Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Р и с . |
76. Первые обороты с мини- |
Р и с. 77. Предыдущая |
|
мальной критической начальной ско- |
траектория в невращающей- |
||
ростью во вращающихся координатах: |
ся системе координат. |
||
1 — Земля; 2 — Луна; |
3 — линия Хилла; |
|
|
I, |
II, III, IV, V — |
номера витков. |
|
7,791 км/сек, то для достижения первой критической скорости потребуется доразгон на величину 3,058 км/сек.
Рассмотрим теперь особенности движения космического ап парата. Проекция траектории полета его при старте с первой критической скоростью во вращающейся вместе с Луной и Землей системой координат на плоскость орбиты Луны по казаны на рис. 76. На нем же изображена линия Хилла в виде несимметричной восьмерки, соответствующая указанным усло виям старта. Напомним, что линия Хилла определяет границу допустимых движений космического аппарата. Она, в частно сти, показывает, что достижение Луны может произойти толь ко при пролете космического аппарата через узкую «лазейку», совпадающую с точкой либрации L\. Расчет траектории поле та производился методом численного интегрирования уравне ний движения. Результаты расчетов показывают, что при отлете от Земли с первой критической скоростью траектория космического аппарата возвращается к Земле, не доходя до линии Хилла примерно на 30 000 км. Орбита космического ап парата на первых витках по форме очень близка к эллипсу с радиусом апогея около 260 тыс. км (рис. 77). Однако от витка к витку высота апогея постепенно возрастает, но темп возра стания ее является очень малым. Для приведенных на рис. 76 пяти оборотов космического аппарата в выбранном масштабе отметить увеличение высоты апогея просто невозможно. Прой
250
дет, следовательно, очень много времени, пока он достигнет линии Хилла. Но это не все: ведь для прилета к Луне необхо димо, чтобы космический аппарат достиг линии Хилла в точ ке L u и только после этого он может перейти в левую часть восьмерки, т. е. оказаться в районе Луны. Таким образом, по лет к Луне с минимальной скоростью практически оказывает ся невозможным, поскольку перед его осуществлением косми ческий аппарат должен сделать достаточно большое число обо ротов вокруг Земли. Оценочные расчеты, выполненные В. А. Егоровым, показывают, что для достижения линии Хил ла космический аппарат должен совершить порядка 200 обо ротов, затратив на это 1200 суток. Это объясняется тем, что влияние Луны оказывается относительно небольшим.
Аналогичные расчеты для старта с Земли со второй
(10,84968 км/сек), с третьей (10,85738 км/сек) и с четвертой
(10,85854 км/сек) критическими скоростями показывают, что здесь также не удается достичь Луны на первом обороте. Сле довательно, полет к Луне с такими скоростями также не целе сообразен. Вот пц этой причине приходится искать другой под ход к задаче выбора скорости полета к Луне.
Мы уже убедились, что на первом обороте движения с минимальными скоростями орбита полета космического аппа рата по своей форме очень близка к эллипсу с фокусом в цент ре Земли и ее можно приближенно (но с хорошей точностью) рассчитывать по эллиптической теории, т. е. без учета притя жения Луны. Это обстоятельство наводит на мысль найти ми нимальные скорости на первом обороте приближенно, полно стью пренебрегая влиянием Луны. Минимальная геоцентри ческая начальная скорость, как нетрудно догадаться, должна быть выбрана так, чтобы высота апогея эллипса сравнялась с расстоянием до Луны. При строго вертикальном старте с по верхности Земли эта скорость будет равна 10,90525 км/сек. При старте с орбиты спутника Земли с высотой 200 км она воз растает всего лишь на 1,6 м/сек. Для сравнения укажем, что вторая космическая (параболическая) скорость в этом случае составляет 10,99967 км/сек и, следовательно, минимальная ско рость полета к Луне меньше ее всего на 92,828 м/сек. Таким образом, увеличив минимальную скорость полета к Луне все го на 93 м/сек, космический аппарат навсегда покинет Землю- и превратится в искусственную планету, вращающуюся вокруг
Солнца.
