Файл: Урок 1 организм человека. Нервная система цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

10) «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы…»

(«Сказка о золотом петушке».)

11) «Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

– А сейчас я буду доставать из «волшебного» мешочка разные предметы или картинки, а вы должны угадать, из какого произведения А. С. Пушкина они мной взяты.

Предметы в мешочке: яблоко, рыбка, орешек, веревка, петушок, белочка, борода, невод, корыто, чертенок, меч, шмель и др.

– Внимание! Кто быстрее даст ответ?

1) Сколько братьев у царевны-лебеди? (33 брата.)

2) Сколько раз старик закидывал невод? ( Три раза.)

3) У скольких богатырей жила царевна из «Сказки о мертвой царевне…»? (У семи богатырей.)

4) Сколько раз превращался царь Гвидон? (Три раза.) В кого?

5) Что потребовал работник за свой труд у попа? (Три щелчка в лоб.)

6) Сколько девиц сидело под окном в «Сказке о царе Салтане…»? (Три девицы.)

– Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

Комар, бабочка, шмель.

Зеркальце, яблоко, груша.

Заяц, белочка, орешки.

Корыто, удочка, невод.

Поп, Балда, царь Гвидон.

Салтан, Чернавка, Елисей.

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какие впечатления у вас остались, что запомнилось особенно?

– Какие отрывки из сказок Пушкина вам захотелось инсценировать? Можете подготовить их, создав свой мини-театр.

Домашнее задание: учебник, с. 92–95, читать и пересказывать тексты; ответить на вопросы в рубрике «Выскажем предположения» (с. 95).

Урок 55
ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ XIX (19) ВЕКА. НИКОЛАЙ
АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ


Цели: ознакомить учащихся с творчеством Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, значением и местом в отечественной литературе; расширять знания учащихся о писателях и поэтах XIX века; воспитывать художественно-эстетический вкус.

Оборудование: запись русской народной песни «Вниз по матушке по Волге», магнитофон, комплект открыток «Дом-музей Н. А. Некрасова».

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений.

Учащиеся читают выученные и подготовленные к уроку стихотворения о природе поэтов девятнадцатого века, рассказывают, какой изображена русская природа в творчестве разных поэтов, какими художественно-выразительными средствами авторы ее показывают.

Учитель предлагает выбрать лучшего чтеца.

– Вспомните, помимо стихотворений о природе, какие темы выбирали поэты девятнадцатого века для своих произведений, адресованных детям?

III. Формирование новых знаний.

1. Рассказ учителя.

Звучит русская народная песня «Вниз по матушке по Волге» в записи.

– Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1812 года в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Родовое имение Грешнёво находится неподалёку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь, в деревне, поэт провёл своё детство (показывает иллюстрации).

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесённый глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Но стоило няньке крикнуть: «Барин, барин идёт!» – как они мгновенно исчезали.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке Самарке, делал «грибные набеги».

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой – столбовая ярославско-костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

Няня поэта была крепостная, и потом он не раз вспоминал, с какой любовью слушал ребёнком «рассказы нянюшки своей», то есть старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий сказывались в каждой крестьянской семье каждому крестьянскому ребёнку.



Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны, а вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Учитель показывает репродукцию картины «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бичевой.

Они стонали от изнурительной, невыносимо тяжёлой работы. Потрясенный, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними. Когда они расположились на отдых, он приблизился к их костру. До него донеслись слова – больной, замученный непосильным трудом человек говорил товарищам, что опостылела ему эта невыносимая жизнь, что «кабы к утру умереть, так лучше было бы ещё».

Эти слова взволновали Некрасова до слёз.

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!..

В этом впечатлительном мальчике рано проявилась та «страстность к чужому страданию», которая и сделала его великим поэтом.

И сердце, обливаясь кровью,

Чужою скорбию болит… –

говорил он о себе в одном стихотворении.

Бойкий и, казалось бы, беззаботный дворянский ребёнок стал уже в те ранние годы не по-детски задумываться над жестокостями жизни. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных», к которому были так нечувствительны многие другие дворянские дети.

По той дороге, которая проходила мимо усадьбы Некрасовых, гнали в Сибирь арестантов, закованных в кандалы. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся на этой «проторенной цепями» дороге.

