Файл: Урок 1 организм человека. Нервная система цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наибольшего внимания заслуживают летописные и иные свидетельства о торжествах, которые устраивались в Успенском соборе по случаю одоления врага, посягавшего на землю России, в честь побед, одержанных русским воинством. Так и в XVI, XVII веках Успенский собор оставался самым почитаемым местом, где под звон московских колоколов произносили благодарственное слово воинам, защитившим «град сей и всякие грады и места, жительствующих в них всех… от огня и меча и от нахождения иноплеменных варвар».

В кремлевском Успенском соборе не только архитектура, но и традиционный живописный наряд, и богатое узорочье должны были настраивать на особо торжественный лад.

Музей «Благовещенский собор»

Это был первый по важности домовой храм московских правителей. Все это и обусловливало привлечение для его создания и украшения лучших художественных сил своего времени. Этот памятник, пожалуй, не меньше, чем Успенский собор, может рассказать о своих древних связях с историей Москвы, с кремлевским архитектурным ансамблем. Сохранилась подлинная часть Благовещенской церкви конца XIV – начала XV века, весь ее нижний, так называемый «подклетный» этаж. Он служит цокольным ярусом, основанием для существующего здания. Сохранилось летописное известие начала XV века, из которого явствует, что значил этот храм для Московского великого князя: его он поручает украсить живописью крупнейшим и знаменитым художникам Феофану Греку, Прохору из Городца и Андрею Рублеву. Соответствующее ему место Благовещенский собор занял во время реконструкции Кремля при Иване III. Он должен был еще больше, чем прежде, придать торжественный характер великокняжеской резиденции. Его сооружение шло бок о бок с созданием приемного тронного зала – Большой, или Грановитой, палаты и казнохранилища.

Создателями его были те же талантливые «навыкшие в каменносечной хитрости» псковские зодчие. Домовую великокняжескую церковь строили с 1484 по 1489 год. Ее основные конструктивные и художественные качества характерны для московской архитектурной школы. Образ памятников таков, что создает радостное, праздничное, светлое настроение, что было так свойственно искусству столицы того времени.

Этот памятник больше других испытал на себе влияние исторических перемен. Его чаще других зданий Соборной площади украшали, подновляли, придавая ему больше пышности, нарядности, величия. В царствование Ивана Грозного Благовещенский собор приобрел еще более представительный внушительный вид: первоначально трехглавую церковь превратили в девятиглавый храм, таким он дошел до нашего времени. Одна из особенностей Благовещенского собора заключается в том, что он был храмом «у царской казны», хранилищем самых больших государственных ценностей: «лелов и яхонтов, каменьев и жемчугу, саженья всякого, поясов и цепей золотых, сосудов золотых, серебряных и каменных, шелковых одежд и иных всяких одежд, что ни есть».


Здесь были крепкие стены, глухие кованые двери, надежные запоры. Отсюда к официальным церемониям выдавались великокняжеские регалии и затем проносились через Благовещенский собор.

3. Рассказ учителя.

– А сейчас мы отправляемся с вами в картинную галерею.

Рассмотрите картины. Кто на них изображен? Как называется этот жанр живописи?

Портретист – художник, рисующий изображение человека или группы людей.

Во второй половине XVIII в. наблюдался дальнейший расцвет русской живописи. Интерес к личности человека, его индивидуальным чертам и внутреннему миру отражается в художественном творчестве. Искусство портрета нашло блестящее воплощение в произведениях мастеров кисти: И. П. Аргунова, А. П. Антропова, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого и др. В немалой мере создание портретов зависело от заказов знатных и богатых людей. Это породило так называемый парадный портрет, нередко приукрашивавший изображаемого человека.

Выдающимся портретистом был Дмитрий Григорьевич Левицкий
(1735–1822). Мастер находил возможность отразить на полотне черты, возвышающие человека: мужественность, ум, душевное благородство, изящество. На портрете богача П. А. Демидова видим естественное выражение лица этого человека, любящего природу (видны горшки с цветами, лейка). Тут и раскрытая книга – хозяину не чуждо чтение.

У Левицкого просматриваются признаки отхода от парадности к изображению реальной жизни.

Талантливым учеником и последователем Левицкого был Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Среди его творений – портрет писателя и государственного деятеля Г. Р. Державина. На мундире, орденах глаз почти не задерживается, хотя все выписано великолепно. Зрителя привлекает лицо Державина, на котором запечатлена глубокая мысль. Он неутомимый труженик, творец, его окружают книги и рукописи.

Талантливые произведения выполнены художником Иваном Петровичем Аргуновым (1727–1802), представителем целой крепостной династии художников и архитекторов. В его картинах поражает ювелирная отделка мельчайших деталей окружающей обстановки, одежды, украшений. Но не обойдены вниманием на портретах и душевные качества людей. К числу самых замечательных картин этого мастера относится портрет молодой, очаровательной девушки в крестьянском костюме – олицетворение чистоты, обаяния, благородства русской женщины.

