Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
мян, то такое состояние называют неисправностью. Если же сеялка и обеспечивает качество посева и имеет внешний вид, соответствующий заданным требованиям, то такую машину называют исправной.
Итак, исправность изделия — это такое состояние, при котором оно в данный момент удовлетворяет всем требованиям, установленным в отношении основных и неосновных параметров. Неудовлетворение неосновным параметрам называют неисправностью. Подчеркнем: ес ли изделие исправно, то оно обязательно работоспособно, если работоспособно, то не обязательно исправно. В тео рии надежности изучают случайные события — отказы. Отказом называют событие, заключающееся в потере ра ботоспособности. Потеря работоспособности и, следова тельно, отказ, может быть полным или частичным. Если комбайн частично потерял работоспособность из-за за бивания рабочих органов растительной массой, то он частично отказал, но не полностью потерял работоспо собность, так как, очистив рабочие органы, можно пол ностью восстановить ее. Если же произошла поломка рабочего органа, то это полная утрата работоспособно
сти, полный отказ.
В связи с понятием отказа все изделия можно разде лить на два класса: невосстанавливаемые (неремонтируе-
мые) и восстанавливаемые (ремонтируемые).
Невосстанавливаемые изделия —• это изделия, кото рые в процессе эксплуатации не могут иметь более одно го отказа — они заменяются после первого же отказа. Например, подшипники качения, зубчатые передачи, ва лы, звездочки, цепи. Следует отметить, что принципиаль но и эти элементы можно восстановить. Однако затраты, связанные с их восстановлением иногда значительно пре вышают стоимость новых деталей. Поэтому к невосста-
навливаемым изделиям относят такие, которые в прак тике эксплуатации машин не подвергают восстановле нию.
Восстанавливаемые изделия — это изделия, которые могут иметь в процессе эксплуатации более одного отка за, после каждого из которых они восстанавливаются, ремонтируются. Примером восстанавливаемого изделия могут служить практически все сельскохозяйственные машины, орудия и их узлы, а также некоторые детали. Например, комбайны подвергаются практически ежегод ному ремонту (восстановлению). Ремонтируют транс портеры, редукторы, рамы и т. д. Режущие рабочие ор
10
ганы восстанавливают с помощью переточек их режущих кромок.
Отказы м,огут быть классифицированы, кроме полно го «ли частичного, по ряду других признаков. Различают отказы внезапные, постепенные и перемежающиеся.
Внезапный отказ наступает неожиданно (скачком) под действием одного или нескольких случайных факто ров, связанных либо с внутренними дефектами изделий, либо с нарушением рабочих режимов, либо с ошибками обслуживающего персонала.
Постепенный отказ проявляется в плавном, постепен ном изменении параметров изделия в результате чего ухудшаются его характеристики, что в конце концов при водит к появлению отказа.
Перемежающийся отказ — это кратковременное на рушение нормального функционирования объекта, вос станавливаемое в связи с обратимыми изменениями в материале изделия или в системе.
Примером внезапного отказа является отказ, вызван ный попаданием в рабочие органы машины посторонних предметов (камни, обломки металла и т. д.), соскакива ние приводных цепей из-за недостаточно четкого со блюдения технических условий по уходу и регулировке с наложением случайного перегруза узла и т. д.
Примерами постепенных отказов служат выходы де талей из строя и их поломки из-за износов сопрягаемых поверхностей (подшипники качения и скольжения, звенья приводных и транспортерных цепей, звездочки, шестер ни, ролики и т. д.). Из-за износа зачастую нарушаются функциональные показатели изделий, что приводит к потере их работоспособности. Р1знос режущих рабочих органов приводит к ухудшению и полной потере качест ва среза, износ сопряжений в приводе комбайна нару шает процесс уборки корнеплодов и растений и т. д.
Примером перемежающегося отказа может служить ухудшение мощностно-экономических показателей двига телей из-за появления нагара в головке цилиндров, кото рый зачастую с а м о у с т р а н я е т с я , например для автомобилей, при движении на большой скорости доста точно длительное время. Забивание рабочих органов с последующей самоочисткой также может служить при мером перемежающегося отказа.
