Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Этого эффекта мы совершенно не наблюдаем при движении по поверхности Земли. Например, сила 0,1 кг не в состоянии даже стронуть с места велосипедиста, тогда как в космосе спустя первые 100 сек после начала действия такой же силы велосипедист имел бы скорость около 1 м/сек. В этом состоит одно из существенных отличий эффекта воздействия тяги на движение в космосе и по Земле.
Другое отличие заключается в способе приложения тяги. Исходя из формулы Циолковского, скорость, которую приоб ретает космонавт, не зависит от времени работы двигателя, а только лишь от отношения масс и скорости истечения газов. Другими словами, полученная скорость будет одной и той же, если топливо сжигать мгновенно, отдельными порциями, или же непрерывно, но медленно. В первом случае баллистики го ворят, что тяга двигателя является импульсной, во втором — непрерывной.
Иначе обстоит дело при движении по Земле. Например, чтобы автомобиль двигался непрерывно, на него также не прерывно должна воздействовать тяга. Если же тяга прило жена в виде импульса (автомобиль толкнули), то через неко торое время из-за влияния сил сопротивления он остановится. В этом смысле космический пешеход находится в гораздо луч ших условиях: один раз оттолкнувшись, он уже никогда сам по себе не прекратит своего движения.
Итак, космонавт, вооруженный двигателем и мечтающий совершить приятную и безопасную прогулку, вышел в откры тый космос, включил двигатель и... Что с ним произошло пос ле этого, вы узнаете, прочитав последующие страницы книги.
Способы управления положением космонавта в пространстве
...Космонавт вышел в открытый космос, включил двигатель, и, к своему удивлению, вместо направленного движения вдруг стал вращаться непонятным образом. Отчего это произошло?
Чтобы разобраться в этом, давайте рассмотрим более под робно процесс движения космонавта под действием тяги дви гателя. Реактивный двигатель может быть различным образом прикреплен к космонавту. Однако во всех случаях место его крепления должно быть таким, чтобы в струю газов не попа дали части тела космонавта и он мог свободно обозревать про странство, в направлении которого происходит движение. По этому двигатель целесообразно устанавливать на спине, струя газов будет выбрасываться назад, а реактивная сила станет как бы толкать космонавта в спину. Однако этого ещенедоста-
192
точно для обеспечения нормального полета. Характер движе ния космонавта будет зависеть от взаимного положения линии действия тяги и его центра масс. Если линия действия тяги проходит через центр масс (рис. 52, а), то движение будет про исходить в направлении действия тяги. Пусть теперь центр масс не лежит на этой линии (рис. 53). Для выяснения харак-
Р и с. 52. Схема движения космонавта при различ ных случаях приложения тяги:
Р — направление действия тяги; ЦМ — центр масс.
тера движения воспользуемся следую |
|
щим приемом. Приложим к центру |
|
масс две равные, но противоположные |
|
по направлению силы Р\ и Р2. Они вза |
|
имно уравновешены и поэтому не влия |
|
ют на движение космонавта. Совмест |
|
ное действие трех сил Р, Р, и Р2 можно |
|
условно разделить на две группы. Пер |
|
вая группа сил Р, Р2, равных по вели |
|
чине и противоположных по направле |
|
нию, создает вращающий момент, |
|
равный Ph, который закручивает кос |
|
монавта вокруг центра масс. Во вто |
|
рую группу входит только сила Р и ко |
Рис . 53. Схема дейст |
торая приложена к центру масс и дви |
вия сил на космонавта. |
гает космонавта вперед. |
|
Таким образом, результирующее движение космонавта бу дет слагаться из вращательного и поступательного. В зависи мости от взаимного положения линии действия и центра масс
13 Ю. Ф. Авдеев |
193 |
космонавт может «кувыркаться» вперед (рис. 52, б) или назад
(рис. 52, в ).
Угловые скорости вращения космонавта и величины углов, на которые он развернется, зависят от времени работы двига теля и величины /г. Например, при h = 1 см через 1 мин после включения двигателя, который развивает тягу, равную 0,1 кг, космонавт развернется на 36°. Но одновременно двигатель будет поворачиваться вместе с космонавтом и вместо пря молинейного полета космонавт начнет двигаться по спирали, вращаясь вокруг собственного центра масс все с большей и большей скоростью. Через три минуты такого полета скорость его вращения достигнет уже одного оборота за секунду. За счет центробежных сил кровь начнет отливать от центра ту ловища к голове и ногам. Если вовремя не прекратить такое вращение, оно может привести к печальным последствиям.
