Файл: Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного характера в зависимости от их размера. Взносы работников, работодателей и государства в пропорциях, определяемых законодательно в разных странах по-разному, служат источником для пособий, пенсий и др. социальных выплат;

– социальная поддержка – это, прежде всего, способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, т.е. находящихся за чертой бедности.

Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий.

65. Модели социальной политики. Социальная политика в Республике Беларусь

Скандинавская модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов средствами гражданского общества и рынка. Развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные - добровольные или коммерческие - решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с ориентацией на раскрытие способностей членов общества в интересах нелимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней. В консервативной модели, действующей в центрально-европейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от местных властей или частных благотворительных органов.

Модель социальной политики в центрально – управляемых экономиках характеризуется сосредоточением всей полноты социальной политики в руках государства, которое является единственным её субъектом . Важнейшие черты данной модели:


- жёсткое централизованное распределение социальных благ и реализации социальных гарантий, причем их уровень и объём часто зависят от неформальных критериев (статуса работника и др.);

- использование исключительно бюджетных источников финансирования;

- патерналистская роль государства.

В данном случае государство опекает общество, осуществляя в его интересах функцию централизованного перераспределения национального бюджета. Меры социальной защиты охватывают практически всё население, но государство жестко ограничивает поведение человека во всех сферах жизнедеятельности. Универсальность и всеобъемлемость такой социальной политики может обеспечить населению относительно высокую для данного уровня экономического развития степень социальной безопасности, которая в то же время не сочетается с экономической свободой человека.

За многие годы в Республике Беларусь сложилась собственная модель социальной политики.

Основные особенности белорусской модели:

– сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

– постепенная либерализация экономики и повышение ответственности всех граждан за результаты деятельности;

– сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь;

– равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики – эффективность ведения хозяйства;

– борьба с проявлениями теневой экономики и недопущение незаконного обогащения отдельных граждан и групп;

– отсутствие массовых банкротств предприятий и сохранение рабочих мест;

– активизация интеграционных процессов и вместе с тем совместное решение социальных проблем со странами Европы, СНГ и Россией.

Наиболее важными мерами социальной политики в Республике Беларусь в современных условиях являются:

создание адресной системы социальной защиты; упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий, организаций и фирм путем их включения в тарифные ставки и должностные оклады;введение налоговых и кредитных льгот для предприятий и фирм, создающих дополнительные рабочие места и принимающих на работу многодетных женщин, инвалидов, молодежь; уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, размеров оплаты труда и мировой практики; регулярный пересмотр минимальной заработной платы в национальной экономике в связи с ростом цен; развитие страховой медицины; создание республиканской организации труда по типу МОТ (Международной организации труда).



В Беларуси используется система типа, базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих. В соответствии с ней пенсии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы); б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета). Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях.

Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. В РБ адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека. Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.

Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Направлениями реализации будут являться:

повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения; повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.


Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Исходя из целей и особенностей социальной политики Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что она имеет множество общих черт с социал-демократической моделью. Белорусская модель, как и социал-демократическая, предусматривает сочетание рыночных отношений и государственного регулирования; обеспечение оптимального благосостояния и социальной поддержки народа. Также одними из главных целей данных моделей являются: обеспечение полной занятости и выравнивание доходов.

Белорусская и консервативная модели схожи лишь в том, что у данных моделей высока роль государства в регулировании социальной политики страны.

Схожесть либеральной и белорусской моделей проявляется в ориентации на раскрытие способностей членов общества и обеспечении условий для развития человеческого потенциала; в обеспечении социальной поддержки нуждающихся в ней граждан.

Вопросы к экзамену по курсу «Макроэкономика»

для студентов 2 курса ФФБД и УЭФ на 2016-2017 учебный год

  1. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.

  2. Особенности макроэкономического анализа: агрегирование, макроэкономические модели, макроэкономические переменные Роль ожиданий в экономике.

  3. Модель круговых потоков. Основные макроэкономические тождества.

  4. Основные макроэкономические школы: кейнсианство (неокейнсианство), неоклассический синтез, монетаризм, новое кейнсианство, теория рациональных ожиданий, экономическая теория предложения.

  5. Субъекты товарного рынка. Компоненты совокупных расходов.

  6. Функция потребления. Функция сбережений. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений.

  7. Инвестиции: виды инвестиций, факторы, определяющие объем инвестиций, функция спроса на инвестиции. Нестабильность инвестиций.

  8. Инвестиции и доход. Мультипликатор и акселератор инвестиций.

  9. Равновесный объем национального выпуска: определение методами сопоставления совокупных доходов и совокупных расходов и инвестиций и сбережений. Парадокс бережливости.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


  • Равновесный ВВП в условиях полной занятости. Потенциальный уровень реального ВВП. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.

  • Денежный рынок. Спрос на деньги и его виды. Функция спроса на деньги.

  • Предложение денег. Денежные агрегаты. Процесс создания денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор.

  • Денежная база и денежная масса. Денежный мультипликатор.

  • Установление равновесия на рынке денег.

