Файл: Круть, И. В. Исследование оснований теоретической геологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или иной степени и отличается от специальных разработок, учи­ тывающих различные факторы (Тихомиров, Хаин, 1956; Гордеев, 1967; Высоцкий, 1968; и др.).

Эра предыстории геологии

1.Период донаучного познания природы.

2.Период зарождения знаний о Земле (доантичное время).

3. Период возникновения науки о

Земле: а)

эпоха обособления

ее в рамках

натурфилософии

(Древняя

Греция) ; б) эпоха

проявления

ее эмпирической

и теоретической составляющих

(Древний Рим).

4.Период возникновения первых геологических наук: а) эпоха возникновения минералогии (арабское средневековье) ; б) эпо­

ха господства теологической концепции о Земле (христианское средневековье) ; в) эпоха возникновения общей геологии и учения о полезных ископаемых (Возрождение) ; г) эпоха воз­ никновения стратиграфии, петрографии, геотектоники, геофи­ зики, а также проникновения механических критериев и ко­ личественных характеристик в науки о Земле (научная ре­ волюция X V I I в.).

Эра развития геологии

как целостной системы научного

знания

5. Период становления

геологии ( X V I I I в.) : а)

эпоха

утверж­

дения общегеологических критериев и первоначального накоп­

ления фактического материала; б) эпоха создания

первых

общих теорий и консолидации геологии как

совокупности

дисциплин, становление которых еще задерживалось.

6.Период классической геологии (XIX в.): а) эпоха становления стратиграфии и возникновения эволюционной геологии; б) эпо­ ха становления наук о геологическом веществе и геотекто­

ники; в) эпоха

стаиовлепия

геофизики

и геохимии (конец

X I X — начало XX в.).

 

 

7. Период современной геологии.

,

 

П Р Е Д Ы С Т О Р И Я Г Е О Л О Г П П

 

 

( П Е Р И О Д Ы П Е Р В Ы Й — Ч Е Т В Е Р Т Ы Й )

 

Первоначальные знания о Земле

 

Истоки знаний

человека об

окружающей

природе относятся

к палеолиту. Первый период — период донаучного познания .сме­ няется вторым периодом — зарождением первых научных представ­ лений о Земле, ростки которых прослеживаются в древних ре­ лигиях и мифах. Зачатки теоретических ассоциаций, вытекаю­ щих из повседневных наблюдений, приобретая религиозную фор­ му, развивались несколько обособленно от практической деятель-

13


ности. В доантігчиый период возникла едва ли не первая само­ стоятельная наука — астрономия.

Античная культура создала системы натурфилософского зна­ ния, в значительной мере обособившегося от религии и высту­ пающего прообразом последующей философии и естествознания. Это был третий период — период возникновения пауки о Земле, знания о которой являлись слабо обособленными элементами единой античной естественной науки — физики. У античных мы­ слителей обнаруживаются многие основные, нередко альтернатив­ ные пден о происхождении и строении Земли, о природе земле­ трясений и вулканизма, о перемещении границ моря, о динамике современных природных процессов.

Важно подчеркнуть значение некоторых общих идей — преж­ де всего атомистики Демокрита (460—370), который полагал, что атомы и сложные тела движутся в пустом пространстве. С дру­ гой стороны, натурфилософская концепция Аристотеля (384— 322), которая почти непрерывно развивалась вплоть до становле­ ния современной науки, содержала учение о естественных явле­ ниях: «По-видимому, тела, и притом тела естественные, суть попрепмуществу субстанции, потому что они лежат в основе всех других. Из тел естественных одни одарены жизнью, другие нет» (Антология..., стр. 453). Субстанциональное воззрение на природу не допускало возможности существования пустоты. Представле­

ние о

естественности иоспло

телеологический характер — «при­

рода»

тела

определяла

его движение и стремление занять свое

естественное

положение;

речь

шла скорее

о. естественном

месте,

чем о

естественной системе.

По Аристотелю, величайшие

пере­

вороты

на Земле являются

следствием

естественного порядка

вещей.

