Файл: Участие сестринского персонала в работе школ здоровья по междисциплинарному курсу профессионального модуля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: Участие сестринского персонала в работе школ здоровья

по междисциплинарному курсу профессионального модуля

(учебной дисциплине): ПМ 01.МДК 01.02 Основы профилактики

Выполнил студент: Князев Данил Денисович

3-курса отделения «Сестринское дело»

ПМ 01.МДК 01.02 Основы профилактики

Руководитель: Романова Валентина Николаевна


Чита 2023г.

Содержание

Введение…….……………………………………………………………………3

Глава I Школа здоровья………………………………………………………4-12

    1. Структура организации школ здоровья……………………………………4-7

    2. Цель создания школы здоровья………………………………………….8-12

Глава II Роль сестринского персонала в работе школ здоровья...................13-19

2.1 Методика проведения занятий в «Школах здоровья»…………………13-16

2.2 Деятельность медицинской сестры в организации и работе «Школ здоровья»……………………………………………………………………...17-18

2.3 Критерии эффективности «Школ здоровья»………………………………19

Заключение………………………………………………………………….20-21

Литература…………………………………………………………………….22

Введение

Наиболее из перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.

Показатели здоровья и уровня знаний населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека в большей частности определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, и полезных навыков для в жизни в целом, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.


Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.
Глава I Школа здоровья

    1. Структура организации школы здоровья

Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.

В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением:

- артериальной гипертонии;

- бронхиальной астмой вне выраженного обострения;

- сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.

А так же для психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2–3 триместре беременности.

- курящие пациенты направляются желающие бросить курить.

Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.



Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. В амбулаторно-поликлиническом учреждениях, рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю.

Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование.

Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:

– обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

–обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике».

Обязательное оборудование Школы:

- столы и стулья в количестве 15 штук;

- доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

- информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

Дополнительное оборудование Школы:

- проектор, компьютер, экран;

- принтер, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

- аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

- зал ЛФК.

Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5, фонендоскопы, напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5, фонендоскопы, напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты, содержащие легкоусвояемые углеводы, препарат, содержащий глюкагон.


Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.


    1. Цель создания школы здоровья


Цель создания школ здоровья - повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество:


- повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;

- повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

- формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

- формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

- формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

- формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.


Задачи Школ здоровья:

- в доступной форме информировать населения о причинах механизмах развития заболевания;

- ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний;

- формировать рациональное и активное отношение человека к здоровью с мотивацией оздоровления;

- повышать ответственность человека за сохранение своего здоровья;

- формировать умения и навыки по самоуходу и самопомощи;

- добиваться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний;

ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Школы здоровья организуются и формируются по наличию определенного хронического неинфекционного заболевания и факторов риска его развития у пациента.


Учитывая высокие показатели смертности от болезней системы кровообращения, в первую очередь отдается предпочтение Школам здоровья для больных с артериальной гипертонией, больных с ишемической болезнью сердца, школам здоровья профилактики инсульта.

Также уделяется особое внимание профилактике хронических неинфекционных заболеваний, таких как сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, органов кроветворения и др. Организация и работа Школ здоровья по этим заболеваниям необходима в том числе.

Методологической основой занятий в Школе здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья используется цикловой метод обучения, а занятия строятся по принципу « от простого к сложному». В ходе проведения занятий ведется открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни.

Согласно форме № 30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья»:

В учреждениях здравоохранения должны быть документы, регламентирующие работу «школ здоровья»:

1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями:

ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Приказ МЗ РФ от 23.09.2003г. № 455 « О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»

2. Приказ главного врача учреждения здравоохранения об организации работы «школы здоровья»:

осуществлять личный контроль организаций «школ-Здоровья» в лечебно-профилактических учреждениях Курской области;

обеспечить лечебно-профилактические учреждения методическими руководителями по реализации программ «школ-здоровья»

3. Положение об организации работы «школы здоровья».

4. Критерии оценки эффективности работы «школы здоровья».

5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях, оздоровительных центрах.