Файл: Тарабанов, М. Г. Тепло- и массоперенос в камерах орошения кондиционеров с форсунками распыления учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 23. Зависимость коэффициента сопротивления шара и капли от числа Рейнольдса: — экспериментальная кривая [36] ; Д — по формуле 3.5; О — по формуле 3.17; □ — по формуле

3.16

ные по формулам (3.5) и (3.17). Как видно, в интервале зна­ чений Re = 50-y 10000 максимальное расхождение расчетных данных по формуле (3.17) и экспериментальных не превыша­ ет 4,5%, а в интервале Re=0,5-p50 разница достигает 8%, однако среднее отклонение близко к нулю.

Выражения (3.16) и (3.17)

имеют достаточно простой вид

и могут -быть использованы

для аналитического

решения

уравнения движения капель и сфер.

 

2. Уравнения кинематики движения капель в дождевом объеме камер орошения

При изучении процессов тепло- и маосообмена в камерах орошения необходимо знать гидродинамические условия дви­ жения капель после вылета из форсунки. Знание этих ус­ ловий позволяет определить время нахождения капель в объ­ еме камеры, путь проходимый ими и относительную скорость движения. В свою очередь, данные о кинематике движения капель требуются для определения поверхности переноса, оценки величины коэффициентов тепло- и маосообмена и для анализа влияния конструктивных особенностей форсунок и самой камеры на’ эффективность обработки воздуха.

83


В общем случае в объеме камеры орошения одновремен­ но движется огромная масса капель, причем ;их диаметр, ско­ рость и направление полета самые различные. Кроме того, во время полета капли взаимодействуют друг с другом, увлека­ ются турбулентными пульсациями потока, а также изменяют­ ся их диаметр и физические параметры воздуха*. Точный ана­ литический учет всех указанных факторов невозможен и по­ этому некоторые авторы в принципе отвергают целесообраз­ ность теоретического анализа гидродинамических условий те­ пло- и маосообм1ана в форсуночных камерах. Однако с таким выводом согласиться нельзя, так как движение капель в дож­ девом объеме хотя и сложное, но не беспорядочное, а подчи­ няется определенным закономерностям. К тому же влияние большинства из указанных факторов на движение капель на­ столько незначительное, что исключение их из анализа прак­ тически не отразится на точности расчета.

В самом деле, учитывая малый температурный» перепад взаимодействующих сред, можно, очевидно, считать, что физи­ ческие параметры воздуха и воды в камере и диаметр капли остаются постоянными. Расчеты показывают, что в условиях камер орошения средний диаметр капель изменяется не бо­ лее, чем на 4%.

Так же без большой погрешности можно принять, что тур­ булентные пульсации не оказывают существенного влияния на движение капель, так как скорость воздуха в камере не­ велика.

Значительно сложнее оценить влияние взаимодействия ка­ пель, и их столкновений. Условия движения капель в факеле отличаются от условий движения одиночной капли. При по­ ложении центробежной ‘форсунки против потока воздуха тра­ ектории движения капель в факеле лежат выше, чем для оди­ ночной капли, а при расположении форсунки по потоку — ни­ же. Это расхождение происходит из-за взаимодействия факе­ ла как целого.с обтекающим потоком воздуха. Действитель­ но, в области корня факела на небольшом расстоянии" от со­ пла форсунки плотность распределения капель велика и воз­ душный лоток искажается, проникая внутрь факела. При рас­ положении форсунки против потока обтекание факела подоб­ но обтеканию сплошного диска, причем, чем больше давле­ ние жидкости, тем больше размеры препятствия. При поло­ жении форсунки по потоку факел представляет собой хоро­ шо обтекаемое тело и в этом случае возмущения в потоке воздуха от'факела незначительны, однако протекание возду­

84 -


ха внутрь факела у его корня затрудняется из-за большого' аэродинамического сопротивления. В результате а первом случае поток роздухараскрывает факел, а во втором обжи­ мает его, соответственно увеличивая или уменьшая угол рас­ пыла, что ,и приводит к смещению траекторий капель в фа­ келе, по сравнению с траекториями одиночных капель. Сле­ дует отметить, что имеющиеся экспериментальные данные по­ лучены лишь при очень больших скоростях воздуха [57, 58,. 125]. Можно ожидать, что в условиях форсуночных камер,, влияние потока воздуха на факел распыла значительно сла­ бее из-за малых скоростей воздуха. Указанные замечания справедливы в начальный период вылета капель, при не­ большом расстоянии от форсунки (по .мнению Г. Витторфа— до 5 см). На большом расстоянии плотность факела резко уменьшается и движение множества капель происходит по тем же закономерностям, что и движение единичных капель. В самом деле, как показано в работе [131], верхний предел объемной концентрации,, при котором необходимо учитывать взаимодействие между частицами, равен 2%. Если же объ­ емная концентрация частрц меньше, то толщина погранич­ ного слоя жидкости не превышает расстояния между части­ цами и коэффициент сопротивления одинаков как для единич­ ной частицы, так и для их множества. Объемную концентра­ цию капель воды в дождевом объеме камеры орошения мож­ но определить по формуле

Vw = - ^ - 1 0 0 % ,

v к

. где Vw — объем капель, взвешенных в дождевом прост­

ранстве камеры, м3;

,

VK= F K-/K— активный объем дождевого пространства, м3;:

F k и /к— соответственно-площадь

поперечного сечения

иактивная длина камеры между сепаратора-

- ми.

