Файл: Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дорогих денег. Необходимо уменьшить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом:

1. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2. Необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.

3. Увеличение учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка.

В результате проведения политики дорогих денег банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель этой политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

60. Денежно-кредитная политика и проблемы ее реализации в Республике Беларусь.

ДКП - совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста.

Разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику в РБ Национальный банк, который действует в русле проводимой правительством экономической политики.

Монетарная политика Национального банка Республики Беларусь на- целена на достижение основных параметров социально-экономического развития, которые являются общепринятыми в мировой практике. Это – обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста, достижение максимальной занятости населения, стабильности цен и платежного баланса. Первостепенное значение Национальный банк Республики Беларусь придает обеспечению ценовой стабильности. Особое место отводится де- нежно-кредитной политике в области ограничения инфляционных процессов. Начиная с 2000 года, Национальный банк стал осуществлять умеренно жесткую монетарную политику: инфляция была снижена с трехзначного уровня до двузначного. Если в 2000 году уровень инфляции составил 169 %, то в 2007 году он составил 7 %, а в 2009 году во время мирового кризиса около 10.


В 2016 году основной целью денежно-кредитной политики стало снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 процентов (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.). Достижение цели по инфляции обеспечивалось путем контроля над денежным предложением. В 2016 году Национальный банк продолжил применение режима монетарного таргетирования, используя в качестве промежуточной цели широкую денежную массу, в качестве операционной цели – рублевую денежную базу.

В 2017 году главными задачами денежно-кредитной политики будут сохранение преемственности и содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики Республики Беларусь посредством поддержания ценовой стабильности.

Основная цель денежно-кредитной политики – снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 9%. Проведение денежно-кредитной политики продолжится в режиме монетарного таргетирования, предусматривающего контроль над денежным предложением. В качестве промежуточного ориентира монетарной политики по-прежнему будет использоваться широкая денежная масса, в качестве операционного – рублевая денежная база. Прирост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 12–16%.

В 2017 году Национальным банком будет продолжена работа по развитию финансового рынка и платежной системы, укреплению доверия к национальной денежной единице и снижению долларизации экономики, формированию условий для дальнейшего повышения стандартов и качества банковских услуг.

61. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни. Объекты и субъекты социальной политики.

В широком смысле социальную политику можно рассматривать как способ, при помощи которого общество регулирует отношения между индивидами, классами, группами и социальными учреждениями. В узком смысле это политика, осуществляемая в социальной сфере.

Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Объекты СП – отдельные граждане и группы, объединенные конкретными связями.

Субъекты СП – те, кто отстаивает интересы граждан

, определяет цели и приоритеты СП, осуществляет ее (ведомства, органы местного самоуправления, профессиональные работники и добровольцы).

Функции СП:

  1. стимулирующая – формирование мотивации к эффективному труду, совершенствование отношений занятости;

  2. стабилизирующая – перераспределение доходов и развитие системы социальной защиты.

Принципы:

  1. принцип социальной справедливости – стремление к обеспечению равенства;

  2. принцип социальных гарантий – предоставление минимума социальных услуг;

  3. принцип всеобщности – охвачены все члены общества;

  4. принцип социальной компенсации – льготы и социальное обслуживание;

  5. принцип солидарности – совместное решение проблем.

Уровни СП:

  • с точки зрения объектов: микроуровень (на уровне фирмы), макроуровень (на уровне государства), интеруровень (межгосударственный);

  • с точки зрения субъектов: государственная (определение целей и задач и способов их достижения), региональная (региональные законы и социальные программы), муниципальная (решение конкретных проблем населения).

Направления:

  1. миграционная политика;

  2. политика доходов;

  3. экологическая политика;

  4. демографическая политика;

  5. социальная защита отдельных групп населения;

  6. развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры.

Все направления связаны между собой, поэтому очевидна необходимость проведения сбалансированной социальной политики.

Типы социальной политики:

  1. бисмарковский – предполагает личную ответственность членов общества за свою семью и себя. Основа реализации социальных программ – частное сбережение и страхование;

  2. бевериджский – основан на принципе национальной солидарности.


