Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
счет этого возникает упомянутая ранее периодическая состав ляющая, наложенная на основное движение. Ось параболы касается орбиты корабля. В начальный момент центр эллипса лежит на орбите корабля впереди его на расстоянии 29 км, а затем смещается вверх со скоростью 17 м/сек и навстречу ко раблю с постоянно увеличивающейся от нуля скоростью. Спу стя виток скорость дрейфа эллипса, направленная навстречу скорости полета корабля, увеличится до 162 м/сек и от витка к витку будет возрастать на эту величину, т. е. на эту величину на каждом витке будет уменьшаться скорость движения кос монавта на орбите. Центр эллипса спустя виток поднимется на высоту 91 км-и отстанет от корабля примерно на 430 км.
Таким образом, движение космонавта относительно Земли по разворачивающейся спирали можно представить как сумму движений по параболе, вершина которой жестко связана с оп ределенной точкой орбиты, находящейся впереди корабля, и эллипсу, центр которого скользит по параболе.
Аналогичным образом можно представить движение кос монавта относительно корабля, если тяга двигателя будет на правлена навстречу скорости полета. В этом случае вершина параболы будет лежать позади корабля, а ветвь ее, по которой скользит центр эллипса, направлена в сторону Земли к кораб лю. Космонавт будет двигаться по эллипсу в противоположном направлении. Если величину тяги двигателя изменить, то про порционально изменятся и характеристики движения (рас стояния и скорости).
Любопытно отметить еще один интересный эффект. Выше было показано, что при движении космонавта вне поля притя жения планет за время, равное продолжительности одного витка (примерно полтора часа), под действием постоянной тя ги величиной 0,1 кг он пройдет путь, составляющий 145 км. Ес ли же космонавт движется в поле притяжения Земли (случай, рассматриваемый здесь), то при той же тяге и за то же самое время полета он сдвинется относительно корабля, как началь ной точки отсчета, на значительно большее расстояние, равное 430 км. Этот, казалось бы, странный эффект влияния гравита ционного поля объясняется указанным выше перераспределе нием кинетической и потенциальной энергий космонавта.
Сложности движения космонавта при боковой тяге
Нам осталось рассмотреть третий случай движения космо навта при непрерывно работающем двигателе, когда тяга на правлена вбок, т. е. по нормали к плоскости орбиты корабля.
204
После этого траектория движения космо |
3 |
|||||
навта |
при |
произвольном направлении |
|
|||
действия тяги может быть получена в пе- |
|
|||||
зультате |
разложения вектора тяги на |
|
||||
три направления, совпадающих с ради |
|
|||||
альным, продольным и боковым. |
|
|||||
Математический |
анализ |
рассматри |
|
|||
ваемой задачи позволяет сделать следую |
|
|||||
щий |
качественный |
прогноз |
движения: |
|
||
при действии постоянной боковой тяги |
|
|||||
орбита космонавта в первом приближе |
|
|||||
нии остается круговой, причем она касает |
|
|||||
ся орбиты корабля в точке включения |
|
|||||
двигателя (рис. 61). Но в этом случае |
Рис . 61. Относитель |
|||||
плоскость |
орбиты космонавта |
не прохо |
ное положение орбит |
|||
дит через центр Земли и пересекается с |
корабля (1) и космо |
|||||
навта (2) при боковой |
||||||
плоскостью орбиты корабля под некото |
тяге: |
|||||
рым углом. При тяге 0,1 кг этот угол со |
0 — центр Земли; |
|||||
ставит 4 |
угл. |
мин. После включения дви |
3 — точка включения. |
гателя космонавт начнет отходить от ко рабля в сторону действия тяги. Однако после совершения
половины витка его дальнейшее удаление прекратится и в этот момент он окажется на расстоянии 14 км от корабля (т. е. от плоскости орбиты корабля). Затем, несмотря на продолжаю щуюся работу двигателя, он начнет приближаться к кораблю и сблизится с ним по завершении витка.
Таким образом, при действии непрерывной боковой тяги космонавт будет совершать относительно корабля колебатель ное движение, периодически приближаясь, а затем удаляясь от него. Вместо ожидаемого непрерывного удаления от кораб ля космонавт начнет как бы совершать гигантские подскоки в сторону от корабля, достигая наибольшего удаления через по ловину витка и возвращаясь к нему спустя виток.