 

 

 

 

 

 

В греческую эпоху античного периода круг знаний о Земле получил некоторое ограничение — как «землеописание», понятие о котором принадлежало Эратосфену (276—J 94). Так определился предмет географии. Произведения авторов римской эпохи, унасле­ довавших знания греков, характеризовались менее глубоким тео­ ретическим содержанием, но в то же время иногда обилием дан­ ных наблюдений (Сенека, Плиний и др.). Существенное значе­ ние для последующего естествознания имела геоцентрическая концепция Птолемея ( I I в.), жизненность которой заключалась в ее системности и практической применимости. Можно считать, что если в греческую эпоху античного периода наметились ста­ тический и динамический аспекты науки о Земле, то в римскую эпоху проявляется разделение эмпирической и теоретической со­ ставляющих знания.

В античном периоде выступает некоторая дифференциация предмета наук о Земле; выделяются космогонические знания (астрономия), пространственные землеописания (география), на­ блюдения современных природных процессов (зарождение дина­ мической геологии), сведения о земном веществе (зарождение

14


минералогии). Исторический аспект знания был еще крайне сла­ бо выражен. Время пранауки, как ее называет Б. П. Высоцкий, кажется возможным завершить именно третьим периодом, а не к началу эпохн Возрождения.

Возникновение первых геологических naj к

В первом тысячелетии нашей эры преемниками культурной мысли античной цивилизации стали раннехристианское мировоз­ зрение и, в еще большей мере, с V I I I в. мусульманская фи­ лософия. В исламском мире накопление эмпирических геологи­ ческих сведений, связанных преимущественно с горнорудным де­ лом, приводит к выработке представлений об осадкообразованпи, об условиях залегания отложений, особенно о происхождении, свойствах и классификации различных минеральных образова­ ний. Можно считать, что в эпоху науки ислама произошло воз­ никновение первой из геологических наук — минералогии, а так­ же зародилось учение о полезных ископаемых. Арабская наука унаследовалась европейской наукой и способствовала проникно­ вению в последнюю античного наследия. В X I в. Ибн-Гебироль следующим образом излагал мысль об иерархической структуре мира: «Всякая низшая субстанция, как мы уже сказали, есть форма для той субстанции, которая находится выше ее; всякая высшая субстанция есть материя, носительница низшей субстан­ ции: этот последовательный ряд продолжается и дальше...» (Антология..., стр. 774—775). Так формируются ранние идеи об уровнях организации, которые еще долгое время будут представ­ ляться в виде простой субординации.

В христианской Европе представления о Земле развиваются преимущественно в рамках теологии и имеют интерес с логиче­ ской точки зрения. Христианское мировоззрение включало господ­ ствующую своего рода еще «пранаучную» концепцию о Земле, основанную, с одной стороны, на геоцентрической системе, а с другой — на библейском предании о всемирном потопе. Последняя точка зрения получила впоследствии название дилювианизма. Оба эти постулата имели, конечно, эмпирическое содержание, так как вытекали из астрономических, географических и геологических (остатки ископаемых организмов и др.) наблюдений.

Ревизия христианских канонов, начавшись в эпоху Возрож­ дения в области искусства, быстро распространилась на науку. С Ренессансом связано возникновение термина «геология», упот­ ребляемого для обозначения комплекса правил и закономерностей земного бытия в противоположность «теологии». Возникновение общей геологии как науки о более сложных объектах, чем ми­ нералы, можно связать с деятельностью итальянских натурали­ стов. В конце X V I в. геология как наука о Земле фигуриро­ вала в рукописи у Альдрованди из Болоньи.

Потребности горного дела и прикладной химии способствова-

15


пи обособлению эмпирических знаний о природном веществе. Агрпколе (1494—1555) принадлежит честь создания «европейской» минералогии и учения о полезных ископаемых, которые развива­ лись в известном отрыве от общей геологии. В его классифика­ ции минеральных тел впервые наметилось разделение их на ми­ нералы и горные породы. Труды Агрпколы более двух веков слу­ жили практическим руководством, по научного направления оип

не

создали, что объяснялось нх теоретической слабостью.

 

Итак,

четвертый

период — возникновение

первых

геологиче­

ских паук — охватывает

следующие отрезки

истории

культуры:

а)

эпоху

арабского

средневековья — возникновение

минералогии;

б)

эпоху

европейского

средневековья — создание

теологической

концепции о Земле; в) эпоху Возрождения — возникновение общей геологин и учения о полезных ископаемых. В этот же период следуетвключить описываемую ниже эпоху научной революции

(до

X V I I в. включительно). В течеппе

трех рассмотренных

эпох

не

произошло существенных изменении в методах геологическо­

го

познания, по

несколько усилился

его исторический аспект.