62. Уровень и качество жизни. Система показателей качества жизни. Доходы населения.

Уровень жизни – это фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. В этой характеристике присутствуют субъективные и объективные начала, так потребность в питании является объективной, а состав потребляемых продуктов субъективным.

Закон возвышения потребностей: рост общественного производства и уровня развития производственных возможностей изменяет предпочтения людей, значит, изменяются и параметры измерения уровня жизни.


Показатели уровня жизни: демографические, жилищные условия, образование и культура, ИПЦ, условия труда и занятость, права человека, наличие транспортных средств, организация отдыха.

Классификация показателей по методам измерения:

  • статистические – по отчетности;

  • нормативные – по нормативным отчетам

  • аналитические – получаемые расчетным путем

При оценке уровня жизни применяется понятие «средний класс».

Средний класс – группа людей, которым присущ доход, близкий к среднему по стране, занятие престижной профессией, высокий уровень образования и наличие собственности в виде накопленного имущества.

Качество жизни – это уровень развития и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека:

  • высокое – предпочтения высокого порядка – самореализация, культурное развитие

  • низкое – преобладание физических потребностей

При анализе уровня жизни применяют преимущественно количественные показатели, качество жизни характеризуется качественными показателями.

Показатели качества жизни:

  1. качество населения (способность к воспроизводству, брачность, разводимость, уровень образования и т.д.);

  2. благосостояние (ВВП на душу населения, ИПЦ, уровни безработицы и бедности);

  3. социальная безопасность (условия труда, социальное обеспечение);

  4. качество окружающей среды;

  5. природно-климатические условия.

Доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами.

По форме: натуральные(продукты в натуральной форме) и денежные (сумма денежных средств, получаемая за определенный промежуток времени).

В зависимости от циклов жизнедеятельности: до участия в труде (до достижения трудоспособного возраста), от участия в труде (трудовой, общественной, предпринимательской деятельности), доходы временно неработающих (беженцы, безработные), после завершения трудовой деятельности (пенсии).

С юридической точки зрения: легальные, нелегальные.

Для оценки уровня жизни применяют понятия номинального, реального и располагаемого дохода.

Номинальный доход – это вся сумма дохода, не зависящая от налогов и уровня цен.

Располагаемый доход – номинальный доход за вычетом налогов и других платежей.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за располагаемый доход.


РД= (НД-НП)/I, где РД – располагаемый доход, НД – номинальный доход, НП – налоги и другие вычеты, I – ИПЦ.
63. Проблема неравенства в распределении доходов. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума

Денежные доходы распределены неравномерно между людьми и семьями , что характерно для всех государств. Данное явление имеет название закона Прето и выражается в следующем: между уровнем дохода и числом их получателей существует обратная зависимость , т.е. 80% созданного ВВП присваивается 20% населения , а оставшиеся 20% распределяются между 80% населения. Представленная взаимосвязь устойчива и в той или иной мере наблюдается во всех странах, независимо от политических и налоговых условий.

Неравномерность распределения доходов играет положительную роль в экономике, стимулируя социальное и экономическое развитие общества. Однако превышение ее определенного уровня вызывает нежелательный эффект- может способствовать появлению негативных явлений в обществе.

На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют:

  • Социально-политические- определяют силу действия и направленность других факторов формирования доходов;

  • Демографические-обуславливают зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей человека

  • профессиональные — влияют на доходы посредством уровня образования, квалификации и стажа работы;

  • статусные — детерминируют размеры доходов в зависи- мост и от места человека в обществе и должностной иерархии;

  • социально-экономические, а именно род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форма собственности на средства производства, условия труда.

В связи с особенностями климатических условий каждой страны немаловажную роль для ее экономики играют географические факторы: стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, что предполагает различные уровни доходов.

Для Беларуси можно выделить экологический фактор, обострившийся после аварии на ЧАЭС. Жители пострадавших районов нуждаются в особом отношении со стороны государства, им необходимы дополнительные средства для безопасного существования.