Поскольку размеры камер орошения изменяются в. широ­ ких пределах, то целесообразно использовать для анализа коэффициент орошения, выразив его следующим образом:

R = ^ w

Gw

Gb _

(Vy)-Fk -

После несложных преобразований можно получить окон- • чательно:

85


V

(Vv)-B ••c-100%

w

Yw-1K

 

тде Vy — массовая скорость воздуха в поперечном сечении камеры;

т — время пребывания капель в дождевом объеме.

Если величины, входящие в расчетную зависимость, бу­ дут иметь предельные значения: Vy=4 кг/м2-сек, В= 2 кг/кг; <т—4 сек; /к=1 м, то максимальная объемная концентрация капель в камере орошения составит Vw = 0,8%.

До последнего времени в работах по иондищиюнированию воздуха преобладало мнение, что на величину поверхности

.контакта и на характер движения капель в форсуночных ка­ мерах значительное влияние оказывает столкновение капель [53, 64]. Очевидно, наиболее вероятным местом столкновения капель является зона пересечения факелов соседних форсу­ нок, поскольку по мере развития факела плотность располо­ жения в нем капель резко' уменьшается.

п В работе [139] на основе аналитического анализа убеди­ тельно показано, что влияние столкновений капель на ..вели­ чину поверхности контакта между воздухом и водой в форсу-' ночной камере пренебрежимо мало, поскольку сама вероят­ ность столкновения капель невелика. Экспериментальное под­ тверждение этого вывода содержится в работе [125], где при­ ведены-результаты определения удельных расходов топлива в области пересечения двух' форсунок, расположенных на рас­ стоянии 25 мм друг от друга. Опыты показали, что даже при таком малом расстоянии междуфорсунками факелы свобод­ но проходят друг через друга, так как плотность распреде­ ления капель на участке пересечения факелбв уже достаточ­ но мала.

Следовательно, вероятность столкновений капель в форсу­ ночной камере невелика, .поэтому и влияние этого фактора на характер движения кашель незначительно.

Таким образом, для определения гидродинамических усло­ вий тепло- и .маюсообмена в форсуночных камерах можно ис­ пользовать расчетные зависимости, полученные для одиноч­ ной капли. Эти зависимости будут правильно отражать каче­ ственную картину процесса, а количественные характеристи­ ки могут быть скорректированы с учетом указанных выше -факторов по экспериментальным данным. Справедливость такого •подхода подтверждается также тем, что он широко ис­

86


пользуется и в других областях техники [45, 57, 93,

106, 125,

150,

156,

158].

 

Движение капли в дождевом пространстве форсуночной

камеры в

общем случае определяется дифференциальным:

уравнением:

 

10

 

= F b h --- 2"C-fM-PB (V к — Vв| VK — Vb | .

(3.18)

Для прямоугольной системы координат, в которой ось X совпадает с линиями тока воздуха и направлена вдоль оси форсунки, а ось У направлена вертикально, уравнение (3.18). может быть записано в виде

 

m

—C-fM-pB--^ -U ;

(3.19)

m

= - C - f M-pB. ^ U ± m g ( l - - ^ ) ,

(3.20)

где m — маюса капли;

Fb h — вектор внешней силы, действующей на каплю;

С — коэффициент аэродинамического сопротивления;

рк— плотность капли;

 

рв — плотность воздуха;

 

Гм — площадь ммделева сечения капли;

 

VK— а|бсолютная скорость капли;

 

Vb — скорость воздуха;

 

U — относительная скорость капли;

капли

Vx, Vy — проекция абсолютной скорости. движения

на оси X и У;

капли

Ux, Uy — проекции относительной скорости движения

на оси X и У; х — время.

,Каж показано в работе [107], сила тяжести, действующая на каплю, мала по сравнению с силой аэродинамического сопротивления, поэтому последним членом в уравнении (3.20) можно пренебречь. -Справедливость этого допущения для ка­ мер орошения будет показана ниже. В этом случае траекто­ рия движения капель относительно потока воздуха есть пря­ мая линия, расположенная под углом р к оси ОХ (рис. 24), Так как значение угла р остается постоянным и факел распы­ ла симметричен относительно оси ОХ (при отсутствии силы тяжести), то можно перейти к плоской задаче о движении капли :по верхней образующей факела распыла.

87