Файл: Тарабанов, М. Г. Тепло- и массоперенос в камерах орошения кондиционеров с форсунками распыления учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Рис. 23. Зависимость коэффициента сопротивления шара и капли от числа Рейнольдса: — экспериментальная кривая [36] ; Д — по формуле 3.5; О — по формуле 3.17; □ — по формуле
3.16
ные по формулам (3.5) и (3.17). Как видно, в интервале зна чений Re = 50-y 10000 максимальное расхождение расчетных данных по формуле (3.17) и экспериментальных не превыша ет 4,5%, а в интервале Re=0,5-p50 разница достигает 8%, однако среднее отклонение близко к нулю.
Выражения (3.16) и (3.17) |
имеют достаточно простой вид |
|
и могут -быть использованы |
для аналитического |
решения |
уравнения движения капель и сфер. |
|
2. Уравнения кинематики движения капель в дождевом объеме камер орошения
При изучении процессов тепло- и маосообмена в камерах орошения необходимо знать гидродинамические условия дви жения капель после вылета из форсунки. Знание этих ус ловий позволяет определить время нахождения капель в объ еме камеры, путь проходимый ими и относительную скорость движения. В свою очередь, данные о кинематике движения капель требуются для определения поверхности переноса, оценки величины коэффициентов тепло- и маосообмена и для анализа влияния конструктивных особенностей форсунок и самой камеры на’ эффективность обработки воздуха.
83
В общем случае в объеме камеры орошения одновремен но движется огромная масса капель, причем ;их диаметр, ско рость и направление полета самые различные. Кроме того, во время полета капли взаимодействуют друг с другом, увлека ются турбулентными пульсациями потока, а также изменяют ся их диаметр и физические параметры воздуха*. Точный ана литический учет всех указанных факторов невозможен и по этому некоторые авторы в принципе отвергают целесообраз ность теоретического анализа гидродинамических условий те пло- и маосообм1ана в форсуночных камерах. Однако с таким выводом согласиться нельзя, так как движение капель в дож девом объеме хотя и сложное, но не беспорядочное, а подчи няется определенным закономерностям. К тому же влияние большинства из указанных факторов на движение капель на столько незначительное, что исключение их из анализа прак тически не отразится на точности расчета.
В самом деле, учитывая малый температурный» перепад взаимодействующих сред, можно, очевидно, считать, что физи ческие параметры воздуха и воды в камере и диаметр капли остаются постоянными. Расчеты показывают, что в условиях камер орошения средний диаметр капель изменяется не бо лее, чем на 4%.
Так же без большой погрешности можно принять, что тур булентные пульсации не оказывают существенного влияния на движение капель, так как скорость воздуха в камере не велика.
Значительно сложнее оценить влияние взаимодействия ка пель, и их столкновений. Условия движения капель в факеле отличаются от условий движения одиночной капли. При по ложении центробежной ‘форсунки против потока воздуха тра ектории движения капель в факеле лежат выше, чем для оди ночной капли, а при расположении форсунки по потоку — ни же. Это расхождение происходит из-за взаимодействия факе ла как целого.с обтекающим потоком воздуха. Действитель но, в области корня факела на небольшом расстоянии" от со пла форсунки плотность распределения капель велика и воз душный лоток искажается, проникая внутрь факела. При рас положении форсунки против потока обтекание факела подоб но обтеканию сплошного диска, причем, чем больше давле ние жидкости, тем больше размеры препятствия. При поло жении форсунки по потоку факел представляет собой хоро шо обтекаемое тело и в этом случае возмущения в потоке воздуха от'факела незначительны, однако протекание возду
84 -
ха внутрь факела у его корня затрудняется из-за большого' аэродинамического сопротивления. В результате а первом случае поток роздухараскрывает факел, а во втором обжи мает его, соответственно увеличивая или уменьшая угол рас пыла, что ,и приводит к смещению траекторий капель в фа келе, по сравнению с траекториями одиночных капель. Сле дует отметить, что имеющиеся экспериментальные данные по лучены лишь при очень больших скоростях воздуха [57, 58,. 125]. Можно ожидать, что в условиях форсуночных камер,, влияние потока воздуха на факел распыла значительно сла бее из-за малых скоростей воздуха. Указанные замечания справедливы в начальный период вылета капель, при не большом расстоянии от форсунки (по .мнению Г. Витторфа— до 5 см). На большом расстоянии плотность факела резко уменьшается и движение множества капель происходит по тем же закономерностям, что и движение единичных капель. В самом деле, как показано в работе [131], верхний предел объемной концентрации,, при котором необходимо учитывать взаимодействие между частицами, равен 2%. Если же объ емная концентрация частрц меньше, то толщина погранич ного слоя жидкости не превышает расстояния между части цами и коэффициент сопротивления одинаков как для единич ной частицы, так и для их множества. Объемную концентра цию капель воды в дождевом объеме камеры орошения мож но определить по формуле
Vw = - ^ - 1 0 0 % ,
v к
. где Vw — объем капель, взвешенных в дождевом прост
ранстве камеры, м3; |
, |
VK= F K-/K— активный объем дождевого пространства, м3;: |
|
F k и /к— соответственно-площадь |
поперечного сечения |
иактивная длина камеры между сепаратора-
■- ми.