Не только в столицах работали замечательные художники. Портреты местных купцов и дворян писали мастера Ярославля, Твери, Солигалича и других городов.



Но иногда, рассматривая картины, можно встретить такие, которые подписаны так: «Неизвестный автор XVIII века».

– Как вы думаете, почему встречаются картины с такими подписями? (Ответы учащихся.)

Многие картины писали талантливые люди из народа – крепостные крестьяне, имена которых не назывались. А если картину писал дворянин, то он не подписывал своего имени, потому что рисовать картины в то время считалось несерьезным делом.

Физкультминутка

Игра «Ванька, встань-ка!».

Учащиеся вместе с учителем выполняют движения: встают на носки, затем возвращаются в исходное положение; приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка,

Будь послушен, ишь какой!

(Грозят друг другу пальцем.)

Нам не справиться с тобой.

Учащиеся садятся на стулья. Учитель предлагает им посоветовать Ване, как избавиться от лени. Для обсуждения можно предложить различные ситуации.

– Какие, на ваш взгляд, красивые архитектурные здания украшают ваш город? Что вы знаете о них, об истории их возникновения, их прежних и нынешних жителях?

– Какие города знамениты своими архитектурными постройками? Слышали ли вы о городах-памятниках?

Сохранились рассказы очевидцев, которые видели, как фашистский самолет, бомбивший все на своем пути, прекратил бомбежку, пролетая над прекраснейшим памятником русского деревянного зодчества – церквами города Кижи. Враг, изумленный красотой, не посмел ее разрушить. И здесь вспоминаются слова: «Красота спасет мир».

IV. Закрепление изученного материала.

1. Ответы на вопросы:

– Какие архитектурные сооружения в восемнадцатом веке появились в России? Что в них было нового, необычного в сравнении с прежними архитектурными постройками?

2. Работа по рисункам.

– Рассмотрите рисунки с изображением архитектурных сооружений на с. 86, 88 учебника. Прочитайте задания в учебнике и выполните их.

3. Выполнение задания 53 по рабочей тетради № 2, с. 31.

V. Итог урока.

1. Беседа по вопросам:

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– С какими архитектурными памятниками русского зодчества вы познакомились?


– Какие живописные полотна кисти каких художников глубоко тронули ваши чувства и оставили яркий след?

– Какие впечатления у вас остались, что запомнилось особенно?

2. Заключительное слово учителя.

– Каждый человек должен знать как можно больше об истории, культуре и искусстве своего народа, своей родины. Без прошлого нет настоящего, нет будущего. Мы гордимся лучшими образцами творения рук людских и умов – памятниками искусства, архитектуры, музыки, литературы. Мы чтим свои исторические корни, мы свято бережем все, что создали народные умельцы и мастера, написали поэты и писатели.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья,

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды

К седым гранитам городским –

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским.

Д. Самойлов


Домашнее задание: учебник, с. 85–90, читать и пересказывать тексты; ответить на вопросы в рубрике «Выскажем предположения», с. 86.

Урок 53
искусство РОССИИ XVIII (18) века.
Государственный публичный театр


Цели: рассказать о появлении первого в России театра; расширять знания учащихся о культуре и искусстве своего народа; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к народному искусству.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам.

– Что такое архитектура?

– Почему ее называют застывшей музыкой?

III. Формирование новых знаний.

1. Рассказ учителя.

– До Петра в России не было общедоступногo профессионального театра. Петр был большим любителем театральных зрелищ и распорядился построить в центре Москвы «комедиальную храмину». С 1704 года там стали давать спектакли, их могли посещать все желающие. Первые актеры были иностранцами, потом стали набирать в труппу русских. Театральные билеты назывались «ярлыки», зрители – «охотные смотрельщики».

Театральные действа совершались и в учебных заведениях. Пьесы обычно посвящались библейским или античным темам. Своего рода театральными представлениями являлись торжества по случаю знаменательных событий. Взлетали причудливые фейерверки, шествовали в соответствующих одеяниях участники, устанавливались расписанные художниками арки и колонны, гремела музыка, произносились речи в стихах.

Театральные представления прочно вошли в культурную жизнь России. Помимо заезжих трупп зарубежных (чаще итальянских) артистов представления давали и свои театры.

Часто ставили любительские спектакли в учебных заведениях.

Становление русского профессионального театра связано с именем Федора Григорьевича Волкова (1726–1763). Несмотря на свою короткую жизнь, он внес неоценимый вклад в отечественное театральное искусство. Его называют отцом русского театра.

Волков был из купцов Костромы. Природа наделила этого талантливого человека всеми артистическими качествами: редкостной сценической внешностью, обаянием незаурядной личности, прекрасным выразительным голосом