Файл: Кп отрасль права России, совокупность прав норм, закрепляющих и регулирующих общ отношения, которые определяют организационное и функционально единство общества основы конституционного строя рф,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правами и свободами и несет равные обязанности;
5) наличие высших органов государственной власти. гос. власть в осущ Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Фед и ГД) как заК. орган, Правительство РФ как орган испол власти, суды как единая фед система. Прокуратура - составляет единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген. прокурору;
6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории;
7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;
8) гос. символы. флаг, герб, гимн и столицу;
Статус определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (террит. /национальный).
Территориальный принцип — субъектами государства явл. опр. территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего. Национальный принцип — наличие в рамках опр. территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.
Субъект федерации — ограниченно правоспособное образование, имеющее нек. черты государственности, входящее в единое федерат. государство. Субъекты РФ: — не обладают суверенитетом; — не имеют права на отделение; — граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ; — закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ; — перед лицом фед. власти субъекты Федерации равны.
РФ состоит из 89 равноправных субъектов, особенности: 24 республики (Адыгея и т.д.): 1) охарактеризованы в КРФ как государства 2) статус определяется КРФ и конституцией субъекта 3) вправе установить свои языки. 9 краев, 48 областей, 3 города фед. значения: статус определяется КРФ и своим уставом. 1 Автономная область: Еврейская. 4 Авт. округа (Ненецкий, ХМАО-Югра, Чукотский, Ямало-Ненцкий. Особенности: 1) мб приняты ФЗ о них 2) от-е авт. окруов, входящих в состав края или обл. м. регулироваться ФЗ и договором между соотв. АО, краем или обл. Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей). Особым статусом среди субъектов обладают города фед. значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».
Виды субъектов: 1. Республики в составе РФ — могут принимать свои К., устанавливать свой гос. язык и иметь свои символы (герб, флаг, гимн);
2. рая, области, города фед. значения— принимают уставы, учреждают свои органы власти;
3. Автон округа и автон область — по их представлению мб принят ФЗ об автон области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.
Изменение состава РФ может происходить вследствие: Принятия в РФ нового субъекта (ин государства/ его части); Образования в ее составе нового субъекта в результате: перехода из 1 вида субъектов в другой;
Образование в составе РФ нового субъекта состоит из этапов: 1. заинт. субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образ. нового субъекта; 2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинт. субъектов. 4.После подписания закона президентом вносятся изменения в части 1 Статьи 65 КРФ.
– разделение территории субъекта на опр. части, в соответствии с кот. строится система органов гос. власти и органов местного самоуправления.
Принципы: - социально – экономический (учет особенностей экономики данной местности, а также специфику традиционной занятости населения);
- географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности);
- демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);
- национально – исторический (учет особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения).
Виды административно-терр. единиц: - городские и сельские поселения - городские районы - сельские округа - районы (уезды)
Вопросы административно – территориального устройства решаются субъектами Федерации самостоятельно. Границы между субъектами Федерации и граничащими с ними другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
- урегулированная НА РФ или субъектов деятельность участников зак. процесса, направленная на принятие (изменение, дополнение, отмену) законов РФ или субъектов.
1 стадия – Законодательная инициатива: состоит во внесении в парламент уполномоченным субъектом законопр. Наличие у субъекта зак. инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть законопроект и принять его для дал. работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом. Круг субъектов - Президент РФ, Совет Федерации, депутатам Гд, Правительству, КС, ВС и Высшему Арбитражному Суду РФ .Законопроект первоначально вносится в ГД.
2 стадия - Рассмотрение, обсуждение и принятие законопроекта в ГД: Начинается в ГД с
заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. необходима для того, чтобы устранить противоречия, пробелы. Обсуждение законопр на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Закон принимается в 3 чтениях: На 1 чтении решается вопрос о целесообразности законопроекта. Депутаты обсуждают концепцию, дают оценку соответствия основных положений законопроекта К, его актуальности и практич значимости. Если законопроект считается принятым или одобренным в 1 чтении, то он оформляется постановлением ГД, а затем передается для дальнейшей работы над ним в комитеты. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в 1 чтении не набрало необх числа голосов, то он считается отклоненным без доп. голосования. Решение об отклонении оформляется постановлением ГД. Отклоненный документ дальнейше рассмотрению не подлежит. Во время 2 чтения обсуждается в целом (по существу и постатейно). Если не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае разногласий по по правкам может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый законопр направляется в ответственный комитет для устранения с участием Прав. управления Аппарата ГД внутренних противоречий, устан взаимосвязи статей и для редакционной правки. По завершении работы законопроект вместе с заключением представляется ответственным комитетом в Совет ГД для включения в проект порядка работы ГД. В 3 чтении обсуждается со всеми поправками. может быть отклонен, если он не набрал большинства голосов. Решение об отклонении оформляется постановлением ГД. Одобренные ФКЗ и принятые ФЗ с постановлениями ГД, заключениями Правительства, информацией Правительства оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение 5 дней передаются Думой на рассмотрение Совета Федерации.
