Файл: Микерин, И. К. Аэродинамика летательных аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Продольный

управляющий момент

M ?

( & і>

)

 

 

Так как фокус летательного аппарата re совпадает с

центром

масс, то

для обеспечения

полета

летательного

аппарата

при

оі

= conç>t

необходимо

создать

момент,

уравновешивающий

(Тіі

( °L ) , Это достигается

отклонением

органов

управления аа

угол

Se

, в результате чего возникает сил?,

У

(

и

момент

относительно центра

масс

М%

(

) ,

называемый

продольным управляющим моментом.

Величина этого

момента равна

 

 

= т \

^

s L

,

где Г Л х = С у ^ ^ ^ " ^

f . ^ r - ^ ^

- _ производная

от коэффициен­

 

 

та момента

тангажа

п о у г л у

 

 

отклонения

органа

управления.

Следовательно,

причиной

образования

момента

 

является несимметричное обтекание органов управления, вызван­

ное

их

отклонением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демпфирующий

момент

тангажа

 

 

)

 

 

Пусть

летательный аппарат

совершает

полет

со скоростью

V«»»

и

одновременно

вращается

вокруг

оси

OZ ^ с

угловой ско ­

ростью

U^i

. В

этом случае

каждая точка

поверхности элемен­

тов планера приобретает дополнительную скорость,

направленную

перпендикулярно

к

радиус -

вектору

Z

,

соединяющему э т у

точку

с центром

масс (рис.

8.18)

и

равную

 

 

Вследствие этого углы встречи потока с отдельными элементами поверхности (местные углы атаки) будут отличаться о т угла

атаки, определяемого скоростью поступательного движения.

>

379


Изменение местных углов атаки приводит к появлению допол­

нительных аэродинамических сил, которые можно привести к

равнодействующей

У

( ^ъ),

приложенной

в центре

масс и

моменту

М г ( LVt).

Сила

У

(

мала по величине и ее

не учитывают

при

определении

подъемной силы. Однако

момент

Мг(

 

) существенно

влияет

на

динамические свойства

лета ­

тельного

аппарата

и им нельзя пренебрегать. Схема

образова­

ния

момента

M г

(

 

показана на рис.

8.18. В

этом при­

мере

при вращении летательного

аппарата

по часовой стрелке

в его передней части местные углы атаки уменьшаются, а в

кормовой - увеличиваются. Возникающие местные элементарные

силы

Д У

( (Л)г)

приводят

к

образованию момента,

направленного

против вращения. Следовательно,

момент тангажа, обусловленный

вращением летательного аппарата, всегда препятствует вращению.

Комент тангажа,

обусловленный вращением летательного

 

а п п а р а т а

вокруг оси І

и всегда

препятствующий

вращению,

н а ­

зывается

продольным

демпфирующим

моментом.

 

 

Демпфирующий момент

способствует затуханию

колебаний,

в о з ­

никающих при отклонении летательного аппарата от положения рав­ новесия или при переходе от одного положения равновесия к

другому.

Величина демпфирующего

момента MjC

пропорциональ­

на угловой скорости вращения

^ і :

 

Т а к к а к знаки демпфирующего

момента и угловой

скорости

всегда" противоположны, то производная П7 г

всегда отрица­

тельна. Ее величина зависит

от геометрических характеристик


элементов планера, удаления несущих поверхностей от центра

масс, числа

M«, и других

факюров.

 

 

 

 

 

Момент

тангажа М г (

с ^ ) .

 

 

 

 

 

Момент тангажа возникает также при неустановившемся

движении летательного аппарата. К числу основных причин

появления этого момента относится запаздывание скоса

потока

за крылом (оперением). До сих пор рассматривалось

установивше­

еся

движение

летательного

аппарата,

при котором

кинематиче­

ские

параметра движения

(

Ѵ«о, оі ,

ß

, л и>і и

т . д . )

оставались постоянными.