Такое разделение отказов на группы имеет опреде ленную условность, поскольку зачастую внезапному от казу предшествуют внутренние изменения в материале и
И
свойствах изделия, а постепенный отказ может проявить ся при внезапном увеличении нагрузки или изменении условий эксплуатации. Тем не менее в большинстве слу чаев такая классификация оказывается удобной, так как позволяет упорядочить систему анализа надежности ма шин.
Можно предложить графическую интерпретацию внезапных, постепенных и перемежающихся отказов. На рис. 1 показан график изменения некоторого параметра машины —наппимер ее качества.
Рис. 1. Графическая интерпретация видов отказов:
1 — постепенный; 2 — внезапный; 3 — перемежающийся; А, В, С — макси мальное, минимальное и предельно-допустимое значения качества; К — по казатель качества.
При постепенном отказе качество постепенно ухуд шается, заходит ниже минимально-допустимого и дости гает предельного значения при t=t\. Наступает посте пенный отказ. Изделие подвергается восстановлению некоторое время и затем вступает в работу с нормаль ным качеством. При t= t2 наступает внезапный отказ — качество изделия резко падает и мгновенно достигает предельного значения. Происходит внезапный отказ. Через некоторое время At2 восстановленное изделие всту пает в работу с нормальным качеством. При t= t3 ка чество изделия резко падает, но также быстро восстанав ливается и система продолжает нормально функциони ровать.
В интересах общности необходимо ввести единый
12
термин, характеризующий продолжительность, объем работы изделия до отказа, который позволил бы приме нять одни и те же математические методы к изделиям различного назначения и (вида. Таким обобщающим тер мином принята наработка, которая может измеряться в различных единицах. Так, наработка двигателя — в моточасах — для комбайна, сеялки — в гектарах, погруз чика — в тоннах и т. д. Наработку не следует смешивать со сроком службы, представляющим собой календарную продолжительность эксплуатации изделия до возникно вения отказа.
Группа III — свойства. Качество изделия характери зуется его свойствами. Все свойства, составляющие ка чество, можно разбить на два класса:
1.Свойства, которые могут быть определены за от носительно короткое время;
2.Свойства, выявляющиеся во время эксплуатации.
Ксвойствам первого класса относятся: качественные показатели, вес, затраты мощности, расход топлива, ком фортабельность, нагруженность и т. д.
Ксвойствам второго класса относятся: износостой кость, усталостная прочность, безотказность, долговеч ность, ремонтопригодность, сохраняемость и т. д.
Теория надежности, как правило, изучает свойства второго класса. Рассмотрим важнейшие из них.
Безотказность — это свойство изделия сохранять ра ботоспособность в течение некоторой наработки без вы нужденных перерывов. Здесь под вынужденными пере рывами понимаются перерывы, вызываемые отказами
изделия.
Долговечность — это свойство изделия длительно, с
возможными перерывами на ремонт и техническое обслу живание сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния. При этом в качестве предельного состояния может быть принято разное уста новленное состояние. Например, предельное состояние у двигателя определяется нарушением его работоспособ ности — потерей мощности; предельное состояние колен чатого вала — превышением зазора установленной ве личины; предельное состояние рамы — появлением тре щин и т. д. Как видим, в одних случаях это некоторое условное состояние, в других — разрушение. В ряде слу чаев предельное состояние определяется экономическими соображениями. Так, ряд сельскохозяйственных машин можно непрерывно ремонтировать, поддерживая их дол
13
говечность за счет замены деталей, практически неогра ниченно долго. Однако, начиная с некоторого момента, ремонт становится экономически невыгоден. Кроме то го, машина морально устаревает, поэтому предельное состояние устанавливается на основании специальных экономических расчетов.
Подчеркнем общее и различия в понятиях безотказ ности и долговечности. Общее заключено в свойстве со хранять работоспособность, отличие —■в том, что безотказность требует непрерывно сохранять работоспо собность, а долговечность — длительно с возможными перерывами на ремонт и обслуживание.
Отметим, что долговечность характеризуется ресур сом. Ресурс-наработка до предельного состояния. Ресурс равен сумме всех наработок изделия от начала эксплуа тации до момента достижения обусловленного предель ного состояния.
Ремонтопригодность — это свойство изделия, заклю чающееся в приспособленности к предупреждению, об наружению и устранению неисправностей и отказов. Ремонтопригодность оборудования в сочетании с кон кретным обслуживающим персоналом определяет вос станавливаемость технических средств.
