Файл: Тема 6 Социальные общности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принадлежность индивидов к реальным группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы существуют схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты– совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы– это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группамотносятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малая социальная группа – относительно небольшое число индивидов, которые непосредственно взаимодействуют друг с другом и при этом объединены общими интересами, ценностными ориентациями и социальными целями.

3. Малые группы делятся на 2 вида: формальные и неформальные. В формальных (официальных) группах происходит чёткое распределение функциональных обязанностей и разграничение социальных позиций членов данной группы. Обычно в данных группах присутствует руководитель, официально назначенный вышестоящими органами, иавзаимодействие между членами групп происходят при помощи неких официальных документов, нормативов и показателей. Неформальная группа возникает чаще всего стихийно. Для нее характерны дружеские доверительные отношения между ее члена­ми. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разде­лении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рам­ках формальной группы (организации), так и помимо нее. В первом случае она вторична по отношению к общей групповой организации. Это различные группировки – «клики». Во втором случае она не за­висит от формальной и образуется по разным основаниям: на основа­нии пространственной близости (соседи), общности интересов (рыбо­ловы, охотники, любительская спортивная команда и т.д.), единства психологии (сверстники-подростки), просто межличностных симпа­тий (друзья, подруги и т.д.). Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок ос­нован на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и тради­ции, содержание которых
зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп.

4. Следующая классификация содержит различение первичных и вторичных социальных групп. Первичная группа обычно характеризуется тесными непосредственными взаимосвязями внутри нее и социальным сотрудничеством (часто в отношениях членов групп проявляются симпатии и антипатии). Вторичные группы образуются из людей, объединённых каким-либо общим делом и функциональными обязанностями. Практически отсутствует эмоциональная окраска в отношениях индивида. В данных группах основное значение имеет достижение каких-либо социальных и экономических целей, а также наличие определённых навыков и способностей у членов группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого ин­дивида играют первичные социальные группы.

Характерными признаками первичной социальной группы яв­ляются:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость чле­нов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценнос­тей норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в груп­пу;

6) неформальный контроль за поведением членов.

Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч.Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосред­ственный, интимный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социаль­ных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т.д. Через первичную группу осуществляется перво­начальная социализация индивидов, освоение ими образцов поведе­ния, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредст­вом ее участвует в жизни всего общества.

Первичная группа все­гда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без со­мнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тес­ных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели. Что­бы разобраться в различиях между первичной и вторичной социаль­ной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Приме­ром первичной группы является так называемая «дворовая коман­да». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т.д. Такие команды могут уча­ствовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение вы­соких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы является футбольный клуб, так называемые «команды мас­теров», профессиональные объединения спортсменов (в данном слу­чае футболистов), объединенных в команду для получения опреде­ленных спортивных результатов, зарабатывания денег для клуба и его членов.



Вторичные группы практически содержат в себе некоторое число первичных групп (в команде мастеров всегда имеются неболь­шие группы симпатизирующих друг другу игроков, контакты меж­ду которыми носят эмоциональный и более частный характер). Ос­новным видом больших социальных групп являются организации (политические, производственные и т.д.).

Первичные группы являются разновидностью малых социаль­ных групп. Малая социальная группа – это малочисленная по со­ставу социальная общность, члены которой объединены общей де­ятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность ма­лой группы два человека (диада). Например, семья из двух человек: муж и жена, мать и дочь и т.д. Их объединение создает возможность совместных действий и решения простейших проблем. Максималь­ная численность малой группы может доходить до 2-4 десятков чело­век. Однако социологи установили, что оптимальным, с точки зрения закономерностей функционирования малой социальной группы, является состав 5-7 человек.

Особой разновидностью социальных групп являются рефе­рентные группы. Референтная группа – реальная или воображае­мая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ори­ентируется в своем поведении и самооценке. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, чле­ном которой он хотел бы быть или был раньше.

По выполняемым функциям выделяют нормативные и срав­нительные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ценностных ориентиров по ряду значимых для него проблем. Срав­нительная референтная группа является для индивида эталоном, своеобразным зеркалом, с помощью которого индивид может оцени­вать себя и других. Одна и та же социальная группа может выступать как нормативная и как сравнительная.

