Файл: Гаращенко, Г. М. Безопасность судовождения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 12

Основные данные мотора «Москва-30»

Тип двигателя

Количество цилиндров

Ход поршня, мм Диаметр цилиндра Рабочий объем, см3 Степень сжатия Мощность, л. с.

Скорость вращения при мак­ симальной мощности, об/мин Максимальный удельный рас­

ход топлива, г/л. с. ч Тип продувки

Фазы газораспределения

Карбюратор Наивыгоднейший угол опере­

жения зажигания Способ запуска Модификация «Э»

Гребной винт (диаметр/шаг),

мм: белый голубой красный

Вес мотора, кг

двухтактный, карбюраторный, с принудительным водяным охлаж­ дением 2, расположение

рядное (один над другим)

60,6

72,0

496

8,5

30

5100

350

кривошипно-ка­ мерная, дефлекторная, с автома­ тическими впуск­ ными клапанами продувка 124°; выхлоп 156 40 , всасывание 118° К36Н

39°

ручной

электростартер

232/250

230/280

228/300

48

Внешние и винтовые характеристики

Каждый мотор имеет свою так называемую внешнюю характеристику, т. е. зависимость снимаемой с вала мощности от скорости вращения коленчатого вала при полном открытом карбюраторе. Для «Вихря», напри­

202

мер, внешняя .характеристика представляет собой кри­ вую 1 с максимальной мощностью в 21,5 л. с. при 5000

сб/мин (рис. 103).

Мощность, которая поглощается на данной мотор­ ной лодке гребным винтом, в зависимости от скорости вращения мотора, показана на этом же графике кри­ выми 2, 3 и 4, каждая из которых соответствует винту

определенного шага. Точки, в которых внешняя и вин­ товая характеристики пересекаются, показывают мощ­ ность и частоту оборотов мотора с данным винтом.

Оптимальный для данной лодки при данном водо­ измещении винт (винтовая характеристика 3) позволя­ ет наиболее полно использовать мощность двигателя на номинальных оборотах. При постановке более тяжелого винта (кривая 2) мотор будет работать при скорости вращения 3500 об/мин, которой по внешней характери­ стике двигателя соответствует мощность всего 12 л. с. Это значит, что мощность 20-сильного «Вихря» недоис­ пользуется.

Применение слишком «легкого» винта (кривая 4) также приводит к недоиспользованию мощности, так как внешняя характеристика резко падает при частоте оборотов больше номинального.

На том же графике показана зависимость удельного расхода топлива (кривая 5) от частоты оборотов.

203


Эксплуатация лодочного двигателя в холодное время года

При снижении температуры воздуха до 5—10° С экс­ плуатация судовых двигателей значительно усложняет­ ся из-за ухудшения условий работы системы питания, смазки и охлаждения.

При низких температурах изменяются свойства ма­ сел (повышается вязкость, оно плохо проходит по мас­ ляным каналам и в зазорах между деталями), услож­ няются условия технического обслуживания топливной и охлаждающей систем, затрудняется вращение колен­ чатого вала двигателя и усложняется процесс смесеоб­ разования.

Все это приводит к тому, что во время пуска двига­ теля, когда детали еще недостаточно прогреты и рабо­ тают в условиях полусухой смазки, увеличивается их износ и сокращается срок службы двигателя. Кроме то­ го, при понижении температуры ниже 0°С вода в систе­ ме охлаждения может замерзнуть, что приведет к по­ вреждению важнейших частей двигателя (блоков и го­ ловок цилиндров, трубопроводов). Поэтому эксплуата­ ция лодочных двигателей в холодное время года воз­ можна только при правильном обслуживании, при зна­ нии всех особенностей эксплуатации в весенний и осен­ ний периоды.

При работе двигателя в холодное время года необ­ ходимо:

1.Тщательно подготавливать моторную лодку и си­ ловую установку к каждому выходу, обращая особое внимание на систему питания, смазки и охлаждения.

2.Хорошо отфильтровывать горючее и промывать бензиновую магистраль, сетчатый фильтр и карбюратор.

3.Для смазки употреблять масло зимних сортов.

4.Зажигание тщательно проверять и при необходи­

мости регулировать.

5. Перед пуском водяную систему заливать горячей водой (до 70—80°С), а масляную систему — подогре­

тым маслом.

Для запуска двигателя рекомендуется заливать ка­ чественный автомобильный или авиационный бензин не­ посредственно в поплавковую камеру карбюратора.

