ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
10) «Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы…»
(«Сказка о золотом петушке».)
11) «Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
– А сейчас я буду доставать из «волшебного» мешочка разные предметы или картинки, а вы должны угадать, из какого произведения А. С. Пушкина они мной взяты.
Предметы в мешочке: яблоко, рыбка, орешек, веревка, петушок, белочка, борода, невод, корыто, чертенок, меч, шмель и др.
– Внимание! Кто быстрее даст ответ?
1) Сколько братьев у царевны-лебеди? (33 брата.)
2) Сколько раз старик закидывал невод? ( Три раза.)
3) У скольких богатырей жила царевна из «Сказки о мертвой царевне…»? (У семи богатырей.)
4) Сколько раз превращался царь Гвидон? (Три раза.) В кого?
5) Что потребовал работник за свой труд у попа? (Три щелчка в лоб.)
6) Сколько девиц сидело под окном в «Сказке о царе Салтане…»? (Три девицы.)
– Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
Комар, бабочка, шмель.
Зеркальце, яблоко, груша.
Заяц, белочка, орешки.
Корыто, удочка, невод.
Поп, Балда, царь Гвидон.
Салтан, Чернавка, Елисей.
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какие впечатления у вас остались, что запомнилось особенно?
– Какие отрывки из сказок Пушкина вам захотелось инсценировать? Можете подготовить их, создав свой мини-театр.
Домашнее задание: учебник, с. 92–95, читать и пересказывать тексты; ответить на вопросы в рубрике «Выскажем предположения» (с. 95).
Урок 55
ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ XIX (19) ВЕКА. НИКОЛАЙ
АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
Цели: ознакомить учащихся с творчеством Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, значением и местом в отечественной литературе; расширять знания учащихся о писателях и поэтах XIX века; воспитывать художественно-эстетический вкус.
Оборудование: запись русской народной песни «Вниз по матушке по Волге», магнитофон, комплект открыток «Дом-музей Н. А. Некрасова».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений.
Учащиеся читают выученные и подготовленные к уроку стихотворения о природе поэтов девятнадцатого века, рассказывают, какой изображена русская природа в творчестве разных поэтов, какими художественно-выразительными средствами авторы ее показывают.
Учитель предлагает выбрать лучшего чтеца.
– Вспомните, помимо стихотворений о природе, какие темы выбирали поэты девятнадцатого века для своих произведений, адресованных детям?
III. Формирование новых знаний.
1. Рассказ учителя.
Звучит русская народная песня «Вниз по матушке по Волге» в записи.
– Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1812 года в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Родовое имение Грешнёво находится неподалёку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь, в деревне, поэт провёл своё детство (показывает иллюстрации).
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесённый глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Но стоило няньке крикнуть: «Барин, барин идёт!» – как они мгновенно исчезали.
Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке Самарке, делал «грибные набеги».
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой – столбовая ярославско-костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.
Няня поэта была крепостная, и потом он не раз вспоминал, с какой любовью слушал ребёнком «рассказы нянюшки своей», то есть старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий сказывались в каждой крестьянской семье каждому крестьянскому ребёнку.
Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны, а вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.
Учитель показывает репродукцию картины «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бичевой.
Они стонали от изнурительной, невыносимо тяжёлой работы. Потрясенный, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними. Когда они расположились на отдых, он приблизился к их костру. До него донеслись слова – больной, замученный непосильным трудом человек говорил товарищам, что опостылела ему эта невыносимая жизнь, что «кабы к утру умереть, так лучше было бы ещё».
Эти слова взволновали Некрасова до слёз.
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски!..
В этом впечатлительном мальчике рано проявилась та «страстность к чужому страданию», которая и сделала его великим поэтом.
И сердце, обливаясь кровью,
Чужою скорбию болит… –
говорил он о себе в одном стихотворении.
Бойкий и, казалось бы, беззаботный дворянский ребёнок стал уже в те ранние годы не по-детски задумываться над жестокостями жизни. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных», к которому были так нечувствительны многие другие дворянские дети.
По той дороге, которая проходила мимо усадьбы Некрасовых, гнали в Сибирь арестантов, закованных в кандалы. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся на этой «проторенной цепями» дороге.
