Файл: Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного характера в зависимости от их размера. Взносы работников, работодателей и государства в пропорциях, определяемых законодательно в разных странах по-разному, служат источником для пособий, пенсий и др. социальных выплат;
– социальная поддержка – это, прежде всего, способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, т.е. находящихся за чертой бедности.
Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий.
65. Модели социальной политики. Социальная политика в Республике Беларусь
Скандинавская модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов средствами гражданского общества и рынка. Развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные - добровольные или коммерческие - решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с ориентацией на раскрытие способностей членов общества в интересах нелимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней. В консервативной модели, действующей в центрально-европейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от местных властей или частных благотворительных органов.
Модель социальной политики в центрально – управляемых экономиках характеризуется сосредоточением всей полноты социальной политики в руках государства, которое является единственным её субъектом . Важнейшие черты данной модели:
- жёсткое централизованное распределение социальных благ и реализации социальных гарантий, причем их уровень и объём часто зависят от неформальных критериев (статуса работника и др.);
- использование исключительно бюджетных источников финансирования;
- патерналистская роль государства.
В данном случае государство опекает общество, осуществляя в его интересах функцию централизованного перераспределения национального бюджета. Меры социальной защиты охватывают практически всё население, но государство жестко ограничивает поведение человека во всех сферах жизнедеятельности. Универсальность и всеобъемлемость такой социальной политики может обеспечить населению относительно высокую для данного уровня экономического развития степень социальной безопасности, которая в то же время не сочетается с экономической свободой человека.
За многие годы в Республике Беларусь сложилась собственная модель социальной политики.
Основные особенности белорусской модели:
– сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
– постепенная либерализация экономики и повышение ответственности всех граждан за результаты деятельности;
– сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь;
– равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики – эффективность ведения хозяйства;
– борьба с проявлениями теневой экономики и недопущение незаконного обогащения отдельных граждан и групп;
– отсутствие массовых банкротств предприятий и сохранение рабочих мест;
– активизация интеграционных процессов и вместе с тем совместное решение социальных проблем со странами Европы, СНГ и Россией.
Наиболее важными мерами социальной политики в Республике Беларусь в современных условиях являются:
создание адресной системы социальной защиты; упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий, организаций и фирм путем их включения в тарифные ставки и должностные оклады;введение налоговых и кредитных льгот для предприятий и фирм, создающих дополнительные рабочие места и принимающих на работу многодетных женщин, инвалидов, молодежь; уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, размеров оплаты труда и мировой практики; регулярный пересмотр минимальной заработной платы в национальной экономике в связи с ростом цен; развитие страховой медицины; создание республиканской организации труда по типу МОТ (Международной организации труда).
В Беларуси используется система типа, базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих. В соответствии с ней пенсии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы); б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета). Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях.
Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. В РБ адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека. Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.
Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Направлениями реализации будут являться:
повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения; повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.
Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.
В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.
Исходя из целей и особенностей социальной политики Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что она имеет множество общих черт с социал-демократической моделью. Белорусская модель, как и социал-демократическая, предусматривает сочетание рыночных отношений и государственного регулирования; обеспечение оптимального благосостояния и социальной поддержки народа. Также одними из главных целей данных моделей являются: обеспечение полной занятости и выравнивание доходов.
Белорусская и консервативная модели схожи лишь в том, что у данных моделей высока роль государства в регулировании социальной политики страны.
Схожесть либеральной и белорусской моделей проявляется в ориентации на раскрытие способностей членов общества и обеспечении условий для развития человеческого потенциала; в обеспечении социальной поддержки нуждающихся в ней граждан.
Вопросы к экзамену по курсу «Макроэкономика»
для студентов 2 курса ФФБД и УЭФ на 2016-2017 учебный год
-
Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования. -
Особенности макроэкономического анализа: агрегирование, макроэкономические модели, макроэкономические переменные Роль ожиданий в экономике. -
Модель круговых потоков. Основные макроэкономические тождества. -
Основные макроэкономические школы: кейнсианство (неокейнсианство), неоклассический синтез, монетаризм, новое кейнсианство, теория рациональных ожиданий, экономическая теория предложения. -
Субъекты товарного рынка. Компоненты совокупных расходов. -
Функция потребления. Функция сбережений. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений. -
Инвестиции: виды инвестиций, факторы, определяющие объем инвестиций, функция спроса на инвестиции. Нестабильность инвестиций. -
Инвестиции и доход. Мультипликатор и акселератор инвестиций. -
Равновесный объем национального выпуска: определение методами сопоставления совокупных доходов и совокупных расходов и инвестиций и сбережений. Парадокс бережливости.1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Равновесный ВВП в условиях полной занятости. Потенциальный уровень реального ВВП. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
Денежный рынок. Спрос на деньги и его виды. Функция спроса на деньги.
Предложение денег. Денежные агрегаты. Процесс создания денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор.
