Файл: Мошкин, Е. К. Развитие отечественного ракетного двигателестроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
в последующих разработках стало еще более высоким. Таким об разом, интуитивно назначенное К. Э. Циолковским давление в каме ре стало соответствовать современным данным.
В результате всестороннего совершенствования двига телей повышалась его экономичность і.
Так, например, в двигателе 10 удельный импульс при стендовых испытаниях (1933 г.) составлял 162— 175 с, в двигателе ОРМ-52 (1933 г.)—210 с, а удельный импульс камеры сгорания РД-119 в пу стоте уже достигает 358 с (1958—1962 гг.)
Для увеличения числа Циолковского
Я = —
Мк
следует использовать топливо возможно большей плот ности Qt . При этом сохраняют отмеченное выше требова ние в отношении высокого значения количества тепла Q,
выделяющегося в камере сгорания в одну секунду. |
Для |
|||
уменьшения Мк детали ракеты следует |
изготовлять |
из |
||
конструкционных материалов, для |
которых |
отношение |
||
предела прочности (или предела текучести) |
к плотно |
|||
сти материала имеет возможно большее значение. |
|
|||
Повысить число Циолковского |
при |
проектировании |
ракеты удается в зависимости от того, насколько удачно выбраны схемы двигателя, ракеты в целом и их отдель ных агрегатов и насколько близки к оптимальным режи мы их работы. При вытеснительной системе подачи топ ливные баки выполняются толстостенными, а при насос ной подаче в баках поддерживают низкое давление и их стенки изготовляют тонкими. Поэтому число Циолков ского для больших ракет в случае применения насосной подачи топлива выше, чем при вытеснительной системе.
Как было сказано, при определении числа Циолков ского для ракеты под массой Мк подразумевают массу конструкции ракеты с ее системами, включая двигатель, остаток рабочих тел жидкостей и газов к концу работы двигателя и массу полезного груза Мп (головная часть с приборами или кабина с космонавтами и т. д.). При за данном значении числа Циолковского для увеличения массы полезного груза следует соответственно уменьшать массу всех элементов ракеты, что достигается путем все стороннего совершенствования и облегчения конструк ции, а также увеличивать начальную массу ракеты (или
ееступеней) путем увеличения массы топлива Мт.
1Экономичность РД определяется величиной удельного импуль са, представляющего собой отношение тяги двигателя к секундному расходу топлива.
30
Формула Циолковского позволяет судить об эффек тивности использования энергии топлива на ракете: К. Э. Циолковский определяет работу, получаемую раке
той |
Ьр= |
МиѴ2; работу отброшенных |
газов Ьа— |
= - j |
M TWaüH подсчитывает коэффициент полезного дей |
||
ствия ракеты |
как отношение Lp к сумме Lp + La. |
||
Мощность |
двигателей и частота пусков |
стали столь |
значительными, что с учетом перспектив развития ракет ной и космической техники отыскание путей повышения полного к. п. д. и его текущих значений, подсчитываемых для различных моментов работы двигателя, становится весьма актуальной задачей. Большие расходы топлива, ожидаемые в недалеком будущем, поставили на повест ку дня вопрос о создании ракет с внешним питанием дви гателей.
Анализ рассмотренных здесь формул привел К. Э. Ци олковского к идее о космических поездах. Предусматри вались различные варианты соединения ракет: последо вательное, параллельное и комбинированное; так назы ваемый «второй тип» составной ракеты Циолковского предусматривал параллельное соединение ракет в связку. Известно, что все современные ракеты-носители космиче ских аппаратов выполняются многоступенчатыми, причем в них назначается наиболее выгодное сочетание как по следовательно, так и одновременно работающих двигате лей.
Предложения по топливу для ЖРД
Анализируя свойства топлив, К- Э. Циолковский пи сал: «На единицу своей массы при горении они должны выделять максимальную работу». И далее: «Для реактив ного аппарата надо, чтобы возможно большая часть теп ловой или химической энергии частиц превратилась в их согласованное поступательное движение» і.
В своем труде «Исследование мировых пространств ракетными приборами» К. Э. Циолковский в 1903 г. в ка честве компонентов топлива для Ж РД предложил жид кие кислород и водород. «В настоящее время превраще ние водорода и кислорода в жидкость не представляв! особых затруднений. Можно водород заменить жидким
1Циолковский- К. Э. Собр. соч., т. 2. Изд. АН СССР. М., 1954,
с.79.
31
или сгущенными в жидкость углеводородами, например, ацетиленом, нефтью» *.
