Файл: Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология эффективные стратегии практической психологической помощи Дисциплина Технологии ведения тренинга.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи
Дисциплина: Технологии ведения тренинга
Выполнил:
слушатель Афанасьева Елена Вячеславовна
Преподаватель:
Жданова Ирина Михайловна
г. Москва - 2023
Задание 1.
Разработайте по 2 формирующих и 2 исследовательских упражнения для тренинга. Разместите упражнения в файле с ответом на задание, оформив их с использованием следующего алгоритма:
- название;
- цель;
- инструкция участникам;
- описание хода проведения;
- вопросы к шерингу;
- в каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение? (На какую тему, с какими участниками?)
Формирующие упражнения для тренинга
Упражнение «Дизайнер»
Цель: формирование установки на творческий подход к деятельности, развитие мотивации делать свое дело доводить до совершенства.
Инструкция участникам: каждое дело можно сделать хорошо, проявляя стремление к совершенству, гармонии, эстетике, красоте, а можно делать его кое-как, лишь бы сделать и забыть. В любом из нас есть свой потенциал и много-много возможностей, о которых на определенных этапах жизни нам не хочется знать. Если мы постараемся тщательно обдумать и распланировать каждый свой шаг, то будем способны создать некий дизайнерский шедевр, который поспособствует душевному комфорту, будет радовать глаз, вызовет чувство гордости за себя и побудит нас вдохновенно работать и дальше. А если мы слепим что-то наскоро, без души и творческого подхода, то от этого нам будет неприятно, неинтересно, скучно работать и жить.
Описание хода проведения:
1. Закройте глаза и представьте, что вы – дизайнер. Нарисуйте в воображении, как вдохновенно вы выполняете свою работу, вкладывая в нее душу и ум, это дело полностью захватило вас. Шаг за шагом вы видите, как серые стены превращаются в произведение искусства, а ваше дизайнерское решение превращает окружающую обстановку в эстетику и комфорт. Вы – творческая личность, созидаете, создаете красоту и гармонию, а стремитесь не просто отделать и обставить помещение, а сотворить шедевр.
2. Вы гордитесь тем, что делаете свое дело не абы как, а создаете нечто красивое, при этом удобное и гармоничное, предвкушая, с каким восторгом и восхищением воспримут вашу работу другие люди. Вы продолжаете работать не спеша, делаете это вдумчиво, создаете разные варианты, выбираете из них лучший, совершенствуя свое мастерство.
3. И вот, конечный результат все ближе. Вы создали шедевр, уникальное творение, такого больше нет в мире. Вы презентуете свое творение окружающим людям, компетентным критикам и самому заказчику. Их реакция на увиденное – превзошла все ваши ожидания: восторг, очарование, аплодисменты, браво, восхищение критиков, слова благодарности заказчика, заключения дорогостоящих контрактов, а у вас голове рождаются все новые и новые идеи.
5. А теперь, те шаги, что вы выполнили в заданиях 1-3, наложите в воображении на ту работу, которой вы занимаетесь в реальной жизни. Шаг за шагом. Обдуманно, вдохновенно, вложив в дело всю свою душу и весь свой творческий потенциал. Ведь и в повседневной деятельности (в быту, на работе, в учебе) можно стремиться к совершенству, создавая шедевр, делать все аккуратно, красиво, эстетично, гармонично, правильно, удобно и комфортно, радуя себя и окружающих вас людей.
А теперь откройте глаза.
Вопросы к шерингу:
1. Какие трудности вы испытывали во время выполнения заданий?
2. Что вы сейчас чувствуете?
3. Попробуете ли вы применить эти шаги в повседневной жизни?
4. Что вам может помешать применить эти шаги в жизни?
Данное упражнение можно использовать на тренингах как группового, так и индивидуального характера, оно может быть направлено:
- на творческое развитие и самоактуализацию;
- на личностный рост;
- на развитие мотивации достижения успеха;
- на профилактику и коррекцию профессионального (эмоционального) выгорания.