Денежная база и денежная масса. Денежный мультипликатор.
Установление равновесия на рынке денег.
Равновесие на товарном рынке. Кривая «инвестиции-сбережения» (кривая IS). Интерпретация наклона и сдвигов кривой IS.
Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтение ликвидности-денежная масса» (кривая LM). Интерпретация наклона и сдвигов кривой LM.
Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков (модель IS-LM).
Взаимосвязь модели IS-LM с моделью AD-AS.
Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы фискальной политики.
Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».
Дефицит государственного бюджета. Структурный и циклический дефицит. Источники финансирования дефицита государственного бюджета.
Государственный долг, его виды. Воздействие государственного долга на экономику.
Использование модели IS-LM для анализа последствий фискальной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения.
Денежно-кредитная (монетарная) политика, ее цели и инструменты. Прямые и косвенные инструменты.
Денежно-кредитная политика в кейнсианской модели: механизм денежной трансмиссии. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика, политика «дешевых» денег и «дорогих» денег.
Денежно-кредитная политика в монетаристской модели. Основное уравнение монетаризма. Стабильность скорости обращения денег. Механизм денежной трансмиссии в монетаристской модели. Нейтральность денег. Денежное правило.
Использование модели IS-LM для анализа последствий монетарной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эффективность монетарной политики. Ликвидная ловушка. Инвестиционная ловушка.
Равновесие рынка труда с гибкой заработной платой. Агрегированная производственная функция, равновесный объем выпуска. Естественный уровень безработицы.
Долгосрочная кривая совокупного предложения.
Модель рынка труда с жесткой номинальной заработной платой. Неравновесие на рынке труда и его причины.
Краткосрочная кривая совокупного предложения, ее наклон и сдвиги.
Влияние ожиданий на потребительские решения. Теория межвременных предпочтений И. Фишера. Теория жизненного цикла Ф. Модильяни. Теория перманентного дохода М. Фридмена.
Влияние ожиданий на инвестиционные решения. Ожидаемая чистая приведенная стоимость.
Роль ожиданий в колебаниях национального выпуска. Модель IS-LM с учетом ожиданий.
Взаимосвязь между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде. Краткосрочная кривая Филлипса, ее наклон и сдвиги. Дилемма политики регулирования совокупного спроса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
Кривая Филлипса и кривая совокупного предложения.
Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Изменение политики на рынке труда и сдвиги долгосрочной кривой Филлипса.
Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономики предложения. Кривая Лаффера.
Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий
Платежный баланс и его структура. Счет текущих операций. Счет движения капитала. Счет официальных (валютных) резервов. Состояние платежного баланса.
Основные взаимосвязи в открытой экономике. Совокупный спрос в открытой экономике. Внутреннее и внешнее равновесие.
Равновесие товарного рынка в модели открытой экономики. Кривая IS в открытой экономике.
Международное движение капитала. Кривая платежного баланса ВР: графическое построение, алгебраическое уравнение, обоснование наклона, факторы сдвигов и точки вне кривой ВР.
Модель IS – LM – BP как модель малой открытой экономики.
Фискальная и монетарная политика в условиях фиксированного валютного курса. Влияние степени мобильности капитала на эффективность фискальной и монетарной политики при фиксированном валютном курсе.
Фискальная и монетарная политика в условиях плавающего валютного курса. Влияние степени мобильности капитала на эффективность фискальной и монетарной политики при плавающем валютном курсе
Понятие, показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономический рост в Республике Беларусь.
Базовые предпосылки модели Солоу. Неоклассическая производственная функция Кобба-Дугласа. Функция инвестиций. Устойчивый уровень капиталовооруженности.
Влияние нормы сбережений на экономический рост. Выбор национальной нормы сбережений: золотое правило Э.Фелпса.
Рост населения и экономический рост. Различия в темпах роста населения и уровнях жизни в разных странах.
Технологический прогресс и экономический рост.
Модели экономического роста Р. Лукаса и П. Ромера.
Политика экономического роста, ее направления и проблемы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
Фискальная политика: взаимосвязь между государственным долгом и бюджетным дефицитом. Проблема оценки последствий государственного долга. Эквивалентность Барро-Рикардо.
Показатель циклически скорректированного дефицита и его применение. Накопление государственного долга. Стабилизация государственного долга.
Фискальная политика и проблемы ее реализации в Республике Беларусь.
Монетарная политика и инфляция. Издержки и выгоды от инфляции. Оптимальный уровень инфляции.
Политика таргетирования инфляции. Правило Тейлора. Стабилизационная политика в условиях высокой инфляции.
Денежно-кредитная политика и проблемы ее реализации в Республике Беларусь.
Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни. Объекты и субъекты социальной политики.
Уровень и качество жизни. Система показателей качества жизни. Доходы населения.
Проблема неравенства в распределении доходов. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.
Обеспечение социальной справедливости. Механизм и основные направления социальной защиты.
Модели социальной политики. Социальная политика в Республике Беларусь.