 

 

 

 

 

 

 

В действительности движение летательного аппарата явля­

ется

неустановившимся,

при котором

эти

параметры

изменяются

с течением времени. При определении аэродинамических характе­ ристик при неустановившемся движении используют гипотезу стационарности, то есть полагают, ъчо аэродинамические силы и

моменты, действующие на

летательный аппарат в

момент

времени

t

определяются кинематическими

параметрами

в данный

момент

времени. Но в некоторых

случаях

гипотеза стационарности

неприменима. Одним из них является запаздывание скоса потока за впереди расположенной несущей поверхностью. Так, если угол

атаки

оі

 

изменяется

во

времени,

то

в

соответствии

с

измене­

н и е м ^ ^ )

изменяется

и

угол

скоса

потока

8

( t ) . Но

 

поток,,

отклонившись на угол fYi^/ДОСтигает позади расположенную

несущую поверхность

не мгновенно, а через промежуток

 

времени

A t

* у —

, где

 

ЭС

-

расстояние

между

несущими

 

поверх­

ностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно,

 

при

определении

аэродинамических

харак—

теристик

позади расположенной несущей

поверхности в

моментг

381


времени t о

величина

угла

скоса потока должна

соответство­

вать времени

t 0 - д і

. Как

известно величина

подъемной

силы руля (нормальная схема), стабилизатора (схема с поворот­

ным крылом) и крыла (схема "УТКА") зависит от £ , следова­

тельно оудет зависеть от è и момент тангажа.

Величина подъемной силы, обусловленной запаздыванием скоса потока, обычно небольшая и ею пренебрегают. Но,так; как

позади расположенные

несущие поверхности располагаются на знат

читальном расстоянии

от центра масс, то момент тангажа,

созда ­

ваемый этой СИЛОЙ, иногда учитывают. Величина

этого момента

пропорциональна скорости изменения угла атаки

Ы. ~

:

Таковы

основные

причины образования момента

тангажа

s выражения

его

составляющих.

 

 

 

.Аналогичные причины и составляющие имеет и момент

рыскания

М</ ,

однако

его величина

будет определяться сле ­

дующими параметрами: углом рыскания

ß

, углом

отклонения

органов

управления

, находящихся в

вертикальной плоо-

кости симметрии, угловой скоростью вращения

и произ­

водной ß

.

 

 

 

 

 

Выражения для составляющих момента рыскания аналогич­

ны соответствующим составляющим момента

тангажа.

 

382


§ 8 . I I . Момент крена и причины его возникновения

Момент крена также можно представить в виде суммы

 

М х

s

[и)х) г

Мх[$э)

 

*• Мзс ко

 

 

Рассмотрим основные причины, обуславливающие его

 

возникновение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а ) Поперечный

демпфирующий момент

М а

(

x)

 

 

При вращении летательного аппарата вокруг

оси

О х .

с угловой

скоростью

возникает момент крена Мх(

и^х),

природа которого такая же, как

и у

момента

М г

( ^ ) .

 

Действительно,

при вращении летательного

аппарата

 

вокруг оси

0 3 ^ ( р и с . 8.19)

каждому

элементарному

участку

несущей поверхности сообщается дополнительная скорость

 

Ѵуі я * <Аг Ii) перпендикулярная оси

О З ^ . Приращение

с к о ­

рости приводит к изменению местных углов атаки

элементарных

участков несущей поверхности на величину

 

 

 

 

Местные

приращенгч угла

атаки

àoli

переменны

по

р а з ­

маху несущей поверхности и пропорциональны удалению от оси

вращения (координаты Ъ1 \ причем,

приращения

àdi

 

с

одной

стороны несущей поверхности положительны, а с другой

-

 

отрицательны. Так, например, при вращении летательного

а п п а ­

рата по часовой стрелке (рис. 8.19)

у

левой консоли

Д°^«

отрицательные, а у правой - положительные. В результате

 

изменения местных углов атаки на левой и правой консолях

крыла

возникают подъемные силы У

(

^ х ) .

равные

п о

величи­

не, но

противоположно направленные

-

п а р а

с и л . З а

счет

э т о й

пары сил возникает поперечный демпфирующий момент

M j ( u ) a t )

всегда

направленный против вращения. Величина

М х

(

^х,)

'383