Участниками могут выступать следующие целевые группы:
- люди с синдромом профессионального выгорания;
- люди, чья профессиональная деятельность имеет рутинный характер;
- люди, проживающие кризис среднего возраста и находящиеся на стадии переосмысления своей прожитой половины жизни (с признаками апатии и неудовлетворенностью тем, что имеют на сегодняшний день).
Упражнение «Собеседование»
Цель:
формирование установки на саморазвитие, навыков самопрезентации, уверенного поведения, умений преодоления психологических барьеров в профессиональной области, развитие гибкости мышления и поведения в условиях ограниченного времени.
Материалы: лист бумаги А3, шариковая ручка, секундомер
Инструкция участникам: в течение пяти минут вам необходимо составить резюме для устройства на работу вашей мечты, в котором бы отражалась вся ваша уникальность, все важные качества личности и такие «изюминки», которыми не обладают другие специалисты или встречаются очень редко.
Важно: чтобы профессия была известна всем участникам группы.
Описание хода проведения:
В течение одной минуты резюме презентуется перед всей группой, члены которой выступают в роли работодателей. Они задают различные вопросы, связанные с содержанием резюме, главная задача презентующего – убедить «работодателей», что именно он необходим как ценный и уникальный специалист для компании.
Вопросы к шерингу:
1. Какие трудности вы испытывали во время выполнения задания?
2. Насколько удовлетворены результатами выполнения задания?
3. Попробуете ли вы применить полученный опыт в реальной жизни?
4. Что вам может помешать воплотить в реальность полученный опыт?
Данное упражнение можно использовать на тренингах как группового, так и индивидуального характера, оно может быть направлено:
- на личностный рост;
- на развитие мотивации достижения успеха;
- на профессиональное самоопределение.
Участниками тренинга могут выступать следующие целевые группы:
- студенты различных учебных заведений;
- люди, ориентированные на карьерное развитие;
- люди, внесшие изменения в свою жизнь, связанные со сменой профессии;
- люди, испытывающие неуверенность в себе (заниженную самооценку).
Исследовательские упражнения для тренинга
Упражнение «Ненастоящие оправдания»
Цель: актуализация самопознания и самоанализа внутренних причин в собственных неуспехах и самостоятельного поиска способов их устранения.
Материалы: листы бумаги А4, шариковые ручки, цветные маркеры.
Инструкция участникам:
Большая часть причин наших собственных неудач кроется не во внешней среде, а в нас самих, т.е. мы виноваты в том, что недостаточно работали, что-то сделали, способов к достижению успеха не искали, о помощи близких людей не просили или не способны были убедить, не верили в свои силы и возможности. А может быть мы просто вовремя не смогли расставить приоритеты или не способны были организовать свою деятельность. В данном случае необходимо поразмышлять, настолько уж и объективными являются внешние причины наших неуспехов или можно что-либо изменить в себе, в первую очередь, чтобы «повернуться лицом» к достижению успеха и добиться их.
Описание хода проведения:
1) Закройте глаза и вспомните ситуации, когда вы не выполнили какое то дело и потерпели в нем неудачу. Попробуйте найти себе оправдание и объяснить, почему это случилось, почему не достигли того, что было задумано, что помешало приложить максимум усилий для достижения цели. А теперь откройте глаза. Перед вами лист бумаги, разделите его вертикальной линией посередине на два поля. В первом поле запишите подробно все свои оправдания, например: «я не достигла поставленной потому, что: 1) не успела, было очень много других дел, 2) не обладаю достаточными способностями для этого, 3) никто мне не помогал в этом деле и так далее (Участники выполняют задание).