В том же труде ученый рассматривает в качестве го рючих некоторые неорганические соединения. «Так, крем ний, сгорая в кислороде (Si + 0 2 = SiC>2 ), выделяет огром ное количество тепла, именно: 3654 кал на единицу мас сы полученного продукта (SіОг), но к сожалению образу ются труднолетучие тела» 12Большое внимание уделял К- Э. Циолковский изучению топлива, состоящего из сжи женных кислорода и водорода. «Приняв жидкий кисло
род и водород за материал, наиболее |
пригодный |
для |
взрывания...» — писал он в только что цитируемом |
тру |
|
де. Однако ученого смущала слишком |
малая плотность |
водорода, требующая больших емкостей, что приводило к увеличению объема и массы ракеты. В 1927 г. в работе «Космическая ракета. Опытная подготовка» он отмечал:
«Жидкий водород вообще неприменим, в особенности на первое время. Причины: дороговизна, низкая температу ра, теплота испарения, трудность хранения» 3-
В 1903 г. он писал: «...количество энергии, приходя щейся на единицу массы продуктов соединения, зависит от атомных весов соединяющихся простых тел: чем мень ше атомный вес тела, тем больше выделяется тепла при соединении их» 4-
В1914 г. К. Э. Циолковский предложил использовать
вдвигателях в качестве окислителя озон и другие ком поненты. «Надо искать также соединения водорода с уг леродом, которые содержат возможно больше водорода, образовались при своем получении из элементов с погло щением теплоты, как например, ацетилен, который, к со жалению, мало содержит водорода. В последнем отноше нии больше удовлетворяет терпентин, или скипидар, и еще больше метил, или болотный газ; последний нехорош
тем, что трудно сгущается в жидкость» 5.
В работе «Исследование мировых пространств реак тивными приборами» издания 1926 г. К. Э. Циолковский сравнивает водород с углеводородами: «Его трудно об ратить в жидкость и хранить, так как без особых предо
сторожностей он быстро улетучивается. Пригоднее |
все |
|||||
1 Циолковский К. Э. Собр. соч., т. 2. Изд. АН СССР. М., |
1954, |
|||||
с. 81. |
Там |
же. |
|
|
|
|
2 |
с. |
270. |
|
|
||
3 |
Там |
же, |
|
|
||
4 |
Там |
же, |
с. |
81. |
. . , |
|
в |
Там |
же, |
с. |
145. |
|
32
го жидкие или легкообращаемые в жидкость углеводоро ды. Чем они летучее, тем больше содержат водорода и тем они выгоднее для дела. Кислород терпим в жидком виде, тем более, что может служить источником охлаж дения...». Далее ученый замечает: «Но разумнее посту пить так: наибольшую часть запаса кислорода взять в виде каких-либо его эндогенных соединений, т. е. таких, которые синтезируются (составляются) с поглощением тепла» .1
В той же работе 1926 г. рекомендуются в качестве го рючего метан, бензол и нефть. В 1927 г. в качестве окис лителя рекомендуется жидкий воздух: «На первое время можно употребить жидкий воздух. Примесь азота осла бит взрыв и понизит максимальную температуру» 21. Идея применения в качестве горючего высококипящих кисло родосодержащих соединений высказывалась К. Э. Циол ковским неоднократно. Он упоминал также о целесооб разности применения в качестве горючего углеводород ных соединений. На топливо с таким горючим он ориен тировался ів своих исследованиях, опубликованных в ра боте «Космическая ракета. Опытная подготовка» 1927 г.). В труде «Достижение стратосферы. Топливо для раке ты» 3 приведен анализ влияния качеств топлив на ско рость истечения газов из сопла и скорость полета раке ты. Здесь, в частности, Константин Эдуардович писал:
«Наиболее подходит замена кислорода азотноватым ан
гидридом (NO2 ). Это — бурая, |
химически |
устойчивая |
жидкость, плотнее воды»4. |
|
|
Константин Эдуардович не ограничивался изучением |
||
возможностей применения только |
жидких |
компонентов |
топлива. В работе «Космическая ракета. Опытная подго товка» он говорил о возможности использования в каче стве горючего твердых веществ и предлагал, в частности, угольный порошок5. Хотя такое горючее ів Ж РД сейчас не используется, идея применения и порошкообразных продуктов и компонентов, находящихся в различных аг
регатных состояниях, |
нашла определенное |
применение. |
||||
|
Константина Эдуардовича не могли в |
полной |
мере |
|||
с. |
1 Циолковский К. Э. Собр. соч., т. 2. Изд. АН |
СССР, |
М., |
1954, |
||
245. |
|
|
|
|
||
|
2 |
Там же. |
в ЦС Осовнахима в 1934 г. |
|
|
|
|
3 |
Рукопись поступила |
|
|
||
|
4 Циолковский К. Э. Собр. соч. т. 2. Изд. АН |
СССР, |
М., |
1954, |
||
с. |
373. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Там же, с. 262. |
|
|
|
|
2 |
|
3017 |
|
|
|
33 |