Отсюда сразу же возникает вопрос ■— что должен сделать космонавт, чтобы предотвратить вращение? Этого можно до стигнуть несколькими способами. Одним из способов являет ся использование второго двигателя, установленного на неко тором расстоянии от первого (например, у головы или на но гах). В этом случае, регулируя тягу второго двигателя, мож но всегда компенсировать вращающий момент, создаваемый первым двигателем.
Другой способ заключается в изменении направления дей ствия тяги двигателя. Для этой цели двигатель должен быть подвешен к спине космонавта с помощью шарнира, а к корпу су его жестко прикреплена ручка, вращая которую космонавт может изменять направление оси соп
|
|
ла, то есть направление действия тяги |
||||
|
|
(рис. 54). В рассматриваемом случае |
||||
|
|
наиболее просто |
решается |
вопрос об |
||
|
|
изменении направления движения кос |
||||
|
|
монавта и повороте его в любую сто |
||||
|
|
рону. Если, например, ручку повернуть |
||||
|
|
вверх, то космонавт начнет вращаться |
||||
|
|
против часовой стрелки. После дости |
||||
|
|
жения |
заданного |
углового |
положения |
|
|
|
ручка |
наклоняется вниз для прекра |
|||
|
|
щения вращения и после остановки |
||||
|
|
возвращается в |
исходное |
положение. |
||
|
|
В результате выполнения этих опера |
||||
Рис. 54. |
Схема уп |
ций космонавт уже будет двигаться в |
||||
другом |
направлении, причем без вра |
|||||
равления |
направлени |
|||||
ем действия тяги. |
щения. |
Точно так же решается вопрос |
194
Р и с . 55. Управление положением центра масс.
поворота «направо» и «налево» путем ■вращения ручки соот ветственно в левую и в правую стороны.
Существует, наконец, еще один способ предотвратить вра щение и осуществить управление направлением движения. Этот способ основывается на изменении положения центра масс относительно вектора тяги двигателя. Для того чтобы изменять направления движения (или вращения), космонав ту достаточно поднимать или опускать руки, а также поджи мать к животу или выпрямлять ноги. Так, если космонавт под нимет руки, то центр масс его сместится вверх и он начнет раз ворачиваться по часовой стрелке (рис. 55, б). Наоборот, при опускании рук его вращение будет происходить в противопо ложную сторону (рис. 55, в).
Аналогичным образом, если необходимо развернуться вправо, то космонавт должен вытянуть вбок правую руку. После достижения заданного поворота правая рука прижима ется к туловищу, а вытягивается левая, за счет чего прекраща ется вращение. Затем рука возвращается в исходное положе ние. За счет поднятия и опускания рук центр тяжести масс мо жет сместиться вверх или вниз соответственно до 3 см, а за счет поджатая ног к животу или их выпрямления — до 6 см, т. е. диапазон смещения центра масс составит ± 9 см.
Физические упражнения оказываются необходимыми кос мическому пешеходу не только для поддержания его здоровья.
Умея ориентировать свое положение в пространстве, космо навт может направить вектор тяги двигателя в любом задан ном направлении. Подобно тому, как путник, шагающий по Земле, ориентирует свое движение относительно местных пред метов и тем самым выдерживает желаемый маршрут, точно так же должен каким-то образом ориентировать свое положение
13* |
195 |
в пространстве и космонавт. Иначе движение его будет хаотич ным и он не будет знать траектории своего движения. В каче стве таких ориентиров он может использовать Землю, Солнце, Луну или хорошо видимые звезды и относительно их выдер живать направление действия тяги двигателя. В этом случае траектория его движения будет однозначно определена.
Правда, здесь мы не" ставим вопрос о том, что должен де лать космонавт для того, чтобы, управляя своим двигателем, попасть в заданную относительно корабля точку пространст ва (например, пересесть на другой летящий в стороне ко рабль). Решения такого рода задач являются довольно слож ным делом и могут служить предметом отдельного разговора. В этой же книге мы будет лишь изучать «походку космонав та», т. е. рассматривать траектории его движения при задан ном направлении действия тяги.
С чисто практической точки зрения, исходя из возможно стей осуществления ориентации, любопытны два случая дви жения при непрерывно работающем двигателе: вектор тяги ориентирован относительно Земли и вектор тяги ориентирован относительно звезд. В первом случае этот вектор будет вра щаться в пространстве вместе е космонавтом при полете его по орбите спутника, отслеживая Землю. Во втором он будет неподвижен в пространстве, все время оставаясь направлен ным на одну и ту же звезду или планету.
Таким образом, мы рассмотрели возможные способы уп равления вращением космонавта относительно собственного
центра масс, |
а также изменения направления его движения. |
|||
Космический |
пешеход, |
конечно, хорошо знает |
эти |
способы |
и во всеоружии пускается в путь. Но и здесь |
его |
ожидает |
||
масса неожиданностей, |
о которых вы узнаете ниже. |
|
Космонавт совершает полет совсем не в ту сторону, куда направлена тяга двигателя
Чтобы показать особенности и сложности свободного дви жения космонавта в открытом космосе при непрерывно рабо тающем ракетном двигателе, рассмотрим ряд интересных слу чаев. Для определенности будем полагать, что к моменту включения двигателя космонавт вместе с кораблем двигался по круговой орбите спутника Земли с высотой 200 км. Двига тель развивает тягу 0,1 кг, т. е. при массе космонавта 100 кг его ускорение движения будет составлять примерно 1 см/сек2.
Ранее мы убедились, что в случае отталкивания космонавта от корабля-спутника траектория его последующего движения относительно корабля, вопреки предположениям, оказывается
196
достаточно сложной и зависит от направления отталкивания. Очевидно, что и при непрерывной работе двигателя следует также ожидать новых парадоксов движения, которые еще больше усложняют и без того тяжелые условия пребывания космического пешехода в космосе.
Итак, предположим, что космонавт вышел из корабля, включил двигатель и, пользуясь одним из описанных способов, развернулся так, что струя газов, вытекающих из сопла, была направлена к центру Земли, и в этом положении стал совер шать полет. В этом случае тяга двигателя будет направлена от Земли вдоль радиуса орбиты и как бы отталкивать космонав та в спину от корабля (и от Земли) вверх. Если вы пожелаете дать качественный прогноз последующего движения, то он мо жет выглядеть примерно так: поскольку тяга двигателя дей ствует непрерывно и направлена все время вверх, то с течени ем времени космонавт все дальше и дальше будет удаляться от корабля, орбита его будет повышаться и он в конце концов покинет Землю. Но так ли это на самом деле? Ведь цепи зем ного тяготения порвать нелегко!
Мы уже познакомились с необычностью движения космиче ского пешехода. Здесь она тоже наверняка присутствует и поэтому наш предварительный прогноз едва ли является пра вильным. Действительно, воздействие постоянной радиальной тяги двигателя можно истолковать как уменьшение притяже ния Земли, т. е. словно бы в момент включения двигателя при тяжение Земли скачком уменьшилось на величину, равную тя ге двигателя. Тогда последующее движение космонавта мож но формально рассматривать свободным (без тяги двигателя), но в поле Земли е меньшей силой притяжения
Однако здесь необходимо сделать одно замечание. В про цессе движения на космонавта действуют три следующие ос новные силы: сила притяжения Земли, центробежная сила и сила тяги двигателя, причем две последние силы действуют в одном направлении. Величина силы притяжения определяется по закону Ньютона и зависит от радиуса орбиты: чем больше радиус, тем эта сила меньше, и наоборот. Если бы движение космонавта происходило на одной и той же высоте, то сила притяжения оставалась бы постоянной. Значит, разность этой силы и силы тяги двигателя тоже должна оставаться постоян ной. И, чтобы описать движение космонавта, достаточно раз и навсегда уменьшить силу притяжения Земли на величину этой разности и в последующем считать гравитационное поле цент ральным и постоянным во времени. Однако в процессе работы двигателя высота полета может изменяться. Следовательно,
197