Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

потребуется, разумеется, дополнительный расход топлива и„ кроме тото, возможность управления вращением корабля в за­ данном направлении.

А что произойдет, если космонавт отделится в ином направ­ лении, не лежащем в плоскости орбиты, а уходящем, скажем,, несколько в сторону от него? Здесь траектория сближения с кораблем будет уже не плоская, а станет сложным образом извиваться в пространстве. Ріа только что описанную картину сближения наложатся еще боковые колебания, раскачиваю­ щие космонавта из стороны в сторону, и космонавту будет трудно представить, с какой стороны он в конце концов достиг­ нет корабль и как будет двигаться в этот момент относительнокорабля. Некоторое представление о процессе сближения кос­ монавта с кораблем в этом случае вы можете получить, про­ делав следующий нехитрый опыт. Привяжите на нитку неболь­ шой грузик и, взяв конец ее в руку, раскачивайте грузик про­ извольным образом и после этого начните подтягивать грузик к руке. Вы убедитесь, что по мере приближения грузика к руке размах его колебаний все больше и больше увеличивается, на­ конец он начнет наматываться на кулак и в конце концов больно ударит по руке. Нечто аналогичное произойдет и с кос­ монавтом и поэтому разработка практически удобных и безо­ пасных «способов сближения его с кораблем — нужная и важ­ ная задача.

Искусственная тяжесть

Человек выходит в космос не для прогулки, а для того, что­ бы работать. В будущем, например, предполагается проведе­ ние планомерных исследований космического пространства на

протяжении многих месяцев. Вот что рассказал

академик.

В. В. Парин о трудностях и особенностях жизни за

порогом

планеты на вопросы корреспондента газеты «Комсомольская правда».

Во п р о с . Не так много времени прошло с тех пор, как со­ ветские ученые и инженеры создали первую в мире орбиталь­ ную станцию, а теперь уже наметилось новое направление в- исследовании космоса, основанное на строительстве таких станций. Судя по высказываниям ученых различных специаль­ ностей, все возлагают на них большие надежды. Скажите, Ва­ силий Васильевич, чем особенно интересны такие станции для космических врачей и биологов?

От в е т . Орбитальные станции как раз то, что не только нужно, но и необходимо для всестороннего изучения космиче­

217'


ского пространства. Ведь только долгие, постоянные наблюде­ ния могут дать обширный научный материал, без которого не­ мыслимо знание закономерностей мира, окружающего нашу планету. Сами понимаете — одно дело ненадолго заглянуть в этот мир и совсем иное — жить в нем, наблюдая изо дня в день, из месяца в месяц. Мне кажется, что в этом — одно из основных достоинств таких станций. И для нас, специали­ стов по космической медицине и биологии, именно это обстоя­ тельство играет крайне важную роль: ведь мы получаем пре­ красную возможность наблюдать человека в вечной лаборато­ рии невесомости. Вечной в том смысле, что это состояние чело­ век будет испытывать не ограниченное время, а сколько нуж­ но для исследований. Быть может, это покажется странным, но о самом главном свойстве космоса — о невесомости мы знаем не только далеко не все, но, я бы даже сказал, сравнительно немного. Пока еще человек не был в невесомости больше че­ тырнадцати суток, да и животные недалеко отодвинули этот ■барьер. Собаки на советском спутнике «Космос-ПО» летали двадцать один день. С одной стороны, много, а с другой — мало...