204

Техническое обслуживание двигателя

Цель технического обслуживания двигателя — пре­ дупредить возникновение неисправности в двигателе и механизмах, уменьшить износ деталей и, таким образом, продлить срок их работы. В период эксплуатации дви­ гателя необходимо следить за креплением деталей и периодически подтягивать ослабевшие болты и гайки. Зазоры между трущимися деталями необходимо перио­ дически регулировать до минимально допустимых ве­ личин.

В процессе эксплуатации масло в двигателе лодки теряет свои смазывающие качества, Засоряется продук­ тами износа, вытекает через зазоры в соединениях. Поэ­ тому необходимо регулярно добавлять масло в двига­ тель и менять его в установленные сроки. Уход за дви­ гателем должен носить профилактический характер, т. е. предупреждать возникновение неисправностей в двигателе путем своевременного осмотра, регулировки, смазки и крепления ослабевших соединений.

Перед пуском двигателя необходимо выключить ре­

версивно-разобщительную муфту, провернуть

коленча­

тый вал за маховик,

убедиться в отсутствии

заеданий

в движущихся частях

и проверить работу

клапанов.

Кроме того, нужно проверить наличие топлива в рас­ ходном баке, смазочного масла в картере и в маслен­ ках, открыть доступ топлива к двигателю и закрыть дроссельную заслонку, открыть приемные и отливные вентили водяного охлаждения, установить позднее за­ жигание и только после этого запустить двигатель.

Для пуска двигателя следует:

а) нажать кнопку стартера, открывая дроссельную заслонку. При отсутствии вспышки в момент перехода через в. м. т. установить раннее зажигание;

б) включить нагрузку; в) по контрольным кранам проверить работу водя­

ного охлаждения и топливной системы, а также всех механизмов.

Когда двигатель начнет работать, следует убедиться в том, что масло поступает хорошо к трущимся частям, ощупать цилиндры и сливные патрубки охлаждающей воды, температура которых должна быть 35—-45° С. Если цилиндры и отливные патрубки имеют более вы­ сокую температуру, необходимо проверить поступление охлаждающей воды.

205


Работающий двигатель должен находиться под по­ стоянным наблюдением. Системам топливоподачи, смаз­ ки, охлаждения и зажигания следует уделять большое

внимание.

У х о д за с и с т е м о й т о п л и в о п о д а ч и — прежде всего содержание ее в чистоте и исправности. Бензин перед заливкой в бак тщательно фильтруется. Бензиновый бак, магистраль к карбюратору и карбюра­ тор не должны протекать, так как это может вызвать пожар. Периодически снимайте топливный трубопровод и сетчатый фильтр для промывки.

Н а б л ю д е н и е за с и с т е м о й с м а з к и с в о ­ д и т с я к контролю за уровнем масла в картере и его температурой. Температура масла не должна превышать 75° С. Дым, выбивающийся из сапуна, указывает на пе­ регрев, перегрузку двигателя или недостаток масла в картере. При недостаточном количестве масла и перегре­ ве двигатель следует остановить. Не допускается исполь­ зование смазочного масла неизвестной марки. По реко­ мендациям завода-изготовителя после установленного количества часов работы отработанное масло из карте­ ра необходимо сливать. Перед заливкой свежего масла внутренняя поверхность картера и сетка фильтра тща­ тельно промываются.

У х о д з а с и с т е м о й о х л а ж д е н и я с в о д и т ­ ся к поддержанию постоянного теплового режима ра­ боты двигателя и к предотвращению засорения си­

стемы.

Н а б л ю д е н и е за с и с т е м о й з а ж и г а н и я

заключается в ежедневном наружном осмотре электро­ оборудования, а также профилактическом его ремонте. При этом нужно следить, чтобы двигатель работал без стука. Если это результат слишком раннего зажигания и ослабления шатунных болтов, его необходимо немед­ ленно остановить.

При остановке двигателя в первую очередь выклю­ чают подачу топлива у дизелей и зажигание у карбю­ раторных двигателей, разъединяют муфту, а затем за­ крывают краны топливного бака и водяного охлажде­ ния. После остановки следует проверить температуру подшипников, обтереть двигатель и, когда он остынет, спустить воду из рубашки, оставив краны открытыми на все время остановки двигателя.

206

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИЛИРОВАННЫМ БЕНЗИНОМ

Применять этилированный бензин на моторных лод­ ках можно лишь в том случае, когда имеется специаль­ ное оборудование для заправки расходных бачков и хра­ нения бензина, отвечающее требованиям санитарных правил.