2) А теперь постарайтесь проанализировать свои оправдания как бы со стороны. Подумайте, почему вы оправдались именно так, а не иначе? Зависело ли все-таки многое от вас в достижении цели, а нет от внешних обстоятельств? Или были тому виной внешние обстоятельства объективно? Во втором поле запишите, какие меры, способы или средства можно было бы предпринять, чтобы все-таки преодолеть препятствия и достичь желаемой цели. А теперь выделите маркером те оправдания, которые оказались надуманными вами, ненастоящими (Участники выполняют задание).
Вопросы к шерингу:
1. Какие трудности вы испытывали во время выполнения заданий?
2. Что вы сейчас чувствуете?
3. Хотелось бы что-то изменить в себе в будущем?
4. Сможете ли вы на будущее запретить себе использовать оправдания, которые оказались «ненастоящими», надуманными на пути к достижению высоких и успешных результатов?
Данное упражнение можно использовать на тренингах как группового, так и индивидуального характера, оно может быть направлено:
- на повышение самооценки, развитие уверенности в себе;
- на самоактуализацию и личностный рост;
- на развитие мотивации достижения успеха.
Участниками могут выступать следующие целевые группы:
- люди, профессионально заинтересованные в карьерном росте или повышении своей квалификации;
- люди, чья деятельность имеет соревновательный характер (политика, спорт, модельное дело и т.д.);
- люди, желающие что-то изменить в своей жизни (профессию, место жительства и т.д.);
- люди, проживающие кризис среднего возраста и находящиеся на стадии переосмысления своей прожитой половины жизни (что не успели сделать, чего не достигли, сожаление о несбывшихся мечтах).
Упражнение «Я — это...»
Цель: помочь взглянуть на собственное мировоззрение и понять жизненные установки другого человека.
Материалы: листы бумаги А4 , шариковые ручки.
Инструкция участникам: Запишите на листе бумаги десять предложений, которые начинаются одинаково: «Я — это...» (нежелательно писать предложения, содержащие тривиальную информацию). Отметьте крестиком три из этих предложений, которые, по вашему мнению, содержат наиболее важные сведения о вас.
Описание хода проведения:
1.Все листы раскладываются на полу текстом вниз и перемешиваются, так что теперь уже трудно определить их принадлежность.
2. Один за другим участники подходят, берут лист и читают вслух его содержание.
3. Затем группа пытается выяснить, кто мог бы написать эти предложения. Каждый по очереди обосновывает свое мнение.
4. После обсуждения и рассмотрения разных вариантов автор текста должен признать, что это именно его произведение, даже если группа так и не пришла к правильному решению.
Вопросы к шерингу:
-
Сложно ли вам было формулировать про себя эти десять предложений? -
Какую информацию вы выбрали для описания? -
Какие предложения вы отметили крестиком и почему? -
Насколько хорошо у вас получалось угадывать авторов других текстов-описаний? -
Посмотрели ли вы после этого упражнения на себя другими глазами? -
Узнали ли вы что-то новое о каком-нибудь участнике? -
Были ли другие откровеннее, чем вы? -
Изменили ли вы после этого упражнения свое мнение о ком-нибудь из тех, кто был вам не очень симпатичен?
Данное упражнение может быть использовано на тренингах группового характера, оно может быть направлено:
- на самопознание;
- на коррекцию картины себя настоящего;
- на осознание своих особенностей.
Участниками тренинга могут выступать следующие целевые группы:
- люди, стремящиеся к самопознанию;
- люди, желающие понять свои ресурсы;
- люди, испытывающие трудности с самопринятием.
Задание 2. Напишите сценарий тренинга длительностью 6 часов на любую из актуальных для вас тем или на одну из предложенных тем:
Конфликты в детско-родительских отношениях.
Тренинг профессионального самоопределения для подростков.
Техника работы с возражениями и сопротивлением в клиентском сервисе.
Профилактика негативных явлений в подростковой среде.
Подробно пропишите цели блоков и виды активностей (упражнения, работу в группах, дискуссии, мини-лекции):