Файл: Мошкин, Е. К. Развитие отечественного ракетного двигателестроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начало работ над этой ракетой относится к январю 1933 г., а запуск ее состоялся 25 ноября того же года, но уже без Цандера. Созданию ракеты «ГИРД-Х» предшест­ вовали многие расчеты, эскизные проекты и опыты, вы­ полненные и проведенные Фридрихом Артуровичем.

Ф. А. Цандер большую часть своего дня проводил за расчетами, уделяя должное время и производству, помогая механикам, испыты­ вающим немалые трудности при изготовлении и отладке новых для того времени агрегатов. Инженеры и конструкторы вместе со своим начальником — Ф. А. Цандером размещались в небольшой комнате. Работали днем, вечером и иочыо, когда было нужно, сколько хвата­ ло сил.

Кроме выполнения плановых заданий, Ф. А. Цандер рассчитывал и обдумывал устройство отдельных агрега­ тов ракеты, которую он называл «Космический корабль».

«Вперед, на Марс!». «Скорей, на Марс» — вот слова, символизирующие цель его жизни. Он часто делился с сотрудниками первой бригады своими мыслями, набра­ сывал эскизы отдельных частей космического корабля. Постепенно возникал образ будущей ракеты, которая должна, по замыслу Цандера, совершить полет к сосед­ ней планете.

Последние месяцы своей жизни Фридрих Артурович работал осо­ бенно напряженно. В результате переутомления, систематического недосыпания, плохого и нерегулярного питания Ф. А. Цандер стал заметно терять паботоспособность. По настоянию товарищей по ра­ боте Фридрих Артурович поехал на лечение в г. Кисловодск. По дороге он заболел тифом и скончался 28 марта 1933 г.

В 1947 г. был издан сборник трудов Ф. А. Цандера «Проблема полета при помощи ракетных аппаратов», пе­ реизданный в 1961 г. с включением большого числа впер­ вые публикуемых его работ.

Архивные материалы содержат еще много неопубликованных трудов ученого. Большинство сохранившихся рукописей требуют кропотливой, долгой работы по переводу стенографических записей

на

обычный текст. Сложность расшифровки объясняется тем,

что

Ф.

А. Цандер пользовался забытой стенографической записью,

ко­

торую он сам несколько видоизменил, писал о специфических вопро­ сах теории двигателей и ракет на немецком языке. Таким образом, для работы с рукописями Ф. А. Цандера требовались специалисты, знакомые с принятой им системой записи, хорошо владеющие не­ мецким языком и являющиеся специалистами ракетной техники.

Впервые расшифровка трудов Ф. А. Цандера производилась в РНИИ. В 1934 г. группа стенографисток под руководством Е. К. Мошкина расшифровала несколько тетрадей с записями, сде­ ланными Ф. А. Цандером в ранний период его деятельности. До 1960 г. изучение наследия Ф. А. Цандера проводилось без строгого плана, не систематически. Появлением в печати ранее неопублико­ ванных статей Ф. А. Цандера, организацией ряда встреч, юбилеев, конференций, посвященных памяти Ф. А. Цандера, мы в значнтель-

56


ной степени обязаны усилиям дочери ученого Астре Фридриховне

Цандер, которая

подготовила также

к печати

сборник

трудов

Ф. А. Цандера «Из научного наследия»

(издательство «Наука», 1967).

Опубликованные

в этом сборнике документы из

архива

Цандера

представляют интерес во многих отношениях. Здесь, в частности, отмечается, что проектировать двигатель ОР-І Цандер начал в 1928 г. Приводится методика расчетов «водородно-кислородных ра­ кет» (апрель 1927 г.), в которой последовательно излагался термо­ динамический расчет ЖРД.

С 1965 г. расшифровка и изучение трудов Ф. А. Цандера вклю­ чены в план Института истории естествознания и техники Академии наук СССР.

В мае 1970 г. в г. Риге состоялись первые «Чтения», посвящен­ ные изучению и реализации научного наследия Ф. А. Цандера, на которых принято решение «Цандеровские чтения» проводить систе­ матически. Вторые «Чтения» состоялись в мае 1972 г. в г. Ленин­ граде.

Именем Цандера назван кратер на обратной стороне Луны.

Работы Ф. А. Цандера по ракетным двигателям

Ф. А. Цандер, будучи крупным ученым в области раз­ работки широкого круга проблем по теории космических полетов, значительную часть своей научно-технической деятельности посвятил теоретическим исследованиям возможности постройки высокоэффективных реактивных летательных аппаратов, а также теоретическим и практи­ ческим работам по освоению жидкостных ракетных дви­ гателей в период начального их развития в СССР.

Многочисленные теоретические и экспериментальные разработки Ф. А. Цандера направлены на отыскание пу­ тей осуществления его основной идеи, согласно которой сжигание совместно с жидким топливом металлических частей ракеты после того как надобность в них отпала не только давало увеличение скорости истечения продуктов сгорания, но и повышало отношение массы топлива, сго­ ревшего в процессе полета, к конечной массе ракеты.