Характер у Некрасова был боевой и настойчивый, совершенно не склонный к беспомощной жалости. Его любовь к угнетённым всегда сочеталась с ненавистью к их угнетателям. Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась его сильная воля. Однажды, поздней осенью, случилось ему подстрелить на Печельском озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и добыл её. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило», – писала сестра Некрасова в воспоминаниях о нём. Семилетним ребёнком, услышав от няни, будто по ночам в саду гуляют черти, он в ту же ночь пошел в тёмный сад – на единоборство с чертями. Ему было страшно до обморока, но он не вернулся домой, пока не обошёл все кусты и деревья:
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусты и закричал,
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой, –
Наверно б, мёртвый я упал!
Творчество Н. А. Некрасова в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России на крестьянских детей.
В отрывке из поэмы «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору…») поэт рассказывает о том, как рано у крестьянских детей кончилось детство, – уже в шесть лет Влас исполняет работу взрослого мужчины. С добрым, но горьким юмором нарисовал Некрасов образ этого «мужичка с ноготок».
В стихотворениях Н. А. Некрасова говорится о горячей любви к русской земле, ее народу – труженику и созидателю, о непримиримой вражде к тем, кто отнимает у народа свободу, а у детей – детство.
В стихотворении «Железная дорога» поэт поведал горькую правду о строителях первой русской железной дороги, их тяжком подневольном труде. Но в этом стихотворении прослеживается пророческая уверенность автора в светлом будущем народа, когда он «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».
Еще одно стихотворение, посвященное детям, – «Накануне светлого праздника». В нем говорится о кузнецах, портных, красильщиках, пильщиках, идущих в родные деревни со светлой надеждой на отдых в пасхальный праздник.
Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,
Отмыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой.
Но в стихотворении не только доброе пожелание поэта трудовому народу мы видим. Некрасову нравится, что народ действует как единая сила – шли и шли люди в сумерках с пучками горящей соломы по всем тропкам:
Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была!..
Некрасова восхитила представшая воочию сила народной массы, пришедшей в единение. Она волновала поэта. Ради того, чтобы передать свое ощущение народной силы, он и рассказал детям о том, что увидел в родном Ярославском крае, недалеко от Ростова.
Много стихотворений Некрасова написано о природе. Но есть одно стихотворение, которое прочно вошло в детское чтение, – «Дедушка Мазай и зайцы». Вы его уже читали? Что вам в нем больше всего понравилось? Почему? Было ли это на самом деле? Мог ли поэт в реальности наблюдать такую картину?
Стихотворение написано в форме рассказа поэта, страстного охотника, о своем спутнике, тоже охотнике – старом Мазае. Рассказчик стремится убедить своих слушателей в правдивости истории, достоверности повествования, обращаясь непосредственно к детям, называя точные географические места и имена:
В августе около Малых Ветвей
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу пропало.
Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал.
Рассказывает Мазай о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек.
В рассказе деда Мазая нас трогают добрый юмор, подлинная любовь ко всему живому, в нем нет «жалостливых», слезливых интонаций.
Физкультминутка
Упражнение «Бабочка».
Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка-порхалочка,
Ты ко мне спеши!
2. Рассказ учителя о творчестве Л. Н. Толстого.
– Творчество Л. Н. Толстого неразрывно связано с его любовью к русскому народу. В Ясной Поляне он вел педагогическую деятельность и создал учебные книги для народных школ России. «Азбука», «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения» написаны им. Л. Н. Толстой стремился определить, какие книги любит и читает народ. Он изучал запросы читателей-крестьян, которым книги были малодоступны, но которые очень желали духовной близости с литературным творчеством.
Пословицы, поговорки, сказки, былины составляют значительную часть учебных книг Толстого: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое»; «Капля мала, а по капле – море».
Нашлось место в его творчестве и загадкам. Попробуйте отгадать загадки, придуманные писателем:
«Скручен, связан, по избе пляшет». (Веник.)
«Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, земля, трава.)
В каждом рассказе и в каждой сказке Л. Н. Толстой ставит конкретные задачи воспитания, образования, обучения.
Басни Л. Н. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Старый дед и внучек»). Доброта и самоотверженность голубки, спасшей тонущего муравья, вызывают ответное стремление помочь, и когда она попала в сеть, муравей спасает ее. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.