вдоль скорости полета корабля. В резуль тате воздействия первого из таких «толчков», как это было по
201
казано ранее, космонавт переходит на эллиптическую орбиту, охватывающую начальную круговую орбиту корабля. Второй «толчок», следующий за первым, еще 'больше увеличит разме ры орбиты и т. д. В связи с переходом на более высокую ор биту скорость полета космонавта 'будет уменьшаться и поэто му он начнет отставать от корабля. Вот и обнаружился новый парадокс движения, оправдав тем самым сказанное ранее «но»: воздействие непрерывной тяги, направленной вдоль ско рости полета корабля, приводит в конечном счете к уменьше нию скорости полета космонавта по орбите. Действительно, странный эффект — вместо разгона космонавт, независимо от своего желания, тормозится.
Рис . 59. Орбиты движения космонавта и корабля:
а— тяга направлена вдоль скорости полета; б — тяга направлена навстречу скорости полета.
Выявленный, на первый взгляд парадоксальный, характер движения объясняется тем, что в результате воздействия тяги двигателя механическая энергия космонавта возрастает. При этом возрастание ее в соответствии е законами небесной меха ники приводит к увеличению высоты полета и уменьшению скорости движения. Образно говоря, двигатель уподобляется своеобразному «насосу», который, с одной стороны, увеличива ет механическую энергию и, с другой, «перекачивает» часть кинетической энергии (энергии движения) в потенциальную (энергию поднятого тела). Вот и второй пародокс: несмотря на то, что тяга двигателя всегда направлена параллельно гори зонту, высота полета непрерывно возрастает, хотя в этом на правлении тяга не действует. Суммарное изменение высоты и скорости полета приводит к тому, что космонавт будет дви
202
гаться вокруг Земли по разворачивающейся спирали с некото
рыми периодическими колебаниями относительно спирального движения (рис. 59, а).
Если же тяга двигателя направлена навстречу скорости по лета корабля, то будем наблюдать обратную картину: космо навт станет двигаться по сворачивающейся спирали, высота полета будет непрерывно уменьшаться, скорость станет возра стать и он обгонит корабль (рис. 59, б).
Траектория движения космонавта относительно корабля при действии тяги вдоль скорости полета показана на рис. 60, а.
Р и с . 60. Траектория движения космонавта относи тельно корабля при действии тяги в направлении скоро сти корабля:
/ — орбита корабля; 2 — корабль; 3 — точка включения двига теля; 4 — эллипс относительного движения; 5 — траектория движения центра эллипса; 6—траектория движения космонавта.
В начальный момент космонавт несколько обгоняет корабль, но уже спустя 26 мин после включения двигателя движение вперед прекращается и начиная отсюда космонавт будет дви гаться навстречу скорости полета корабля. При указанных вы ше данных за время завершения одного витка космонавт от станет от корабля на 430 км и поднимется на высоту 91 км.
Результат, прямо сказать, впечатляющий! Такой «прыти» от космического пешехода трудно было ожидать.
Траекторию движения космонавта приближенно можно ин терпретировать так же, как движение по эллипсу, центр кото рого скользит по параболе (рис. 60). В процессе передвижения эллипса большая ось его остается параллельной горизонту. Полный оборот по эллипсу завершается за один виток и за
203