Файл: Круть, И. В. Исследование оснований теоретической геологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
или иной степени и отличается от специальных разработок, учи тывающих различные факторы (Тихомиров, Хаин, 1956; Гордеев, 1967; Высоцкий, 1968; и др.).
Эра предыстории геологии
1.Период донаучного познания природы.
2.Период зарождения знаний о Земле (доантичное время).
3. Период возникновения науки о |
Земле: а) |
эпоха обособления |
|
ее в рамках |
натурфилософии |
(Древняя |
Греция) ; б) эпоха |
проявления |
ее эмпирической |
и теоретической составляющих |
(Древний Рим).
4.Период возникновения первых геологических наук: а) эпоха возникновения минералогии (арабское средневековье) ; б) эпо
ха господства теологической концепции о Земле (христианское средневековье) ; в) эпоха возникновения общей геологии и учения о полезных ископаемых (Возрождение) ; г) эпоха воз никновения стратиграфии, петрографии, геотектоники, геофи зики, а также проникновения механических критериев и ко личественных характеристик в науки о Земле (научная ре волюция X V I I в.).
Эра развития геологии |
как целостной системы научного |
знания |
|
5. Период становления |
геологии ( X V I I I в.) : а) |
эпоха |
утверж |
дения общегеологических критериев и первоначального накоп |
|||
ления фактического материала; б) эпоха создания |
первых |
||
общих теорий и консолидации геологии как |
совокупности |
дисциплин, становление которых еще задерживалось.
6.Период классической геологии (XIX в.): а) эпоха становления стратиграфии и возникновения эволюционной геологии; б) эпо ха становления наук о геологическом веществе и геотекто
ники; в) эпоха |
стаиовлепия |
геофизики |
и геохимии (конец |
X I X — начало XX в.). |
|
|
|
7. Период современной геологии. |
, |
|
|
П Р Е Д Ы С Т О Р И Я Г Е О Л О Г П П |
|
|
|
( П Е Р И О Д Ы П Е Р В Ы Й — Ч Е Т В Е Р Т Ы Й ) |
|
||
Первоначальные знания о Земле |
|
||
Истоки знаний |
человека об |
окружающей |
природе относятся |
к палеолиту. Первый период — период донаучного познания .сме няется вторым периодом — зарождением первых научных представ лений о Земле, ростки которых прослеживаются в древних ре лигиях и мифах. Зачатки теоретических ассоциаций, вытекаю щих из повседневных наблюдений, приобретая религиозную фор му, развивались несколько обособленно от практической деятель-
13
ности. В доантігчиый период возникла едва ли не первая само стоятельная наука — астрономия.
Античная культура создала системы натурфилософского зна ния, в значительной мере обособившегося от религии и высту пающего прообразом последующей философии и естествознания. Это был третий период — период возникновения пауки о Земле, знания о которой являлись слабо обособленными элементами единой античной естественной науки — физики. У античных мы слителей обнаруживаются многие основные, нередко альтернатив ные пден о происхождении и строении Земли, о природе земле трясений и вулканизма, о перемещении границ моря, о динамике современных природных процессов.
Важно подчеркнуть значение некоторых общих идей — преж де всего атомистики Демокрита (460—370), который полагал, что атомы и сложные тела движутся в пустом пространстве. С дру гой стороны, натурфилософская концепция Аристотеля (384— 322), которая почти непрерывно развивалась вплоть до становле ния современной науки, содержала учение о естественных явле ниях: «По-видимому, тела, и притом тела естественные, суть попрепмуществу субстанции, потому что они лежат в основе всех других. Из тел естественных одни одарены жизнью, другие нет» (Антология..., стр. 453). Субстанциональное воззрение на природу не допускало возможности существования пустоты. Представле
ние о |
естественности иоспло |
телеологический характер — «при |
||||
рода» |
тела |
определяла |
его движение и стремление занять свое |
|||
естественное |
положение; |
речь |
шла скорее |
о. естественном |
месте, |
|
чем о |
естественной системе. |
По Аристотелю, величайшие |
пере |
|||
вороты |
на Земле являются |
следствием |
естественного порядка |
|||
вещей. |
|
|
|
|
|
|
В греческую эпоху античного периода круг знаний о Земле получил некоторое ограничение — как «землеописание», понятие о котором принадлежало Эратосфену (276—J 94). Так определился предмет географии. Произведения авторов римской эпохи, унасле довавших знания греков, характеризовались менее глубоким тео ретическим содержанием, но в то же время иногда обилием дан ных наблюдений (Сенека, Плиний и др.). Существенное значе ние для последующего естествознания имела геоцентрическая концепция Птолемея ( I I в.), жизненность которой заключалась в ее системности и практической применимости. Можно считать, что если в греческую эпоху античного периода наметились ста тический и динамический аспекты науки о Земле, то в римскую эпоху проявляется разделение эмпирической и теоретической со ставляющих знания.
В античном периоде выступает некоторая дифференциация предмета наук о Земле; выделяются космогонические знания (астрономия), пространственные землеописания (география), на блюдения современных природных процессов (зарождение дина мической геологии), сведения о земном веществе (зарождение
14
минералогии). Исторический аспект знания был еще крайне сла бо выражен. Время пранауки, как ее называет Б. П. Высоцкий, кажется возможным завершить именно третьим периодом, а не к началу эпохн Возрождения.
Возникновение первых геологических naj к
В первом тысячелетии нашей эры преемниками культурной мысли античной цивилизации стали раннехристианское мировоз зрение и, в еще большей мере, с V I I I в. мусульманская фи лософия. В исламском мире накопление эмпирических геологи ческих сведений, связанных преимущественно с горнорудным де лом, приводит к выработке представлений об осадкообразованпи, об условиях залегания отложений, особенно о происхождении, свойствах и классификации различных минеральных образова ний. Можно считать, что в эпоху науки ислама произошло воз никновение первой из геологических наук — минералогии, а так же зародилось учение о полезных ископаемых. Арабская наука унаследовалась европейской наукой и способствовала проникно вению в последнюю античного наследия. В X I в. Ибн-Гебироль следующим образом излагал мысль об иерархической структуре мира: «Всякая низшая субстанция, как мы уже сказали, есть форма для той субстанции, которая находится выше ее; всякая высшая субстанция есть материя, носительница низшей субстан ции: этот последовательный ряд продолжается и дальше...» (Антология..., стр. 774—775). Так формируются ранние идеи об уровнях организации, которые еще долгое время будут представ ляться в виде простой субординации.
В христианской Европе представления о Земле развиваются преимущественно в рамках теологии и имеют интерес с логиче ской точки зрения. Христианское мировоззрение включало господ ствующую своего рода еще «пранаучную» концепцию о Земле, основанную, с одной стороны, на геоцентрической системе, а с другой — на библейском предании о всемирном потопе. Последняя точка зрения получила впоследствии название дилювианизма. Оба эти постулата имели, конечно, эмпирическое содержание, так как вытекали из астрономических, географических и геологических (остатки ископаемых организмов и др.) наблюдений.
Ревизия христианских канонов, начавшись в эпоху Возрож дения в области искусства, быстро распространилась на науку. С Ренессансом связано возникновение термина «геология», упот ребляемого для обозначения комплекса правил и закономерностей земного бытия в противоположность «теологии». Возникновение общей геологии как науки о более сложных объектах, чем ми нералы, можно связать с деятельностью итальянских натурали стов. В конце X V I в. геология как наука о Земле фигуриро вала в рукописи у Альдрованди из Болоньи.
Потребности горного дела и прикладной химии способствова-
15
пи обособлению эмпирических знаний о природном веществе. Агрпколе (1494—1555) принадлежит честь создания «европейской» минералогии и учения о полезных ископаемых, которые развива лись в известном отрыве от общей геологии. В его классифика ции минеральных тел впервые наметилось разделение их на ми нералы и горные породы. Труды Агрпколы более двух веков слу жили практическим руководством, по научного направления оип
не |
создали, что объяснялось нх теоретической слабостью. |
||||||
|
Итак, |
четвертый |
период — возникновение |
первых |
геологиче |
||
ских паук — охватывает |
следующие отрезки |
истории |
культуры: |
||||
а) |
эпоху |
арабского |
средневековья — возникновение |
минералогии; |
|||
б) |
эпоху |
европейского |
средневековья — создание |
теологической |
концепции о Земле; в) эпоху Возрождения — возникновение общей геологин и учения о полезных ископаемых. В этот же период следуетвключить описываемую ниже эпоху научной революции
(до |
X V I I в. включительно). В течеппе |
трех рассмотренных |
эпох |
|
не |
произошло существенных изменении в методах геологическо |
|||
го |
познания, по |
несколько усилился |
его исторический аспект. |
|
|
Научная революция и геологические знании |
|
||
|
Становление |
классического естествознания как научной |
си |
стемы составило содержание первой научной революции, сущность которой заключалась в теоретическом осмыслении начал знания — установлении постулатов, законов, критериев и граничных условий научного исследования, а также в возникновении между эмпи рическими данными и их теоретическим объяснением специфиче ских формально-логических, очасти математических, связей.
