Файл: Механизация лугомелиоративных работ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ваемом слое почвы корней, погребенной древесины и камней, которые вызывают отклонения машин в сторо­ ну от направления движения. На таких процессах, как предпахотное дискование, разделка пластов, фрезеро­ вание, прикатывание, во избежание огрехов необходи­ мы некоторые перекрытия между смежными проходами машин. По исследованиям ЦНИИМЭСХ и данным МИС, на отдельных процессах коэффициент использования ширины захвата |3 имеет средние значения.

Мелиоративные процессы выполняют преимуществен­ но на пониженных скоростях движения, что обуслов­ лено специфическими особенностями этих работ. Основ­ ные особенности следующие:

- высокая энергоемкость, большое сопротивление ма­

шин с большими колебаниями при работе;

движения

при переходе на

повышенные скорости

возрастают тяговые сопротивления машин;

 

неблагоприятные условия работы тракторов особен­

но на повышенных

скоростях — неровный рельеф по­

верхности (кочки,

древесно-кустарниковая

раститель­

ность и ее остатки, пласты дернины), все это вызывает большие колебания трактора, увеличивается износ хо­ дового устройства и основных узлов;

при большом весе гусеничных тракторов с перехо­ дом на повышенные передачи намного увеличивается сопротивление их передвижению, соответственно сни­ жается тяговое усилие и мощность трактора;

конструктивные параметры и рабочие органы ма­ шин не приспособлены для выполнения технологических процессов на повышенных скоростях.

Наиболее высокие рабочие скорости до 5,1—6,1 км/ч применяют на дисковании тяжелыми дисковыми боро­ нами. На первичной вспашке средняя рабочая скорость не превышает 4,5—6,1 км/ч, на фрезеровании до Зкм/ч. Машины МТП-42 на обработке закустаренных земель могут работать только на пониженных скоростях с ходоуменынителем. Средняя скорость движения в пре­ делах 0,18—0,34 км/ч.

Производительное использование времени смены на мелиоративных процессах зависит от конфигурации об­ рабатываемых участков, загонов: чем длиннее обраба­ тываемые участки и гоны, тем меньше затрачивается времени на заезды и повороты агрегата на концах за­ гонов; технологического обслуживания агрегата во вре-

281


мя работы; подготовки агрегатов к работе

и техниче­

ского ухода за машинами в течение смены.

 

Подготовка осваиваемых участков для работы ма­

шинно-тракторных агрегатов — удаление

препятствий

в виде крупных пней и камней, ограждение труднопро­ ходимых мест, разбивка участка на загоны с выделе­ нием поворотных полос — в значительной мере способ­ ствуют повышению производительности.

Невысокие значения коэффициентов использования времени на хозяйственных испытаниях мелиоративных

машин объясняются рядом причин: большие

затраты

времени на заезды и повороты агрегатов

на

концах

загонов из-за мелкоконтурности участков

с

длиной

гонов не более 400—460 м, простои тракторных агрега­ тов для очистки рабочих органов от земли и раститель­ ной массы, заправка сеялок семенами и удобрениями при работе комплексного агрегата АПЛ-2.

Условия безопасной работы на тракторных агрегатах

Все тракторы, сельскохозяйственные и мелиоратив­ ные машины создаются и должны производиться в соот­ ветствии с «Едиными требованиями к конструкции трак­ торов и сельскохозяйственных машин по безопасности и гигиене труда», разработанными и утвержденными в июле 1966 г. Минсельхозом СССР, Минсельхозмашем

иВ/О «Союзсельхозтехника», а тракторные колесные агрегаты, с которыми разрешается движение по дороге

иметоды их управления, должны отвечать требовани­ ям правил дорожного движения, введенным в действие

сянваря 1973 г.

Основные правила безопасности при работе на тракторе Т-100М, как основной базовой машины для мелиоративных работ, сводятся к следующему.

