Файл: Мошкин, Е. К. Развитие отечественного ракетного двигателестроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
190
i ^ < ^ r t r 'r i r v r - > l - . l - . r - '<- l cl<3C U
5 .Q О
В 193? г. была разработана конструкция ÖPM-7Ö — экспериментального двигателя с тягой 300 кгс па азотно- кислотно-керосиновом топливе. Устройство ОРМ-70 ана логично ОРМ-67. Число форсунок — 8. Максимальный диаметр камеры сгорания — 200 мм, длина — 500 мм. Материал — нержавеющая и малолегированная сталь, дюралюминий. Двигатель изготовлялся в 1937—1938 гг., по не испытывался.
Двигатели ОРМ-101 — ОРМ-102
Эти экспериментальные двигатели были спроектиро ваны в 1937 г. с целью изучения возможностей и целесо образности применения тетранитрометама в качестве оки слителя. Были проведены коррозионные испытания раз личных металлов в тетранитрометане и выбраны стойкие в нем конструкционные материалы. Проводились экспе риментальные исследования взрывобезопасиости тетра нитрометана в эксплуатации. В качестве горючего был взят керосин. ОРМ-101 тягой 80 кгс предназначался для кратковременных пусков. ОРМ-102 тягой 100 кгс при том же давлении в камере сгорания (20 ат) был пол ностью охлаждаемым. Двигатели были изготовлены в 1937—1938 гг., но огневые испытания они не проходили в связи С'выявленной небезопасностью применения тетраиитрометапа.
Газогенераторы ГГ-1, ГГ-2
Разработанные газогенераторы (ГГ) предназначены для питания рабочим телом поршневого двигателя или
турбины. Зоны горения компонентов топлива |
(азотной |
|
кислоты и керосина) |
и зоны смешения с охлаждающим |
|
агентом (водой) разделены; для срыва жидких |
пленок |
|
со стенок в объем |
камеры применялись диафрагмы. |
В связи с требованием высокой чистоты вырабатываемого газа предпочтение было отдано двухкамерной схеме, хо тя однокамерный вариант также был построен и прохо дил стендовые огневые испытания.
В газогенераторе ГГ-1 впрыск компонентов топлива в камеру производился шестью форсунками: три форсунки окислителя питаются через нижний кольцевой коллек тор, три форсунки горючего — через верхний кольцевой коллектор; вода вспрыскивается через две верхние фор-
191
Двигатель ОРМ-102
\
192
Газогенератор ГГ-1
сункп. Газогенератор рассчитан на внутреннее охлажде
ние стенок защитной пленкой компонентов |
топлива. |
В связи с перегревом стенок камеры сгорания у |
форсу |
ночного пояса и соединительной шейки камер (до 700° С) |
было введено наружное проточное охлаждение спираль но ооебренных стенок этой же камеры сгорания водой,
впрыскивавшейся затем в камеру; в таком виде |
ГГ-1 |
прошел сдаточные испытания. |
|
Устройство и размеры ГГ-1. Материал камеры сгора |
|
ния, камеры смешения и ниппелей форсунок — ЭЯЗС; |
|
рубашек и коллекторов — Ст. 4; распылителей и |
трубо |
проводов— дюралюминий. Уплотнение рубашек осущест влялось шнуровым асбестом, пропитанным жидким стек лом. Пуск ГГ-1 производился по сигнальной лампочке или автоматически, с одновременным впрыском компо нентов топлива и воды. В зимнее время вместо воды ис пользовался антифриз (75% воды и 25% этилового спирта).
Производительность ГГ-1 составляла 40—70 л/с газа при давлении 20—25 ат и температуре 450—580° С- Га зогенератор устойчиво работал на азотной кислоте и
7 |
3017 |
193 |
тракторном керосине со впрыском воды. Суммарный расход окислителя и горючего составлял 0,15—0,17 кг/с,
воды — около 0,20' кг/с. |
Давление подачи |
компонентов |
|
не превышало 30 |
ат. Вес |
газогенератора |
равен 20 кг. |
После 1 ч 46 мин |
работы газогенератор не имел сущест |
венных дефектов и был пригоден для дальнейшей рабо
ты. |
Длительность непрерывной |
работы |
доходила до |
15 |
мин (определялась емкостью |
баков). |
Кратковремен |
но |
(минуты) газогенератор работал при |
температуре |
вырабатываемого газа до 700—800° С. Вырабатываемый газогенератором газ отличался высокой степенью чисто ты, был бесцветен; по данным газового анализа, не со держал азотной кислоты, двуокиси азота и в процессе работы не івызывал коррозии медных сплавов. Химиче ский состав газа из ГГ-1 по результатам анализа пробы, отобранной при сдаточных испытаниях при а = 0,88, дав лении в ГГ, равном 23 ат, температуре газа 490° С, пос
194
ле конденсации воды в объемных |
% следующий: N0 — |
20,2%, С02 — 21,8%, СО— 15,2%, |
0 2— 0%, остальное |
азот, кислотность — следы. |
|
Газогенератор ГГ-1 был разработан в течение 1935— 1936 гг. и успешно прошел официальные стендовые испы тания 27 августа 1937 г.
