Файл: Микерин, И. К. Аэродинамика летательных аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пропорциональна

угловой

скорости вращения

и ^ х

:

 

 

 

М

х

( u ) x J

-

М ^ *

œ*,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<£>x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производная

m

x

 

всегда

отрицательна,

так как Ma?

направлен против вращения и зависит от геометрии несущих

поверхностей

и числа

M«, .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управляющий

момент крена

М х

(

)

 

 

 

 

 

Для управления вращением летательного аппарата вокруг

оси

О Х < и для стабилизации вокруг

нее применяют

элероны

(органы управления, установленные на задней кромке

 

крыла и

отклоняющиеся

 

в противоположные

стороны)

или дифференциальные

рули. При их отклонении

в противоположные стороны

возникает

пара сил (рис. 8.20),

вращающая летательный

аппарат

вокруг

оси

ОХ4

. Момент

от этой

пары сил называется

управлявшим

моментом

крена,

а

в*о величина

пропорциональна

углу

отклоне­

ния элеронов (дифференциальных рулей и определяется по соот ­

ношению

 

 

 

( f t ) -

g.

- a m »

где

*

M

*s

ft'S*

M

,

*

m i s f i t ;

m?

=

 

 

 

 

Производная

 

tTïx

зависит от геометрии и площади

элероном,

координаты центра

давления Ufr элеронов, числа

и т . д .

 

 

 

 

 

Момент косой

обдувки

^оско

 

Момент крена

возникает также и в том случае, когда на

противоположных консиіях несущей поверхности образуются раз - 384


ныѳ по величине подъемные силы (рис. 8.21).

В этом случае создается момент, врадавдий летательный

аппарат

вокруг оси

g называемый моментом косой

обдувки

М;*ко«

Этот

момент появляется, как правило, в

случае

несимметричного

обтекания

несущей поверхности, кото­

рое возникает за

счет

возмущений,

вызванных отклонением

впереди расположенных органов управления. Особенно характерно это явление для схемы "УТКА" при отклонении рулей в противо­ положные стороны.

 

Выражение для момента косой обдувки имеет вид

 

M ж к о

=

гтько q S t ,

где

ТПхісо - коэффициент

момента косой обдувки, который

 

зависит от геометрии органа управления^взаим­

 

ного расположения органа управления и непод­

 

вижной несущей поверхности, числа М, углов

 

оі ,-

fi>

и

других факторов.

*85

Р И С У Н К И

К Г Н И

Ï 1

337

Рис. 8.1. Разложение основного потока, набегающего

на корпус, на два течения.

V '

1У.

гттТПЛ

» M M vi.

Рис. 8 . 2 . Распределение скорости возле цилиндра в плоскости расположения крыла .

Рис. 8. 3. Изменение оі9цр сечения крыла при подсоединении крыла к корпусу

389


Рис. 8.5. Приращения

подъемных сил на крыле и корпусе

и точки их

приложения.

390

Рис. 8.7. К определению $ . и

.

391

I,

Рис, 8.8. К

определению К+юя , расположенного

на

головной части .

Рис. 8.10. График для определе­ ния коэффициента Ке треугольных крыльев.

392

 

 

1

1

 

 

r

6s

J l

1

t

 

Vf

 

к

I

l

?

 

 

1

1

 

Рис. 8 . I I . График

для определе­

 

ния

коэффициента R

 

е

!

%-os

 

 

 

s

 

 

 

Г

 

 

1

-

 

 

 

 

W

1 >

 

 

Q6

>

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

Рис. 8.12c График чяя определе­ ния коэдициента ß .


/—-H

~~—•

Na

- 4

Рис. 8.14. Угол стреловидности по средней линии хорд .

О

ÛI

0.2

0.3

0 4

0 5

Рис. 8.15. График для определе­ ния функции ^ .

у(<)

Рис. 8.16. Схема создания подъемной силы У (d ) при X образном расположении органов управления.

У«>и)

Рис. 8.17, К определению Хе и *гі'•

395