К работе на тракторе допускаются лица, получив­ шие специальную подготовку и право на управление трактором. Запрещается работать на неисправном трак­ торе. Во время работы тракторист должен обращать внимание на всевозможные посторонние шумы и стуки, на подтеки масла, топлива и воды, дымный выпуск, на показания приборов, чтобы своевременно приостано­ вить работу и принять меры к устранению неисправно­ стей.

Подъезжать к сельскохозяйственным орудиям и

282


 

Скорость

передвижения тракторных

агрегатов

Работа

Агрегаты

Скорость передви­

Агрегаты

жения, км/ч

Первичная

вспашка

ДТ-54А, ДТ-75Б+плуг

3,8-4,6

 

 

 

ПБН-75

 

Разделка

пласта

ДТ-54А, ДТ-75Б+диско­

4,4-6,1

 

 

 

вые бороны БДТ-2,2

 

Фрезерование

закочка-

ДТ-54А, ДТ-75Б+

2,06

ренных

участков

+ ФБН-0Д ФБН-1,5

 

Разработка

закустарен-

ных земель

 

 

 

Комплексный

почвообра­

ДТ-54А, ДТ-75Б+

4,2-5,3

батывающий агрегат

+ АПЛ-1.5

 

Т-100МБГС+ плуг ПБН-100

Т-ЮОМБГС+БДНТ-3,5

Т-100МБГС + ФБН-2

Т-100МБГС+МТП-42

Т-100МБГС+АПЛ-2

Скорость передви­ жения, км/ч

1 00

4,5-5,1

2,3-3

0,18—0,34

4,1-4,3


транспортным прицепам следует задним ходом на I пе­ редаче медленно и осторожно. Сцепки между тракто­ ром и прицепными орудиями или прицепами должны быть жесткими во избежание набегания орудий или прицепов на трактор при спусках или внезапных оста­ новках. Запрещается цеплять к трактору орудия, ма­

шины и тележки с неисправными прицепными устрой­ ствами.

При движении трактора по дороге тракторист дол­ жен выполнять правила уличного движения, в колонне

соблюдать

расстояние между машинами

не менее

20 м. Переезжать железнодорожное полотно

нужно на

I передаче

и только в установленных местах

при усло­

вии, если путь открыт и нет приближающегося поезда.

Останавливаться на переездах или железнодорожном полотне ни в коем случае нельзя.

Через мосты следует переезжать только на I пере­ даче, предварительно проверив указания об их грузо­ подъемности по выставленным дорожным знакам. Ес­ ли знака нет, нужно тщательно проверить и осмотреть мост. Переезжать мосты, рассчитанные на грузоподъем­ ность менее 12 т, запрещается.

Если необходимо переехать брод, надо предвари­ тельно проверить его глубину и состояние грунта, а также посмотреть, на месте ли спускные пробки в от­ делениях бортовых фрикционов. В случае необходимо­ сти отверстия следует закрыть временными (деревян­ ными) пробками, чтобы вода и грязь не попали в отде­ ления бортовых фрикционов.

При работе в ночное время должны быть включены все фары. Не рекомендуется включать переносную лам­ пу, плафон и подсветки щитка приборов на длительное время при неработающем двигателе.

Во время движения трактора запрещается нахо­ диться на крыльях, сходить с трактора и подниматься на него, переходить па прицеп и обратно. Запрещается смазывать, исправлять и регулировать механизмы на ходу трактора, оставлять трактор, не поставив рычаг переключения в нейтральное положение, а также вести работу под трактором, не заглушив двигатель. Запре­ щается открывать крышку радиатора горячего двига­ теля без рукавиц, концов или тряпок. Необходимо со­

блюдать осторожность при сливе горячей воды из ра­ диатора.

284


При пользовании рычагом муфты сцепления прогре­

того пускового двигателя

следует

остерегаться ожога

от близкорасположенной

выпускной

трубы пускового

двигателя.

При трогании с места тракторист обязан сигналом предупредить об этом рабочих, обслуживающих агре­ гаты, и других находящихся возле трактора людей. Запрещается возить на тракторе и прицепах людей и передавать им управление трактором или прицепом.