 

Научная революция и геологические знании

 

 

Становление

классического естествознания как научной

си­

стемы составило содержание первой научной революции, сущность которой заключалась в теоретическом осмыслении начал знания — установлении постулатов, законов, критериев и граничных условий научного исследования, а также в возникновении между эмпи­ рическими данными и их теоретическим объяснением специфиче­ ских формально-логических, очасти математических, связей.

Революцию начал Н. Коперник (1473—1543), обосновавший главный постулат нового естествознания — гелиоцентрическую си­ стему мира (1543 г.). Возникли геофизика и геодезия. У. Гиль­ берт (1540—1603) связал экспериментальные данные с теорети­ ческим обобщением в труде «О магните, магнитных телах н ве­ ликом машите Земли» (1600 г.). Первый постулат классической механики выявил Г. Галилей (1564—1642) в принципе относи­ тельности, названном его именем. Гелиоцентрическая система была выражена И. Кеплером (1571—1630) в виде астрономиче­ ских законов. Тем самым были заложены основы изучения зем­ ного тяготения и Земли как планетного тела. Возникает кристал­ лография (И. Кеплер, Н. Стеной и др.). А. Кирхер (1601—1680) развивает идеи о питающих вулканы глубинных очагах распла­ вов (пирофилациях). Становится господствующим мнение об ог­ ненном ядре Земли. Р. Декарту (1596—1650) принадлежала честь постановки космологической и космогонической проблемы, а так­ же проблем оболочечного строения Земли и взаимодействия при­ роды il общества.

К концу X V I I в. все более утверждается вывод о широком географическом распространении геологических пластов (Н. Сте-

16


нон, А. Вудворд и др.) и высказываются мнения о возможно­ сти их картирования. Первоначально примитивные мысли о пото­

пах трансформируются в дилювианистические

идеи, излагаемые

в так называемых «теориях Земли» (Т. Буриет,

В. Унстоиидр.).

В то же время в Италии защищались аитпдилювиапистские пред­ ставления о первичном местообитании окаменевших организмов (Н. Стеной и многие другие).

Существенный вклад в пауки о Земле продолжают вносить фнзикн и химики. Представления X. Гюйгенса (1629—1695) о жиз­ ни как космическом явлении, полярном косной природе, названы В. И. Вернадским «принципом Гюйгенса». Проблему геохроноло­ гии ставит Р. Гук (1635—1703), полагая что окаменелости помо­ гут расшифровать исторшо Земли. Э. Галлей (1656—1742) пытал­ ся применить химический критерий геохронологии, рассчитав, что длительность накопления солей в океане превышает библейский возраст Земли.

Научную революцию завершает И. Ньютон (1642—1727), ко­ торый создает первую развитую естественнонаучную теорию — классическую механику. Элементами ее оказываются приливная теория, а также теория плотности и фигуры вращения Земли, которая предполагается первоначально расплавленной. Им был принят постулат абсолютности пространства и времени. Совре­ менник И. Ньютона Г. Лейбниц (1646—1716) развивает представ­ ления о «вещности» мира и высказывает идеи об относительно­ сти пространства, времени и движения, хотя его субстанция и не материальна. Г. Лейбницу принадлежит одна из натурфило­ софских «пратеорий» Земли, в которой он пытается уяснить про­ исхождение и развитие земной коры.

Признание абсолютного пространства в физике, будучи не­ правильным по существу, явилось необходимой абстракцией, без которой было бы невозможно создание научной теории. В этом случае естествоиспытатель не мог позволить себе мыслить суб­ станционально. Но сразу же проявились попытки заполнить это пространство эфиром (X. Гюйгенс и др.). Другой абстракцией механического воззрения был отказ от иерархической структуры мира. Приобретением же явился переход от статической к кине­ матической и динамической картинам механического мира.

В эпоху научной революции общие концепции о происхожде­ нии и строении Земли, основанные уже на гелиоцентрическом постулате, развивались в натурфилософии (Р. Декарт, Г. Лейб­ ниц и др.) и не были непосредственно связаны с достижениями эмпирического естествознания и с созданной им механической интерпретацией системы мира. Однако революция в астрономии и механике привела к возникновению геофизики и применению количественных характеристик и механических критериев к зна­ ниям о Земле. Итак, к концу века главными элементами естест­ вознания были астрономия и механика. Алхимия преобразовыва­ лась в химию. Время для стадовде^шя*даун»-о*'боясй сложно орга-