По факту членства различают группы присутствия и идеаль­ные группы. Группа присутствия – это референтная группа, чле­ном которой является индивид. Идеальная референтная группа – это группа, на нормы, ценности, мнение которой индивид ориентиру­ется в своем поведении, в оценке важных для него событий, в субъек­тивных отношениях с другими людьми, но в состав которой он не вхо­дит. Идеальная референтная группа может быть как реально суще­ствующей в социальной среде, так и вымышленной, воображаемой. Воображаемая референтная группа – это существующие в созна­нии индивида его ценностные и нормативные ориентиры, его жиз­ненные идеалы, выступающие в виде персонифицированных этало­нов и идеалов. Этими персонифицированными эталонами и идеалами могут быть сформированные средствами массовой информации «имиджи» - стереотипные образы рок-звезд, спортивных кумиров, политических деятелей и т.д., на которые индивид ориентируется в своих мыслях и действиях.


Для группы характерны свойства:

1) социальный контроль (конформизм) – поведение, контролируемое посредством группового давления. С помощью норм поведения, которые вводит сама группа, заставляет индивида следовать им;

Таблица 6.1 Уровень социального контроля в различных социальных общностях

Социальный контроль

Социальная общность

Отсутствует

Социальные категории, агрегации, классы, слои, страты

Низкий

Аудитория, толпа, социальные круги

Средний

Неорганизованные группы (творческие, спонтанные)

Повышенный

Организации, малые группы, касты, семья

2) социальная дистанция – величина, характеризующая степень близости или отчуждения между членами;

3) социальная норма – система предписаний, составляющих определенный шаблон поведения, разделяемых членами социальной группой и необходимых для совершения совместных согласованных действий.

Игнорирование членом группы предписанных норм и правил рассматривается группой как нежелательное, неправильное и именуется как девиантное (не соответствующее общеприня­тым нормам). Такое поведение, подпадая под механизмы социального контроля, влечет осуждение группы, крайней формой которого является социальная изоляция (отстранение индивида или социальной группы за счет прекращения или резкого сокращения с ними социальных контактов и взаимодействий). Уровень социального контроля и, соответственно, требований, предъявляемых к члену группы, разнится, будучи в зависи­мости от ее масштаба и структуры.

В зависимости от характера социальных отношений и содержа­ния индивидуальных целей, отраженных в зеркале социокультурных норм, возникают различные, иногда уникальные, ролевые функции и установки членов групп. Под ролевыми функциями подразумева­ются действия, выполняемые индивидом в составе, от лица группы или по отношению к ее членам. Под установками – представления о том, какими должны быть собственные ролевые функции.


  1. Трудовой коллектив


Одной из особенно значимых для исследований и для жизни вооб­ще разновидностей групп является трудовой коллектив. Под ним пони­мается группа, объединенная совместной общественно полезной деятель­ностью, опосредующей межличностные отношения. Т.е. сотрудники любой организации являют собой трудовой коллектив.

Совместная деятельность – организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное произ­водство материальных и духовных благ. Она характеризуется:

  1. пространственным и временным соприсутствием, возможностью контакта, обмена информацией и деятельностью;

  2. единством цели – предвосхищением результата, отвечающего об­щим интересам;

  3. наличием органов организации и управления;

  4. возникновением межличностных отношений на основе заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих впоследствии относительно самостоятельный характер.

Соприсутствие способствует развитию межличностных отношений; совместимость целей определяет их характер, групповые нормы и ценно­сти; организация и руководство – формы сотрудничества и взаимной от­ветственности.

По определению А. В. Петровского, коллектив представляет собой группу людей, где межличностные отношения опосредуются обществен­но ценным и личностно значимым содержанием деятельности.

Социальная организация предприятия состоит из ряда подсистем. Пер­вичной организационной ячейкой здесь выступают бригада, участок, отдел, бюро, лаборатория, не имеющие внутри себя каких-либо официальных струк­турных подразделений.

При социологическом анализе коллективов выделяют формальную и неформальную их структуры (рассматривая формальные и неформаль­ные группы и отношения). Формальная структура коллектива отражает его производственные функции и включает в себя административную и технологическую струк­туру (схему) взаимодействия. Неформальная структура коллектива формируется на основе субъек­тивных симпатий и антипатий членов коллектива. Она неизбежна в мно­гочисленных коллективах. Неформальная структура соединяет в себе не­сколько малых групп. Такое структурирование коллектива в нормальных условиях обес­печивает естественную потребность членов коллектива в дружеских, лич­ностных отношениях, связано со сходством интересов и т. д. Противо­действовать ему нелепо, бессмысленно, нецелесообразно и вредно.

Различные формы коллективного единства могут быть представле­ны следующей типологией коллективов: