Файл: Кп отрасль права России, совокупность прав норм, закрепляющих и регулирующих общ отношения, которые определяют организационное и функционально единство общества основы конституционного строя рф,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Конституция: понятие, сущность, виды и функции

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юр. силой, прин. и изменяемый в усложн. порядке и реализ. права и свободы чел и гражд, принципы организации и деят. органов гос.власти.

Конституция РФ по своей сущности как конституция демокр. прав государства явл. выражением воли многонац. народа РФ, выраженной путём всенар голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни госудраства и общества, которые воплощают общедемокр. принципы, исходя из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

ВИДЫ: 1) по форме выражения: а) писанные - единый ПА в форме осн. закона гос-ва. б) неписаные – осн. положения закр. в законах, правовых обычаях, суд. прецед. (Великобритания).

2) По субъектам принятия: а) дарованные монархом народу. б) народные - принятые народом на референдуме. 3) по порядку принятия и изменения: а) гибкие – К. принимается и изменяется как ост. Законы (К.1978) б) жёсткие - в более сложным порядке. 4) по действительности регулир отн: реальная - нормы Конституции соответствуют существующим общественным отношениям., фиктивная - не соответствуют. 4. По форме закрепления полит власти: а) монархическая; б) республиканская. 5. По форме гос. устройства: а) федеративные; б) унитарные.

Функции: 1) Учредительная – К. либо закрепляет то, что уже сущ. как результат деяний людей, либо создает предпосылки для новых общ. отношений, созревших в обществе. 2) Регулятивная. К. регулирует общ. отношения. 3) Охранительная. Нормы К. направлены на охрану конст. строя.

4) Идеологическая. Выражается в том, что что К. закладывает основу мировоззрения.

5) Политическая – к. уст. основы организации гос. власти, основы взаимоотн. государства «личности, определяет принципы функц. полит. системы в целом.

6) Юридическая - конституция является основным источником права.


  1. Основные этапы развития конституционного законодательства в России. Конституционная реформа в России в кон. 80-х – нач. 90-х годов ХХ века.

Россия вступила на путь констит. развития в начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда гос. актов, имевших конституционное значение. Основные этапы

1 этап: 1906 - Основные законы Росс. Империи (фактически первая российская конституция). 1 зак. актом, имевшим констит. значение, - Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании гос. порядка", которым император Николай II: даровал населению "основы гр. свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов".


2 этап: 1918- 1 конституция Рос. Советской Федеративной Социалист. Республики (РСФСР)—принята V Всерос съездом Советов 10 июля 1918 г. К. открыто выражала классовый характер пролетарской демократии. 1924 - Конституция СССР – цель –отразить природу и структуру СССР. После образования СССР (1922 г.) на основе Деклара­ции и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая К. СССР, а на ее основе — новая Кон­ституция РСФСР (1925г.).

1936 г. – СССР – Провозгласила СССР социалистич. госуд рабочих и крестьян, первый шаг к однопартийной системе в стране.

1937 – РСФСР – появились главы об органах гос управления в автономных республиках и областях. 1977 СССР – понятие соц. основа СССР

1978 К. РСФСР стала последней в советском государстве и отличалась - народ был объявлен ед. субъектом власти в государстве, руководящей силой по-прежнему -коммунистическая партия.

3 этап: 1993 Конституция РФ (РФ). Конст. реформа конца 80-х начала 90-х: Первый этап (1988-1989) высшие органы власти – совет народных депутатов и Верх. совет СССР. (с 1989 по июнь 1990 года). 12 июня 1990 г. на Съезде принята Декларация о гос. суверенитете РСФСР. была поставлена задача укрепления самостоятельности России в рамках Союза ССР.

Второй этап (июнь 1990 – дек 1991 года). В К. внесена новая глава "О Президенте РСФСР", учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления. 8 декабря 1991 года заключено соглашение России, Украины и Белоруссии о создании на основе СССР– Содружества Незав Государств. С этого момента К. СССР полностью прекратила свое действие.

Третий этап (дек 1991 – сен 1993). встала задача формирования новой росс государственности как абсолютно независимого субъекта меж. права. В К. 1978 года включены новые положения о развитии суд. власти в соответствии с принципом разделения властей. образован КС, введена процедура присяжных заседателей для судов общ юрисд. РСФСР переименована в РФ. С апреля 1993 года -разработка проектов новой Конституции РФ. Четвертый этап (сен – дек 1993 г.). На основании Ука П. "О поэтапной констит. реформе в РФ" начался процесс формирования новых ОГВ, объявлено о роспуске и упразднении Съезда Советов, указание о разработке нового проекта Конституции РФ и определена дата проведения референдума о принятии К. Проект К. был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 года и принят больш. голосов.




  1. Основные черты, юридические свойства конституций. Особенности Конституции Российской Федерации 1993г.