Сохраняемость — свойство изделия сохранять свои эксплуатационные показатели в течение срока хранения и после него, а также при транспортировании.
Надежность — это свойство изделия, обусловленное безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью этого изделия и его частей выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные по казатели в заданных пределах в течение требуемого про межутка времени или требуемой наработки.
Можно показать, что надежность зависит от безот казности. Действительно, при частых отказах изделие не может нормально выполнять свои функции. Надежность зависит от долговечности. При малом ресурсе изделия, то есть при малой его долговечности, и при замене деталей только при отказе изделие будет ненадежно, так как из-за недостаточной долговечности оно не смо жет выполнять заданные функции. Однако если ввести принудительную замену деталей с малым ресурсом и при этом время на замену не регламентировать, то изделие будет работать надежно. Его надежность теперь будет определяться только безотказностью и ремонтопри
14
годностью, то есть свойством быстрого устранения от казов.
В этом смысле для сезонных машин возможно упот ребление совместно терминов «надежность и долговеч ность». Действительно, заданные функции машина выполняет в сезоне работы и если в ней отсутствуют детали, ресурс которых ниже одного сезона, то свойство надежности определяется только безотказностью и ре монтопригодностью. Долговечность не влияет на функ циональную деятельность машины. Долговечность маши ны обеспечивается установкой запасных частей и про филактическими ежегодными ремонтами, которые не нарушают функциональную способность изделия, так как проводятся во внесезонное время, когда машина не функ ционирует. Следовательно, в данном случае долговеч ность является самостоятельной категорией, при этом категорией в основном экономической, так как ее недо статок увеличивает затраты на поддержание машины в готовности к работе.
В заключение отметим, что надежность является частью более общего понятия качества изделия — со вокупности свойств, определяющих пригодность изделия к эксплуатации по назначению.
Группа IV — количественные показатели. Количест венные показатели вводятся для того, чтобы характери зовать такие обобщенные свойства изделия как надеж ность и частные •— безотказность, долговечность, ремон топригодность и сохраняемость. Количественные показа тели надежности являются важным фактором любого исследования в области надежности. Действительно, анализируя надежность изделия или разрабатывая ме тоды ее повышения,- необходимо иметь критерии, с по мощью которых возможно произвести сравнение двух изделий, оценить эффективность тех или иных меро приятий. Такими критериями служат количественные показатели надежности.
Количественные показатели надежности могут быть получены различными путями: на основании анализа данных эксплуатации, данных стендо1вых испытаний с последующим пересчетом к,условиям эксплуатации, пу- 'тем измерений с последующим сравнением с предельны ми характеристиками материалов и деталей, полностью расчетным путем. Эффективность методов повышения надежности также оценивается показателями надежно сти. Необходимо уметь оценить изменение показателей
15
Надежность
Обработка и оценка точности
Рис. 2. Схема определения показателей надежности машин.
надежности при конструкторско-технологических спосо бах повышения надежности, при производственных меро приятиях и при эксплуатации машины.
В повышении надежности существенная роль |
при |
|
надлежит методам резервирования, контролю |
качества |
|
и технической диагностике. |
надеж |
|
Развернутая схема определения показателей |
||
ности приведена на рис. 2. |
|
его |
Поскольку время появления отказа и время на |
устранение являются случайными событиями, то задача определения количественных показателей надежности требует операций со случайными величинами, случай ными функциями и, следовательно, должна базироваться на применении методов теории вероятностей и математи ческой статистики.
Г л а в а I I . ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
1. Случайное событие и вероятность
Основным понятием теории вероятностей является понятие случайного события. Случайным событием назы
вается такое событие, которое в результате опыта может произойти или не произойти. Примером случайного со бытия, как уже упоминалось, является отказ. Предска зать совершенно точно время наступления отказа не возможно. Это свойство технических изделий.
Случайные события характеризуются относительной частотой Р* или частостью. Частостью случайного собы тия А называется отношение т появления данного собы тия к общему числу п проведенных одинаковых испыта ний. Частость обозначают
Р*{А) = Р* = — .
п
Опыт показывает, что, как правило, существует по стоянное число Р такое, что относительные частоты появ ления события А при большом числе элембнтощ^маЛ'о отличаются от этого числа Р, которое называют вероят