Файл: Участие сестринского персонала в работе школ здоровья по междисциплинарному курсу профессионального модуля.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящих условиях при имеющихся ресурсах профилактическая медицинская услуга («школа здоровья») под руководством врача осуществляется медицинской сестрой. Медицинская сестра руководствуется приказом главного врача учреждения в соответствии с положением о Школе. В приказе главного врача учреждения ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг, инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, статистические формы регистрации и учета, инструкция по оценке качества и эффективности работы, план и график работы, закрепляется помещение для проведения занятий, перечень оборудования. Врач обеспечивает подготовку медицинской сестры для выполнения этих работ, рассматривает возможности поощрения за работу, ее объем и качество.
Пациенты приглашаются медицинской сестрой на занятия в школу-Здоровья. Пациенту выдается направление на посещение Школы, заполненное по форме, утвержденным главным врачом, там медицинская сестра рассказывает по сколько занятий проводит с группой, по сколько времени проходят занятия, в каких условия проходят занятия, какое оборудование имеется в удиториях. После окончания обучения пациенту выдается справка об успешном окончании обучения.
Ежегодно медицинская сестра проводит обучение с огромным количеством людей. Работа медицинской сестры ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы медицинской сестры по разработанным критериям. Занятия в Школах медицинская сестра проводит с использованием плакатов, муляжей, спортивного инвентаря и др. Для закрепления информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.
Глава II Роль сестринского персонала в работе школ здоровья
2.1 Методика проведения занятий в «Школах здоровья»
1. Для пациентов с артериальной гипертонией:
Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» - 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:
04 – медицинские услуги по профилактике
;
015 – кардиология;
01 – Школа для больных с АГ.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
Занятие 3. Физическая активность и здоровье.
Занятие 4. Стресс и здоровье.
Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.
2. Для пациентов с бронхиальной астмой:
Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» - 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:
04 – медицинские услуги по профилактике;
037 – пульмонология;
03 – Школа для больных бронхиальной астмой
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.
Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?
Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.
Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.
Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?
Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.
3. Для пациентов с сахарным диабетом 2 типа:
Обучение пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» - 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.012.01:
04 – медицинские услуги по профилактике;
012 – диабетология;
01 – Школа для больных с сахарным диабетом.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.
Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?
Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.
4. Для психологической подготовки семьи к рождению ребенка:
Обучение беременных женщин и их семей в «Школах здоровья» является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» - 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.001.03:
04 – медицинские услуги по профилактике;
001 – акушерство и гинекология;
03 – Школа для беременных.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.
Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.
Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.
Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.
Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.
Занятие 5. Ребенок первого года жизни.
5. Для желающих бросить курить:
Полный цикл включает 2 занятия по 145 минут, телефонное и индивидуальное консультирование (160 минут).
Занятие 1. Курение и здоровье.
Занятие 2. Как отказаться от табачной зависимости.
2.2 Деятельность медицинской сестры в организации и работе «Школ здоровья»
Работа медицинских сестёр, направленная на изменение отношения пациентов к своему здоровью, является весьма востребованной. В связи с этим особое значение приобретают и обучающие функции сестринского персонала в области пропаганды медицинских знаний и гигиенического воспитания для формирования у населения культуры здоровья.
Чрезвычайно ответственной частью самостоятельной работы медицинской сестры является ведение “школ для пациентов”, страдающих такими социально значимыми заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артериальная гипертензия. Эти заболевания, инвалидизирующие больных и дающие смертельные осложнения, являются в то же время потенциально контролируемыми. Однако полноценный контроль за симптомами можно осуществить только при условии сознательного участия больного, который должен обладать определенным объемом информации о своей болезни, методах и перспективах ее лечения. Но самое главное – пациент должен быть готов выполнять рекомендации врача. Именно низкая мотивация пациентов, непонимание ими своего состояния часто сводят на нет все усилия врача.
Целью любой “школы для пациентов” является стабилизация течения заболевания, улучшение качества жизни, снижение количества осложнений и, как следствие, уменьшение затрат на лечение больного. В задачи медицинской сестры, ведущей “школу”, входит разъяснение в доступной форме этиопатогенеза заболевания и его осложнений, возможностей немедикаментозного и медикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи при его ухудшении. Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медицинская сестра играет роль наставника. Работа современной медицинской сестры требует наличия не только профессиональных навыков, но и организаторских способностей и возможностей ведения аналитической деятельности, т. е. выполнения функций менеджера.
2.3 Критерии эффективности «Школ здоровья»
I. Ближайшие:
1. Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
2. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
II. Отдаленные:
1. Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
2. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
3. Уменьшение распространения вредных привычек.
4. Экономический эффект от снижения:
· временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;
· стойкой утраты трудоспособности по инвалидности.
Заключение.
Здоровье человека — одна из первостепенных тем человечества. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим пациента, беречь и укреплять свое здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то мы не вправе надеяться, что будущее будет более здорово и развито.
Школы здоровья – это реальный шанс научиться приносить пользу своему здоровью. Здесь подробно расскажут о факторах риска неинфекционных заболеваний, а также научат практической профилактике, с радостью ответят на любые вопросы, касающиеся здоровья, причем не только физического, но и психологического. Здесь можно не только получить исключительно полезные знания о своем здоровье, даются индивидуальные заключения и рекомендации. но и пообщаться с новыми интересными людьми. Образование в школе здоровья - процесс и результат усвоения пациентом систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.
С помощью определения цели, задач и тематик школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю. Из данной проделанной работы следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Литература.
-
Приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»
-
Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»
-
ФЗ -323 от 21.11.2011г. «Об охране здоровья граждан в РФ»
-
http;//www.medcollegelib.ru/book/ISBN978570440407.html