Файл: Учебное пособие В. М. Лопатин издание второе, стереотипное 1 17.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
161
− построение электронного правительства и повышение эффективности госу- дарственного управления;
− развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью ин- формационных технологий;
− преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества;
− обеспечение безопасности в информационном обществе;
− развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.
Одним из основных показателей развития государственной программы явля- ется постепенный рост удельного веса сектора информационных и телекомму- никационных технологий в валовом внутреннем продукте Российской Федера- ции. Для численной оценки развития информационного общества используется комплекс показателей, который в числе прочих показателей включает:
− уровень образования и профессиональной подготовки населения;
− результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
− результаты инновационной деятельности;
− уровень развития информационно-коммуникационных технологий связи и систем доступа;
− удельный вес специалистов, занятых в информационной индустрии;
− долю организаций, использующих информационную защиту и др.
С мониторингом развития сектора информационных технологий и динами- кой основных показателей можно ознакомиться на сайте Федеральной службы государственной статистики [27] в разделе «Информационное общество».
10 / 17
162
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Информатика – основа цифровой экономики
В июле 2017 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утвер- ждена государственная программа
«Цифровая экономика Российской Федера- ции» [28]. Программа ориентирована на развитие цифровой формы представле- ния данных, которая должна выступать ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, в государственном управ- лении и бизнесе. Основная цель Программы заключается в создании экосистемы цифровой экономики, которая обеспечивает:
− эффективное взаимодействие государства и граждан, развитие научно-об- разовательного сообщества, трансграничное взаимодействие бизнеса;
− повышение конкурентоспособности отраслей экономики, в том числе на глобальных рынках;
− создание условий для развития высокотехнологичного бизнеса.
Программа сфокусирована на формировании двух базовых направлений циф- ровой экономики:
1) ключевых институтов, обеспечивающих цифровую экономику в части нор- мативного регулирования, кадров и образования, формирования технологиче- ских заделов и исследовательских компетенций;
2) основных инфраструктурных элементов цифровой экономики, включая информационную инфраструктуру и информационную безопасность.
Одной из основных сфер деятельности, связанной с развитием базовых направлений, является система образования.
В Программе отмечено, что в системе образования постепенно расширяется применение цифровых технологий. Большинство образовательных организаций имеет выход в Интернет и представлено в глобальной сети на своих сайтах, ко- торые поддерживаются в актуальном состоянии. В программах общего образо- вания преподается курс информатики, который обеспечен нормативно, техноло- гически и содержательно. В рамках среднего и высшего образования ведется подготовка кадров цифровой экономики. Однако численность подготовки кад- ров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики не- достаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования. В процедурах итоговой аттестации недостаточно при- меняются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую информационную среду [28].
Для устранения отмеченных недостатков определены базовые направления развития цифровой экономики, одним из основных направлений является разви- тие образования. В Программе сформированы основные цели в отношении кад- ров и образования:
− создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
− совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
11 / 17
В июле 2017 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утвер- ждена государственная программа
«Цифровая экономика Российской Федера- ции» [28]. Программа ориентирована на развитие цифровой формы представле- ния данных, которая должна выступать ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, в государственном управ- лении и бизнесе. Основная цель Программы заключается в создании экосистемы цифровой экономики, которая обеспечивает:
− эффективное взаимодействие государства и граждан, развитие научно-об- разовательного сообщества, трансграничное взаимодействие бизнеса;
− повышение конкурентоспособности отраслей экономики, в том числе на глобальных рынках;
− создание условий для развития высокотехнологичного бизнеса.
Программа сфокусирована на формировании двух базовых направлений циф- ровой экономики:
1) ключевых институтов, обеспечивающих цифровую экономику в части нор- мативного регулирования, кадров и образования, формирования технологиче- ских заделов и исследовательских компетенций;
2) основных инфраструктурных элементов цифровой экономики, включая информационную инфраструктуру и информационную безопасность.
Одной из основных сфер деятельности, связанной с развитием базовых направлений, является система образования.
В Программе отмечено, что в системе образования постепенно расширяется применение цифровых технологий. Большинство образовательных организаций имеет выход в Интернет и представлено в глобальной сети на своих сайтах, ко- торые поддерживаются в актуальном состоянии. В программах общего образо- вания преподается курс информатики, который обеспечен нормативно, техноло- гически и содержательно. В рамках среднего и высшего образования ведется подготовка кадров цифровой экономики. Однако численность подготовки кад- ров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики не- достаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования. В процедурах итоговой аттестации недостаточно при- меняются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую информационную среду [28].
