Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Невесомость и деформации
Невесомость, силы инерции, деформации... Мы привыкли к этим понятиям и свободно оперируем ими, часто совершенно не отдавая отчета в строгости и правильности их употребления. Однако это далеко не простые вещи. Они рассматривались и раньше, но только е наступлением космической эры приобре ли конкретный смысл. С вопросами о физической сущности со стояния невесомости как одном из аспектов проблем космиче ских полетов, силы инерции, силы тяготения и их эквивалент ности можно подробно ознакомиться в книге С. Э. Хайкина «Силы инерций и невесомость», вышедшей из печати в 1967 г. в изд. «Наука». В книге дается достаточно глубокое, но и вместе с тем популярное, доступное неспециалисту объяснение рас сматриваемых вопросов.
Акцентируя свое основное внимание на динамике движения космических аппаратов, мы не ставим перед собой задачу сколько-нибудь подробно изложить проблему невесомости, сил инерции и т. д., даже используя названную книгу, но восполь зуемся ее некоторыми результатами. Вот что пишет С. Э. Хайкин о состоянии невесомости.
Вообще, при любой начальной деформации тела, вызванной силами тяготения, после того как началось свободное падение, деформации будут уменьшаться и постепенно исчезнут. Этот случай, когда тело движется под действием только силы тяго тения и поэтому находится в недеформированном состоянии, является особым в том смысле, что он может наступить под действием только массовых сил, т. е. только сил тяготения. Так как тело находится в недеформированном состоянии, то в нем отсутствуют все упругие силы и, в частности, силы веса. Такое состояние, когда на тело действуют только силы тяготения, но в теле не возникает силы веса, и называется состоянием неве сомости.
Сила тяготения в состоянии невесомости действует, и при этом «во всю мочь», так как она сообщает телу, находящемуся в состоянии невесомости, именно то ускорение, которое она должна ему сообщать, — ускорение свободного падения. Вме сте с тем, поскольку никакие другие силы на это тело извне не действуют, все его элементы испытывают одинаковое ускоре ние, деформации в теле не возникают, вследствие чего и силы веса отсутствуют.
Итак, в системе тел наступает состояние невесомости, если всем входящим в эту систему телам и всем частям этих тел одинаковые ускорения сообщают силы тяготения и также оди-
15* |
227 |
наковые ускорения сообщают силы инерции. В рассматривае мом нами случае, когда система координат связана с центром масс космического корабля, испытывающего ускорение под действием только сил тяготения, мы обычно можем ограни читься малой областью пространства, в которое заключены корабль и находящиеся вблизи него тела. В этом случае как силы тяготения, так и силы инерции сообщают всем телам одинаковые ускорения, причем те и другие ускорения оказы ваются равными по величине (но противоположными по на правлению), в результате чего связанная с кораблем система координат оказывается инерциальной.
Однако, если размеры системы тел велики, возможны такие случаи, когда, хотя на тело отсчета, с которым связана система координат и все другие тела системы, действуют только силы тяготения и силы инерции, все же сумма этих сил не равна ну лю. Рассмотрим один из таких принципиально возможных слу чаев. Вообразим, что на большую высоту над поверхностью
Земли |
(которая для |
упрощения рассуждений не вращается) |
|||||||
заброшена |
(при помощи ракеты) кабина, |
к днищу которой на |
|||||||
очень длинном тросе прикреплен |
груз т (рис. 69) примерно |
||||||||
---------- 1 |
такой же массы, как и масса |
кабины. |
Все это |
||||||
сооружение свободно падает под действием силы |
|||||||||
|
|
|
земного притяжения. |
Так как |
груз т находится |
||||
|
|
|
ближе к центру Земли, чем кабина, то Земля бу |
||||||
|
|
|
дет сообщать кабине и всем находящимся в ней |
||||||
|
|
|
телам меньшее ускорение, чем грузу. Ясно, что |
||||||
|
|
|
при этом трос натянется, вследствие чего ускоре |
||||||
|
|
|
ние кабины увеличится и окажется несколько |
||||||
|
|
|
больше, чем ускорение свободного падения тела, |
||||||
|
|
|
находящегося в кабине. Поэтому тело массы пг, |
||||||
Р и с . |
69. |
