Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
194
Во многих случаях Конституционный Суд выносит определения о распространении соб- ственных правовых позиций на аналогичные ситуации, отраженные в обращениях, которые повторяются в других законах и иных нормативно-правовых актах. Такие определения могут рассматриваться как одна из форм исполнения решений Суда, основанная на прецеденте
381
Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года
382
были внесены изме- нения и дополнения в ФКЗ о Конституционном Суде РФ, которыми созданы юридические основы для повышения эффективности реализации решений федерального органа конститу- ционного правосудия (ст. ст.79, 80, 87) и содержащихся в них правовых позиций.
Согласно части 4 статьи 79 Закона, изложенной в новой редакции, в случае, если реше- нием Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции
РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходи- мость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должност- ное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нор- мативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необхо- димых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется
Конституция РФ.
В 2010 году появилась ч. 5 ст. 79 ФКЗ о КС, которая гласит, что позиция Конституци- онного Суда РФ относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной прак- тикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда РФ, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан консти- туционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда кон- ституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету право- применительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления
Конституционного Суда РФ.
В 2001 году появилась статья (ст. 80 в новой редакции), которая стала закреплять обязан- ность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных норматив- ных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного Суда РФ.
Пять пунктов этой статьи определяют обязанности различных органов государственной власти в случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответ- ствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда
РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании. Пункт 1 данной статьи увеличил срок для Правительства с 3 до 6 месяцев в 2014 году.
1) Правительство РФ не позднее шести месяцев после опубликования решения Консти- туционного Суда РФ, если иной срок не установлен постановлением Конституционного Суда
РФ в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75 ФКЗ КС, вносит в Государствен- ную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом РФ неконституционным в отдельной его части.
Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной
Думы, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Россий-
381
Митюков М.А. Акты Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов
Российской Федерации и некоторые вопросы их исполнения // Проблемы исполнения федеральными органами государствен- ной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда РФ и кон- ституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания (Москва, 22 марта
2001 г.) / Под ред. М.А. Митюкова и др. – М., 2001. – С.23.
382
СЗ РФ.– 2001.– № 51. – Ст. 4824.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
195
ской Федерации, а также Верховный Суд Российской Федерации по вопросам его ведения вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, про- екта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законо- проекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом РФ неконсти- туционным в отдельной его части, и вносить их в Государственную Думу. Правительство РФ в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, указанных в настоящем абзаце, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого явля- ется Правительство РФ;
2) Президент РФ, Правительство РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ отменяют нормативный акт соответственно Президента
РФ или Правительства РФ, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или)
дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.
3) Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет признанный неконсти- туционным закон субъекта РФ, принимает новый закон субъекта РФ или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта РФ, признанный некон- ституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вносит соответствую- щий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъ- екта РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ.
Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ
законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного
Суда РФ, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законода- тельством.
4) Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в норма- тивный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с реше- нием Конституционного Суда РФ, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.
5) Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъек- тов РФ, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конститу- ции РФ договор между федеральными органами государственной власти и органами государ- ственной власти субъектов РФ, договор между органами государственной власти субъектов
РФ, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ вно- сят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие дого- вора.
По мнению Н.В. Витрука, отмеченные положения ФКЗ о КС «могут привести к восприя- тию юридической силы решений Конституционного Суда как зависимой от юридической силы последующих актов тех органов, в отношении которых вынесено решение Конституционного
Суда». Заслуживают внимания высказанные сомнения: такой подход на практике «может стать
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
196
фактором, препятствующим или блокирующим действие решений Суда»
383
. Однако в практике
Конституционного Суда РФ, иных органов государства, правовой системы в целом появился положительный эффект от внесённых изменений.
В статье 87 часть 2 получила новую редакцию в 2001 году. Теперь признание не соответ- ствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, норма- тивного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров,
основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
Помимо этого ст. 87 была дополнена частями 3–5 следующего содержания. Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта РФ, договора субъекта РФ
или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке орга- нами государственной власти других субъектов РФ положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными (ч. 3).