Поскольку размеры камер орошения изменяются в. широ ких пределах, то целесообразно использовать для анализа коэффициент орошения, выразив его следующим образом:
R = ^ w |
Gw |
Gb _ |
(Vy)-Fk - |
После несложных преобразований можно получить окон- • чательно:
85
V |
(Vv)-B ••c-100% |
w |
Yw-1K |
|
тде Vy — массовая скорость воздуха в поперечном сечении камеры;
т — время пребывания капель в дождевом объеме.
Если величины, входящие в расчетную зависимость, бу дут иметь предельные значения: Vy=4 кг/м2-сек, В= 2 кг/кг; <т—4 сек; /к=1 м, то максимальная объемная концентрация капель в камере орошения составит Vw = 0,8%.
До последнего времени в работах по иондищиюнированию воздуха преобладало мнение, что на величину поверхности
.контакта и на характер движения капель в форсуночных ка мерах значительное влияние оказывает столкновение капель [53, 64]. Очевидно, наиболее вероятным местом столкновения капель является зона пересечения факелов соседних форсу нок, поскольку по мере развития факела плотность располо жения в нем капель резко' уменьшается.
п В работе [139] на основе аналитического анализа убеди тельно показано, что влияние столкновений капель на ..вели чину поверхности контакта между воздухом и водой в форсу-' ночной камере пренебрежимо мало, поскольку сама вероят ность столкновения капель невелика. Экспериментальное под тверждение этого вывода содержится в работе [125], где при ведены-результаты определения удельных расходов топлива в области пересечения двух' форсунок, расположенных на рас стоянии 25 мм друг от друга. Опыты показали, что даже при таком малом расстоянии междуфорсунками факелы свобод но проходят друг через друга, так как плотность распреде ления капель на участке пересечения факелбв уже достаточ но мала.
Следовательно, вероятность столкновений капель в форсу ночной камере невелика, .поэтому и влияние этого фактора на характер движения кашель незначительно.
Таким образом, для определения гидродинамических усло вий тепло- и .маюсообмена в форсуночных камерах можно ис пользовать расчетные зависимости, полученные для одиноч ной капли. Эти зависимости будут правильно отражать каче ственную картину процесса, а количественные характеристи ки могут быть скорректированы с учетом указанных выше -факторов по экспериментальным данным. Справедливость такого •подхода подтверждается также тем, что он широко ис
86
пользуется и в других областях техники [45, 57, 93, |
106, 125, |
||
150, |
156, |
158]. |
|
Движение капли в дождевом пространстве форсуночной |
|||
камеры в |
общем случае определяется дифференциальным: |
||
уравнением: |
|
||
10 |
|
= F b h --- 2"C-fM-PB (V к — Vв| VK — Vb | . |
(3.18) |
Для прямоугольной системы координат, в которой ось X совпадает с линиями тока воздуха и направлена вдоль оси форсунки, а ось У направлена вертикально, уравнение (3.18). может быть записано в виде
|
m |
—C-fM-pB--^ -U ; |
(3.19) |
m |
= - C - f M-pB. ^ U ± m g ( l - - ^ ) , |
(3.20) |
где m — маюса капли;
Fb h — вектор внешней силы, действующей на каплю;
С — коэффициент аэродинамического сопротивления;
рк— плотность капли; |
|
рв — плотность воздуха; |
|
Гм — площадь ммделева сечения капли; |
|
VK— а|бсолютная скорость капли; |
|
Vb — скорость воздуха; |
|
U — относительная скорость капли; |
капли |
Vx, Vy — проекция абсолютной скорости. движения |
|
на оси X и У; |
капли |
Ux, Uy — проекции относительной скорости движения |
на оси X и У; х — время.
,Каж показано в работе [107], сила тяжести, действующая на каплю, мала по сравнению с силой аэродинамического сопротивления, поэтому последним членом в уравнении (3.20) можно пренебречь. -Справедливость этого допущения для ка мер орошения будет показана ниже. В этом случае траекто рия движения капель относительно потока воздуха есть пря мая линия, расположенная под углом р к оси ОХ (рис. 24), Так как значение угла р остается постоянным и факел распы ла симметричен относительно оси ОХ (при отсутствии силы тяжести), то можно перейти к плоской задаче о движении капли :по верхней образующей факела распыла.
87