свободно лежавшее на дне кабины, будет отста |
|||||||
Свободное |
вать в своем свободном падении на Землю от дна |
||||||||
падение |
свя |
кабины, т. е. по отношению к кабине будет все |
|||||||
занной |
си |
||||||||
|
стемы: |
время «подниматься кверху». |
|
|
|
|
|||
1 — кабина: |
Невесомость — антипод тяжести. Обычно со |
||||||||
2 |
— груз; |
стояние |
невесомости |
мы |
сочетаем |
с |
полетом |
||
3 |
— трос; |
||||||||
4 — направле |
сверхзвукового самолета либо космической раке |
||||||||
ние падения. |
ты и связываем его |
так или иначе |
с современ |
ными достижениями техники. Выражение «Я побывал в со стоянии невесомости» обычно приписывается летчикам и кос монавтам. Скажите, пожалуйста, а не приходилось ли одному герою известной сатирической книги Й. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» Самуэлю Паниковскому побывать в состоя нии невесомости? Мало того, не ощущали ли вы сами эту са
228
мую невесомость, не совершая героических полетов в космос и даже не садясь в самолет? Можно вполне категорично утверж дать: да, в состоянии невесомости вы были, и не раз, тысячу раз наблюдали со стороны и еще много раз ощутите и посмот рите, совсем не поднимаясь в небеса.
Вспомните Паниковского.
«Сотрудники вытащили третье глупое дитя лейтенанта Шмидта на крыльцо и принялись неторопливо раскачивать. Паниковский молчал, покорно глядя в синее небо.
— После непродолжительной гражданской панихиды... — начал Остап.
В ту же самую минуту сотрудники, придав телу Паников ского достаточный размах и инерцию, выбросили его на улицу.
— ...тело было предано земле, — закончил Бендер. Паниковский шлепнулся на землю, как жаба». Возьмите в руки камень и, размахнувшись, бросьте его
вверх. Описав плавную дугу, камень упадет на землю. Влезьте, наконец, на вышку и прыгните с нее ласточкой в
воду. На худой конец, перескочите с одной ступеньки лестницы на другую. '
Вот вам три, казалось бы, совершенно разнородные ситуа ции. Но в них с точки зрения механики есть .нечто общее: сво бодное падение или свободный полет. Когда Паниковского вы бросили на улицу, он совершил некоторый неуправляемый по лет, потеряв на мгновение связь с землей; камень и спортсмен, прыгающий с вышки, также свободно падают на землю. И все они в эти краткие промежутки времени находились именно в состоянии невесомости. Она, как видим, не так уж редко встре чается в нашей обыденной жизни. Вот поэтому на невесомость не стоит смотреть как на некоторый недосягаемый фетиш, до ступный лишь избранным счастливчикам.
В описанном выше примере С. Э. Хайкина показано, что со стояние невесомости идеально строго соблюдается для доста точно малых по своим размерам тел. Увеличение размеров те ла, несмотря на свободный полет его, приводит к тому, что в нем могут возникнуть внутренние силы, сжимающие или, растя гивающие его. Остановимся на этом вопросе более подробно.
Вначале рассмотрим модельную задачу, от которой потом перейдем к определению внутренних сил. Предположим, что некоторое тело совершает полет по круговой орбите спутника Земли. Над этим телом на расстоянии рг, совпадающем с на правлением радиуса, находится небольшой шарик, масса ко торого равна т. Какую силу необходимо приложить к шарику, чтобы в процессе движения шарик все время находился над
2 2 9
этим телом на одной и той же высоте? Математический анализ показывает, что для поддержания указанного стационарного положения летящих тел необходимо к шарику приложить ра диальную силу, направленную к центру Земли. Если шарик расположен ниже летящего предмета на том же расстоянии рг, то величина силы не изменится, а направление ее поменяется на противоположное. Соединив шарики тонкой невесомой нитью, получим равновесную систему, поскольку находящийся вверху шарик будет стремиться оторваться вверх точно с такой же силой, с какой нижний шарик будет стремиться опуститься вниз. При полете на орбите спутника Земли с высотой 200 км, массе шарика 1 кг и длине нити 2 м натяжение нити составит 2,8- ІО“5 г. Увеличение длины нити или массы шариков приво дит к пропорциональному возрастанию силы натяжения нити. Трос, соединяющий два космических корабля, имеющих мас сы 5 т каждый и расположенных на расстоянии 200 м вдоль радиуса орбиты, будет натянут с силой 14 г.