Характер у Некрасова был боевой и настойчивый, совершенно не склонный к беспомощной жалости. Его любовь к угнетённым всегда сочеталась с ненавистью к их угнетателям. Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась его сильная воля. Однажды, поздней осенью, случилось ему подстрелить на Печельском озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и добыл её. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило», – писала сестра Некрасова в воспоминаниях о нём. Семилетним ребёнком, услышав от няни, будто по ночам в саду гуляют черти, он в ту же ночь пошел в тёмный сад – на единоборство с чертями. Ему было страшно до обморока, но он не вернулся домой, пока не обошёл все кусты и деревья:


Сошла мне даром эта ночь,

Но если б друг какой иль враг

Засел в кусты и закричал,

Иль даже, спугнутая мной,

Взвилась сова над головой, –

Наверно б, мёртвый я упал!

Творчество Н. А. Некрасова в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России на крестьянских детей.

В отрывке из поэмы «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору…») поэт рассказывает о том, как рано у крестьянских детей кончилось детство, – уже в шесть лет Влас исполняет работу взрослого мужчины. С добрым, но горьким юмором нарисовал Некрасов образ этого «мужичка с ноготок».

В стихотворениях Н. А. Некрасова говорится о горячей любви к русской земле, ее народу – труженику и созидателю, о непримиримой вражде к тем, кто отнимает у народа свободу, а у детей – детство.

В стихотворении «Железная дорога» поэт поведал горькую правду о строителях первой русской железной дороги, их тяжком подневольном труде. Но в этом стихотворении прослеживается пророческая уверенность автора в светлом будущем народа, когда он «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».

Еще одно стихотворение, посвященное детям, – «Накануне светлого праздника». В нем говорится о кузнецах, портных, красильщиках, пильщиках, идущих в родные деревни со светлой надеждой на отдых в пасхальный праздник.

Я доброго всем им

Желаю пути;

В родные деревни

Скорее прийти,

Отмыть с себя копоть

И пот трудовой

И встретить Святую

С веселой душой.

Но в стихотворении не только доброе пожелание поэта трудовому народу мы видим. Некрасову нравится, что народ действует как единая сила – шли и шли люди в сумерках с пучками горящей соломы по всем тропкам:

Народная масса

Сдвигалась, росла.

Чудесная, дети,

Картина была!..

Некрасова восхитила представшая воочию сила народной массы, пришедшей в единение. Она волновала поэта. Ради того, чтобы передать свое ощущение народной силы, он и рассказал детям о том, что увидел в родном Ярославском крае, недалеко от Ростова.

Много стихотворений Некрасова написано о природе. Но есть одно стихотворение, которое прочно вошло в детское чтение, – «Дедушка Мазай и зайцы». Вы его уже читали? Что вам в нем больше всего понравилось? Почему? Было ли это на самом деле? Мог ли поэт в реальности наблюдать такую картину?

Стихотворение написано в форме рассказа поэта, страстного охотника, о своем спутнике, тоже охотнике – старом Мазае. Рассказчик стремится убедить своих слушателей в правдивости истории, достоверности повествования, обращаясь непосредственно к детям, называя точные географические места и имена:


В августе около Малых Ветвей

С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу пропало.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал.

Рассказывает Мазай о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек.

В рассказе деда Мазая нас трогают добрый юмор, подлинная любовь ко всему живому, в нем нет «жалостливых», слезливых интонаций.

Физкультминутка

Упражнение «Бабочка».

Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

Ты летай, как бабочка,

Крылышками помаши,

Бабочка-порхалочка,

Ты ко мне спеши!

2. Рассказ учителя о творчестве Л. Н. Толстого.

– Творчество Л. Н. Толстого неразрывно связано с его любовью к русскому народу. В Ясной Поляне он вел педагогическую деятельность и создал учебные книги для народных школ России. «Азбука», «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения» написаны им. Л. Н. Толстой стремился определить, какие книги любит и читает народ. Он изучал запросы читателей-крестьян, которым книги были малодоступны, но которые очень желали духовной близости с литературным творчеством.

Пословицы, поговорки, сказки, былины составляют значительную часть учебных книг Толстого: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое»; «Капля мала, а по капле – море».

Нашлось место в его творчестве и загадкам. Попробуйте отгадать загадки, придуманные писателем:

«Скручен, связан, по избе пляшет». (Веник.)

«Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, земля, трава.)

В каждом рассказе и в каждой сказке Л. Н. Толстой ставит конкретные задачи воспитания, образования, обучения.

Басни Л. Н. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Старый дед и внучек»). Доброта и самоотверженность голубки, спасшей тонущего муравья, вызывают ответное стремление помочь, и когда она попала в сеть, муравей спасает ее. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.