Таким образом, академик В. В. Ларин подтверждает, что в настоящее время еще нет достаточного количества опытных данных о возможности длительного (в течение нескольких ме­ сяцев или даже лет) пребывания человека в состоянии неве­ сомости. Никто не может гарантировать, что она рано или поздно не отразится на здоровье космонавта. Но если даже и окажется, что невесомость не сказывается на человеке, то все равно конструкторы космических кораблей будут стремиться для их экипажей создать наиболее благоприятные условия жизни, приближающиеся к земным. Одно из наиболее серьез­ ных условий, которые пока что трудно выполнить, — это соз­ дание тяжести. Науке не известны способы создания тяжести в корабле в том виде, как ее образует природа. В настоящее время ее без всяких трудностей создают только писатели-фан­ тасты. Но технике известен заменитель тяжести — это центро­ бежная сила, для использования которой необходимы косми­ ческие корабли специальной конструкции. В одних случаях их представляют в виде гантели. В утолщенных частях гантели могут располагаться жилые помещения экипажа, а в ее руч­ ке ■— приборное хозяйство, двигатели, оборудование и т. д. При вращении гантели вокруг оси, перпендикулярной оси руч­ ки, возникнут центробежные силы, ощущаемые человеком как силы тяжести. Вместо жесткой гантели может быть примене­ на конструкция, состоящая из двух отсеков, соединенных меж­

218


ду собой тросом. В одном из отсеков может располагаться эки­ паж, а в другом — различное оборудование. При вращении этой системы трос будет постоянно натянут. В других случаях предполагается построить космический корабль в виде гро­ мадного колеса или обода колеса. Вращение его вокруг оси приведет к возникновению центробежной силы, направленной от оси вращения к периферии. Обод его может быть выполнен в виде пустотелой трубы аналогично камере колеса автомо­ биля и экипаж может прогуливаться по всей ее длине, посто­ янно ощущая действие тяжести.

Одним из недостатков такого способа создания искусствен­ ной тяжести является необходимость постоянного вращения корабля. К чему это приведет? Чтобы ответить на поставлен­ ный вопрос, вспомним формулу перегрузки, возникающей при

вращении корабля:

W 2

где w — окружная скорость движения космонавта относитель­ но оси вращения корабля, г •— расстояние от оси вращения до центра масс космонавта, g = 9,81 м/сек2. Величина перегрузки, показывает отношение центробежной силы к силе веса. Когда я = 1, эти силы будут равны и космонавт, находящийся в кос­ мическом корабле, будет ощущать себя точно так же, как если бы находился на Земле. При я = 0 наступит состояние невесо­ мости.

Пусть, например, радиус гантели составит 100 м и она вра­ щается со скоростью 2 об/мин. Тогда я = 0,45, т. е. космонавт станет весить почти вполовину меньше, чем на Земле, но больше, чем на Луне. Чтобы космонавт весил столько же, как и на Луне, он должен вращаться со скоростью примерно один оборот за 3 мин. Если, далее, радиус гантели (т. е. связываю­ щий трос) увеличить до одного километра, то для достижения земного веса гантель должна совершать примерно 1 оборот за время 3 мин, а для достижения лунного веса — 1 оборот за

8 мин.

Любопытно ответить на следующий вопрос: какой длины должен быть радиус гантели, чтобы при вращении ее со ско­ ростью 1 оборот за сутки космонавт весил столько же, как ина Земле (в этом случае создаются истинно земные условия)? Оказывается, что потребуется трос длиной 520 км\ Конечно, бескрайние просторы космоса позволят разместить в нем кос­ мический корабль длиной 1040 км. Однако едва ли имеет смысл строить корабль такой длины. По-видимому, человек совершенно не почувствует увеличения скорости вращения,


•скажем, в 10 раз, т. е. он будет -совершать оборот за 2 час

.24 мин вместо суток. Но это приведет к стократному уменьше­ нию длины троса, т. е. он сократится до 10 км. Однако дать окончательный ответ на вопрос о том, до какой степени мож­ но все-таки сокращать длину троса, мы сейчас не можем. Для этого необходимо знать минимально допустимое значение пе­ регрузки и скорости вращения, которые космонавт может без­ болезненно перенести в условиях длительного полета.

Мы не ставим перед собой задачу получить рекомендации, обеспечивающие решение поставленных проблем. Быть может, это сделаете вы. Наша цель значительно скромнее — ответить на чисто технический вопрос: каким образом можно закрутить систему, -состоящую из двух частей, корабля и противовеса, соединенных между собой тросом?