Пусть теперь на орбиту спутника Земли выведен прямой однородный стержень. В полете он ориентирован так, что про дольная ось его постоянно направлена к центру Земли. Весьстержень можно мысленно разделить на ряд отдельных шари ков, симметрично расположенных относительно середины стержня. Каждая пара таких шариков будет стремиться разде литься и поэтому стержень в целом будет растягиваться. Стальной пруток сечением 1 см и длиной 2 м будет разрывать ся с силой 10~4 г. Заметим, что если всю массу прутка поровну рассредоточить на его концах и соединить эти массы нитью, то она окажется натянутой в два раза большей силой. Конечно, найденные значения усилий в стержне или нити сами по себе невелики, например, по сравнению с теми усилиями растяже ния, которые может выдержать металлический пруток, но они вполне доступны для непосредственного измерения. Самый простой способ — разрезать нить и между концами ее привя зать пружинные весы.
Когда начинается изучение какого-либо нового физическо го явления, то никто заранее не может предугадать следующих из него выводов и тем более определить применимость его для решения тех или иных вопросов практики. Времена Архимеда и Ньютона безвозвратно минули. Теперь уже трудно открыть новые законы механики путем непосредственного созерцания, скажем, плавающей по воде лодки или падающего с дерева яблока. Мир новых законов закрыт семью замками, охраняет ся могущественной армией открытых законов и, чтобы взять эту крепость, человечество вынуждено привлечь тяжелую ар
230
тиллерию в виде ядерных реакторов, циклотронов, лучей лазе ра, космических ракет, электронных микроскопов, быстродей ствующих вычислительных машин и других китов современной техники, используя в качестве снарядов могучие достижения современной науки. На страницах этой книги мы, конечно, не откроем новых законов, но позволим себе немного пофантази ровать, основываясь на некоторых следствиях, вытекающих из закономерностей движения в космосе.
Как вы считаете, можно ли сделать на космическом кораб ле пилотажно-навигационные приборы, показывающие факти ческие значения элементов орбиты? Об одном из них — нави гационном глобусе мы уже упоминали. Однако он может по казать лишь расчетное положение плоскости орбиты в прост ранстве, ничего не говоря о ее фактическом положении. Осно вываясь на только что описанном парадоксе — возникновение сил растяжения стержня при свободном полете в космосе,— мы можем изобрести прибор, регистрирующий угловую ско рость полета корабля по орбите. Действительно, в формулу, определяющую величину силы растяжения стержня, входит значение угловой скорости полета корабля. Чем выше эта ско рость (т. е. чем ниже орбита над Землей), тем эта величина больше. Поскольку сила натяжения стержня прямо пропорцио нальна угловой скорости, то пружинные весы, предназначен ные для измерения силы растяжения стержня, можно отгра дуировать непосредственно в значениях угловой скорости. В свою очередь при полете по круговым орбитам угловая ско рость однозначно определяет период обращения и скорость полета. Значит, наш прибор позволит непосредственно отсчи тать по его шкале период обращения и скорость полета. Не плохо? Однако это розовая мечта. Прибор, если его устано вить на корабле, будет страдать многими «болезнями», он ведь будет измерять буквально все нагрузки* возникающие в стерж не, а не только те, которые обусловлены лишь влиянием гра витации. Малейший поворот стержня вместе с кораблем или внутри его приведет к возникновению центробежных сил, кото рые прибор не сможет отфильтровать. Кроме того, в момент
•измерений ось стержня должна быть достаточно точно направ лена к центру Земли. Любое отклонение от этого направления приведет к уменьшению сил растяжения, т. е. к искажению из меряемых параметров. Все это, разумеется, значительно ус ложнит эксплуатационные характеристики нашей конструкции
ив конечном счете ухудшит точность измеряемых величин.
Анельзя ли этот прибор конструктивно как-то видоизме
нить, чтобы свести до минимума влияние этих погрешностей?
23 і