Файл: Биметаллические трубы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда

R K <

Кт для двухвалковых и двухроликовых станов

при фтах =

90°

и ф' я» 60°

ASmax — 0,5 (Кт — Кк);

для трехвалковых и трехроликовых станов при фтах=60о и ф '^ 45°

ASmax = 0,3 (Кт — Кк);

для четырехроликовых станов при фтах = 45° и ф' зё 35°

ASmax = 0,18 (КТ— Кк),

где ф' — угол между вертикальной осью инструмента и сечением начала развалки.

Полученные формулы для определения максимально возможной величины наведенной разностенности графически представлены на номограммах (рис. 42, а, б).

Из графиков видно, что наведенная разностенность при непра­ вильном подборе инструмента может достигать значительной вели­ чины. Поэтому холодную прокатку биметаллических труб высокой точности проводят на точном инструменте с уменьшенной развалкой.

Холодная прокатка биметаллических труб

Характерной особенностью холодной прокатки биметаллических труб является участие в деформации двух металлов, имеющих раз­ личную величину сопротивления деформированию, и границы раз­ дела слоев, имеющей, как правило, более низкую прочность, чем прочность металлов слоев. Это приводит к образованию на границе слоев напряжений, могущих превысить прочность сварки. При­ чиной возникновения скалывающих напряжений являются также многократные знакопеременные изгибы сечения трубы за счет овализации сечения в очаге деформации в калибрах с переменным профилем ручья, имеющего развалку.

Эта особенность делает необходимым уменьшение вытяжки при холодной прокатке биметаллических труб до 2—2,5 за один проход, что обеспечивает сохранение сварки слоев, а также снижение вели­ чины концевых расслоений. Для снижения сплющивания трубы в очаге де'формации величину развалки калибров уменьшают в 2 —3 раза по сравнению с обычной. В ряде случаев, при прочности сварки слоев менее 80 МН/м2 ( 8 кгс/мм2) вместо холодной прокатки прихо­ дится применять процессы деформирования, не приводящие к зна­ копеременному сплющиванию сечения трубы, например волочение на короткой или длинной оправке. С той же целью вытяжка при пер­ вых прокатках биметаллических труб, Имеющих низкую прочность сварки слоев, может быть снижена до 1,5— 1,8. Например, первые прокатки труб сталь ЭИ847 + армко-железо на станах ХПТ произ­ водятся с вытяжкой, не превышающей 2,5, а труб сталь 10 + медь

свытяжкой, не превышающей 1,8. При последующих прокатках вытяжка может быть увеличена без каких-либо ограничений в связи

срезким ростом прочности соединения слоев в процессе проведения

101


промежуточных термических обработок, либо дополнительных термо­ диффузионных обработок. Прочность связи слоев при этом возра­ стает в 2—4 раза за счет увеличения площади фактического контакта.

Биметаллические заготовки с прочностью' связи слоев, близкой к временному сопротивлению разрыву металлов композиции (на­ пример, полученные прессованием и сваркой взрывом), могут под­ вергаться холодной деформации без ограничения вытяжки.

Коэффициент леаниро5ания п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р и с .

43. З

а в

и с и

м о

с

т ь

д

а в

л

е н и я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м е т а л л а

н а

в а л о к

 

о т

 

к о э ф ф и ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц и е н т а

п л а к и р о в а н и я

п р и

 

п р о ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к а т к е

 

б и м е т а л л и ч е с к и х

 

 

т р у б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с т а л ь

 

10

-f* с т а л ь

 

 

0X18H1QT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( в н у т р и )

п о

м а р ш р у т а м :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а — 3 8 Х 4 , 4 - * 2 2 Х 2 , 5 м м , Д е =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 2,5,

п р и

п

р я

м о

м

х о д е

к л е т и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( п о д а ч а , м м ,

и

ч и с л о

х о д о в

с о ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о т в е т с т в е н н о :

 

 

 

/

— 10 и

104; 2 — 10 и

76; 3 — 8 и 104; 4 — 8 и

76; 5 — 5 и

104;

6 — 5 и

76; 7 — 2,5

и

104;