  • Равновесие на товарном рынке. Кривая «инвестиции-сбережения» (кривая IS). Интерпретация наклона и сдвигов кривой IS.

  • Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтение ликвидности-денежная масса» (кривая LM). Интерпретация наклона и сдвигов кривой LM.

  • Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков (модель IS-LM).

  • Взаимосвязь модели IS-LM с моделью AD-AS.

  • Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

  • Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы фискальной политики.

  • Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».

  • Дефицит государственного бюджета. Структурный и циклический дефицит. Источники финансирования дефицита государственного бюджета.

  • Государственный долг, его виды. Воздействие государственного долга на экономику.

  • Использование модели IS-LM для анализа последствий фискальной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения.

  • Денежно-кредитная (монетарная) политика, ее цели и инструменты. Прямые и косвенные инструменты.

  • Денежно-кредитная политика в кейнсианской модели: механизм денежной трансмиссии. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика, политика «дешевых» денег и «дорогих» денег.

  • Денежно-кредитная политика в монетаристской модели. Основное уравнение монетаризма. Стабильность скорости обращения денег. Механизм денежной трансмиссии в монетаристской модели. Нейтральность денег. Денежное правило.

  • Использование модели IS-LM для анализа последствий монетарной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эффективность монетарной политики. Ликвидная ловушка. Инвестиционная ловушка.

  • Равновесие рынка труда с гибкой заработной платой. Агрегированная производственная функция, равновесный объем выпуска. Естественный уровень безработицы.

  • Долгосрочная кривая совокупного предложения.

  • Модель рынка труда с жесткой номинальной заработной платой. Неравновесие на рынке труда и его причины.

  • Краткосрочная кривая совокупного предложения, ее наклон и сдвиги.

  • Влияние ожиданий на потребительские решения. Теория межвременных предпочтений И. Фишера. Теория жизненного цикла Ф. Модильяни. Теория перманентного дохода М. Фридмена.

  • Влияние ожиданий на инвестиционные решения. Ожидаемая чистая приведенная стоимость.

  • Роль ожиданий в колебаниях национального выпуска. Модель IS-LM с учетом ожиданий.

  • Взаимосвязь между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде. Краткосрочная кривая Филлипса, ее наклон и сдвиги. Дилемма политики регулирования совокупного спроса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.

  • Кривая Филлипса и кривая совокупного предложения.

  • Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Изменение политики на рынке труда и сдвиги долгосрочной кривой Филлипса.

  • Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономики предложения. Кривая Лаффера.

  • Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий

  • Платежный баланс и его структура. Счет текущих операций. Счет движения капитала. Счет официальных (валютных) резервов. Состояние платежного баланса.

  • Основные взаимосвязи в открытой экономике. Совокупный спрос в открытой экономике. Внутреннее и внешнее равновесие.

  • Равновесие товарного рынка в модели открытой экономики. Кривая IS в открытой экономике.

  • Международное движение капитала. Кривая платежного баланса ВР: графическое построение, алгебраическое уравнение, обоснование наклона, факторы сдвигов и точки вне кривой ВР.

  • Модель IS – LM – BP как модель малой открытой экономики.

  • Фискальная и монетарная политика в условиях фиксированного валютного курса. Влияние степени мобильности капитала на эффективность фискальной и монетарной политики при фиксированном валютном курсе.

  • Фискальная и монетарная политика в условиях плавающего валютного курса. Влияние степени мобильности капитала на эффективность фискальной и монетарной политики при плавающем валютном курсе

  • Понятие, показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономический рост в Республике Беларусь.

  • Базовые предпосылки модели Солоу. Неоклассическая производственная функция Кобба-Дугласа. Функция инвестиций. Устойчивый уровень капиталовооруженности.

  • Влияние нормы сбережений на экономический рост. Выбор национальной нормы сбережений: золотое правило Э.Фелпса.

  • Рост населения и экономический рост. Различия в темпах роста населения и уровнях жизни в разных странах.

  • Технологический прогресс и экономический рост.

  • Модели экономического роста Р. Лукаса и П. Ромера.

  • Политика экономического роста, ее направления и проблемы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.

  • Фискальная политика: взаимосвязь между государственным долгом и бюджетным дефицитом. Проблема оценки последствий государственного долга. Эквивалентность Барро-Рикардо.

  • Показатель циклически скорректированного дефицита и его применение. Накопление государственного долга. Стабилизация государственного долга.

  • Фискальная политика и проблемы ее реализации в Республике Беларусь.

  • Монетарная политика и инфляция. Издержки и выгоды от инфляции. Оптимальный уровень инфляции.

  • Политика таргетирования инфляции. Правило Тейлора. Стабилизационная политика в условиях высокой инфляции.

  • Денежно-кредитная политика и проблемы ее реализации в Республике Беларусь.

  • Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни. Объекты и субъекты социальной политики.

  • Уровень и качество жизни. Система показателей качества жизни. Доходы населения.

  • Проблема неравенства в распределении доходов. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

  • Обеспечение социальной справедливости. Механизм и основные направления социальной защиты.

  • Модели социальной политики. Социальная политика в Республике Беларусь.