Траектория, соответствующая минимальной скорости отле та от Земли, показана на рис. 77. Эти расчеты подтверждают* что выбранное нами условие нахождения минимальной скоро
|
|
сти (равенство высоты |
апогея |
||
|
|
эллипса расстоянию до Луны) |
|||
|
|
является |
достаточным |
для |
|
|
|
обеспечения попадания в Луну |
|||
|
|
с высокой |
точностью. |
Более |
|
|
|
строгий анализ этого |
вопроса |
||
|
|
показывает, что найденную из |
|||
Рис. |
78. Возмущение Луной эл |
этого условия скорость |
полета |
||
липса, достигающего точки равен |
к Луне необходимо уменьшить |
||||
ства |
притяжений Земли и Луны: |
на 2 с.ч/сек, что является, |
ко |
||
/ — |
орбита без притяжения Луны; |
нечно, пренебрежимо малой ве |
|||
2 — орбита с притяжением Луны. Точ |
|||||
ками на орбите обозначено время поле |
личиной. |
Полученный |
резуль |
||
|
та в сутках. |
тат также означает, что распро |
|||
|
|
страненное мнение, будто бы для достижения Луны достаточ но достигнуть удаления, на котором притяжения Луны и Земли равны, — неверно. Это подтвердили и расчеты с соот ветствующих траекторий с учетом притяжения Луны, одна из которых показана на рис. 78. В этом случае за счет влия ния притяжения Луны происходит некоторое растяжение на чального эллипса и космический аппарат, не достигнув Луны, возвращается к Земле. Любопытно также отметить, что вплоть до момента входа в сферу действия Луны (она на рис. 78 обозначена в виде окружности) фактическая траекто рия полета очень хорошо совпадает с эллипсом.
Понятно, что величина скорости отлета от Земли целиком определяет продолжительность полета к Луне. Чем больше скорость, тем меньше полетное время. При минимальном зна чении начальной скорости продолжительность полета состав ляет немного более четырех суток, при старте с параболиче ской скоростью — около двух суток, а при превышении пара болической на 500 м/сек — примерно одни сутки.
Один из наиболее ответственных этапов полета к Луне — это сближение космического аппарата с Луной. Поэтому время полета к Луне выбирают так, чтобы момент сближения был хорошо виден с наземных пунктов управления и наблюдения за полетом. При прямом старте к Луне с территории Совет ского Союза или старте с первого витка орбиты спутника Зем ли это требование будет выполнено только в том случае, если продолжительность полета кратна полусуткам, т. е. равна полусуткам, полутора суткам, двум с половиной суткам и т. д. Не случайно поэтому время полета автоматической станции «Луна-2» составляло примерно полутора суток, а в последую щих пусках к Луне оно составляло либо 3,5 суток, либо 4,5 суток.
252
Сближение с Л ун о й
Полет к Луне, как уже сказано, может осуществляться с различными целями. Это — попадание в Луну, переход на ор биту ее спутника или облет с возвращением к Земле. Во всех случаях космический аппарат входит в сферу действия Луны, переподчиняясь, таким образом, влиянию притяжения Луны и уходя навсегда или только временно из-под опеки Земли. Воз никает вопрос: а не может ли случиться так, что космический аппарат, войдя в сферу действия Луны, самопроизвольно, без всяких маневров с помощью двигателя, а только под действи ем притяжения Луны останется около нее, оказавшись вечным пленником Луны? Этот вопрос в небесной механике относят к так называемой проблеме захвата. Применительно к задачам полета к Луне проблема захвата может быть сформулирована так: может ли космический аппарат, стартуя с Земли, на пер вом витке орбиты полета к Луне быть захвачен Луной, превра тившись в ее искусственный спутник? Надо сказать, что этот вопрос в его самой общей постановке является достаточно сложным и некоторые тонкости его еще не разрешены вплоть до настоящего времени. Однако многие стороны его, особенно ценные с практической точки зрения, сейчас выяснены и дают четкий ответ. Об этом, в частности, достаточно подробно гово рит советский механик В. А. Егоров в статье «О некоторых за дачах динамики полета к Луне» (журнал «Успехи физических наук», т. 62, 1957 г.).