Для устранения отмеченных недостатков определены базовые направления развития цифровой экономики, одним из основных направлений является разви- тие образования. В Программе сформированы основные цели в отношении кад- ров и образования:
− создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
− совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
11 / 17
163
− формирование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
− создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Запланированные цели обозначены в Программе в виде конкретных показа- телей 2024 г. и сроков их достижения:
− количество выпускников образовательных организаций высшего образова- ния по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуника- ционными технологиями, – 120 тыс. человек в год;
− количество выпускников высшего и среднего профессионального образо- вания, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тыс. человек в год;
− доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40%.
Обучение указанного числа специалистов неразрывно связано с преподава- нием и получением знаний в области информатики. Дисциплина «Информа- тика» в рамках реализуемой Программы приобретает особое значение и высту- пает в качестве базовой системы знаний. Владение основами информатики яв- ляется обязательным для выпускников высшего и среднего профессионального образования, которые планируют свою профессиональную деятельность в усло- виях развитой цифровой экономики.
Особое значение информатика имеет для специалистов технического про- филя, которые наряду с этой дисциплиной получают знания в области техноло- гических, точных и естественных наук и планируют профессиональную деятель- ность в качестве инженера. Специалисты инженерного профиля представляют собой базовый кадровый потенциал Программы, который ориентирован на раз- витие перспективных сквозных цифровых платформ и технологий. Большинство перспективных технологий, обозначенных в Программе, относятся к техниче- ской области деятельности и включают такие наукоемкие направления, как ис- кусственный интеллект, производственные технологии и промышленный интер- нет, компоненты робототехники и другие.
В заключение необходимо отметить, что бурное развитие информационных технологий в различных областях современной жизни неминуемо приведет к тому, что каждый специалист, в какой бы сфере он ни трудился, будет вынужден в совершенстве овладеть навыками работы с информационными объектами по- добно тому, как современный человек владеет навыками чтения и письма.
12 / 17
164
Литература
1. Симонович, С. В. Информатика. Базовый курс : учебник. – 3-е изд. –
СПб. : Питер, 2018. – 640 с.
2. Паламарчук, Л. Н. Информатика и программирование. Ч. 1. Основы тео- рии информации : учеб. пособие / Л. Н. Паламарчук, А. С. Волосников. – Челя- бинск : Издат. центр ЮУрГУ, 2016. – 64 с.
3. Коноплева, И. А. Информационные технологии : учеб. пособие / И. А. Ко- ноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов ; под ред. И. А. Коноплевой. – М. : Про- спект, 2008. – 304 с.
4. Голицина, О. Л. Информационные системы и технологии : учеб. пособие /
О. Л. Голицина, Н. В. Максимов, И. И. Попов. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 400 с. –
(Высшее образование).
5. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. –
2-е изд. – М. : Сов. энциклопедия, 1982. – 1600 с.
6. Акулов, О. А. Информатика: базовый курс : учеб. пособие для студентов вуза, бакалавров, магистров, обучающихся по направлению «Информатика и вы- числительная техника» / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. – 5-е изд., испр. и доп. –
М. : Омега-Л, 2008. – 574 с.
7. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учеб- ник. – М. : Гардарики, 2007. – 655 с.
8. Лозовский, В. Н. Информация, информатика, реальность : учеб. посо- бие. – СПб. : Лань, 2008. – 96 с.
9. Гарднер, М. Шифр Бэкона // Научно-популярный физико-математи- ческий журнал «Квант». – 1992. – № 8. – С. 21–26.
10. Бройдо, В. Л. Архитектура ЭВМ и систем : учебник / В. Л. Бройдо,
О. П. Ильина. – СПб. : Питер, 2006. – 718 с.
11. Гуров, В. В. Микропроцессорные системы : учебник [Электронный ре- сурc]. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 336 с. – Режим доступа: http://www. zna- nium.com.
12. Гагарина, Л. В. Технология разработки программного обеспечения : учеб. пособие / Л. В. Гагарина, Е. В. Кокорева, Б. Д. Виснадул ; под ред. Л. Г. Гагари- ной. – М. : ИД «ФОРУМ» ; ИНФРА-М, 2012. – 400 с. – (Высшее образование).
13. Строгалев, В. П. Имитационное моделирование : учеб. пособие /
В. П. Строгалев, И. О. Толкачева. – 3-е изд. – М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Бау- мана, 2017. – 295 с.
14. Свердлов, С. З. Языки программирования и методы трансляции : учеб. по- собие. – СПб. : Питер, 2007. – 638 с.
13 / 17
165 16. Хомоненко, А. Д. Базы данных
:
учебник / А. Д. Хомоненко, В. П. Цы- ганков, М. Г. Мальцев ; под ред. А. Д. Хомоненко. – 6-е изд. – М. : Бином-Пресс ;
СПб. : КОРОНА–Век, 2007. – 736 с.
17. Михеева, В. Д. MicrocoftAccess 2002 / В. Д. Михеева, И. А. Харитонова. –
СПб. : БХВ-Петербург, 2003. – 1040 с.
18. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы : учебник / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 958 с.
19. Волокитин, А. В. Интернет для служащих государственных организаций и коммерческих фирм : учеб. пособие / А. В. Волокитин, А. П. Маношкин,
И. Н. Курносов [и др.] ; под общ. ред. Л. Д. Реймана. – М. : ФИОРД-ИНФО,
2001. – 272 с.
20. Дунаев, В. В. HTML, скрипты и стили. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. :
БХВ-Петербург, 2008. – 1024 с.
21. Соколов, В. А. HTM и CSS в примерах, типовых решениях и задачах. Про- фессиональная работа. – М. : Издат. дом «Вильямс», 2007. – 416 с.
22. Мельников, В. П. Информационная безопасность и защита информации : учеб. пособие / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков ; под ред.
С. А. Клейменова. – М. : Издат. центр «Академия», 2006. – 336 с.
23. Малюк, А. А. Защита информации в информационном обществе : учебное пособие. – М. : ГЛТ, 2015. – 230 c.
24. Шаньгин, В. Ф. Информационная безопасность и защита информации. –
М. : ДМК, 2014. – 702 c.
25.
Аверченков, В. И. Криптографические методы защиты информации : учеб- ное пособие [Электронный ресурс] / В. И. Аверченков, М. Ю. Рытов, С. А. Шпи- чак. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 215 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/92914.
26. Государственная программа «Информационное общество» (2011–
2020 гг.), утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа: minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/.
27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
28. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. распоря- жением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
14 / 17
166
Оглавление
Введение ....................................................................................................................... 3
Информатика – наука об автоматической обработке информации ....................... 4
Информация и ее представление в информационно-вычислительной технике ... 7
Определения и основные свойства информации .................................................. 7
Единицы измерения и хранения данных ............................................................. 13
Преобразование и обработка данных ................................................................... 17
Представление числовых данных ............................................................................ 20
Системы счисления ................................................................................................ 20
Перевод чисел из одной системы счисления в другую ...................................... 22
Двоичное кодирование целых чисел .................................................................... 25
Двоичное кодирование действительных чисел ................................................... 26
Представление и обработка текстовых символов ............................................... 27
Способы кодирования текста ................................................................................ 28
Кодирование компьютерных символов ............................................................... 30
Компьютерные шрифты ........................................................................................ 31
Электронные документы ....................................................................................... 33
Формирование графических данных ....................................................................... 34
Классификация цифровых изображений ............................................................. 34
Моделирование цветовых оттенков, законы Грассмана .................................... 36
Цветовая модель RGB ............................................................................................ 36
Цветовая модель CMYK ........................................................................................ 38
Формирование цветных изображений на экране и бумаге ................................ 39
Операции с логическими данными .......................................................................... 40
Основные понятия алгебры логики ...................................................................... 41
Базовые логические операции .............................................................................. 42
Логические элементы и схемы .............................................................................. 45
Логические операции с множествами .................................................................. 48
История развития вычислительной техники .......................................................... 50
Вычислительные средства домеханического и механического этапов ............ 50
Предпосылки создания электронных счетных устройств ................................. 52 15 / 17
167
Поколения вычислительных машин .................................................................... 53
Принципы устройства и структура ЭВМ ............................................................. 55
Архитектура вычислительных машин ................................................................. 56
Основные характеристики вычислительных машин .......................................... 58
Персональный компьютер ........................................................................................ 60
Базовая конфигурация ........................................................................................... 60
Внутренняя и внешняя память компьютера ........................................................ 62
Мониторы ................................................................................................................ 65
Клавиатура и манипулятор мышь ........................................................................ 66
Классификация компьютеров ............................................................................... 67
Программное обеспечение компьютера ................................................................. 70
Системное программное обеспечение ................................................................. 70
Операционные системы ......................................................................................... 71
Операционные системы Windows и Linux ........................................................... 74
Системы управления файлами .............................................................................. 75
Служебные программы и стандартные приложения ОС ................................... 77
Системы и технологии программирования ............................................................ 79
История развития технологий программирования ............................................. 79
Этапы решения задач на программной основе ................................................... 81
Моделирование как процесс упрощения задачи ................................................. 82
Алгоритм и его основные свойства ...................................................................... 85
Представление алгоритма на языке программирования .................................... 90
Разновидности языков программирования .......................................................... 93
Прикладное программное обеспечение .................................................................. 96
Редакторы текстов .................................................................................................. 98
Создание и вставка объектов в текстовом редакторе ......................................... 99
Электронные таблицы ......................................................................................... 102
Обработка данных в электронных таблицах ..................................................... 105
Средства анализа данных .................................................................................... 109
Базы данных и системы управления базами данных ........................................ 113
Классификация и структура баз данных ............................................................ 114 16 / 17