Напрашивается следующий способ: надо на корабле уста­ новить ракетный двигатель, развернуть его соответствующим образом и с помощью его раскрутить систему. Просто и по­ нятно. А нельзя ли закрутку системы достичь иными путями, без двигателей, используя закономерности относительного дви­ жения? Если вы внимательно прочли раздел «Пешеход в кос­ мосе», то ответ может быть утвердительным. Причем эта опе­ рация может быть выполнена несколькими способами.

С п о с о б 1. Представим себе, что вторая часть корабля или противовес находится впереди или позади корабля и со­ вершает полет по той же самой орбите, что и корабль. Поло­ жение этой системы в пространстве не будет оставаться ста­ ционарным; она вращается по отношению к звездам с постоян­ ной угловой скоростью, совершая один оборот за время одного витка вокруг Земли. (Вот, кстати говоря, загадка для люби­ телей парадоксов: несмотря на то, что система вращается, центробежные силы, действующие в направлении соединяю­ щей их прямой линии, почему-то не проявляются. В этом нас убеждает тот факт, что обе части системы могут находиться на одном и том же расстоянии друг от друга без соединения их тросом. В противном случае, т. е. при наличии центробеж­ ных сил, они должны были бы разойтись друг от друга, в то время как теория и опыт это отрицают.) Теперь попытаемся сблизить корабль и противовес, сматывая трос. Для опреде­ ленности положим, что перед сближением противовес находил­ ся впереди корабля, а массы их одинаковы. В момент натяже­ ния троса корабль получит некоторое приращение скорости своего орбитального полета, тогда как противовес •— уменьше­ ние ее. Трос после этого ослабнет, а корабль и противовес нач­ нут уходить с первоначальной орбиты полета, описывая в от-

.220


носительном движении сложные прост­

 

 

 

 

ранственные кривые (рис. 66). Если спу­

 

 

 

 

стя некоторое время выбрать слабину

 

 

 

 

троса, то за счет возникших составляю­

 

 

 

 

щих относительных скоростей, перпенди­

 

 

 

 

кулярных линии натяжения троса, систе­

 

 

 

 

ма начнет самостоятельно вращаться.

 

 

 

 

Дальнейшее сокращение длины троса в

 

 

 

 

соответствии с законом сохранения мо­

 

 

 

 

мента количества движения приведет к

Рис .

66.

Закрутка

увеличению скорости вращения

системы

системы по

первому

и, свою очередь, к возрастанию

центро­

t —1

способу:

систе­

бежных сил. Значит, длина троса высту­

положение

мы в момент

натяжения

пает в роли регулятора силы искусствен­

троса; 2—2положение

системы

после

начала

ной тяжести. Система стала вращаться

движения; 3 — направ­

без применения ракетных двигателей.

ление полета по орбите;

Ѵи Ѵг — скорости отно­

Описанный способ закрутки неудобен

сительного движения,

приводящие

к закрутке

тем, что ему предшествует установление

 

системы.

 

корабля и противовеса на одной и той же орбите и последую­ щие соединения их тросом. Как же поступить, когда до начала закрутки корабль и противовес находятся вплотную друг к другу? Вот здесь уже целесообразнее использовать другой способ.

С п о с о б 2. Оттолкнем противовес в направлении радиуса орбиты. В относительном движении корабль и противовес нач­ нут описывать критические траектории, удаляясь друг от друга (рис. 67). По мере их расхождения трос должен разматывать-

Р и с. 67. Закрутка системы по второму способу:

1 — положение системы в начальный момент; 2—2 — по­ ложение системы спустя почти половину периода обра­ щения; 3 — направление полета; 4 — вытянутый трос.

•ся. При достижении наибольшего расстояния между ними, что произойдет через половину витка, относительная скорость дви­ жения корабля будет направлена вверх, а противовеса — вниз. Образовалась как бы сама по себе закрученная в плоскости орбиты пара тел, причем направление ее вращения противо­ положно вращению при полете по орбите вокруг Земли. Одна­

221