Итак, с точки зрения техники полета очень важно знать, су ществует ли хоть одна траектория полета к Луне, отвечающая захвату, или нет. Если такая траектория существует, то пред ставляется очень заманчивой идея создания искусственного спутника Луны без помощи двигателя. Конечно, ввиду исклю чительности начальных условий движения реализовать в точ ности такую траекторию будет очень трудно, но все же, совер шая полет по близкой траектории, желательно хотя бы на не которое время создать спутник Луны.
Мы уже говорили, что независимо от того, возможен захват или нет, создание временного спутника Луны без помощи дви гателя в принципе (теоретически) возможно. Для этого необ ходимо стартовать от Земли со скоростью, несколько превы шающей первую критическую (10,84890 км/сек), но меньше второй (10,84969 км/сек). В этом случае поверхности Хилла, окружающие Землю и Луну, соединяются между собой напо добие гантели и ручка этой гантели образует своеобразную горловину, через которую космический аппарат может проник-
253
нуть к Луне. Но для этого он должен сделать достаточно боль шое число оборотов вокруг Земли. Регулируя скорость отлета от Земли в диапазоне между двумя критическими скоростями (т. е. в интервале 0,78 м/сек), горловину можно сделать очень узкой и поэтому космический аппарат, проникнув через горло вину, может двигаться около Луны сколь угодно долго, преж де чем выйдет через нее обратно. Однако практическая реали зация такого спутника Луны вряд ли возможна по следующим причинам. Во-первых, отличие первой и второй критической скоростей составляет всего 0,78 м/сек и промежуточную ско рость будет очень трудно реализовать технически. Во-вторых, космический аппарат, совершая большое число витков, преж де чем достигнет горловины, может упасть на Землю. В-треть их, неучтенное при этом возмущающее влияние Солнца может либо закрыть горловину, либо, наоборот, расширить ее и уве сти космический аппарат от Земли и Луны. Таким образом, создание временного спутника Луны без помощи двигателя оказывается фактически невозможным.
А что можно сказать о захвате Луной? Детальный анализ этого вопроса показывает, что ни при каких начальных услови ях отлета космического аппарата от Земли захват его Луной невозможен. Значит, аппарат, стартовавший с Земли и на пер вом обороте вошедший в сферу действия Луны, обязательно выйдет из нее (разумеется, если только он не столкнется с Лу ной). Отсюда следует, что создание постоянного спутника Лу ны на первом обороте без помощи двигателя невозможно.
Остановимся теперь более подробно на вопросе входа кос мического аппарата в сферу действия Луны. Предположим, что аппарат выведен на круговую орбиту спутника Земли вы сотой 200 км, а плоскость орбиты его сов
2 |
|
2 |
падает с плоскостью орбиты Луны. Раз |
||||||
|
|
|
гоняясь с этой орбиты, можно получать |
||||||
|
|
|
все более и более вытянутые эллипсы. |
||||||
|
|
|
Движение по этим эллипсам может про |
||||||
|
|
|
исходить как в направлении часовой |
||||||
|
|
|
стрелки, |
так |
и |
против ее |
вращения |
||
|
|
|
(рис. 79). По |
мере возрастания высоты |
|||||
|
|
|
апогея скорость полета в этой точке будет |
||||||
1 |
|
2 |
убывать. При высоте апогея 100 тыс. км |
||||||
Р и с. |
79. |
Орбиты по |
она составит |
661 |
м/сек, при высоте |
||||
лета к Луне с движе |
190 тыс. — 365 м/сек. Когда высота апо |
||||||||
нием |
по |
часовой и |
гея достигнет сферы действия Луны (т. |
е. |
|||||
против |
часовой стрел |
апогей |
не |
будет |
доставать |
Луны |
на |
||
|
|
ки: |
|||||||
1 — Земля; 2 — Луна. |
66 тыс. |
км), |
скорость полета уменьшится |
254