У тракториста всегда должен быть полный набор исправного инструмента. Каждый тракторист при рабо­ те на тракторе должен иметь пакет первой медицин­ ской помощи.

В летних условиях створки капота двигателя реко­ мендуется снимать. При работе на обледенелых косо­ горах на башмаки гусениц нужно устанавливать спе­ циальные шпоры, препятствующие боковому скольже­ нию трактора.

У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы

А н т о н о в В. И. Пластмассовый

дренаж. «Колос», М., 1967.

Б е й л и н

Д. X. Механизация

дренажных

работ. «Колос», М,,

1968.

 

 

 

Ю. В. и др. Механизация осушения и освоения

Б о г о л е п о в

новых земель. «Урожай», Минск, 1968.

 

 

 

 

Б о р щ о в

Т. С. Землеройные машины. «Колос», Л., 1970.

В а й н р у б В. И. и др. Механизация работ по улучшению лу­

гов и пастбищ. «Колос», Л., 1969.

И. В. и др. Практикум по лу­

Г о д л е в с к а я

Т. Р., Л а р и н

говодству и пастбищному хозяйству. «Колос»,

Л.,

1968.

 

Г о р с к и й

С. С.,

Ме р И. И. Современные

мелиоративные и

строительные машины. «Колос», Москва, 1970.

 

 

эксплуа­

З а р у д н ы й

В. В., К о р ж е н е в с к и й

А. Н. Опыт

тации осушительных систем. «Колос», 1969

осушительных

систем,

З у б е ц

В. М. Содержание и

ремонт

«Урожай», Минск, 1963.

 

 

 

 

 

 

И в а н о в

Д. А. Культурные пастбища. Лениздат, 1967.

К л ю ч н и к о в

Б. В. Машины для мелиоративных

работ и

добычи торфа. «Колос», Л., 1969.

 

 

 

хозяйство. «Колос»,

Л а р и н

И. В. Луговодство и пастбищное

Л., 1969.

 

 

 

Н. Д. Опыт проведения

культуртехнических

Л и с т о в с к и й

работ. «Колос», Москва, 1969.

 

 

 

 

 

 

М а м а е в

3., К л о к о в а М. Машины для строительства осуши­

тельных ложбин.—«Техника в сельском хозяйстве», 1969, № -1.

М и н и н а

И. П. Памятка луговода, «Колос», М., 1967.

 

Н е ^ н а е в

М. Ф. Осушение и обработка болот. «Московский

рабочий», М., 1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

П у т я т и н

М. Д. Механизация работ по освоению пойменных

земель. «Колос», М., 1966.

 

мелиоративных машин. «Ко­

П у т я т и н

М. Д. Эксплуатация

лос», М., 1969.

 

В. А. и др. Машины для

строительства

и содер­

С к о т н и к о в

жания осушительных каналов. «Машгиз», М., 1969.

освоение

С м и р н о в

А.

В.,

К о н ю ш к о в

Н. С. Осушение и

лугов и пастбищ. «Колос», М., 1968.

 

 

 

 

 

по вос­

С о л о г у б

А. М.,

П е с к о в В. Г. Механизация работ

становлению

и ремонту

осушительных

каналов (каналоочиститель

ЭМ-202).—«Гидротехника и мелиорация», 1970, № 10.

 

Справочник по механизации мелиоративных работ в зоне избы­

точного увлажнения. «Колос», М., 1969.

 

 

 

 

Т о ми н

Е. Д. и др. Механизация

работ по устройству и экс­

плуатации мелиоративных каналов. «Колос»,

М., 1968.

 

Т у р е ц к и й

Р.

Л., П е т л а х

Я-

С. Механизация работ при

осушении и освоении болот н заболоченных земель. «Колос», М,

1970.

Е. П. и др. Механизация работ по улучшению сенокосов

Я ц у к

и пастбищ.

«Колос», М., 1967.

286