3 стадия - Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Все законы принимаются и в дальнейшем вступают в законную силу тогда, когда за эти законы проголосовало большее число членов ГД. ФКЗ считаются одобренными, если за них проголосовало две трети членов ГД. После голосования все принятые законы отдаются в Совет Федерации. Срок передачи - 5 дней.
4 стадия – Подписание и обнародование Президентов. Закон, подписанный Президентом, должен быть обнародован в течение недели. А приобретать законную силу через 10 дней после того, как он был официально опубликован в полном содержании в специальных сборниках, газетах.
Парламент РФ - Федеральное Собрание состоит из 2х палат - Совета Федерации (верхняя) и Гос. Думы.
Порядок формирования: в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, 1 член от субъекта избирается зак. органом субъекта, а др назначается высшим должностным лицом субъекта РФ.
Кандидаты: гражданин РФ, достигший 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.
Кандидатом - представителем от законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа.
Не может быть кандидатом гражданин РФ:
1) имеющий гражданство иностранного государства, вид на жительство, иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
4) осужденный за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость или ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением; осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК РФ.
Структура: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);
2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (не менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов);
3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии.
Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Гос. Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.
5) наличие высших органов государственной власти. гос. власть в осущ Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Фед и ГД) как заК. орган, Правительство РФ как орган испол власти, суды как единая фед система. Прокуратура - составляет единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген. прокурору;
6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории;
7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;
8) гос. символы. флаг, герб, гимн и столицу;
-
Система государственных органов как элемент конституционно-правового статуса РФ.
-
Суверенитет и вооруженные силы как элемент конституционно-правового статуса РФ.
-
Понятие, виды и особенности субъектов Российской Федерации.
-
Конституционно-правовой статус субъекта РФ: понятие и содержание.
Статус определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (террит. /национальный).
Территориальный принцип — субъектами государства явл. опр. территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего. Национальный принцип — наличие в рамках опр. территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.
Субъект федерации — ограниченно правоспособное образование, имеющее нек. черты государственности, входящее в единое федерат. государство. Субъекты РФ: — не обладают суверенитетом; — не имеют права на отделение; — граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ; — закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ; — перед лицом фед. власти субъекты Федерации равны.
РФ состоит из 89 равноправных субъектов, особенности: 24 республики (Адыгея и т.д.): 1) охарактеризованы в КРФ как государства 2) статус определяется КРФ и конституцией субъекта 3) вправе установить свои языки. 9 краев, 48 областей, 3 города фед. значения: статус определяется КРФ и своим уставом. 1 Автономная область: Еврейская. 4 Авт. округа (Ненецкий, ХМАО-Югра, Чукотский, Ямало-Ненцкий. Особенности: 1) мб приняты ФЗ о них 2) от-е авт. окруов, входящих в состав края или обл. м. регулироваться ФЗ и договором между соотв. АО, краем или обл. Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей). Особым статусом среди субъектов обладают города фед. значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».
Виды субъектов: 1. Республики в составе РФ — могут принимать свои К., устанавливать свой гос. язык и иметь свои символы (герб, флаг, гимн);
2. рая, области, города фед. значения— принимают уставы, учреждают свои органы власти;
3. Автон округа и автон область — по их представлению мб принят ФЗ об автон области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.
Изменение состава РФ может происходить вследствие: Принятия в РФ нового субъекта (ин государства/ его части); Образования в ее составе нового субъекта в результате: перехода из 1 вида субъектов в другой;
Образование в составе РФ нового субъекта состоит из этапов: 1. заинт. субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образ. нового субъекта; 2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинт. субъектов. 4.После подписания закона президентом вносятся изменения в части 1 Статьи 65 КРФ.
-
Вопросы исключительного ведения Российской Федерации.
-
Вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов.
-
Вопросы собственного ведения субъектов.
-
Конст-прав регулирование изменения состава субъектов. Порядок принятия в состав РФ нового субъекта. Порядок образования нового субъекта.
-
Административно-территориальное устройство субъектов.
