Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Нарушение соединений внутренних пластин с втул­ ками (по месту крепления скребков), что увеличивает удельные давления в сопряжениях, интенсифицирует износ и приводит к нарушению.

Для воспроизведения такого типа отказов при стен­ довых испытаниях нагружение элеватора осуществлено с помощью нагружающих приспособлений [XI.5], состоя­ щих из набора металлических пластин, жестко закреп-

Рис. 81. Нагружающее приспособление для испытания погрузочного элеватора корней свеклоуборочного комбайна КС-3:

/ — электродвигатель; 2 — механизм привода; 3 — общая рама; 4 — испы­ тываемый транспортер; 5 — грузы; 6 — скребок; 7 — бункер; 8 — рама транспортера; 9 — цепь транспортера; 10 — ось шарнира цепи.

ленных на скребках элеватора (рис. 81). Количество пластин нагрузочного приспособления, т. е. погонная на­ грузка на полотно элеватора при испытаниях, определя­ лась исходя из фактической загрузки полотна в условиях эксплуатации.

Для ускоренного воспроизведения на стенде износов цепи применили абразив, для этого на раме транспор­ тера над местом захода холостой ветви на звездочку были установлены два конусных бункера с течками, Направленными на левую и правую цепи. В бункеры через каждый час засыпался просеянный кварцевый пе­ сок. Время высыпания песка составляет около 5 мин.

Ненадежными в эксплуатации являются ботвосрезаю­ щие аппараты, испытание которых целесообразно осу­ ществить на двух стендах: для испытания ножей и с по­ мощью нагрузочного приспособления испытать осталь­ ные детали ботвосрезающего аппарата.

249

Изучение работы ботвосрезающих аппаратов с обрез­ кой ботвы до выкопки корней показывает, что дисковые ножи кроме вращения совершают возвратно-поступа­ тельное движение в вертикальной плоскости. При этом детали ботворежущего аппарата подвержены крутящему моменту и горизонтальному усилию, создаваемому этим моментом. Первая нагрузка вызывает напряжения кру­ чения, а вторая — напряжения изгиба. Под действием

Рис. 82. Приспособление для испытания ботвосрезающих аппаратов свеклоуборочных комбайнов с предварительной обрезкой ботвы до вытопки корней:

1 — рама; 2 — кулачок; 3 — лыжа;

4 — колесо; 5

— редуктор; 6 подшип­

ник; 7 — испытываемый

ботвосрезающий

аппарат;

8 — вал

телескопический;

9 — привод

ботвосрезающих аппаратов;

10 — копирующий

механизм ботво­

срезающего

аппарата; 11 — пружина; 12 — цепная

передача;

13

— электро­

двигатель;

14 — редуктор конический;

15 — вал редукторов;

16

— муфта.

горизонтальной

силы и

вертикального

перемещения

ножей происходит износ поверхностей телескопического соединения.

Приспособление для испытания на надежность бот­ восрезающих аппаратов предназначено для создания регулируемых по величине усилий, действующих на де­ тали аппарата [XI.6]. Оно состоит из двух самостоятель­ ных узлов: одного — для нагружения ботвосрезающих аппаратов, другого — для создания возвратно-поступа­ тельного движения копира и связанных с ним ножей в вертикальной плоскости (рис. 82). Узел нагружения со­