Положения нормативных актов либо договоров, указанных в частях 2 и 3 настоящей ста- тьи, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ч. 4).
В случае, если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституцион- ного Суда РФ аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отме- нен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государ- ственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим (ч. 5).
Отмеченные изменения и дополнения выполняют следующие взаимосвязанные функ- ции. Во-первых, они укрепляют позиции реального конституционализма в России, т. к.
создают дополнительные юридические гарантии проведения в жизнь решений и правовых позиций Конституционного Суда РФ. Во-вторых, они связывают различные государственные органы, принимающие нормативные правовые акты, признанные неконституционными, обя-
зательствами
по их устранению из правовой системы России присущими каждому из органов законными методами и способами. В-третьих, они вносят в российский конституционализм
новую конституционную идеологию,
– идеологию конституционно-правовой ответственности,
механизм реализации которой достаточно громоздок и нацелен не столько на реальное право- вое, сколько на идеологическое воздействие и превентивную роль.
Следует отметить, что идеологическое воздействие конституционно-правовой ответ- ственности в целом играет позитивную роль, если способно удерживать различные государ- ственные органы и их должностных лиц от совершения неконституционных действий или при- нятия неконституционных мер. В процессе устранения неконституционных правовых актов или актов субъектов Федерации, противоречащих федеральному законодательству, большую роль сыграли и продолжают играть органы прокуратуры в субъектах РФ, которые действовали совместно с образованными в федеральных округах управлениями Генеральной прокуратуры
РФ.
Эти управления были созданы в соответствии с «Положением об управлениях Генераль- ной прокуратуры в округах», утвержденным 25 июля 2000 года Генеральным прокурором РФ.
К концу 2001 года в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами были приве- дены положения 66 конституций и уставов субъектов Федерации. Прокурорами было выявлено
383
Витрук Н.В. Повышение эффективности действия и исполнения решений Конституционного Суд РФ // Исполнение решений конституционных судов. Сборник докладов. М., 2003. С. 13–14.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
197
более 4 тысяч незаконных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъ- ектов РФ, из которых две трети благодаря реагированию прокуроров отменены или приведены в соответствие с федеральным законодательством
384
Порядок привлечения к ответственности и меры ответственности органов и должност- ных лиц за неисполнение решений Суда ФКЗ о КС не регламентирует. Закон содержит только общую норму об ответственности. Согласно ст. 81 ФКЗ о КС (последствия неисполнения реше- ния) неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению реше- ния Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным зако- ном. Уголовный кодекс РФ в статье 315 предусматривает ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Так, злостное неисполнение пред- ставителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служа- щим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч руб- лей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определен- ной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда РФ являются активными проводниками верховенства Конституции РФ, обеспечивают ее прямое действие и проник- новение в нормативный массив других отраслей права, способствуют конституционализации правового порядка на основе новых конституционных принципов. Поэтому правовые акты,
содержащие результаты конституционного толкования, выходят далеко за пределы традицион- ной природы актов толкования права. Содержащиеся в них правовые позиции федерального органа конституционного правосудия оказывают воздействие на различные виды правового регулирования, правотворчество, правоприменение, правореализацию. В то время как обыч- ные акты толкования права содействуют только правоприменительному процессу. С точки зре- ния выполняемых функций правовые позиции, как составная часть решений Конституцион- ного Суда РФ, носят обязательный характер и в большинстве случаев являются источниками конституционного и других отраслей права.
Некоторые исследователи предлагают внести в ФКЗ о Конституционном Суде норму,
обязывающую Конституционный Суд РФ пересмотреть на пленарном заседании собственное постановление по требованию не менее трех членов Суда, не согласных с его решением, либо ввести иную процедуру проверки конституционности постановлений самого Конституцион- ного Суда РФ
385
. Механизм изменения, как решения, так и правовой позиции Конституцион- ного Суда РФ самим Судом пока не предусмотрен.
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Контрольные вопросы
1. Назовите особенности правовой природы и юридической силы решений Конституци- онного суда РФ.
2. Каковы правила вступления в силу и опубликования решений Конституционного суда
РФ?
3. Что такое непосредственное действие решений Конституционного Суда РФ?
384
См.: Бессарабов В.Г, Осипян С.А. Деятельность прокуратуры в обеспечении конституционной законности // Право и политика.– 2002.– № 6. – С. 30–31.
385
Грось Л. Акты Конституционного Суда РФ и право на судебную защиту // Российская юстиция.– 1998.– № 12. – С.10.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
198 4. Назовите порядок исправления неточностей в решении и разъяснения решения Кон- ституционного Суда РФ.
5. Какие органы государства вправе осуществлять подготовку проекта нового федераль- ного конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвя- занных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный
Конституционным Судом РФ неконституционным в отдельной его части, и вносить их в Госу- дарственную Думу?
6. В чём состоит обязательность решений Конституционного Суда РФ?
7. Какова роль Секретариат Конституционного Суда в обобщении практики исполнения решений Конституционного Суда?
8. Какие существуют формы исполнения решений Конституционного суда РФ?
9. Какие проблемы исполнения решений органов конституционного правосудия суще- ствуют в российской правовой системе?
10. Какой порядок привлечения к ответственности и меры ответственности органов и должностных лиц за неисполнение решений Конституционного Суда предусматриваются зако- нодательством?
11. Назовите обязанности государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением
Конституционного Суда РФ.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
199
Заключение
В заключение необходимо отметить, что конституционное правосудие в целом оказы- вает благотворное влияние на формирование и развитие современного российского конститу- ционализма. Оно способствует устранению правовыми процессуальными средствами консти- туционных конфликтов и коллизий, выстраиванию правовых актов по их юридической силе,
прояснению границ полномочий органов государственной власти в соответствии с «буквой»
и «духом» Конституции РФ, устранению препятствий на пути становления конституционной законности в правовом пространстве России.
Толкование Конституции и осуществление контроля за конституционностью различных правовых актов являются важными факторами конституционализации обновляемого право- вого порядка, проводниками прямого действия федеральной Конституции в сложных условиях развития федеративного государства
386
. Судебная конституционализация правового порядка затрагивает наиболее важные сферы государственной и общественной жизни, обеспечение личных (гражданских), политических, социальных, экономических и культурных прав и сво- бод личности в РФ, способствует прояснению границ и соотношения национальной юрисдик- ции и юрисдикции Европейского суда по правам человека.
Решения Конституционного Суда породили новое явление в системе источников кон- ституционного и других отраслей права. Традиционные для отечественной правовой системы источники права: конституция, закон, подзаконный акт, договор – дополнились решениями федерального органа конституционного правосудия и будут дополняться также и на уровне субъекта РФ актами их конституционных (уставных) судов. Несмотря на дискуссии о юридиче- ской природе решений органов конституционного правосудия, существующие в современном конституционном праве, они оказывают реальное правовое воздействие на правоприменитель- ную практику, правотворческий процесс, изучаются в юридических вузах как самостоятель- ный вид правовых актов. Поэтому их следует отнести к источникам конституционного права
(и ряда других отраслей), нетрадиционным для стран, относящимся к романо-германской пра- вовой системе.
Для дальнейшего изучения конституционного правосудия и приобретения практических навыков необходимо обращаться к статистическим и обобщающим материалам, опубликован- ным на официальном сайте Конституционного Суда РФ, а также официальных сайтах консти- туционных (уставных) судов субъектов РФ. Особенно важно приобрести навык подготовки обращений в Конституционный Суд РФ (в том числе наиболее востребованного вида – кон- ституционной жалобы), для чего следует изучить примерную структуру обращения в Консти- туционный Суд РФ (смотрите на официальном сайте Суда).
386
Кравец И.А. Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и прак- тики) // Журнал российского права. – 2003.– № 11.– С.113–124.