В 1937 г. была разработана конструкция Г-образного двухкамерного газогенератора ГГ-2 производительно стью до 100 л/с газа при давлении до 30 ат и темпера
туре 450—600° С. ГГ-2 |
являлся дальнейшим |
развити |
ем газогенератора ГГ-1. |
Давление подачи компонентов |
|
ГГ-2 было 36—40 ат; |
вес газогенераторов |
составлял |
меньше 30 кг; ГГ-2 построен не был.
Двигатель РДА-1-150
Двигатель РДА-1-150 разрабатывался под руководст вом Л. С. Душкина и А. В. Палло на топливе, состоящем из азотной кислоты и керосина, и был рассчитан на тя гу в 150 кгс. На неохлаждаемой сферической головке располагались центробежные форсунки — 8 основных топливных и 2 пусковых — так, что потоки компонентов топлива направлялись в центр полусферы, к зоне соеди нения головки с цилиндрической частью камеры. В верх ней части головки по оси камеры имелась горловина для зажигательного устройства. Головка крепилась к ци линдрической части камеры с помощью резьбы. В месте стыка находился сальниковый компенсатор линейного расширения.
Цилиндрическая камера сгорания имела двухзахюдные винтовые ребра охлаждения. Азотная кислота посту пала в полость охлаждения в месте соединения камеры с соплом, а затем через прорези в головке поступала не посредственно к форсункам.
Съемное сопло охлаждалось керосином, который по ступал за рубашку у среза сопла и выходил в зоне сое динения его с камерой. На внешней поверхности сопла имелась винтовая двухзаходная нарезка, к вершинам ко торой плотно прилегали полувкладыши сопла. В нижней части сопла (у выходного сечения) находился сальнико вый компенсатор линейного расширения.
Основное отличие РДА-1-150 от ОРМ-65 заключалось в измененном расположении топливных форсунок на головке двигателя. Если в ОРМ-65 компоненты топлива впрыскивались радиально или под некоторым углом в
7* |
195 |
19Ö
Разрез газогенератора ГГ-2
197
Двигатель РДА-1-150
сторону от сопла, то в РДА-1-150 все топливо направ лялось к центру камеры, в сторону сопла, а форсунки располагались на одной окружности под одинаковым уг лом к оси камеры. Однако именно это отличие привело к существенному снижению основных характеристик дви гателя.
Стендовые испытания двигателя РДА-1-150 начались во второй половине 1938 г. Испытывались два одинако вых образца, с которыми провели около 20 пусков. В ян варе 1939 г. на зачетном испытании один из образцов проработал без повреждений 200 с. С марта по сентябрь 1939 г. проводились комплексные испытания на ракето плане совместно с системой подачи топлива и с системой управления. За этот период времени двигатель выдержал І08 огневых испытаний, показав следующие результаты: тяга — 140 кгс (вместо 175 кгс ОРМ-65), удельный им пульс при давлении в камере 18 ат достигал 186 с (вме сто 210—215 с ОРМ-65).
В итоге испытаний РДА-1-150 была достигнута на дежная работа двигателя, отработаны запуск, управле ние режимом и выключение двигателя из кабины раке топлана, получен опыт эксплуатации, позволявший экс периментаторам после наземных испытаний двигателя начать летные.
Первые летные испытания двигателя РДА-1-150 про ведены летчиком В. П. Федоровым 28 февраля 1940 г. на ракетопланере РП-318.
Обычный самолет с поршневым двигателем отбукси ровал ракетоплан на высоту 2000 м, где летчик произвел отцепку от самолета, и ракетоплан перешел на режим планирования. Отлетев на достаточное расстояние от са молета-буксира, летчик-испытатель включил ракетный двигатель, который работал до полного израсходования топлива. После включения двигателя ракетоплан продол жал свободное планирование и приземлился на аэро дроме.
Это был первый в СССР полет человека на летатель ном аппарате с ЖРД.
Двигатель РДА-300
Двигатель РДА-300 был рассчитан на тягу в 300 кгс и также предназначался для ракетоплапера РП-318, с тем чтобы обеспечить автономный взлет, т. е. без букси рования ракетопланера самолетом.
198
Двигатель РДА-300, который разрабатывался в 1939 г. под руководст вом Л. С. Душкина, по своей конструкции отли чался от двигателя РДА- 1-150 только габаритами. В связи с требованием по вышения удельного им пульса до 200 с расчетное давление в РДА-300 было увеличено. К концу пер вой половины 1939 г. про ектирование и изготовле ние двигателя были за кончены. Одновременно с этим разрабатывался дру гой вариант РДА-300, в конструкцию которого вносились уже. принципи альные изменения, наме ченные после обработки результатов испытаний РДА-1-150. Повышалась надежность системы ох лаждения благодаря ис пользованию обоих ком понентов; улучшились ус
ловия запуска и качество смесеобразования.
Двигатель РДА-300, прошедший огневые испытания, имел головку, по устройству и принципу работы сущест венно отличающуюся от головок всех предшествующих образцов. Она имела шнековые форсунки, направляющие поток в сторону сопла и обеспечивающие мелкий распыл и хорошее перемешивание компонентов. Азотная кисло та из полости охлаждения цилиндрической части камеры поступала по каналам в головке к игольчатым запорным кранам иа две форсунки каждый.
Аналогично керосин из охлаждающего тракта посту пал к игольчатым запорным кранам у керосиновых фор сунок.
На головке размещались не только основные, но и пусковые форсунки, обеспечивавшие надежный запуск двигателя.
199