стоит из металлической•плиты,

на которой консольно

закреплены четыре шестерни с числом

зубьев Z= 15 и

Z —10. Расстояние между осями

крайних шестерен рав­

но расстоянию между осями ножей

ботвосрезающего

аппарата и составляет 450 мм. Крайние шестерни болта-

250



ми крепятся к валам ботвосрезающих аппаратов вместо снятых дисковых ножей. Эта часть приспособления при помощи боковин плиты закрепляется к корпусам под­ шипников ботвосрезающего аппарата свеклоуборочного комбайна, так что весь узел находится в подвешенном состоянии. Закрепленное на машине приспособление соединяет между собой кинематически оба ботвосрезаю­ щие аппарата, и передача крутящего момента осуществ­ ляется по замкнутому контуру: горизонтальный вал ботвосрезающих аппаратов, коническая пара и верти­ кальный вал одного аппарата, шестерни приспособления, вертикальный вал и коническая пара другого ботвосре­ зающего аппарата, горизонтальный вал. Для создания внутри замкнутого контура нагружающего крутящего момента имеется специальная муфта. Закручивая один вал относительно другого на определенный угол, полу­ чаем возможность нагружать детали в замкнутом кон­ туре заранее известным крутящим моментом.

Узел привода — это кулачковый механизм, предна­ значенный для придания копирам ботвосрезающего ап­ парата вертикального возвратно-поступательного дви­ жения. Он состоит из горизонтально расположенного ва­ ла с кулачком, приводящегося в движение электродвига­ телем через цепную передачу. Имеется возможность устанавливать сменные звездочки и кулачки для ре­ гулирования частоты и амплитуды вертикальных коле­ баний.

При проектировании стенда для испытания дисковых ножей учитывалось следующее.

Дисковые ножи свеклоуборочных комбайнов тере­ бильного типа и с обрезкой ботвы до выкопки корней работают в присутствии почвенных (абразивных) частиц. Кроме того, основными отказами дискового ножа явля­ ются превышение радиального износа предельного и уве­ личение толщины кромки лезвия сверх предельной. Исходя из выполняемой функции ножа, а также возни­ кающих при этом отказов, можно в качестве материала

для имитации резания

использовать абразивную среду

[X 1.7]. При создании

стенда учитывалось и требование

универсальности, т. е. возможность испытания основных почвообрабатывающих рабочих органов как активных, так и пассивных, кроме того, работа стенда должна но­ сить непрерывный характер.

Для нагружения деталей свеклопогрузчика ГРС-50 был сконструирован стенд [XI.8], у которого нагрузочное

251


устройство выполнено в виде стойки с укрепленными на нем блоками, через которые проходит трос, одним кон­ цом соединенный с грабельным органом, а другим — с грузом, опускающимся на упругий упор рамы. Для из­ менения соотношения между действующими на грабель­ ный рабочий орган вертикальной и горизонтальной составляющими усилия стойка выполнена с отверстиями для фиксации блока, через который проходит трос, непо­ средственно взаимодействующий с грабельным рабочим органом.

На рис. 83 изображена принципиальная схема стен­ да. На раме 1 стенда смонтирован электродвигатель 2,

Рис. 83. Стенд для испытания грабельного рабочего органа свекло­ погрузчика ГРС-60.

приводящий через передачу 3 испытуемый грабельный рабочий орган 4. Рабочий орган связан тросом 7 и си­ стемой блоков 5, укрепленных на стойке 8 с грузом 9.

Перемещаясь по определенной траектории, грабель­ ный рабочий орган увлекает за собой трос, периодически поднимая груз и опуская его на упругий упор 10 рамы стенда. Трос к грабельному рабочему органу может быть присоединен под определенным углом, вследствие чего изменяется вертикальная и горизонтальная составляю­ щие усилия. Эта регулировка происходит посредством перемещения нижнего блока в отверстиях 6 стойки. Таким образом, на стенде можно добиться достаточно точного воспроизведения сил, действующих на грабель­ ный рабочий орган при погрузке свеклы.

252

Для получения характерных отказов свеклопогрузчи­ ка ПС-70 предложен стенд [XI.9], у которого нагрузка создается с помощью груза, установленного на рычаге. Рычаг одним концом шарнирно закреплен на раме стен­ да, а другим соприкасается с рабочим органом.

На рис. 84 показана принципиальная схема стенда. На раме 3 смонтирован электродвигатель 1, которым через редуктор 2 осуществляется привод машины с виль­ чатым рабочим органом 5. С рамой шарнирно связан рычаг 7, на котором укреплен груз 8. Под рычагом смон­ тирован упругий упор 9. Рычаг выполнен из двух шар­ нирно-соединенных частей так, что часть рычага, сопри­ касающаяся с вильчатым рабочим органом, может регу­ лироваться с помощью винтовой пары 6.

Рис. 84. Стенд для испытания вильчатого рабочего органа свекло­ погрузчика 1ПС-70.

Перемещаясь по определенной траектории, вильча­ тый рабочий орган подходит иод рычаг с грузом, подни­ мает его до определенной высоты, после чего вилы рабо­ чего органа соскальзывают с рычага и он опускается на упор. Затем подходят вторые вилы и цикл повторя­ ется.

Разработанная система стендов последовательно ос­ ваивается и используется для повышения надежности и долговечности узлов и деталей машин свекловичного комплекса. Так, например, с помощью кругового почвен­ ного канала, ускоряющего результаты в 6—8 раз, уда­ лось найти оптимальные параметры дискового ножа свеклоуборочного комбайна КСТ-3, имеющего долговеч­

253


ность в 2—3 раза большую, чем для серийного. С по­ мощью стенда для испытания погрузочного элеватора корней, ускоряющего испытания в 5—8 раз, отработана конструкция цепи, обеспечивающая полное отсутствие нарушений соединений пластин с втулками (в месте крепления скребка) на протяжении срока службы свек­ лоуборочного комбайна, в то время как в серийной конструкции этот дефект наступал на первых 20 га ра­ боты машины. Можно было бы привести и другие при­ меры.

Дальнейшие пути развития технических средств для ускоренных испытаний состоят в создании все более уни­ версальных стендов с программным управлением, позво­ ляющим более точно воспроизводить эксплуатационные условия работы машины.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Кг л а в е /

1.1.Анилович В. Я. Некоторые проблемы надежности сельскохо­

зяйственных машин.—Труды ВИСХОМа, УкрНИИСХОМа, выл. VII.

М„ 1970.

1.2.Венцель Е. С. Теория вероятностей. М., «Наука», 1969.

1.3.Гнеденко Б. В. и др. Математические методы в теории надежности. М., «Наука», 1965.

1.4.Клецкин М. И. Некоторые итоги и задачи научно-исследова­ тельских и опытно-конструкторских работ по надежности и долго­ вечности сельскохозяйственных машин. — Материалы 2-й Всесоюз­ ной научно-технической конференции «Повышение надежности и долговечности сельскохозяйственных машин». ОНТИ, ВИСХОМ, М., 1969.

1.5.Надежность, долговечность и себестоимость сельскохозяйст­ венных машин. НИИНавтопром. Серия «Сельхозмашиностроение».

М„ 1966.

1.6. Руководящий материал РТМ ВИСХОМ, УкрНИИСХОМ 0 20-69. Методы и порядок сбора информации о надежности сель­ скохозяйственных машин. ОНТИ—ВИСХОМ. М., 1969.

1.7.Селиванов А. И. Основы старения машин. М., «Машино­ строение», 1974.

1.8.Фокин Ю. Г. Надежность при эксплуатации технических средств. М., Воениздат, 1970.

Кг л а в е / / . III, IV

II. 1. Базовский И. Надежность теории и практики. М., «Мир». 1965.

11.2.Вайнберг А. А., Котляр Л. И. Эксплуатационная надеж­ ность оборудования. М., «Колос», 1971.

Н.З. Герцбах И. Б., Кордонский X. Б. Модели отказов. М., «Со­ ветское радио», 1966.

НИ. Глузман Г. Л., Падерно И. П. Надежность установок и си­ стем управления. М., «Машиностроение», 1966.

11.5.Куеель Р. В. Ускоренные ресурсные испытания в машино­ строении. М., «Знание», 1968.

11.6.Кузнецов В. А. Основные вопросы надежности радиоэлект­ ронной аппаратуры. М., «Энергия», 1965.

255