Файл: Круть, И. В. Исследование оснований теоретической геологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пизованных объектах — геологии и биологии — еще только на­ ступало.

Сами геологические науки стали развиваться на основе соб­ ственного эмпирического метода — полевых наблюдений. Усиле­ ние в них исторического аспекта выявило диссонанс между гео­ логическим и биологическим знашіем и обострило противоречие между наукой п религией. Геологические знания X V I I в. по существу относятся еще к периоду возникновения первых геоло­

гических

паук.

Принципиально

новые

выводы

Н.

Степанова

(см. ниже)

не повлияли на науку его времени. В структуре наук

о

Земле в эпоху

научной революции можно видеть

минералогию

и

учение о полезных ископаемых,

общую

геологию и

геогению,,

геофизику и геодезию, а также географию.

Историческое исследование ранних периодов развития геоло­ гических знаний целесообразно направить на выяснение общефи­ лософских, логических и естественнонаучных предпосылок и осно­ ваний геологической науки. Современные запросы теоретической геологии, вероятно, должны обострить интерес к концепциям про­ странства и времени: абсолютизации их — Демокрит, Эпикур, Лук­ реций, Ньютон с одной стороны, и относительности их — Аристо­ тель, Декарт, Лейбниц, не признававшие пустоты, с другой. В общем плане взгляды отдельных ученых интересны ие столько потому, что в них содержатся те или иные представления, за­ тем принятые или отвергнутые, а главным образом ценны со­ держанием центральных, обычно альтернативных идей, зачастую не проверяемых эмпирическим способом, но прослеживаемых до нашего времени.

С Т А Н О В Л Е Н И Е Г Е О Л О Г И И ( П Е Р И О Д П Я Т Ы Й )

Принципы П. Стенопа

Н. Стенон (1638—1687) подытожил свои наблюдения в диссер­ тации «О твердом, естественно содержащемся в твердом» (1669 г.). Он выдвигает методологическое положение: «.при данном теле оп­ ределенной формы, созданном согласно законам Природы, в са­ мом этом теле находим доказательства, раскрывающие место и способ его создания» (Стенон, 1957, стр. 12). Для установления способа зарождения тела необходимо знать природу вещества, но существует граничное условие исследования: «до сих пор нам неизвестно в Природе вещества ничего такого, что объясняло бы основное начало движения...» (там же, стр. 16). Он подчерки­ вает, что понятие о природном теле и естественном движении отвечает как субстанциональному, так и атомистическому пони­ манию материи.

Н. Стеной устанавливает важнейшие геологические законо­ мерности: «1. Если в каменистом слое все частицы имеют одну

18


и ту же природу и притон являются весьма топкими, то нет основания отрицать, что этот слой образовался в эпоху творения из жидкости, которая все покрывала. 2. Если в определенном слое находятся обломки другого слоя пли части животных п ра­ стений, то несомненно его не следует причислять к слоям, кото­

рые в эпоху творения осели

из первичной жидкости». И

еще:

«6. Если в одном и том же

месте вещество всех слоев

будет

одно и то же, то несомненно, что жидкость, нх отложившая, не

произошла из различных жидкостей, слившихся

в разное

время

из разных мест.»

 

 

 

Далее выдвигаются следующие тезисы: «1. Во время образо­

вания какого-либо слоя под ним

находилось

другое

тело...;

3. Во время образования какого-либо слоя он

был ограничеп

сбоку другим твердым телом или же

покрывал весь земной шар.

4. ...При образовании самого нижнего слоя ни одного пз верхних слоев еще не существовало. ...слои, перпендикулярные к горизон­ ту либо наклоненные к нему, в другую эпоху были параллель­ ны этому горизонту. ...Изменившееся положение слоев является основной причиной происхождения гор» (там же, стр. 28—32).

Если утвердившееся положение о смене моря и суши и об органическом происхождении окаменелостей явилось для геоло­ гии начальными постулатами, подобно гелиоцентризму для астро­ номии, то установленные Н. Стеноном геологические критерии выступили уже как фундаментальные законы геологии: 1) о возрастпой последовательности первичного горизонтального напла­ стования отложений и 2) о вторичном нарушении горизонталь­ ного напластования. Тем самым были заложены теоретические основы стратиграфии, геотектоники и исторической геологии в целом, а также геологического картирования и геохронологии. Принципы Н. Стенона знаменуют переход к изучению трехмер­ ного геологического пространства, причем структурный харак­ тер устанавливаемых закономерностей выступает не только в чи­ стом виде, но и в связи с генетическими постулатами и выво­ дами. Главньш объектом геологии стал разрез земной коры, даже если изучалась лишь ее поверхность. В предмет науки включа­ лась история Земли. Историческое содержание выявленных отно­ шений затруднило выражение их в виде системы (подобной, на­ пример, законам Кеплера или Ньютона) ; этот же исторический аспект до сих пор не позволил дать их достаточно адекватную математическую формулировку. Принципы Н. Стенопа завершают эру предыстории геологии — ими же начинается ее становление.