– разделение территории субъекта на опр. части, в соответствии с кот. строится система органов гос. власти и органов местного самоуправления.
Принципы: - социально – экономический (учет особенностей экономики данной местности, а также специфику традиционной занятости населения);
- географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности);
- демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);
- национально – исторический (учет особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения).
Виды административно-терр. единиц: - городские и сельские поселения - городские районы - сельские округа - районы (уезды)
Вопросы административно – территориального устройства решаются субъектами Федерации самостоятельно. Границы между субъектами Федерации и граничащими с ними другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
-
Понятие и система органов публ власти. Прин организации и деятельности органов пуб власти.
-
Президент: основы конст. статуса. Глава государства в системе «сдержек и противовесов» при республиканской форме правления.
-
Полномочия Президента по созданию и формированию гос. органов, назначению д.л
-
Полномочия Президента в области внутренней политики страны и во взаимоотношениях с другими государственными органами.
-
Полномочия П. в области внешней политики, обеспечения безопасности и обороны государства, охраны общественного порядка.
-
Законод. процесс: конст.-правовые основы, стадии. Особенности принятия фкз.
- урегулированная НА РФ или субъектов деятельность участников зак. процесса, направленная на принятие (изменение, дополнение, отмену) законов РФ или субъектов.
1 стадия – Законодательная инициатива: состоит во внесении в парламент уполномоченным субъектом законопр. Наличие у субъекта зак. инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть законопроект и принять его для дал. работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом. Круг субъектов - Президент РФ, Совет Федерации, депутатам Гд, Правительству, КС, ВС и Высшему Арбитражному Суду РФ .Законопроект первоначально вносится в ГД.
2 стадия - Рассмотрение, обсуждение и принятие законопроекта в ГД: Начинается в ГД с
заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. необходима для того, чтобы устранить противоречия, пробелы. Обсуждение законопр на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Закон принимается в 3 чтениях: На 1 чтении решается вопрос о целесообразности законопроекта. Депутаты обсуждают концепцию, дают оценку соответствия основных положений законопроекта К, его актуальности и практич значимости. Если законопроект считается принятым или одобренным в 1 чтении, то он оформляется постановлением ГД, а затем передается для дальнейшей работы над ним в комитеты. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в 1 чтении не набрало необх числа голосов, то он считается отклоненным без доп. голосования. Решение об отклонении оформляется постановлением ГД. Отклоненный документ дальнейше рассмотрению не подлежит. Во время 2 чтения обсуждается в целом (по существу и постатейно). Если не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае разногласий по по правкам может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый законопр направляется в ответственный комитет для устранения с участием Прав. управления Аппарата ГД внутренних противоречий, устан взаимосвязи статей и для редакционной правки. По завершении работы законопроект вместе с заключением представляется ответственным комитетом в Совет ГД для включения в проект порядка работы ГД. В 3 чтении обсуждается со всеми поправками. может быть отклонен, если он не набрал большинства голосов. Решение об отклонении оформляется постановлением ГД. Одобренные ФКЗ и принятые ФЗ с постановлениями ГД, заключениями Правительства, информацией Правительства оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение 5 дней передаются Думой на рассмотрение Совета Федерации.
3 стадия - Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Все законы принимаются и в дальнейшем вступают в законную силу тогда, когда за эти законы проголосовало большее число членов ГД. ФКЗ считаются одобренными, если за них проголосовало две трети членов ГД. После голосования все принятые законы отдаются в Совет Федерации. Срок передачи - 5 дней.
4 стадия – Подписание и обнародование Президентов. Закон, подписанный Президентом, должен быть обнародован в течение недели. А приобретать законную силу через 10 дней после того, как он был официально опубликован в полном содержании в специальных сборниках, газетах.
-
Совет Федерации: порядок формирования, структура.
Парламент РФ - Федеральное Собрание состоит из 2х палат - Совета Федерации (верхняя) и Гос. Думы.
Порядок формирования: в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, 1 член от субъекта избирается зак. органом субъекта, а др назначается высшим должностным лицом субъекта РФ.
Кандидаты: гражданин РФ, достигший 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.
Кандидатом - представителем от законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа.
Не может быть кандидатом гражданин РФ:
1) имеющий гражданство иностранного государства, вид на жительство, иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
4) осужденный за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость или ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением; осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК РФ.
Структура: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);
2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (не менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов);
3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии.
Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Гос. Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.
-
Компетенция СФ Фед Собр. Полномочия Совета Федерации по формированиюиных гос. органов, назначению должностных лиц.