8 — 2,5

и 76); б — п р и

о б р а т н о м

х о д е к л е т и

( /

— 10 и

76;

2 — 8 и

76;

3 — 5

и

76;

4 — 2,5

и

76); в

— 3 8 X 4 ,4 -» 2 2 X 2 , 2 м м ,

p,g =

3,6

п р и

п р я м о м

( /

— 10

и

76;

3 — 5

и

76;

5

— 2,5

 

 

и 76) и

о б р а т н о м х о д е (2

— 10 и

76; 4 — 5

и 76;

6 2 и

76)

 

 

 

 

 

 

 

В

зависимости от свойств

металлов

композиции

и

требований

к готовым трубам биметаллические передельные трубы перед холод­ ной прокаткой подвергают омеднению, фосфатированию, омыливанию либо прокатывают без каких-либо покрытий. Так, холодная прокатка биметаллических труб сталь ЭИ847 + армко-железо про­ изводилась без омеднения с применением смазки, состоящей из 50% талька и 50% касторового масла. Выбор этой смазки объясняется возможностью ее легкого удалёния с поверхности труб при обезжи­ ривании в растворе щелочей, не прибегая к обработке в кислоте,

102


что обычно требуется для удаления остатков меди с поверхности нержавеющей стали. Трубы же сочетаний нержавеющая сталь + углеродистая сталь и углеродистая сталь + цветной металл перед холодной прокаткой омедняли, так как требования к качеству по­ верхности углеродистого слоя в первом случае позволяли произво­ дить кислотную обработку труб для удаления меди, а во втором такое удаление меди не требовалось.

Характерным для прокатки биметаллических труб является изменение общего давления на валки в зависимости от соотношения слоев, т. е. от содержания мягкой и твердой составляющей. Экспе­ рименты показали, что при прокатке биметаллических труб нержа­ веющая сталь + углеродистая сталь (снаружи) зависимость между общими давлениями на валки, подачей и вытяжкой прямолинейна

ипропорциональна (рис. 43). С повышением толщины слоя углеро­ дистой стали давления снижаются, характер кривых сохраняется.

Для расчета удельных давлений при холодной прокатке биметал­ лических труб может быть с успехом использована формула, пред­ ложенная Ю. Ф. Шевакиным для прокатки однослойных труб [41]

искорректированная авторами с учетом временного сопротивления разрыву биметаллических труб следующим образом:

Рп = (1,02 —

1,08)[<хв.нп„ + а ВіВ(1 — « H)] +

/ ( - f j - —

0 х

 

 

X

— У

5пР К Л + <ТВ. в (1 -

Пи)],

 

 

 

 

 

где

1,02—1,08 — коэффициент, учитывающий влияние среднего

 

 

главного напряжения;

 

 

 

 

 

 

а в.н и

в — временное сопротивление

разрыву

металла

на­

 

 

ружного и внутреннего слоев соответственно

 

 

при данной степени деформации;

 

 

 

 

 

/ — коэффициент трения (для

стали / я« 0 , 1 );

и

 

S 2 и Sx — соответственно

толщина

стенки

заготовки

 

 

трубы в данном сечении;

 

шестерни

и

 

Рш и р, — соответственно

радиус

ведущий

 

 

гребня валка в данном сечении;

 

 

 

 

ASnp — обжатие в мгновенном

очаге деформации при

 

 

прямом ходе клети, ASnp = (1 — ks) АSx

(ks

 

 

коэффициент, учитывающий деформацию

метал­

 

 

ла при обратном ходе),

ks — 0,Зч-0,4;

 

 

ASX =:тп — цх (tg а* — tg а)

тп — величина подачи; \лх — вытяжка в сечении х;

tg ах — конусность ручья в данном сечении; tg а — конусность оправки.

Необходимо отметить, что при плакировании пластичным метал­ лом (например, армко-железо) труднодеформируемой стали или сплава с ограниченной пластичностью (например, ВЖЮ0, ВЖ98)

103


значительно возрастает их способность пластически деформироваться. Так, однослойные трубы из указанных сплавовразрушались при холодной прокатке со степенью деформации, не превышающей е =

 

 

 

 

 

 

 

 

— 55%,

в то время как плакиро­

 

 

 

 

 

 

 

 

ванные армко-железом, с успехом

 

 

 

 

 

 

 

 

прокатывали при е == 75-^80%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Металлографическое

исследо­

 

 

 

 

 

 

 

 

вание

подтвердило

отсутствие

 

 

 

 

 

 

 

 

разрушения

в

основном

слое.