Необходимо отметить, что описанный характер движения с высокой степенью точности справедлив только при действии достаточно малых по сравнению с силой притяжения тяг (на пример, 0,1 кг). При достаточно больших тягах характер дви жения будет иным и значительно усложнится. Однако послед ний случай представляется практически маловероятным, по скольку космонавту придется брать с собой громадные запасы топлива. Например, при тяге 10 кг и работе двигателя в тече ние одного витка необходимо более 500 кг топлива, тогда как при тяге 0,1 кг его запас должен составлять около 6 кг.
VII
ПАРАДОКСЫ ОТНОСИТЕЛЬНОГО д в и ж е н и я
Ословаре иностранных слов читаем: парадокс — своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым,
противоречащее (иногда только внешне) здравому смыслу;
'в науке — неожиданное явление, не соответствующее обыч ным представлениям.
До сих пор мы рассматривали вопросы космической бал листики с точки зрения познания основных закономерностей и особенностей движения и приложения их для решения тех или иных практических вопросов. Однако существует целый ряд задач, когда сразу не обнаруживается их приложение для практики, но они тем не менее являются прекрасным средст вом, способствующим более глубокому изучению и пониманию свойств движения в космосе. Это своего рода практикум, проб-
206
ный камень, на котором проверяется знание закономерностей движения. Из большого многообразия задач, которые можно предложить, здесь выбраны наиболее странные, на первый взгляд имеющие тривиальное решение, но фактически значи тельно более сложные, приводящие к неожиданному эффекту или отклонению от обычных представлений. Особенно богато неожиданностями уже не раз упоминавшееся нами относи тельное движение в космосе.
Всякое механическое движение в пространстве одного ма териального тела относительно другого с точки зрения наблю дателя, расположенного на одном из тел, можно рассматри вать как относительное движение. Полет космического аппа рата по орбите искусственного спутника Земли по отношению к расположенному на Земле измерительному пункту или наб людателю является относительным движением. В относитель ном движении можно рассматривать обращение Луны вокруг Земли и, в свою очередь, движение центра масс системы Зем ля — Луна по орбите вокруг Солнца и др.
Из большого разнообразия относительных движений есте ственных небесных тел вокруг Солнца и космических аппара тов — творений рук человека — можно выделить особый класс — это относительное движение двух или более искусст венных небесных тел. Такое движение возникает, например, после отделения от космического аппарата какой-либо части его — отработавшей ступени ракеты, пустых баков, отсека, спускаемого с орбитальной станции на Землю. Космический пешеход, вышедший осмотреть свой корабль, отброшенная де таль также находятся в относительном движении по отноше нию к кораблю или между собой. С решением задач относи тельного движения связаны вопросы сближения космических аппаратов, полета строем, мягкой стыковки и т. д. Об этом мы уже говорили достаточно и когда разбирали особенности уп равляемого полета космонавта, его прогулки по космосу, то не раз убеждались в неожиданности его «поведения». Вот неко торые из рассмотренных эффектов:
Характеристика маневра |
Результирующее движение |
|||
относительно корабля |
относительно корабля |
|
||
Увеличение |
скорости полета |
Космонавт отстает от ко |
||
|
|
рабля |
|
|
Уменьшение скорости полета |
Космонавт обгоняет корабль |
|||
Космонавт |
отталкивается |
Космонавт |
движется |
по |
вверх или вниз |
замкнутой |
траектории |
в |
|
|
|
окрестности |
корабля |
|
207
Космонавт |
отталкивается |
Космонавт переходит с од |
вбок |
|
ной стороны корабля на |
Тяга действует непрерывно |
другую |
|
Космонавт отстает от ко |
||
вдоль радиуса орбиты |
рабля |
Конечно, это далеко не полный список аномалий движения, с которыми мы встречались по мере знакомства с космической баллистикой. Он значительно увеличится, когда вы прочтете этот раздел книги. Познакомившись с условиями или поста новкой той или иной задачи, не спешите читать его решение. Попытайтесь найти ответ сами и только после этого обращай тесь к книге. Соблюдая это правило, вы наиболее полно ощу тите парадоксальность результата и следующих из него выво дов.
Вспомните слова швейцарского естествоиспытателя Жана Агассиса: «Всякое великое открытие в науке проходит три не избежные стадии. Сперва люди заявляют, что оно противоре чит библии. Затем они утверждают, что это давным-давно бы ло известно. Наконец, они говорят, что никогда не сомневались в его правильности». Разумеется, решив самостоятельно ка кую-либо из предложенных задач, вы не совершите ровным счетом никакого открытия в науке. Но это будет маленьким открытием для вас, утешением в том, что вы познали основы космической баллистики.