Революцию начал Н. Коперник (1473—1543), обосновавший главный постулат нового естествознания — гелиоцентрическую си стему мира (1543 г.). Возникли геофизика и геодезия. У. Гиль берт (1540—1603) связал экспериментальные данные с теорети ческим обобщением в труде «О магните, магнитных телах н ве ликом машите Земли» (1600 г.). Первый постулат классической механики выявил Г. Галилей (1564—1642) в принципе относи тельности, названном его именем. Гелиоцентрическая система была выражена И. Кеплером (1571—1630) в виде астрономиче ских законов. Тем самым были заложены основы изучения зем ного тяготения и Земли как планетного тела. Возникает кристал лография (И. Кеплер, Н. Стеной и др.). А. Кирхер (1601—1680) развивает идеи о питающих вулканы глубинных очагах распла вов (пирофилациях). Становится господствующим мнение об ог ненном ядре Земли. Р. Декарту (1596—1650) принадлежала честь постановки космологической и космогонической проблемы, а так же проблем оболочечного строения Земли и взаимодействия при роды il общества.
К концу X V I I в. все более утверждается вывод о широком географическом распространении геологических пластов (Н. Сте-
16
нон, А. Вудворд и др.) и высказываются мнения о возможно сти их картирования. Первоначально примитивные мысли о пото
пах трансформируются в дилювианистические |
идеи, излагаемые |
в так называемых «теориях Земли» (Т. Буриет, |
В. Унстоиидр.). |
В то же время в Италии защищались аитпдилювиапистские пред ставления о первичном местообитании окаменевших организмов (Н. Стеной и многие другие).
Существенный вклад в пауки о Земле продолжают вносить фнзикн и химики. Представления X. Гюйгенса (1629—1695) о жиз ни как космическом явлении, полярном косной природе, названы В. И. Вернадским «принципом Гюйгенса». Проблему геохроноло гии ставит Р. Гук (1635—1703), полагая что окаменелости помо гут расшифровать исторшо Земли. Э. Галлей (1656—1742) пытал ся применить химический критерий геохронологии, рассчитав, что длительность накопления солей в океане превышает библейский возраст Земли.
Научную революцию завершает И. Ньютон (1642—1727), ко торый создает первую развитую естественнонаучную теорию — классическую механику. Элементами ее оказываются приливная теория, а также теория плотности и фигуры вращения Земли, которая предполагается первоначально расплавленной. Им был принят постулат абсолютности пространства и времени. Совре менник И. Ньютона Г. Лейбниц (1646—1716) развивает представ ления о «вещности» мира и высказывает идеи об относительно сти пространства, времени и движения, хотя его субстанция и не материальна. Г. Лейбницу принадлежит одна из натурфило софских «пратеорий» Земли, в которой он пытается уяснить про исхождение и развитие земной коры.
Признание абсолютного пространства в физике, будучи не правильным по существу, явилось необходимой абстракцией, без которой было бы невозможно создание научной теории. В этом случае естествоиспытатель не мог позволить себе мыслить суб станционально. Но сразу же проявились попытки заполнить это пространство эфиром (X. Гюйгенс и др.). Другой абстракцией механического воззрения был отказ от иерархической структуры мира. Приобретением же явился переход от статической к кине матической и динамической картинам механического мира.
В эпоху научной революции общие концепции о происхожде нии и строении Земли, основанные уже на гелиоцентрическом постулате, развивались в натурфилософии (Р. Декарт, Г. Лейб ниц и др.) и не были непосредственно связаны с достижениями эмпирического естествознания и с созданной им механической интерпретацией системы мира. Однако революция в астрономии и механике привела к возникновению геофизики и применению количественных характеристик и механических критериев к зна ниям о Земле. Итак, к концу века главными элементами естест вознания были астрономия и механика. Алхимия преобразовыва лась в химию. Время для стадовде^шя*даун»-о*'боясй сложно орга-