Представляется уместным провести историко-научную, гносео­ логическую и содержательную аналогию между галилеевским принципом относительности классической механики и законом о возрастной последовательности напластований, который можно на­ звать «стеноновским принципом относительности классической геологии». Оба принципа являются первыми фундаментальными положениями, обусловившими дальнейшее развитие теорий своих

19



наук,— в этом выразилась их историческая и гносеологическая роль, которая, одпако, этим не исчерпывается, по крайней мере в отношении галилеевского принципа. Последний принцип, со­ гласно которому законы механического движения тел одинаковы по отношению ко всем системам отсчета в абсолютном пустом пространстве, был осознан и назван лишь в наше время, когда потребовалось переосмысление представлений о физическом про­

странстве

п времени. С подобной же точки зрения целесообраз­

но ввести

понятие о принципе относительности

геологических

тел, даже

если эффективность применения и развития принципа

еще не вполне ясна.

Главное содержание стеионовского принципа относительности сводится к тому, что пространственному отношению геологиче­ ских пластов («ниже» и «выше») эквивалентно временное отно­ шение их образования («раньше» и «позже»). Содержание фи­ зической относительности сходно с этим принципом в том, что увязывает физическое пространство и время и объясняет про­ странственно-временные отношения тел. Существенное различие заключается, в частности, в том, что стеноновский принцип объ­ ясняет время образования тел, а физический лишь время пере­ мещения. Одпако стеноновская относительность позволяет обо­ сновать и нечто большее, а именно наличие специфического гео­ логического пространства и времени, как атрибутивных свойств геологических тел, хотя, конечно, сам Н. Стенон и не диффе­ ренцирует физическое и геологическое пространство и время.

Согласно Н. Стенону, геологические пласты как механические тела образуются в однородном ныотоииапском пространстве и времени, отчасти уже занятом ранее образовавшимися телами. Од­ нородное физическое пространство и время сами по себе не обла­ дающие какими-либо свойствами, образуют фон геологических про­ цессов, тогда как существующие уже геологические тела создают неоднородность и являются своего рода условиями этих процес­ сов. Сам факт наличия дискретных геологических объектов обу­ словливает реальность геологического пространства, отличного по топологическим и групповым свойствам от однородного непре­ рывного физического пространства. Н. Стеной устанавливает ани­ зотропию геологического пространства в вертикальном измерении

(система отсчета — Земля), отвечающую

смене

пластов

в разре­

зе, тогда как физическое пространство

считается изотропным.

Сама смена пластов обусловлена действием ие

только

физиче­

ских (гравитационных и механических), но и специфических геологических процессов, которые обусловливают дискретность и анизотропность геологического пространства.

Стеноновский принцип устанавливает также специфичность геологического времени, являющегося атрибутом — свойством гео­ логических пластов (тел и процессов) по сравнению с однород­ ным физическим временем. Действительно, сам факт напласто­ вания (дискретность геологического пространства) отражается и

20


взаимообусловлпвается цикличностью и периодичностью, т. е. спе­ цифическими топологическими свойствами геологического време­ ни. Связь пространственных и временных свойств геологических объектов заключается, в частности, в том, что групповые свой­ ства геологического пространства (например, его дискретность) оказываются эквивалентными топологическим свойствам непре­ рывного геологического времени (например, ритмам).

Эти сложные отношения вызваны иерархией геологических объектов и процессов различного уровня, при которых одни из них являются иадсистемами и выступают внешними условиями для других. В связи с этим нужно сознавать, что рассматривае­ мые особенности геологического пространства и времени в мас­ штабе «пластов» отвечают лишь одному из уровней геологиче­ ской действительности и что пространственно-временные свойства геологических объектов разных уровней должны быть различ­ ными, сохраняя, однако, нечто общее для всей геологической ор­ ганизации, а также общие черты любого материального прост­ ранства и времени.

Иными словами, есть общая относительность геологического пространства и времени, заключающаяся в соотношении их с фи­ зическим пространством и временем (прежде всего с гравита­ ционными) , но есть и частная специальная относительность гео­ логического пространства и времени, характеризуемая внутренни­ ми их свойствами, обусловленными отношениями, в том числе взаимодействиями геологических тел и процессов.

Наряду с установлением относительности вертикального раз­ реза, стеноновский принцип допускал абсолютизацию горизон­ тального измерения геологического пространства. Тезисами Н. Сте­ нопа (см. выше — 1, 2, 3) предполагается повсеместный и одно­ временный процесс образования слоя определенного состава, а тем самым и пространственно-временная адекватность границ слоя фи­ зическому пространству и времени. Стеноновские тезисы (1, 2, 6) также можно трактовать как утверждения об однородности соста­ ва одновременных пластов, но если даже Н. Стеной так в действи­ тельности и не считал, то все же подобная абсолютизация со­ ставила впоследствии основу вернерианской стратиграфии и гео­ хронологии, рецидивы которой имели место вплоть до нашего вре­ мени. Стеноновский принцип относительности стал начальным общегеологическим критерием, который оказался достаточно силь­ ным в формальном отношении и весьма' содержательным, вклю­ чая статический, динамический, исторический и генетический аспекты. Этот принцип стал уточняться и дополняться через сто — двести лет, тогда как галилеевский принцип подвергся пере­ осмыслению через триста лёт.

Итак, науки о Земле, имевшие дело с разнородными прост­ ранственно-временными отношениями и свойствами природных объектов, выдвинули едва ли не первую естественно-научную аль­ тернативу пониманию пространства и времени как субстанций.

21