Этилированный бензин ядовит, поэтому нельзя мыть им руки, чистить одежду, смешивать с другими видами топлива, использовать в лампах, керосинках.

В обращении необходимо соблюдать следующие пра­ вила:

1. Заправку бака производить через воронку с гус­ той сеткой или через замшу.

2. Категорически запрещается засасывать бензин ртом через резиновый шланг или продувать ртом топ­ ливопровод и жиклер.

3. Детали, если на них попал бензин, необходимо протереть сухой ветошью. После работы с этилирован­ ным бензином руки обмыть керосином, а затем вымыть водой с мылом.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Основные правила по технике безопасности для су- доводителей-любителей заключаются в следующем:

1. Перед

выходом в

плавание

необходимо

лично

убедиться

в

исправности

двигателя, сделать

пробный

запуск на

холостом ходу

и малой

нагрузке, убедиться

в исправности муфты сцепления и реверса, валовой ли­ нии, гребного винта и рулевого устройства.

2. При пуске двигателя нужно стоять с левой сто­ роны, плотно обхватив рукой заводную ручку так, что­ бы пальцы находились по одну сторону рукоятки. Руч­ ку вращать полуоборотами на себя. Несоблюдение этого правила может привести к несчастному случаю (выви­ ху или перелому большого пальца, а в некоторых слу­ чаях и к более тяжелым травмам). Запуская подвесной мотор, нельзя пусковой шнур наматывать на руку.

3. Нельзя заводить перегретый двигатель, так как может произойти обратный удар от преждевременной вспышки.

207



4.Во избежание удара заводной ручкой необходи­ мо, чтобы она свободно, без заедания, двигалась и от­ жималась под действием пружины.

5.Нельзя допускать установки слишком раннего за­

жигания.

6. Все вращающиеся детали (маховик, гребной вал и др.) должны быть закрыты съемными, прочно укреп­ ленными щитками, дающими возможность удобного на­ блюдения и смазки механизма. Работа с механизмами, не имеющими ограждений, запрещается.

7.Выхлопной трубопровод следует изолировать ас­ бестовым шнуром.

8.Перед включением разобщительной муфты греб­

ного вала необходимо проверить, нет ли за кормой лю­ дей.

9.Нельзя допускать острых выступов и граней на деталях обстройки лодки.

10.Нельзя притрагиваться к нагретым частям дви­

гателя, так как можно обжечь руку.

11.Применяемые инструменты и оборудование долж­ ны быть исправными, чистыми и соответствовать свое­ му назначению.

12.Для выполнения ремонтных работ двигатель не­

обходимо остановить.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Бензин относится к числу легковоспламеняющихся взрывчатых веществ, поэтому при работе с мим необ­ ходимо соблюдать следующие основные противопожар­ ные правила:

1. Горючее для двигателя должно храниться в ис­ правных расходных топливных баках, а запасное — в металлических канистрах (бидонах с герметически за­ крывающейся крышкой).

2.Запрещается курить и зажигать огонь при заправ­ ка топливного бака бензином.

3.Заправку двигателя разрешается производить

только при неработающем двигателе.

4.Следить за тем, чтобы топливный трубопровод был в исправном состоянии.

5.Тщательно осматривать изоляцию проводов и ис­ правность контактов.

6.Следить за исправностью и чистотой поплавковой камеры карбюратора.

208

7. В случае воспламенения топлива во время работы двигателя немедленно остановить двигатель и прекра­ тить подачу к нему топлива из топливного бака. Пламя надо засыпать песком, прикрыть кошмой и привести в действие огнетушитель, но ни в коем случае не заливать водой.

8.Выхлопной трубопровод должен быть установлен на расстоянии 100-^150 мм от борта и обмотан шнуро­ вым асбестом.

9.На всасывающей трубе карбюратора необходим

пламегаситель, обеспечивающий эффективное гашение пламени обратных вспышек. Площадь проходного сече­ ния пламегасителя должна быть не менее пятикратной площади поперечного сечения диффузора карбюратора.

10.При утечке топлива под карбюратором необходи­ мо установить поддон с предохранительной латунной сеткой и спускной пробкой.

11.Запрещается в холодное время прогревать дви­

гатель открытым факелом.

12. Пожарный инвентарь и материалы следует дер­ жать в состоянии полной готовности.