Вселенная безгранична и развитие ее подчиняется опреде ленным, еще не познанным нами, законам. То, что мы называ ем парадоксом, по существу есть новое проявление объектив ных закономерностей, бросающихся в глаза на фоне привыч ных явлений. Помните «А могла бы и быть» В. Григорьева?
«— Природа бесконечна и полна парадоксов, — произ нес он.
— Ах, профессор, — устало возразил Ваня, — пустое. При рода гармонична, парадоксы вносим в нее мы сами».
Задача о двух шариках
По круговой орбите спутника Земли движутся два одинако вых шарика, связанных между собой нитью (рис. 62). Между шариками зажата пружина. В некоторый момент времени нить обрывается я пружина расталкивает шарики в разные стороны вдоль орбиты полета, вследствие чего скорость полета одного из шариков увеличится, а другого — уменьшится (рис. 62). В то же время пружина не изменит своей орбитальной скоро-
2 0 8
Р и с . 62. Полет двух шариков по орбите спутника Земли:
вверху — между шариками сжата пружина; внизу — ша рики после расталкивания пружиной.
сти. Спрашивается, по какой траектории будет двигаться после разделения центр масс системы шариков? Напомним, что центр масс определяется как середина отрезка прямой ли нии, соединяющей центры шариков.
Вот здесь вам следует остановиться и попытаться само стоятельно найти решение.
Из теоретической механики известно, что после разделения изолированной системы двух тел (в нашем случае двух шари ков) только за счет действия внутренних сил (сил сжатой пру жины) первоначальное движение центра jyiace этой системы не изменится. Исходя из этого, казалось бы, можно утверждать, что центр масс шариков после их разделения также будет со хранять движение по первоначальной круговой орбите, т. е. совпадает с пружиной. Однако это не так. После разделения скорости движения шариков по орбите по сравнению с перво начальной скоростью изменились, и шарик, скорость которого увеличилась, будет двигаться по орбите с большим периодом обращения, а шарик, скорость которого уменьшилась, — с меньшим периодом. При этом орбита шарика, скорость полета которого увеличена, будет охватывать первоначальную орби ту, а орбита шарика с уменьшенной скоростью полета будет целиком лежать внутри первоначальной орбиты (рис. 63). Все три орбиты касаются друг друга в точке разделения. С тече нием времени за счет разности периодов обращения шарики все дальше будут уходить друг от друга, т. е. угловое расстоя ние между ними будет возрастать, пока не достигнет 180°. В этом случае шарики будут находиться по разные стороны от носительно центра Земли на одной прямой вместе с ними. Тог да центр масс, как легко убедиться из рис. 63, уже не будет ле
14 Ю. Ф. Авдеев |
209 |
жать на первоначальной круговой орби те, а значительно сдвинется от нее и ока жется где-то около центра Земли. При уменьшении углового расстояния между шариками их центр масс сместится бли же к круговой орбите, но в общем случае также не будет лежать и тем более дви гаться по ней.
Таким образом, после разделения ша риков их центр масс не останется на пер воначальной орбите, совершая полет вме сте с пружиной, и покинет ее. Ошибоч ность суждения о движении центра масс по первоначальной орбите состояла в том, что система шариков принималась изо
лированной. Но это недопустимо, поскольку в действительно сти к этой системе должна быть добавлена и Земля, относи тельно которой рассматривается движение шариков. Речь может идти о сохранении движения центра масс всей систе мы — Земли, шариков и пружины. Если предположить, что движение центра масс взятой системы до разделения шариков было равномерным и прямолинейным (что, разумеется, про изойдет, если убрать Солнце, Луну, все планеты и звезды, оставив Землю одиноким спутником), то после разделения, где бы ни находились шарики, движение центра масс полной системы не изменится и будет по-прежнему оставаться равно мерным и прямолинейным.
Новое средство космической связи
Внастоящее время для осуществления связи между Землей
икосмическими аппаратами используются искусственным об разом воспроизведенные электромагнитные колебания (ра дио). Недалеко время, когда для связи и передачи информа ции станут применяться и лазеры, т. е. устройства, использую щие световое излучение. Однако по сравнению с радио здесь в- основе нет ничего нового. Свет — это тоже электромагнитные колебания. Существуют ли какие-либо иные пути, способы ■связи, или же все упирается в радиотехнику? В общем-то на этот вопрос ответить довольно трудно. Вполне возможно, что в природе существуют и иные способы передачи информации, но мы о них сейчас ничего не знаем. И все-таки давайте попыта емся на страницах этой книги открыть новый способ связи. За манчивая мысль? Конечно! Новоявленный способ вытекает как
210