1) Верховенство К. означает, что её принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна осущ. деятельность всех гос, общественных структур, граждан во всех сферах жизни; 2) Высшая юр. сила означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К РФ.

3) Конституция РФ - ядро правовой системы России. На основе Конституции принимаются ФКЗ, ФЗ и иные нормативные акты.

4) Особая охрана Конституции. 5) Существует особый, усложненный порядок принятия К. и внесения в неё поправок.

6) Стабильность К. 7) Принятие новой К. всегда вызывается весьма существенными изменениями в обществе.


Особенности: 1) Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гр. общество как ед. источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, закреплены за ним в конституции.

2)Текст К. деидеологизирован, а в опред. смысле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К. 3) Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемость осн. прав и свобод чел.)

4) К. по новому формулирует форму гос. устройства России - федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-территориального, и территориального равноправия его S-в. + не предусматр.право выхода S-в РФ из ее состава.

5) Заложена четкая система разделения властей по горизонтали и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий).

6) Новая К. действительно прав. документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) используются общепринятые КП понятия, категории, исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприм. органа от применения и реализации конкр норм. в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом.

7) К. закрепляет РФ как соц. гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере.

8) К. сочетает гибкость и динамизм с жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел. 9) Новая К. учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт констит. развития.


  1. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.


К1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "поправка" Конституции и её "пересмотр". гл. 9 носит название "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Она содержит статьи - 134 - 137. Под 1 - частичное изменение К., не затрагивающее ее фундам. основ, и связанное с внесением поправок к главам 3—8 К. под 2— изменение К., связанное с пересмотром положений ее глав 1,2 и 9, что равнозначно полному, концептуальному пересмотру К. в связи с основополаг характером содержания этих глав, т.е. принятию новой конституции. Констит.поправки к гл 3—8 принимаются в порядке, предусм. для принятия ФКЗ, и вступ в силу после их одобрения органами зак.власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. КС в постанов от 1995 г. разъяснил, что поправки к гл 3—8 принимаются в форме— Закона РФ о поправках к К. РФ. Положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены ФС. Однако оно обладает правом внесения предложений о пересмотре. В том случае, если предложение о пересмотре положений будет поддержано 3/5 голосов от общ числа членов СФ и депутатов ГД, то в соотв с ФКЗ созывается Конст. Собр. Оно либо подтверждает неизменность К, либо разрабатывает проект новой К. При проведении всенар голосования К считается принятой, если за нее проголосовали более половины избир при условии, что в нем приняли участие более половины избир. Иными словами, положения глав 1, 2 и 9 не подлежат изменению в рамках действующей К; их изменение означает полный пересмотр К. и связывается с принятием новой конституции.


Конституционные положения об изменениях и поправках в К. были конкретиз. и развернуты в ФЗ «О порядке принятия и вступ в силу поправок к К РФ» от 1998 г. Субъектами внесения предложений о поправках и пересмотре положений К мб П. , СФ, ГД, Правит РФ, зак. органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД.

  1. Порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации. Поправки к Конституции России 2008 и 2014 годов.



  1. Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции Российской Федерации 1993г.

Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государ-ства или его части осущ в соотв. с международным договором, заключенным РФ с данным ин государством. Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта ин. государства или его части является данное иностранное государство. П. после поступления предложения уведомляет о нем Совет Федерации Фед. Собрания, Гос. Думу Фед. Собрания, Правительство. До подписания межд. договора П. обращ. в КС с запросом о проверке соответствия К. данного международного договора. междун. договор вместе с проектом федерального констит. закона о принятии в РФ нового субъекта вносится в Гос.Думу на ратификацию.

изменение ст. 65, опред. состав РФ, принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта, наименование субъектов РФ. изменение ч. 1 ст. 65 вносится: в случае, если речь идет о принятии в РФ, образовании в ее составе нового субъекта или об изменении констит-прав статуса субъекта РФ, то это осущ на основании ФКЗ; а в случае изменения наим. субъекта РФ новое наименование этого субъекта подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке. Как разъяснил КС РФ в конце ноября 1995 г., изменение наименования субъектов РФ в тексте ч. 1 ст. 65 К производится указом П. на основании решения субъекта РФ. На основе указами Президента от 9 января 1996 г. были включены в К. новые наименования двух республик: Республика Ингушетия (вместо Ингушская Респуб). в указанном пост КС отмечается, что такой упрощенный порядок применим лишь тогда, когда изменение наименования субъекта не затрагивает основы констит строя, права человека и гражданина, интересы других субъектов, РФ в целом, интересы др. государств, не предполагает изменение состава РФ или констит-правов статуса ее субъектов.

Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с П. данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ. П. вносится проект ФКЗ в Гос. Думу. В случае изменения наим. республики, края, области, г. фед. значения, автон. области, автон. округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65.