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо отметить,

что

в про­

 

 

 

 

 

 

 

 

цессе холодной прокатки биметал­

 

 

 

 

 

 

 

 

лических

труб с прочной

связью

 

 

 

 

 

 

 

 

слоев происходит

пропорциональ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ное истечение слоев с сохранением

 

Моэррициен/л 0ытзм-л1и

 

коэффициента

плакирования пос­

Р и с .

44. И

з м е н е н и е

к о э ф ф

и ц и

е н т

а п л а

к и

тоянным

(рис. 44). При

холодной

же прокатке двухслойных труб без

р

о в а н и я

в з а в и

с и м о с т и

о т

в ы

т я ж к и

 

мущественное

 

 

 

 

 

сварки слоев

наблюдается

преи­

истечение мягкого слоя. Эксперименты, проведенные

с двухслойными трубами из армко-железа и стали ЭИ847, показали, что интенсивность изменения коэффициента плакирования зависит от ряда технологических параметров и может быть выражена эмпи­ рической формулой, описывающей поверхность (рис. 45)

пз = (0,42 + 0,1 \тп— 0,043ml) h +(0,01 lm 2 — 0,065mn — 0,21),

где

/ п

пя =

104


С увеличением подачи повышается неравномерность деформации слоев: армко-железо вытесняется из очага деформации интенсивнее — коэффициент пн снижается. Интенсивность снижения коэффици­ ента пн падает при уменьшении толщины наружного плакирующего слоя.

Результаты этих исследований могут быть использованы при изготовлении двухслойных труб, а также труб из труднодеформируемых сталей и сплавов в пластичных оболочках, как это делается при горячей деформации.

При прокатке биметаллических труб на роликовых станах для получения точных геометрических размеров труб применяется спе-

Р и с .

46.

З

а

в

и

с

и

м

о

с

т

ь

д а в л

е

н

и

й н а

р

о

л и к

и

п

р

и

п р о к а

т к

е

б и

м

е т

а л л

и ч е

с к и х

т

р у

б

н а

Х

П Т Р

15-30

о т

к

о

э

ф

ф

и

ц

и

е

н

т а

п л а

к

и

р

о в а н и я

,

п о

д

а ч

и

и

ч и с л а

д

в о

й

н ы

х

х о

д о в

(

п р и

в

ы

т я ж

к е

2,25):

а

— п р и п р я м о м

 

х о д е : 6 — п р и

о б р а т н о м х о д е ( п о д а ч а , м м ,

и ч и с л о х о д о в с о о т в е т с т в е н н о п р и

п

р о х о д а х :

 

1 — 5 и

 

80;

2 — 5 и

30;

3 — 3,3

и

80;

4 — 3,4

и

30;

5

1,8

и

80;

 

6

1,8

и

30)

циальный инструмент. Калибровка опорных планок рассчитывалась по методике МИСиС соответственно маршруту прокатки. Для сни­ жения зон внеконтактной деформации зазор между цилиндрической оправкой и передельной трубой выбирался минимальным (0,4— 0,5 мм). Это в значительной мере снижало величину наведенной разностенности. Давления металла на ролики при прокатке биметалли­ ческих труб на стане ХПТР15-30 измеряли с помощью клина-мес- дозы, устанавливаемой под верхнюю опорную планку. Замеры про­ изводили при прокатке труб по маршруту 2 0 x 0 , 9 —* 1 8 ,5 x 0 ,4 . Зависимость давления от подачи (обжатия) прямолинейна и пропор­ циональна (рис. 46). Максимальной величины давление достигает при отсутствии мягкой составляющей (армко-железа). По мере уве­ личения удельного содержания мягкой, менее наклепываемой состав­ ляющей давления падают, т. е. давления обратно пропорциональны коэффициенту плакирования.

105