Эта идея увлекла Ф. А. Цандера уже в двадцатых го­ дах нашего столетия, но наиболее полно была изложена им в работе «Проблема полета при помощи реактивных аппаратов». В ней приводится описание двух летательных аппаратов: аэроплана с ракетным двигателем, причем крылья аэроплана и некоторые другие детали после втя­ гивания и расплавления используются в качестве горю­ чего, и ракеты, окруженной множеством емкостей с ком­ понентами топлива, которые после израсходования топ-

57


Проект межпланетного корабля системы

Ю

6)

Схема центральной ракеты, окруженной боковыми

ракетами

и топливными баками по Ф. А. Цандеру

 

58

лива из них втягиваются в центральную ракету и после расплавления используются в качестве горючего.

Ф. А. Цандер считал, что только предложенные им конструкции дают несомненную гарантию достижения межпланетных скоростей.

Полная уверенность в правильности выбранного им научно-технического направления и определила харак­ тер его теоретических и практических разработок. Он уде­ лил основное внимание теоретическим исследованиям возможных путей повышения удельного импульса двига­ тельной установки и к. п. д. ее отдельных агрегатов; тео­ ретическому и экспериментальному изучению возможно­ стей применения металлов в качестве добавки к жидкому горючему; теоретическому изучению и эксперименталь­ ной отработке ЖРД.

В начале тридцатых годов уровень техники и имею­ щиеся конструкционные материалы не позволяли изго­ товить ракету с большим отношением стартовой массы к конечной (например, в первой советской ракете с ЖРД «ГИРД-Х» это отношение было равно примерно 1,4), по­ этому идея Ф. А. Цандера была заманчивой, но оказа­ лась практически неосуществимой.

В лучших современных ракетах благодаря примене­ нию новейших конструкционных материалов, выполнению всех агрегатов ракеты по оптимальным схемам и работе их в наивыгоднейших режимах удалось получить очень высокое отношение стартовой массы ракеты к конечной.

Исследования топлив

Ф. А. Цандер был сторонником применения топлива с инзкокипящими окислителями. Он исходил из того, что такое топливо обладает исключительно большими воз­ можностями в отношении дальнейшего повышения удель­ ного импульса. В качестве окислителя он считал целесо­ образным применять жидкий кислород, а в качестве горючего—жидкий водород, бензин, спирт. Бензин, в част­ ности, привлекал внимание Ф. А. Цандера не только вы­ сокой калорийностью, но и возможностью его использо­ вания в авиационных и ракетных двигателях проектиро­ вавшихся им межпланетных летательных аппаратов.

Как было сказано, Ф. А. Цандер проводил исследова­ ния, посвященные изучению возможности и целесообраз­ ности применения металлов в качестве добавок к жидко­ му горючему. Известно, что при сгорании некоторых ме­

5,9



таллов выделяется больше тепла, чем при сгорании жид­ кого горючего, даже такого как бензин; поэтому добавле­ ние металла в жидкое горючее при определенных условиях может привести к повышению удельного им­ пульса.

Так, теплотворная способность продуктов сгорания в кислороде, отнесенная к 1 кг топлива, составляет по Ф. А. Цандеру: для бензи­ на — 2350 ккал; для алюминия — 3730 ккал, а для лития достигает 4710 ккал.

Однако при температурах, характерных для ЖРД, обычно образуются твердые частицы окислов. Поэтому нельзя подсчитать скорость истечения, тягу и удельный импульс по формулам, выведенным в предположении только газового течения. Теоретическому исследованию условии движения продуктов, состоящих из смеси газов и твердых окислов, посвящены работы Ф. А. Цандера. Так, в статье «Применение металлического топлива в ра­ кетных двигателях» 1 приведено приближенное определе­ ние реактивной силы, получаемой от двигателя, из соп­ ла которого извергаются одновременно частицы с двумя существенно отличающимися скоростями. «Возможно,

пишет Ф. А. Цандер, — сжигание металла в таких про­ порциях с жидким горючим, при которых уменьшение тя­ ги наблюдаться не будет» 1.2

Для проверки своих расчетов и практической возмож­ ности осуществления сжигания металла в камерах ра­ кетных двигателей Ф. А. Цандер поставил вначале ряд простых лабораторных опытов по воспламенению и горе­ нию металлов. Затем горение металла изучалось на ОР-1. Позже программа таких опытов была расширена.

Ф. А. Цандер предлагал готовить металлическое горю­ чее из тех деталей и агрегатов, которые к определенному моменту времени полета аэроплана-ракеты или описан­ ной им центральной ракеты со многими боковыми раке­ тами и сосудами для жидкого горючего и кислорода, вы­ полнив свои функции, становятся бесполезными как для полета, так и для посадки.

Именно поэтому Ф. А. Цандер пытался найти возмож­ ности переработки отдельных элементов конструкции в порошкообразный или расплавленный металл (магний, алюминий) и разрабатывал схемы двигателей, позволяю­ щих реализовать эту идею. Ф. А. Цандер пришел к выво­

1 «Ракетная техника», 1936, № 1.

2 Цандер Ф. А. Проблема полета при помощи реактивных ап­ паратов [Сборник статей]. М., Оборонгиз, '1961, с. 241.

60